Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 18/12/2017


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 18/12/2017
============================================================
Грузия: в Сирии убит влиятельный выходец из Панкисского ущелья

18.12.2017 17:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76231
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 18 декабря. В Сирии убит влиятельный полевой командир – выходец из Панкисского ущелья. Информацию об этом распространяет аналитик газеты «Квирис палитра» (Палитра недели) Нино Бурчуладзе.



По ее информации, в сирийской провинции Хомс погиб панкисец Георгий Куштанашвили, он же Салахуддин аль Шишани. В Сирии он сражался против сил Башара Асада, сообщает Грузия Онлайн.



«Куштанашвили в свое время был членом группировки, созданной Тарханом Батирашвили - Джаиш аль-мухаджирин валь-Ансар, а после перехода Батирашвили в халифат – ее командиром. В конце концов, он покинул группировку из-за конфликта, однако продолжал борьбу против Асада. В последнее время он сражался в рядах крупного оппозиционного соединения Хайят Тахрир аш-Шам. Куштанашвили был одним из его командиров», - заявляет Нино Бурчуладзе.


============================================================


Англиканским епископом Лондона впервые стала женщина

18.12.2017 16:45
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76230
------------------------------------------------------------




Лондон, 18 декабря. Королева Великобритании и одновременно глава Церкви Англии Елизавета II утвердила назначение новым епископом Лондонским 55-летнюю Сару Маллэлли, которая в настоящий момент служит викарным епископом Кредитонским в Эксетерской епархии. Об этом в понедельник информировала канцелярия премьер-министра Великобритании, передает ТАСС.



Как сообщается, с начала 2018 года Маллэлли сменит Ричарда Чартреса на посту Лондонского епископа - третьей по значимости должности в табели о рангах Церкви Англии после архиепископа Кентерберийского, являющегося духовным главой этой церкви, и архиепископа Йоркского.



Маллэлли приобрела изначальную известность в Соединенном Королевстве в качестве не священнослужителя, а госслужащей, когда в 1999 году стала самым молодым руководителем управления по работе со средним медицинским персоналом в британском министерстве здравоохранения. В 2001 году она была рукоположена в священники и три года спустя покинула работу в правительстве и приступила к пастырской деятельности в лондонском районе Саттон. Пост епископа Кредитонского Маллэлли занимает с 2015 года.



Сара Маллэлли, приступая к обязанностям епископа Лондонского, станет самым высокопоставленным священнослужителем-женщиной в истории Церкви Англии.


============================================================


Новое приложение Далай-ламы для IPHONE запретили в Китае

18.12.2017 16:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76229
------------------------------------------------------------




Москва, 18 декабря. Офис буддийского духовного лидера выпустил приложение «Далай-лама» для iPhone, однако большинство тибетцев не смогут скачать его на свои телефоны, так как власти Китая, отвергающего авторитет Далай-ламы, не допустили новинку в магазины приложений Apple на своей территории.



«Официальное приложение офиса Далай-ламы позволит вам быть в курсе того, что делает его святейшество: где путешествует, где проводит учения. Здесь вы сможете ознакомиться с официальными новостями, видео и фото, включая прямые трансляции выступлений Далай-ламы», — описывается новое приложение на странице духовного лидера буддистов в Twitter.



Приложение позволяет пользователям быть в курсе последних официальных новостей, ознакомиться с расписанием его святейшества, просматривать фотографии, смотреть видеозаписи встреч с его участием, узнавать о жизни буддийского духовного лидера, читать его учения, сообщает РИА Новости.


============================================================


Международная конференция "Религиозное сознание в постсекулярном обществе" состоялась в Москве

18.12.2017 16:20 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=76228
------------------------------------------------------------




Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Международная конференция «Религиозное сознание в постсекулярном обществе» состоялась 13-14 декабря в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Форум, в котором приняли участие специалисты из разных городов России, а также из Бельгии, Нидерландов, Италии, Литвы, был организован совместно Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ, Москва) и Центром изучения восточного христианства Амстердамского свободного университета
(INaSEC).



Представляя тему конференции, Алексей Бодров, ректор ББИ отметил, что в настоящее время религия занимает все более значительное место в обществе и при этом сильно меняется: религиозное сознание расширяется, выходит за рамки конфессий. Например, неудивительно услышать от одного из влиятельных российских религиозных деятелей утверждение: «Вера у нас одна – Россия». Перед научным сообществом стоит задача отделить «религию с ее знанием об абсолютной истине» и «религиозное
сознание в расширенном аспекте». Для этого необходимы междисциплинарные исследования с участием богословов, религиоведов, философов, антропологов, правоведов. Попыткой такого осмысления и является данная конференция.



Первый день работы форума был посвящен обсуждению фундаментальных научных проблем. Первый доклад «Религиозное сознание: недавние исследования некоторых социологов в Европе и Северной Америке» был представлен католическим священником Фаддеем Барнасом (монастырь Шевтонь, Бельгия). Он начал с обзора классических работ по социологии религии (М. Вебер, Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Дюргейм), подчеркнув, что невозможно рассматривать роль религии в обществе вне социальных явлений. Далее последовал анализ
ситуации в разных странах: США, Великобритании, странах Северной Европы, во Франции, Испании, Португалии, Италии, Польше и странах Латинской Америки – с точки зрения взаимоотношений государства и религии, специфических для каждой страны. В заключение о. Фаддей упомянул популярную на Западе концепцию Г. Дэви «Вера без принадлежности», типичную для постсекулярного сознания, – люди считают себя верующими в Бога, но при этом не соотносят себя с конкретно
й религиозной организацией или конфессией. Откликаясь на этот доклад, А. Бодров отметил, что в Восточной Европе и в России зачастую можно встретить обратное явление: «принадлежность без веры» – когда подлинную религиозность заменяют национально-культурной идентичностью.



Профессор Гайсберт ван ден Бринк (богословский факультет Амстердамского свободного университета) выступил с докладом «Дух Бога и природный мир: как теория эволюции влияет на наше религиозное сознание». Он подчеркнул, что следует различать разные аспекты термина «эволюция», дабы не сводить это понятие лишь к теории естественного отбора Дарвина, что обычно и делают те, кто видят непримиримое противоречие теории эволюции и религиозного сознания. Докладчик привел аргументы в пользу того,
что в теории эволюции «нет угрозы разрушения веры», она «не влияет на суть христианства». Например, даже такой фактор, как «случайные мутации» верующий исследователь может трактовать как «один из способов, который избрал Бог, чтобы привнести в мир разнообразие». Он отметил, что теории Коперника и Галилея в свое время тоже считались противоречащими учению Церкви, однако со временем все противоречия были сняты. «Думаю, чт
о то же произойдет и с Дарвиным, но для этого нужно время», – заключил профессор ден Бринк. Уместно упомянуть в связи с этим, что на конференции была представлена одна из новых книг издательства ББИ – К. Каннингема «Благочестивая идея Дарвина. Почему и ультрадарвинисты, и креационисты ее не поняли».







Катя Толстая, директор INaSEC – постоянный участник и организатор форума, обратилась к теме «Теология после ГУЛАГа». По ее словам, крайняя дегуманизация, которая стала возможной в ХХ веке, «потеря всего человеческого в человеке» (как называет это В. Шаламов, узник ГУЛАГа, который стал для К.Толстой «проводником») привносит новый контекст в антропологию и теологию. «Аушвиц и ГУЛАГ – это фундаментальный вызов для всех монотеистических религий»,
– считает исследовательница. В частности, она рассмотрела, как по-разному трактуется доктрина «Imago Dei» (образ Божий) богословами ХХ века. «Соблазнительно», полагает докладчица, сразу сказать: Христос страдает вместе со страдающими; были те, кто в нечеловеческих условиях сохранил человечность. Но этого недостаточно – опыт Холокоста и ГУЛАГа взывает к тому, чтобы признать: в условиях холода, голода, насилия самые стойкие могут утратить &laqu
o;человечность как образ Бога», превратиться в «доходяг» (по определению Шаламова). Но это означает, что этот «образ» в них был.



Елена Степанова (Екатеринбург) в сообщении «Религия и мораль: столкновение дискурсов» рассмотрела некоторые аспекты соотношения религии и морали в европейской и российской общественной мысли в рамках христианской парадигмы. Характер взаимосвязи религии и морали, делает вывод автор, целиком и полностью определяется историко-культурным контекстом в целом и конкретной формой христианской религии той или иной эпохи, в частности. Она коснулась также дискуссии о соотношении религии и морали в
постсоветской России, а также радикальной трансформации этой дискуссии в последние десятилетия.



Максим Переславцев (РГГУ, Москва), размышляя о том, каким может быть религиозное сознание в пост-секулярную эпоху, «когда, с одной стороны, авторитет прежних, секулярных структур уже не так очевиден, а с другой, появляется возможность рассмотрения христианского наследия без жёстких конфессиональных границ», предлагает обратиться к концепции британского богослова Джона Милбанка. В его книге «Теология и социальная теория» российский исследователь видит «новый взгляд на
христианство»: отрицая «онтологию насилия», которая лежит в основе большинства направлений секулярной мысли, Милбанк, по словам М. Переславцева, призывает «вновь обратить внимание на позитивное содержание трудов Отцов Церкви, в частности, святого Августина», акцентируя тезис последнего о том, что общество может развиваться «не как совокупность напряжений между центрами власти и интересов, но как гармония, построенная вокруг таких важных этических
понятий, как прощение и милосердие».



В течение первого дня конференции выступили также: Светлана Коначева с докладом «Религия «по ту сторону», «до» и «после» религии: анатеизм в современной феноменологической герменевтике»; Александр Кольцов – «На пути к постсекулярному: философская феноменология религии как преодоление религиозного кризиса модерна»; Дмитрий Коровин – «Христос или «американский бог»? Критика протестантизма в США в работах Стэнли
Хауэрваса». Этот день завершился панельной дискуссией на тему конференции и презентацией новых книг издательства ББИ.



Второй день работы конференции, 14 декабря, был посвящен культурным, историческим аспектам религии, общественным движениям и радикализации религиозного сознания в современном мире. Последнюю тему осветили три доклада: Виктор Шнирельман «Православие или смерть: православные фундаменталисты в действии»; Сергей Чапнин «Радикализация православных: болезнь одиночек или системный кризис?»; Алексей Зыгмонт «Христианское государство»: обманчивая тень православного
халифата». Религиовед Роман Лункин (ИВИ РАН) говорил о росте влияния религиозных институтов в условиях демократии в постсекулярном обществе. Борис Кнорре и Татьяна Хариш анализировали «этические и психологические основания современной православной диаконии как феномен постсекулярного самоопределения Русской Православной Церкви». Выступили также профессор Джордж Харинк (Амстердамский свободный университет), Дмитрий Матвеев (Москва, библейский колледж «Наследие&ra
quo;), Вера Поцци (Москва, ВШЭ), Давор Джалто (Рим, Американский институт), Олег Бреский (Вильнюс, Европейский гуманитарный университет) и другие.



Конференция завершилась дискуссией на тему «Радикализация православия».



Юлия Зайцева


============================================================


Епархия бьет тревогу в связи с количеством разводов в Петербурге и области при сокращении числа венчаний

18.12.2017 15:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76227
------------------------------------------------------------




Санкт-Петербург, 18 декабря. В Петербурге распадается каждый второй брак, в Ленинградской области число разводов достигает 82%, сообщил «Интерфаксу» в понедельник председатель комиссии по вопросам семьи Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев.



«Надо понимать, что процент высчитывается исходя из количества зарегистрированных браков. А их стало меньше. В целом за последние годы произошел скачок распада семей. По Петербургу - с 43 до 49 процентов, по Ленобласти - с 70 до 82, по России в целом - с 50 до 62», - рассказал священник, пояснив, что опирается на данные по итогам 2016 года.



По его словам, в 2016 году в храмах города было совершено 1508 венчаний, при этом было удовлетворено 820 прошений о расторжении церковного брака. «Количество венчаний также сокращается, с этим связан и выросший процент по расторжению церковных браков», - уточнил священнослужитель.



«Еще полтора года назад всем парам просто ставили печать о том, что церковный брак расторгнут. Сейчас всем дают мой номер телефона, и мы пытаемся парам помочь сохранить семью. Я по образованию в том числе и психолог, я стараюсь


============================================================


Этот храм словно ждал православных верующих
Рассказ потомка строителя грузинского храма в Лондоне

18.12.2017 15:48 | Благовест-инфо | "Квирис палитра", Грузия
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=76226
------------------------------------------------------------

============================================================


Австралия может ввести закон шариата "в определенных рамках"

18.12.2017 15:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76225
------------------------------------------------------------
Канберра, 18 декабря. Правительство Австралии может ввести законы шариата «в определенных рамках», чтобы поддержать репутацию страны, построившей «самое успешное мультикультурное общество в мире», по утверждению ее премьер-министра, сообщает «Седмица» со ссылкой на theguardian.



Правительство премьер-министра Малкольма Тарнбулла (Malcolm Turnbull) поручило подготовить исследовательский отчет о ситуации со свободой вероисповедания в стране. Отчет должна подготовить комиссия из пяти авторитетных юристов, возглавляемая бывшим генеральным прокурором Филиппом Руддоком (Philip Ruddock). В группу входит профессор конституционного права Николас Арони (Nicholas Aroney) от Квинслендского университета, который давно высказывает мнение, что следует ввести в действие законы шариата в стране,
хотя и ограничить их определенными конституционными рамками. Подобная рекомендация вполне может войти в список выводов комиссии Руддока.



Профессор Арони, который считается признанным экспертом в вопросах юридического плюрализма, законности и вероисповедания, еще в 2016 году предупреждал, что свобода вероисповедания стала, по сути дела, второсортным правом, поскольку ей почти не уделяется внимания в азарте борьбы против разных форм дискриминации и за права сексуальных меньшинств. Он полагает, что во имя свободы совести давно пора ввести поправки, разрешающие мусульманам жить по законам шариата «в строго обоснованных рамках общего
конституционного законодательства страны».



У этого предложения есть свои противники. Так, в общественных дискуссиях перед референдумом по однополым бракам (по результатам которого был принят «закон о брачном равноправии»), против подобных предложений резко выступила коалиция консерваторов во главе с министром по вопросам иммиграции Петером Даттоном (Peter Dutton) и министром обороны Даном Теханом (Dan Tehan). Консерваторы предупредили, что подобные поправки могут привести к нежелательным последствиям, поскольку в результате возникнут
религиозные анклавы, насаждающие законы шариата под защитой общего законодательства страны.



Впрочем, профессор Ароней и сам признает в своей статье 2012 года под названием «Совместимость законов шариата с нормами законодательств западных стран», что введение норм шариата «должно проводиться очень осторожно, поскольку шариат определяет образ жизни мусульманина в целом, а потому может иметь серьезные последствия для конституционного порядка страны. Кроме того, есть вероятность его использования экстремистскими элементами». При этом профессор и его соавтор полагают, что шариат
несправедливо заслужил мрачную репутацию на западе, поскольку наказывает «бичеваниями, побитием камнями и отсечением конечностей за преступления». Но на самом деле это комплекс высоконравственных предписаний, определяющих убеждения, религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания составлены на основании Корана и сунны пророка Мухаммеда и регулируют практически все сферы повседневной жизни мусульман.



«Я обеспокоен назначением Николаса Арони в комиссию, – отмечает Родни Крум (Rodney Croome), представитель правозащитной организации Just Equal. – Его статьи показывают, что он ставит свободу вероисповедания выше всех остальных свобод и прав, даже выше принципа равноправия граждан. Отчет комиссии Руддока должен дать взвешенную картину ситуации со свободой совести в стране, но на самом деле правительство заказало отчет ради проталкивания полной свободы веры вслед за законом о брачном
равноправии».



Сенатор Дэвид Фосетт (David Fawcett), член коалиции консерваторов, напоминает, что Австралия еще не ввела в действие статью 18 международного соглашения ICCPR о защите гражданских и политических прав, гарантирующего «свободу мысли, совести и религии». В этой статье указывается, что «свобода каждого на проявления своей веры или убеждений может ограничиваться только в той мере, которая необходима по закону для защиты общественной безопасности, правопорядка, здоровья, морали, а также
фундаментальных прав и свобод других граждан». Это означает, что закон может ограничивать проявления религиозных свобод ради защиты прав других граждан, когда есть угроза их ущемления или дискриминации.



Комиссии поручено исследовать состояние дел со свободой веры в стране и ее взаимоотношения с другими правами и свободами граждан. Она начнет работу в начале января, подготовит первичные выводы к 31 января и окончательный отчет к 31 марта. Премьер-министр Малкольм Тарнбулл, выступая с поручением, подчеркнул, что в стране построено «самое успешное поликультурное общество в мире». «Залогом нашего успеха стала свобода вероисповедания, – заявил Тарнбулл. – Это наша базовая
национальная норма и ценность, закрепленная в конституции».


============================================================


В долине Ниневии освятили первый христианский храм после освобождения

18.12.2017 14:49
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76224
------------------------------------------------------------




Багдад, 18 декабря. В одном из иракских городов в долине Ниневии восстановили и вновь освятили первый христианский храм после изгнания джихадистов – в нем нуждаются христианские семьи, вернувшиеся в родные места, сообщает «Седмица» со ссылкой на christianpost.



Многострадальные христианские общины Ниневийской долины торжественно отпраздновали открытие первого храма после изгнания террористов ИГ (организация запрещена в РФ) из этого региона, и считают его открытие символом надежды и победы. «Джихадисты стремились полностью уничтожить и изгнать христиан в этих землях, но теперь они сами уничтожены и разгромлены, а христиане вновь возвращаются в Теллескуф» – отметил в своей речи на церемонии открытия и освящения храма святого Георгия архиепископ
халдейской католической церкви в Курдистане Матти Варда (Matti Warda) Эрбильский.



По сообщению представителей христианского благотворительного фонда «Помощь нуждающимся церквям» (Aid to the Church in Need, ADC), храм Святого Георгия в Теллескуфе, одном из трех крупнейших городов северного Ирака, был «сильно разрушен, ограблен и осквернен», как и подавляющее большинство других храмов в этой части страны. Христиане, возвращающиеся в свои дома после освобождения этих территорий из-под власти террористов, испытывают острую нехватку средств на предметы первой
необходимости, восстановление жилищ, инфраструктуры, экономики, быта и, что не менее важно, восстановление духовной жизни общин.



Помощь в ремонте и восстановлении храма Святого Георгия в Теллескуфе оказали многие организации, в частности благотворительный фонд ACN и правительство Венгрии, и этот опыт, по словам архиепископа Варды, послужит вдохновляющим примером для других христианских городов и общин. «Меня глубоко тронуло то обстоятельство, что храм святого Георгия не просто полностью восстановлен, но он стал еще красивей и величественней, чем прежде. Вот в таких вещах и проявляет себя промысел Божий», – отметил
архиепископ. Всего в Теллескуфе проживало около 1500 семей христиан лишь одной халдейской католической церкви до захвата города джихадистами в 2014 году и бегства населения из города. После освобождения в город вернулось уже порядка двух третей прежнего христианского населения и, вполне естественно, оно нуждается в храмах. А в долину Ниневии в целом, по данным фонда ACN, вернулось уже около 6330 семей христианских беженцев. Представители фонда сообщают, что активно занимаютс
я поиском средств на восстановление и ремонт еще двух храмов этом регионе – один из них принадлежит католической, а другой православной церкви Сирии.


============================================================


РПЦ не признает понятие церковного развода, заявил Легойда

18.12.2017 14:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76223
------------------------------------------------------------




Москва, 18 декабря. Русская Православная Церковь не признает понятие церковного развода, есть лишь ситуации, когда брак может быть признан утратившим каноническую силу, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя недавно принятый на Архиерейском соборе документ «О канонических аспектах церковного брака».



«Раз есть второй и даже третий церковный брак, значит, есть и церковный развод? Нет. Такого термина не существует в каноническом поле. Нет его и в данном документе. А что тогда есть? Есть ситуации, когда церковный брак может быть признан утратившим каноническую силу. Собственно, это и дает возможность заключения нового брака», — приводит слова Легойды пресс-служба отдела.



Он отметил, что в документе уточняются те причины, по которым ранее венчанный брак может считаться утратившим силу. В разное время число таких обстоятельств было разным, в нынешнем документе их 11, сообщает РИА Новости.



По словам представителя РПЦ, когда Церковь говорит, что при определенных обстоятельствах брак может считаться утратившим каноническую силу, ключевое слово — «может».



«То есть «может» — это не значит «должен». В документе прямо говорится, цитирую: «Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений, но, по возможности, примириться и сохранить свой брак». А почему надо пытаться сохранить даже такой брак, который дал серьезную трещину? Да потому что любовь сильнее всего. И это самое главное», — заключил Легойда.


============================================================


Илия II призвал грузинских эмигрантов вернуться на родину

18.12.2017 12:39
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76222
------------------------------------------------------------




Фото: http://patriarchate.ge



Тбилиси, 18 декабря. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II призвал всех соотечественников, проживающих за рубежом, вернуться на родину, сообщает «Новости-Грузия».



Предстоятель ГПЦ обратился к грузинским эмигрантам на открытии демографического форума, прошедшего в конце минувшей недели в Патриархии. Посредством видеосвязи в мероприятии принимали участие представители грузинских диаспор из разных стран Европы.



«Мои дорогие духовные дети, живущие за рубежом, сердечно приветствую вас. Как-то раз проживающий за границей грузин сказал мне: «Я люблю тебя так, как люблю Грузию». Я хочу повторить эти слова… Я люблю вас так, как люблю Грузию. Мы ждем вас на родине, вы очень дороги нам, вы наше духовное, национальное сокровище», — приводит слова Патриарха Первый канал Общественного вещателя Грузии.



Илия II также говорил о демографическом кризисе в Грузии. По его словам, в настоящее время решается вопрос о существовании грузинской нации.



«Мы должны сделать все возможное для того, чтобы побороть демографическую проблему. Мы должны предпринять конкретные шаги, недостаточно только теоретических обсуждений. Мы должны работать сообща в поисках выхода из сложившейся ситуации», — отметил Патриарх Грузинский.







Фото: http://patriarchate.ge



Точной статистики о проживающих за рубежом грузинах и рожденных там соотечественниках нет, но существуют демографические расчеты о гражданах репродуктивного возраста, уехавших из Грузии. Согласно этим подсчетам, за последние 25 лет за границей родились как минимум 200 тысяч грузин.



По оценкам общественной организации «Фонда демографического возрождения», число граждан Грузии, проживающих за рубежом, к началу 2017 года составило более миллиона.


============================================================


В Каргопольском районе началась реставрация храма святых Петра и Павла

18.12.2017 11:44 | ГТРК "Поморье"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=76221
------------------------------------------------------------

============================================================


Золотой век Пизы: между Востоком и Западом
"Христианская Россия" выпустила новый альбом-календарь, посвященный итальянским иконам XII-XIII веков


18.12.2017 10:41 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=76220
------------------------------------------------------------




Дж. Парравичини, М. Заиграйкина, О. Назарова



Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Презентация альбома-календаря «Пиза. Золотой век. Иконы XII-XIII веков» состоялась 16 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Издание, выпущенное по инициативе итальянского фонда «Христианская Россия» издательством «La Casa di Matriona» совместно с Христианским образовательным центром имени святых Мефодия и Кирилла (Минск), при содействии Содружества в поддержку современной христианской культуры «Артос»,
продолжает серию подобных альбомов-календарей, которые выпускаются уже 37 лет. Главная идея этой издательской серии – показать через искусство разных стран и народов, разных жанров общие культурные корни Востока и Запада – Византии и латинской Европы, найти яркие проявления единого христианского языка средневековой культуры.



Каждый альбом – это не просто собрание репродукций, а прекрасно иллюстрированная монография известного специалиста в данной области. Не стал исключением и альбом, посвященный Пизе, – очерк об истории этого города, об особенностях произведений искусства, созданных пизанскими мастерами или привезенных с Востока и бытовавших здесь, о многочисленных культурных и духовных связях между Грецией и Италией в области искусства написал Микеле Баччи (Университет Фрибурга).







Богоматерь на престоле. Мастер Сан Мартино, ок. 1270 (фрагмент)



Для автора проекта и его главного редактора, сотрудника фонда «Христианская Россия» Джованны Парравичини работа над альбомом, посвященным сокровищам Пизы XII-XIII веков, стала настоящим открытием. «Если сокровища Венеции, ее статус владычицы Средиземноморья и особенно ее интенсивные контакты с христианским Востоком широко известны, то важная роль, которую играла Пиза в отношениях между итальянской традицией и византийским миром, известна не так хорошо», – такими словами
начинает она свою вступительную статью к изданию. По ее словам, сначала ей казалось, что имеет смысл посвятить издание искусству всего региона Тоскана, а отдельно Пиза – разве этого достаточно? Но Микеле Баччи убедил ее, что через живопись, хранящуюся в этом городе, можно открыть для себя «образ жизни, мышления, культуры» времени, в недрах которого вызревал Проторенессанс.







Св.Франциск со сценами жития. Джунта Пизано, ок. 1255



«Культура Пизы действительно может похвастаться произведениями поистине великой красоты – древними образами XII-XIII веков, среди которых монументальные живописные Распятия с историей Страстей и Воскресения, иконы Богоматери, житийные образы святых Франциска Ассизского, Екатерины Александрийской, Николая Мирликийского. Изучение художественного наследия Тосканы и, в частности, Пизы позволяет увидеть, с одной стороны, мощное присутствие византийских художников, а с другой стороны, интерес и
использование византийского изобразительного языка в местном, оригинальном, типично итальянском ключе, ни в коей мере не воспринимающем византийское как «другое» или тем более как «чуждое», – так резюмировала Дж. Парравичини концепцию представленного издания.



В своем выступлении она также обратила внимание на то, как в искусстве Пизы отразились стержневые смыслы средневековой культуры. Так, Пиза мыслила себя ни много ни мало как «обновленный христианский Рим», и цикл фресок церкви Сан Пьетро а Градо подчеркивает, что именно отсюда, из Пизы, апостол Петр начал свою проповедь на Аппенинах. Не только образ Рима, но и образ Иерусалима (явленный в храмовом комплексе Сан Сеполькро – Гроба Господня и в знаменитом баптистерии на Поле чудес –
Piazza dei Miracoli), и образ Константинополя, с которым Пизу связывали прочные многовековые связи (в самой столице Восточной Римской империи был густонаселенный Пизанский квартал с церковью Сан Пьетро, а главной святыней Пизы считалась греческая икона), – все это нашло свое отражение в культуре города, который, как выразилась Дж. Парравичини, «дежурил» в Средиземноморье. При этом Пиза не только отбивалась от сарацинских набегов, но и торговала и культурно вза
имодействовала с исламским миром, и в пизанской архитектуре, в декоративных мотивах орнаментов на иконах можно обнаружить следы этого общения. «Этот город мог впитать все культуры и взять из них для себя наилучшее», – подытожила Дж. Парравичини.



Искусствоведу, переводчику Марины Заиграйкиной работа над проектом тоже дала возможность по-новому увидеть византийское искусство в Тоскане. Она показала и прокомментировала сначала византийские иконы из пизанских церквей, а затем образы, написанные пизанскими художниками, но восходящие к византийским оригиналам. Даже специалистам иногда трудно определить, греческий художник написал ту или иную икону или латинский мастер, испытывавший византийское влияние, – настолько близки могут быть эти
произведения, отметила искусствовед. По ее словам, в искусстве Пизы можно обнаружить следы целого спектра греческих школ: Константинополь, Фессалоники, Кипр и т.д. Что касается иконографии, то в альбоме-календаре представлен, например, весь репертуар изображений Богоматери (Одигитрия, Умиление, Богоматерь на престоле, Млекопительница и др.), а также редкие образцы житийных икон. Многие памятники, представленные в новом издании, «иконографически связаны с византийским миром, а ху
дожественно – с местными традициями», сказала М. Заиграйкина.







Крест Сан Маттео. Ок. 1200



Искусствовед, преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» Ольга Назарова считает новое издание «важным научным событием». По ее словам, прежде итальянскому искусству этого периода не уделялось должного внимания, особенно в русскоязычной литературе, в том числе и потому, что считалось: живопись в Италии начинается с Джотто. Однако М. Баччи показал, что и до знаменитого мастера Проторенессанса «уже было много создано, была проведена огромная работа по адаптации византийской
живописи на досках к итальянским реалиям». Говоря о произведениях, представленных в альбоме-календаре, О. Назарова акцентировала внимание на живописных Распятиях и их месте в средневековом храме. Распятия из Пизы дают представления о том, как в XII в. центральный образ «обрастает повествовательными сценами», а в XIII в. «образ Христа торжествующего сменяется образом Христа страдающего».



«Когда мы говорим о стенах и перегородках, которые разделяют западных и восточных христиан, это понятно, ведь в истории было много конфликтов и войн. Но искусство дает нам возможность посмотреть на другого как на носителя той традиции, у которой мы можем поучиться, которая может обогатить нас самих», – сказала Дж. Парравичини, подчеркивая главную идею ежегодного издания: единые христианские корни, которые так по-разному проявляются в искусстве Запада и Востока.



Юлия Зайцева


============================================================

В избранное