Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 29/12/2017


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 29/12/2017
============================================================
ЛабОРАтория церковных искусств и архитектуры состоялась в Минске в рамках проекта "Святые неразделенной Церкви"

29.12.2017 22:30 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=76394
------------------------------------------------------------




Минск, 29 декабря, Благовест-инфо. ЛабОРАтория церковных искусств и архитектуры состоялась 20-22 декабря в Минске. Встреча и профессиональное общение иконописцев и искусствоведов из разных стран, православных и католиков, была приурочена к открытию первой выставки икон в рамках проекта «Святые неразделенной Церкви». Экспозиция, на которой представлено более 100 икон художников из 14 стран, открылась 20 декабря в Национальном художественном музее Республики Беларусь.



Традиция проводить встречи художников, которые ищут новые пути в христианском искусстве, возникла много лет назад благодаря итальянской ассоциации «Иль Бальо» (L’associazione “Il Baglio”, Палермо). В своеобразном написании «ЛабОРАтория» зашифрован древний девиз бенедиктинцев “Ora et labora” (молись и трудись). С 2014 г. в работе ЛабОРАтории церковных искусств принимают участие художники из России и стран СНГ, при поддержке содружества «Артос»
(Россия), которое в 2016 г. впервые провело ЛабОРАторию в России и стало организатором подобного форума в столице Беларуси. География участников минской конференции 2017 г. обширна – это разные города России, Италия, Великобритания, Беларусь, Украина, Латвия.







Перед началом работы протоиерей Федор Повный отслужил молебен в храме Всех святых. Он является настоятелем Всехсвятского прихода, который стал соорганизатором ЛабОРАтории и выставки. Тема встречи художников и искусствоведов близка о. Федору – в молодости он учился иконописи у матушки Иулиании (Соколовой).







Главной темой форума стало обсуждение выставки «Святые неразделенной Церкви» – этот уникальный проект нуждается во всестороннем осмыслении в контексте современной церковной жизни, как с богословской, так и с художественной точки зрения. Как отметил в своем приветствии епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, «этот масштабный и современный проект неотделим от Церкви, где будет продолжаться работа по новому обретению имен и образов угодников Божиих, житие и подвиги которых
помогут современному миру почувствовать полноту христианской святости».







И. Языкова, Н. Шередега, С. Чапнин, С. Гнутова



В начале обсуждения, которое проходило в залах выставки, искусствовед Ирина Языкова, председатель Экспертного совета проекта, наметила основные векторы дискуссии: это вопрос о сущности иконописного канона и его соблюдении в авторской иконе, проблема новой иконографии (иконография многих древних святых теряется в глубине веков), взаимосвязи западного и восточного искусства и т.д. «Мы пишем икону древнего святого, но это современное произведение, и здесь необходима выработка нового иконописного языка.
Конечно, это задача не одного художника, а целого поколения иконописцев», – сказала искусствовед. Для возникновения этого языка необходимо возрождение богословия образа, ведь сегодняшние иконописцы могут опираться только на работы богословов прошлого, добавила она.



«Богословие образа на Руси всегда шло бок о бок с развитием иконописания, которое развивалось в парадигме столкновения и взаимного влияния Востока и Запада, традиции и новаторства», – согласилась с И. Языковой завотделом древнерусской живописи Третьяковской галереи Наталья Шередега. «Бесценный опыт выставки дает представление об уровне современного иконописания в целом», – считает Светлана Гнутова, завсектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея
древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.



Анализируя представленные в экспозиции иконы, Джованна Парравичини, советник представительства Мальтийского ордена в РФ, отметила: «Чувствуется, что это взгляд восточных людей на Запад». Но на выставке есть произведения и «западных людей» – пять икон были написаны в иконописной школе в Сериате (Италия), которая была создана 40 лет назад фондом «Христианская Россия». Будучи многолетним сотрудником этого фонда, Дж. Парравичини рассказала о том, как участники этой
школы постигали русскую икону и восточное богословие, как обнаруживали многосложную взаимосвязь восточного и западного искусства, которая так ярко проявилась в иконописи. Свежим примером может служить альбом-календарь «Пиза. Золотой век. Иконы XII-XIII веков» – ежегодное издание «Христианской России», которое Дж. Парравичини представила участникам ЛабОРАтории. «Единство корней и многообразие языков» – этими словами, по мнению гост
ьи из Италии, можно кратко охарактеризовать и деятельность иконописной школы в Сериате, и всю выставку в Минске.



Тему взаимных культурных влияний продолжил Дмитрий Сладков (Саров), член Межсоборного присутствия РПЦ и содружества «Артос». По его словам, важно видеть «не Восток вообще, не Запад вообще, а много разных «западов»». Такой подход дает возможность «выхода за пределы византийской системы образов, умножения различий, преодоления скованности образцов». Однако это не делает иконописцев революционерами, но позволяет им, опираясь на традицию, «обрести в
творчестве свободу истины». «Традиция – наше сокровище и опора. Она хороша и значима вовсе не потому, что стара, а потому, что истинна. Не старое борется с новым, а одно новое борется с другим новым. Старое же уходит само», – так заочно ответил Д. Сладков тем оппонентам проекта, которые больше всего боятся «разрушения традиции».



В ходе конференции некоторые иконописцы поделились своими историями поиска образа древнего святого, который, как казалось, «достался» художнику случайно, по воле организаторов проекта. Однако рано или поздно происходила личная «встреча» со святым, без чего невозможно написать настоящую икону. Каждому иконописцу необходимо было не только отыскать следы древней иконографии, но и изучить весь корпус текстов (жития и сведения о почитании), а также особенности одежды, головных уборов,
вооружения (для святых воинов) и даже форму тонзуры, характерную для той или иной эпохи и страны. Ярослав Стародубцев (Санкт-Петербург) сделал сообщение о проблеме облачений древних святых. По его словам, реконструкция возможна, но не всегда имеет смысл стремиться к исключительно точной передаче исторических реалий. Художник считает целесообразным обсуждать эту тему с коллегами в рамках специального семинара.







Виктор Довнар, глава семейной иконописной мастерской (Минск), рассказал о том, как искал образ св. мученика Маврикия, углубившись в историю римских легионов, воинских доспехов, конской упряжи, флагов и т.д. Историю почитания этого чернокожего святого, очень популярного в Европе, он воплотил в обрамлении иконы, куда включены гербы городов и корпораций с изображением св. Маврикия. Но все эти поиски не отвлекали художника от того, чтобы «прожить целую жизнь с этим святым». В. Довнар рассказал
коллегам о развитии иконописания в Беларуси: есть много состоявшихся творческих мастерских, школа мозаичистов, прошло уже десять международных выставок иконописи. Единственное, чего не хватает белорусским иконописцам, – профессионалов, которые могли бы оценить их работу: «Мы мечтаем, чтобы у нас был искусствовед – специалист по современной иконе, пока таких нет».



«Первопроходцам», как назвала участников проекта С. Гнутова, было что обсудить. Каллиграф Алексей Чекаль (Харьков) сделал два сообщения под общим названием «Надпись и образ в христианском искусстве: история дружбы и конфликта». Художники имели возможность познакомиться с анализом стилистики и графики надписаний, без которых, как известно, икона не может состояться. Историк Михаил Сарни (Лондон), который отвечал в проекте за список святых древней Церкви, представил доклад об их
почитании в ХХ веке. Представление о круге обсуждаемых тем дают следующие сообщения: Сергей Шихачевский (Москва) «Керамика и керамические иконы в христианской традиции»; Роман Князев (Москва) «Техника энкаустики в современной иконописи»; Виктор Довнар (Минск) «Международные иконописные пленэры – встреча традиции и нового художественного языка в современной христианской культуре»; Наталья Стратанович (Рига) «Опыт иконописной группы E
leusa в многоконфессиональной Латвии»; Антон Дайнеко (Минск) «Росписи храмов архангела Михаила и Вознесения Христова в Севастополе».







Иконописцы дискутировали не только об особенностях разных техник и стилистических направлений, но и уделяли внимание более общим проблемам, таких как ответственность художника, перспективы иконописания, возможность молитвенного диалога с изображаемым святым. Филипп Давыдов (Санкт-Петербург), написавший в рамках проекта икону свт. Патрика, просветителя Ирландии (V в.), поднял тему изображений новомучеников. Если о древних святых известно крайне мало, то информация о святых ХХ века избыточна – это и
нарративные источники, и фото, и даже кинохроника. Как иконописцу не «утонуть в океане новых возможностей», как найти баланс между портретностью и иконным образом; как написать такой образ новомученика, чтобы он не «умиление вызывал», но был настоящим «инструментом для молитвы»? Над этими вопросами Ф. Давыдов размышлял вместе с коллегами.



Конференция завершилась обсуждением доклада Ирины Языковой об авторской иконе. Говоря о возрождении иконописи в Русской Православной Церкви в конце ХХ века, о современных тенденциях, она поставила вопрос: может ли иконописец создать что-то новое или обречен на повторение древних образцов? По мнению искусствоведа, сейчас явно «недостаточно понимания того, что церковное искусство не исключает творчества». «У Бога нет двух одинаковых снежинок, двух одинаковых травинок. Почему мы же мы
считаем, что в иконописи необходимо только копировать старых мастеров? Тиражность, копирование – не признак Царства Небесного. Перспектива – за разнообразием, за авторской иконой», – уверена И. Языкова.



В рамках ЛабОРАтории состоялась презентация альманаха современной христианской культуры «Дары» (очередной номер готовится к выпуску в январе 2018 г.) и новой книги протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры». Издания представил председатель содружества «Артос» Сергей Чапнин.



Юлия Зайцева


============================================================


Грузия: в армянской церкви в Ахалкалаки состоялся чин поставления в дпира (церковного чтеца)

29.12.2017 16:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76393
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 29 декабря. В преддверии праздника Св. Степаноса Нахавка 23 декабря в церкви Сурб Хач (Св. Креста) в Ахалкалаки (Грузия) под руководством главы епархии епископа Вазгена Мирзаханяна 10 молодых людей были поставлены в дпиры (церковные чтецы), сообщает Jnews.ge.



Согласно канонам Армянской Апостольской Церкви церковные степени были присвоены служителям следующих храмов: церкви Сурб Хач в Ахалкалаки, церкви Сурб Григор Луcаворич (Св. Григория Просветителя) в Ахалцихе, церкви Сурб Хач (Св. Креста) в Дамале и Церкви Сурб Геворг (Св. Геворг) в Арагве. Степени были присвоены Наиру Меликяну, Арсену Сехляну, Карену Алверцяну, Аветису Петросяну, Наапету Акоджяну, Ованнесу Сааряну, Айку Макаряну, Ванику Хачатряну, Левику Галстяну и Григору Тер-Мкртчяну.



Согласно канонам Армянской Апостольской Церкви, поначалу кандидатам поэтапно были присвоены первые четыре степени: псаломщика, пономаря, ключаря, фонарщика.



Епископ Вазген Мирзаханян, согласно чину, крестообразно обрезал юношам волосы. Будущие чтецы (дпиры) преклонив колени, приняли ритуальные предметы. Отныне они имеют право служения – петь шараканы (церковные песнопения) и читать молитвы, также заниматься вопросами соблюдения чистоты и порядка в церкви.


============================================================


При нападении на церковь под Каиром погибли девять и ранены десять человек

29.12.2017 15:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76392
------------------------------------------------------------
Каир, 29 декабря. Девять человек погибли и 10 получили ранения в пятницу в результате атаки на церковь Мар-Мина под Каиром. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на официальные данные министерства здравоохранения Египта.



В числе погибших - четверо охранявших храм полицейских и пятеро гражданских лиц.



Утром была совершена попытка вооруженного нападения на христианский храм в Хелуане. По имеющимся данным, в атаке участвовали пятеро террористов, в том числе один - с закрепленной на теле взрывчаткой. В ходе перестрелки, длившейся около 10 минут, погибли стражи порядка.



Ранее сообщалось, что трое нападавших были уничтожены. Прибывшие на место происшествия саперы обезвредили на теле одного из боевиков взрывное устройство. Поступает информация о поимке одного из сообщников.


============================================================


23 служителя Католической Церкви убиты в 2017 году

29.12.2017 14:56 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76391
------------------------------------------------------------
Рим, 29 декабря, Fides/Благовест-инфо. 23 служителя Католической Церкви – в том числе 13 священников, монах, монахиня и восемь мирян были убиты в разных странах мира в течение 2017 года.



Восьмой год подряд на первом месте по числу убийств служителей Церкви остается американский континент. В уходящем году здесь погибло 8 священников, один монах и двое мирян. По-прежнему самой опасной для священников страной в мире остается Мексика – с 2000 года здесь было убито около ста служителей Церкви.



За 2017 год 10 служителей Церкви приняли насильственную смерть в Африке (4 священника, одна монахиня, 5 мирян), двое в Азии (священник и мирянин). В Европе и Океании не погиб никто.



В большинстве случаев убитые стали жертвами разбоя и грабежей.



В 2016 году в мире было убито 28 служителей Католической Церкви, в 2015 – 22, а за период с 2000 по 2016 – 424, в том числе пять епископов.


============================================================


Серж Саргсян посетил в Тбилиси армянский кафедральный собор

29.12.2017 14:24
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76390
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 29 декабря. Президент Армении Серж Саргсян, находившийся с официальным визитом в Грузии, посетил 26 декабря кафедральный собор Сурб Геворг епархии ААЦ в Грузии, сообщает сайт епархии. Президента сопровождала его супруга и члены делегации.



Высоких гостей встретил глава епархии ААЦ в Грузии епископ Вазген Мирзаханян с клириками епархии.



В храме собрались руководители тбилисских армянских организаций, представители интеллигенции, члены армянской общины Грузии, прихожане.



В исполнении хора имени Макара Екмаляна собора Сурб Геворг прозвучала молитва «Отче Наш».



Епископ Вазген обратился к президенту Армении и членам делегации с приветственным словом, передав благословение и добрые пожелания Верховного Патриарха и Католикоса всех Армян Гарегина II.



Глава армянской епархии коснулся истории армянской общины Грузии, насчитывающей три тысячелетия. Благодаря своей созидательной работе и законопослушанию армянская община продолжает оставаться частью гражданского общества Грузии, укрепляя многовековую армяно-грузинскую дружбу, развивая и углубляя братские отношения двух христианских народов, сказал он.



Епископ Вазген рассказал о действующих в Грузии армянских школах, культурных центрах, общественных организациях, которые помогают армянскому населению получать образование на родном языке, развивать армянскую культуру и искусство, жить по канонам Армянской Церкви и укреплять связь с Арменией.



Иерарх особо отметил поддержку, которую оказывают армянской общине Грузии органы государственной власти Армении: министерство диаспоры, министерство культуры, министерство образования и науки, министерство по делам молодёжи и спорта; он также подчеркнул, что с армянской общиной Грузии сотрудничает посольство Республики Армения в этой стране.



Глава епархии завершил свою речь пожеланием мира Армении и Грузии и стойкости - рассеянным по всему миру этническим армянам.



Официальная делегация Армении зажгла свечи и вознесла молитвы у алтарей во имя св. Саркиса и в честь Святого Вардананца - дня памяти св. Вардана Мамиконянца, погибшего в 451 году в битве с персами, хотевшими обратить армян в зороастризм.


============================================================


Грузия: в монастыре Шуамта начинаются археологические исследования

29.12.2017 12:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76389
------------------------------------------------------------




Тбилиси, 29 декабря, Благовест-инфо. В монастыре Дзвели (Старый) Шуамта начинаются подготовительные работы к проведению археологических исследований, сообщает pia.ge.



Монастырь Дзвели Шуамта (расположенный в кахетинском селении Шуамта, недалеко от Телави) являет собой ансамбль из нескольких старинных церквей. Малая церковь, стоящая на переднем плане, датируется V веком, остальные две – большая и малая купольные церкви - VII веком. Большая церковь очень похожа намцхетский храм Джвари. В церквах сохранились росписи XII века.



Работы осуществляются «Фондом Дзвели Шуамта» компании RMG, в соответствии с договором, подписанным названной компанией с Национальным агентством защиты культурного наследия и Алавердской епархией.



В рамках начинающихся работ на территории монастырского комплекса, фонд обеспечит составление схемы обнаруженных объектов, подлежащих археологическому исследованию и предоставит измерительные данные отдельных участков, представляющих научный интерес; фотографическую и графическую фиксацию обнаруженных археологических слоёв.



Означенные работы фонд должен завершить весной 2018 года. Со своей стороны, НАЗКН и Алавердская епархия будут осуществлять наблюдение за ходом работ.



На первоначальном (предварительном) этапе RMG выделяет на проведение работ 25 000 лари (1 USD = 2.52993 GEL).



10 декабря 2017 года между НАЗКН, Патриархией Грузии и компанией RMG был заключён договор о сотрудничестве. Согласно этому договору, RMG подключилась к процессу реабилитации монастырей Фитарети, БолнисскийСиони, Сатхе, Никорцминда, Алаверди, Шуамта и городища Самшвилде.



На реабилитацию этих памятников культуры национального значения компания RMG в течение 2018-2021 года выделит до 2 миллионов лари. Означенная инициатива исходит от самой компании и ставит целью реабилитацию памятников культурного наследия Грузии и их сохранение для будущих поколений.


============================================================


Зрители ТВ-шоу "Голос" в финале конкурса смогут помочь службе "Милосердие"

29.12.2017 11:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76388
------------------------------------------------------------




Москва, 29 декабря. Зрители телевизионного проекта «Голос» смогут помочь подопечным православной службы помощи «Милосердие», говорится в совместном пресс-релизе Первого канала и службы милосердия, сообщает РИА Новости.



«В эфире Первого канала 29 декабря пройдет финал шоу «Голос», по итогам которого определится победитель проекта. Доход Первого канала и других партнеров, собранный в ходе зрительского голосования в эту пятницу, будет перечислен православной службе помощи «Милосердие», — сказала пресс-секретарь службы Дина Скворцова.



Ранее руководитель православной службы епископ Пантелеимон (Шатов) заявил о том, что «Милосердие» оказалось в серьезном финансовом кризисе и некоторые проекты службы помощи находятся на грани закрытия.



«Все вместе, объединяясь для помощи тем, кто в беде, мы с вами доказываем, что в этом мире есть любовь», — сказал епископ Пантелеимон, комментируя инициативу телеканала.



В 2015 году зрители шоу «Голос» уже помогали службе «Милосердие», и тогда благодаря их содействию удалось собрать почти 21 миллион рублей, говорится в релизе.



Как сообщила пресс-служба Первого канала, на эти средства в 2016 году были наняты сиделки для 78 тяжелобольных и престарелых людей, организована помощь выездной паллиативной службы для 90 семей с тяжелобольными детьми, была оказана социальная помощь сотням бездомных людей. Еще 5 миллионов рублей из собранных средств были направлены на обеспечение всем необходимым 12 детей с синдромом Дауна, проживающих в Елизаветинском детском доме в Москве. Кроме того, «2 миллиона пошли на работу кризисного центра
«Дом для мамы» службы «Милосердие» — этих средств хватило на два с половиной месяца работы центра, где беременные женщины находят приют и получают всестороннюю помощь», сообщили на телеканале.



Православная служба помощи «Милосердие» — одна из старейших и самых крупных благотворительных организаций в России. За 26 лет работы в службе получили самую разную помощь сотни тысяч человек. На сегодня «Милосердие» объединяет 27 социальных проектов. Их участники оказывают помощь сиротам, одиноким старикам, тяжелобольным детям и взрослым, в том числе с редкими неизлечимыми диагнозами, такими, как БАС (боковой амиотрофический склероз), бездомным людям, ВИЧ-инфицированным,
беременным женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.


============================================================


Правительство Эстонии компенсирует Лютеранской, а также Православной Церкви Константинопольского патриархата ущерб от войны

29.12.2017 10:06
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76387
------------------------------------------------------------
Таллин, 28 декабря. Правительство Эстонии на заседании в четверг решило выделить действующим в Эстонии Церквям 8,2 млн. евро.



Эстонская евангелическо-лютеранская церковь (ЭЕЛЦ) получит 6,8 млн. евро, 1,4 млн. евро выделено Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП), сообщает «Интерфакс-религия».



«Средства выделены в качестве не подлежащей возвращению дотации для компенсации Церквям материального ущерба, полученного в ходе войны и оккупации. Правительство и Церкви достигли договоренности, что с предоставлением дотации Церкви откажутся от прежних имущественных споров», - сказал на пресс-конференции правительства министр государственного управления Яак Ааб.



ЭЕЛЦ намерена на полученные деньги отреставрировать Домскую церковь в Таллине, построить и отреставрировать ряд культовых сооружений, а также инвестировать в общественную деятельность.



ЭАПЦ КП планирует продолжить строительство уже действующего женского монастыря на острове Сааремаа и построить мужской монастырь.



В то же время депутат парламента от ведущей правящей Партии центра Хеймар Ленк рассказал в четверг Эстонскому радио, что за выделением средств Православной Церкви Константинопольского патриархата стоит желание правительства компенсировать утрату Печерского монастыря в Псковской области. До Второй мировой войны территория, на которой он стоит, принадлежала Эстонской республике.



«Насколько мне известно, это (выделение средств) задумано для компенсации оставшегося по ту сторону границы Печерского монастыря. Но возникает вопрос: если мы даем деньги одной Православной Церкви, то почему мы не даем и Православной церкви Московского патриархата. Они все пострадали в войне», - напомнил парламентарий.


============================================================

В избранное