Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 16/09/2019


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 16/09/2019
============================================================
"Для христианина забота об экологии должна стать обычным делом"
Круглый стол "Человек - священник всей твари? Служение окружающему миру" прошел в рамках конференции по наследию митрополита Антония Сурожского

16.09.2019 17:20 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=84638
------------------------------------------------------------




Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. Круглый стол «Человек – священник всей твари? Служение окружающему миру» состоялся 15 сентября в рамках конференции «Что значит быть христианином в повседневной жизни?». Форум по наследию митрополита Антония Сурожского прошел 13 – 15 сентября в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына. Для размышлений участникам встречи предлагался текст беседы митрополита Антония «Примирение всей твари» («Труды, т.1, М, Практика,
2002-С. 388-396).



В работе круглого стола приняли участие протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине, кандидат биологических наук; Георгий Базыкин – кандидат биологических наук, заведующий сектором молекулярной эволюции Института проблем передачи информации РАН; Дмитрий Никитин – инженер ИТ; Алексей Травин – руководитель сообщества «Другое дело»; Элизабет Феокритова – доцент, научный сотрудник Кембриджского института православных исследований, область
интересов: богословие творения, богословие и экология. Ведущая круглого стола – редактор и ведущая радиопрограмм епархиального радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» Людмила Зотова, модератор – преподаватель, волонтер фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» Наталья Приходько.



Напомнив слова Священного Писания «... и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею...», Л.Зотова первый вопрос адресовала о. Александру Борисову как священнику: «Кто он, человек – служитель или господин природы?..» О. Александр Борисов считает, что человек является одновременно и господином и служителем, но в евангельском понимании служения: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», и человек
здесь – слуга природы. Согласно Библии, Адам был призван «хранить и возделывать». Эти слова актуальны и сейчас. «Возделывать» – подразумевает использовать для своих нужд, а нужно еще и хранить, человек должен заботливо ко всему относиться, отметил о. Александр. На вопрос о том, какая сейчас существует основная проблема между человеком и природой, о. Александр ответил: «Утилизация мусора».



Ведущая круглого стола всем участникам предложила ответить на вопросы об их личном опыте, о цели в их отношениях с природой, с чего начало меняться отношение к окружающему миру?



По словам Алексея Травина, рассуждавшего о словах «человек – священник всей твари», митрополит Антоний оставил «образ священника», который в любом разговоре, любой встрече, любой ситуации преодолевает разрыв между человеком и Богом. «Я не священник, с одной стороны, но с другой - я священник в том плане, что на своем рабочем месте стараюсь поступать по образу, который оставил митрополит Антоний». Отношение к природе поменялось «на территории первой заповеди -
возлюби Господа Бога своего». «В церковь приходят за разными нуждами. Но когда приходишь уважать Творца, узнавать, как Он живет, зачем Он все это создал, то из уважения к Нему начинаешь уважительно относиться к тому, что нас окружает», - сказал Алексей Травин.



Элизабет Феокритова в своем выступлении заявила, что «дискуссия началась не с того места», и обратилась к присутствующим с вопросом: «Кто из вас пришел к важности экологии через приход к вере?» Проблема в том, отметила она, что большинство христиан не связывает веру с заботой об окружающей среде. «К сожалению, об этом не учат в богословских колледжах и университетах... Нам стоит посмотреть, как расширить преподавание экологии, чтобы священники понимали, что экология –
это часть христианской веры».



Георгий Базыкин также подчеркнул, что у христиан – особый взгляд на создание. Кроме того, христианство «уникально предрасположено действовать небольшими группами». По мнению о.Александра Борисова, в этом деле в человеке «работает образ Божий», и верующие и неверующие здесь могут находить общее поле.



Участники круглого стола коснулись также вопроса «умеренности потребления», аскетики. Элизабет Феокритова в связи с этим отметила, что монастыри в Греции, например, являются «образцами экологической устойчивости, основанной на христианской вере».



А существует ли у нас «богословие экологии, отношения к природе»? – прозвучал из зала вопрос. Что делает Русская Православная Церковь в этом направлении, что проводится в рамках приходской жизни?



О.Александр считает, что сделано мало, если не сказать, что «не сделано ничего». Причина в том, что русское богословие было занято в основном проблемой взаимоотношения с нашей историей – «как противостоять тенденции вождизма». И только сейчас происходит «восстановление традиции, и я считаю, что начинать надо с малого», сказал о. Александр.



По мнению Элизабет Феокритовой, существует немало богословов, которые либо писали по-русски на эту тему, либо находились под влиянием русской традиции. Это, кроме митрополита Антония, - о. Александр Шмеман, Владимир Лосский, Оливье Клеман, греческий митрополит Иоанн Зизиулас (у него, считает, Э.Феокритова, самое систематическое изложение этого вопроса).



Дмитрий Никитин считает, что есть путь «малого делания», и если все делать постепенно, то «нет ничего сложного, и в экологии тоже».



В завершение беседы о. Александр Борисов подчеркнул, что в целом главная задача – изменение сознания; отношения к себе, к Богу, к созданию.



Элизабет Феокритова сказала в заключение о важности создания связи между богословием и практическими действиями, чтобы для христианина забота об экологии была обычным делом. «Если мы помним, что задача твари славословить Господа, то, если поднимаем с земли обертку, этим тоже славословим Господа», - сказала исследователь.



Одна из участниц беседы, Келси Чешир, представительница общины митрополита Антония, рассказала об аскетизме иерарха: так, однажды он и его мать решили, что у них в доме не будет ничего лишнего. И этому всегда следовали.



Подводя итог работы круглого стола на заключительном общем заседании конференции, его ведущая отметила, что хотя не все вопросы удалось раскрыть, основная цель достигнута: обратить наше внимание как христиан на проблему отношения к окружающей среде. «И это не только задача христиан, но и всех людей; но мы, может быть, должны показывать пример, быть в авангарде этого бережного, внимательного отношения к окружающему миру», - подытожила Людмила Зотова.



Елена Бажина


============================================================


Католических пасторов заставляют цитировать в своих проповедях Конфуция


Тем самым власти Китая способствуют "эрозии христианства" в стране, жалуются клирики

16.09.2019 17:18
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84637
------------------------------------------------------------




Статуя Конфуция. Фото: lamenteemeravigliosa.it



Пекин, 16 сентября. Власти Китая заставляют католических пасторов цитировать Конфуция в проповедях, а те жалуются, что подобные принудительные меры приводят к смущению умов прихожан и "эрозии христианства". Об этом пишет "Седмица" со ссылкой на портал Christian Headlines.



Многие приходы христианских церквей по всей стране даже вынуждены, по распоряжению властей, проводить специальные занятия по изучению наследия этого древнего китайского философа и мыслителя. Идеи Конфуция сведены в книгу "Лунь юй" ("Беседы и суждения") - в англоязычном мире она также известна как "Аналекты Конфуция".



По сообщению правозащитной организацииBitter Winter, чиновники государственного бюро по религиозным отношениям в провинции Хэнань распорядились, чтобы священники "трех церквей" в районе Юджоу подготовили тексты проповедей на тему "Перекличка Аналектов и Библии", руководствуясь учебным пособием, широко изданным в Китае под этим названием. В своих проповедях пасторам надлежит проводить параллели между доктринами христианского вероучения и конфуцианства. "Три церкви" - это протестантские конгрегации,
прошедшие процедуру регистрации местными властями. "Занятия по изучению Аналектов занимают целый день - сообщил один из прихожан в провинции Шаньдун в интервью сотрудникам Bitter Winter. - Слушателей заставляют фотографироваться с Библией в одной руке и Аналектами в другой, а затем размещать эти снимки в соцсетях". (Шаньдун - это восточная провинция Китая на побережье Желтого моря, известная как колыбель даосизма и конфуцианства).



Учение Конфуция (551-479 до н.э.)оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой целой философской системы, известной как конфуцианство. Философ основал первый университет и стал в нем первым профессиональным педагогом Поднебесной, систематизировал летописи разных княжеств, а его учение о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространилось в Китае столь же широко, как учение Будды в Индии. Конфуцианство быстро достигло статуса государственной идеологии и
удержало ее до начала XX века, лишь временно уступая кое-где позиции буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция до почти религиозного масштаба, хотя конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является гармоничное общество, созданное по древнему образцу, в котором каждый добросовестно исполняет свои обязанности и безропотно подчиняется руководителю ради сохранения мира и гармонии в обществе. Золотое правило конфуцианской этики - "не делай другом
у того, чего не желаешь себе".



При всех достоинствах конфуцианства, библейское вероучение все же совершенно невозможно с ним совместить, жалуется один из пасторов в Юджоу. Так, авторы пособия "Перекличка Аналектов и Библии" утверждают, что конфуцианская мысль "все люди, живущие у четырех морей - братья" соответствует словам Иисуса из Евангелия от Матфея 12:50 "кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". "Однако подобная аналогия абсурдна не только для христианина, но и для логики как таковой, -
говорит пастор, - ибо мудрость Конфуция призывает уважать своего ближнего на основании внутреннего морально-этического кодекса, видя в нем брата, но это благородная мысль все же не имеет ничего общего с заповедью "исполняй волю Отца Небесного".



По распоряжениям властей, во многих храмам "трех церквей" развешиваются наглядные таблицы с подобными сомнительными сопоставлениями мыслей Аналектов с Библейскими заповедями. "Подобными мерами коммунистическая партия Китая медленно, но неуклонно подрывает основы нашей веры, - говорит пастор. - Вода камень точит - и со временем многие подспудно подводятся к убеждению, что чтение Библии ничем не отличается от чтения Аналектов. Значит ли это, что достаточно изучить Аналекты и уверовать в Конфуция, чтобы стать
христианином? Это не что иное, как целенаправленная политика по смущению умов прихожан и медленной эрозии христианства в стране".










============================================================


Патриарх Кирилл: возвращение "русского экзархата" стало возможно благодаря радикальным переменам в РПЦ и России в целом

16.09.2019 16:40
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84635
------------------------------------------------------------




Патриаршее служение в московском храме равноапостольной княгини Ольги в Останкине. Фото: ОлегВаров / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



Москва, 16 сентября. Патриарх Кирилл считает, что воссоединение "русского экзархата" Западной Европы с Матерью-Церковью стало результатом многолетних трудов всего российского народа.



"В жизни Церкви за последнее время произошли большие перемены. И то, что сегодня мы отмечаем замечательное событие воссоединения последнего осколка русского зарубежья с Московским Патриархатом, это не только достижение церковной дипломатии. В первую очередь это результат того, что Русская Православная Церковь радикально изменилась за последние годы", - сказал после богослужения в храме св.кн. Ольги в Останкине Патриарх, которого цитирует "Интерфакс-Религия" со ссылкой на сайт РПЦ.



Для иллюстрации своих слов он указал на "огромное количество храмов, невероятную приходскую активность, которой нет нигде в христианском мире, - настолько развивается социальная, молодежная, образовательная, миссионерская работа благодаря усилиям нашего духовенства и наших мирян - людей, небезразличных к судьбам Церкви".

Кроме того, по словам Патриарха Кирилла, "до неузнаваемости изменилась наша страна, ведь если бы не было перемен в жизни России, если бы облик нашей страны был таким же, как несколько десятилетий назад, никакого объединения бы не произошло".



"Именно благодаря тому, что изменились и Церковь, и страна, и были созданы предпосылки к этому объединению", - уверен Патриарх, по мнению которого то, что произошло, это "результат огромной работы" всего народа. "Это и наши политики, и наши ученые, наша интеллигенция - все те, кто работает во благо нашего Отечества, прославляя Россию. И я благодарю Бога, что и образ новой России, и образ Русской церкви становится все более привлекательным", - заключил Патриарх Кирилл.



Как сообщалось, в минувшую субботу Синод РПЦ принял в ее состав главу бывшего "русского экзархата" Константинополя в Западной Европе и все приходы, которые захотят последовать за ним. Причиной такого решения было желание большей части прихожан вернуться в лоно Матери-Церкви, от которой экзархат вынужденно отделился после революционных событий в России.




============================================================


"Чудо на кукурузном поле" заставляет задуматься, что Бог заботится о людях, считают в РПЦ

16.09.2019 16:04
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84632
------------------------------------------------------------




Airbus A321 с 226 пассажирами и семью членами экипажа на борту 15 августа выполнял рейс из Жуковского в Симферополь. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков



Москва, 16 сентября. Аварийная посадка самолета А321 «Уральских авиалиний» произошла 15 августа: несмотря на то, что воздушное судно пришлось сажать на поле при неработающих двигателях, никто из пассажиров и экипажа не погиб, пострадавшие не получили тяжелых травм. Международные эксперты в области авиации высоко оценили профессионализм пилотов, а журналисты назвали случившееся «чудом на кукурузном поле», сравнивая эту посадку с «чудом на Гудзоне» — знаменитым
приводнением самолета А320 в США в январе 2009 года, когда также удалось обойтись без жертв.



Происшедшее «заставляет задуматься о том, что Бог заботится о людях, что промысл Божий спасает людей», считает митрополит Волоколамский Иларион, слова которого приводит Синодальный отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



«Но, как говорят богословы, Бог не действует в одиночку, Он ожидает содействия людей: чудо, которое произошло, — это, конечно, следствие милости Божией, но также и следствие высокого профессионализма пилотов, которые сумели в очень трудных условиях посадить самолет так, что никто сильно не пострадал», — прокомментировал это событие архипастырь.



При этом инцидент с самолетом должен «заставить задуматься тех, кто отвечает за безопасность в аэропортах и вокруг них», добавил он. Как сообщалось ранее, самолет «Уральских авиалиний» при взлете столкнулся со стаей птиц, которые обитали на свалке вблизи аэропорта. «Этот вопрос нужно очень тщательно исследовать, чтобы максимально обезопасить и летчиков, и пассажиров от подобного рода инцидентов», — подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион.


============================================================


В Москве построят православный храм по проекту архитектора Соборной мечети

16.09.2019 15:41
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84633
------------------------------------------------------------




Часовня, которая станет частью нового храмового комплекса в честь преподобного Алексия, человека Божия в Крылатском. Фото: пресс-служба депутата Госдумы В.Ресина



Москва, 16 сентября. Получено разрешение на строительство храма в честь преподобного Алексия, человека Божия, в Крылатском, сообщили «Благовест-инфо» в пресс-службе куратора «программы-200», депутата Госдумы Владимира Ресина.



Проект храма разработал почетный архитектор Москвы Игорь Тажиев, на счету которого – проекты мечети на Поклонной горе и Соборной мечети столицы. Храм преподобного Алексия в Крылатском стал последним детищем мастера, он не успел воплотить его в жизнь. Эстафету продолжила вдова Тажиева, архитектор Наталья Михалева.



По ее словам, храм, соединяющий традиции древнерусского и раннемосковского зодчества, будет вмещать около 700 прихожан. Главный фасад церкви будет выходить на Рублевское шоссе.

«Мы стремились создать проект энергоэффективный, он спроектирован по принципу "термос": летом в храме будет прохладно, а зимой тепло даже без применения дополнительного оборудования, – рассказала архитектор. – Но главное – он будет уникальным по своему архитектурному облику и комфортным для прихожан. Под одной крышей разместится весь комплекс – сам храм, приходские службы и воскресная школа для детей».



В ближайшие дни подрядчик «нулевого цикла» выйдет на строительную площадку, а завершить возведение церкви планируют уже через два года.



Ранее здесь была возведена небольшая деревянная часовня, которая станет частью нового храмового комплекса в честь преподобного Алексия, человека Божия. Деньги на строительство часовни пожертвовала мать погибшего военного летчика Алексея.


============================================================


"Европа изумляется"
Жизнь самого русского города в Норвегии

16.09.2019 15:15 | РИА Новости
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=84631
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск: Пожизненное заключение - не решение, а проблема

16.09.2019 14:55
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84629
------------------------------------------------------------




Папа Франциск. Фото: pravlife.org



Ватикан, 16 сентября. Папа Франциск 14 сентября встретился на площади Святого Петра в Риме с капелланами итальянских тюрем, волонтерами, сотрудниками пенитенциарной полиции и тюремной администрации, информирует Vatican News.



Понтификпоблагодарилслужителей правопорядка за их работу, в которой они призваны быть "не столько охранниками, сколько хранителями" тех, кто лишен свободы. В духесострадания и евангельской заботы об узниках тюремные служители и волонтеры должны быть "строителями будущего", становиться "мостами" между пенитенциарными учреждениями и гражданским обществом. Пока заключенные разбираются с ошибками прошлого и выплачивают свои долги обществу, им нужно обеспечить "перспективы примирения и реинтеграции", всегда
уважая достоинство, присущее каждому человеку.



"Пожалуйста, не забывайте о добре, которое вы можете делать каждый день. Ваше поведение, отношение и то, какими глазами вы смотрите, имеет огромную ценность", - подчеркнул Папа Франциск.



Заключенные нуждаются в достойных условиях жизни, "иначе тюрьмы превратятся не в места восстановления, а в пороховые бочки ярости", уверен глава Римско-Католической Церкви.



Общество не может лишать людей "права на надежду", подчеркнул также Папа Франциск: "Пожизненное заключение - это вовсе не решение проблемы , а проблема, требующая решения. Потому что, если надежду запирают в камеру, общество лишается будущего. Никогда нельзя отбирать у людей право начать все заново! Вы, дорогие братья и сестры, своим трудом и служением являетесь свидетелями этого права: права на надежду, права начать все с чистого листа".




============================================================


В Египте под жилым домом нашли древний храм

16.09.2019 14:32
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84628
------------------------------------------------------------




Фото: Ministry of Antiquities



Каир, 16 сентября. Туристическая полиция в Египте приостановила работы «черных археологов», проводивших незаконные раскопки под жилым домом в провинции Сохаг в центральной части страны, в результате которых был обнаружен древний храм эпохи Птолемеев (IV век до нашей эры – начало нашей эры). Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой новостной портал «Йоум7».



Как стало известно, в ходе обыска дома полицейские обнаружили раскопанную шахту площадью примерно 2,6 квадратных метра и глубиной порядка 9,5 метра. Внутри были найдены известняковые стены и пол древнего храма, а также помещение из известняка с рисунками, надписями и украшениями на стенах.



Полиция опечатала дом, в котором велись работы, все участники незаконных раскопок задержаны.


============================================================


Митрополит Иларион: Восстановление смертной казни не решит никаких проблем

16.09.2019 14:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84627
------------------------------------------------------------




Митрополит Волоколамский Иларион. Фото: pravobraz.ru



Москва, 16 сентября. В России — стране с «историей многомиллионных репрессий» — «восстановление смертной казни ничего не даст», считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.



«Давайте вспомним о тех тысячах, сотнях тысяч, которые были расстреляны или по суду, или без суда и следствия, или по приговору так называемой "тройки", а потом их реабилитировали 20, 30, 50 лет спустя. Но ведь жизнь человеку не вернешь», — подчеркнул глава ОВЦС в эфире программы «Церковь и мир».



Снятие моратория на смертную казнь, действующего в России с 1996 года, «не решит никаких проблем», уверен архипастырь. Он напомнил, что смертная казнь использовалась, в частности, как средство устрашения. «Неслучайно в течение многих веков она была публичной. Смертную казнь преступников показывали для того, чтобы другие не повторяли их преступления, — отметил митрополит Иларион. — Но сейчас мы все чаще и чаще видим, что преступления, особенно если говорить о массовых убийствах,
совершаются людьми, которые не боятся смерти, — некоторые из них подрывают себя, чтобы вместе с собой уничтожить других людей. Значит, смертная казнь как средство устрашения в наше время уже работать не будет».



Введение моратория на смертную казнь объясняется, в том числе, возможностью судебной ошибки. «Если человека осудили несправедливо <…>, то до тех пор, пока он жив, эту ошибку можно исправить, но когда жизнь у человека отнята, ошибку исправить уже невозможно», — сказал митрополит Иларион, слова которого приводит Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.



«Кроме того, даже для самых закоренелых злодеев и преступников всегда остается надежда на исправление, покаяние», — напомнил иерарх. Он рассказал о том, что для работы с заключенными, направленной на их исправление и духовное перерождение, в Русской Церкви создан Синодальный отдел по тюремному служению.


============================================================


Вице-премьер правительства России поблагодарила Китай за реставрацию храма и русских памятников

16.09.2019 14:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84626
------------------------------------------------------------




Софийский собор в Харбине. Фото: viator.com



Санкт-Петербург, 16 сентября. Вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова поблагодарила власти КНР за реставрацию памятников истории и культуры, связанных с Россией, на территории Китая. Об этом сообщают РИА Новости.



«Хочу выразить признательность китайской стороне за работу по реставрации памятников культуры, связанных с Россией. Так, в городе Харбине отремонтирован Покровский храм, идут работы в Софийском соборе. Отдельное спасибо за сохранение исторического облика и кресты, недавно установленные на Иверской церкви», – сказала она, обращаясь к вице-премьеру Госсовета КНР Сунь Чуньлань на открытии XX заседания российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.



«Надеюсь, что и другие российские уникальные памятники Китая будут продолжать оставаться в сфере внимания китайских властей», – добавила она.



Иверская православная церковь в Харбине, построенная в 1907-1908 годах, является самой старой из всех сохранившихся православных церквей этого города.


============================================================


В Католической Церкви еще одна подвижница была причислена к лику блаженных

16.09.2019 13:10
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84625
------------------------------------------------------------
Рим, 16 сентября. В субботу 14 сентября, в праздник Воздвижения Всечестного Креста Господня, на святой мессе в кафедральном соборе города Форли в северной части Центральной Италии, кардинал Джованни Анджело Беччу, префект Конгрегации по канонизации святых, от имени Папы Франциска провозгласил блаженной итальянскую мирянку Бенедетту Бьянки Порро, прожившую на земле 27 лет.



Не могло быть лучшего случая для прославления этой женщины, жизнь которой была запечатлена недугом, помогшим, однако, ей духовно вознестись к Господу, чем день чествования Креста Господня, на котором Иисус Христос спас человечество. «Созерцая Крест, мы понимаем смысл нашей жизни, красоту нашей веры, открывшей нам, что Бог разделил с нами наши страдания и принес Себя в жертву за наше Спасение», – сказал кардинал Беччу в своей проповеди.



Бенедетта Бьянки Порро родилась в местечке Довадоли в провинции Форли 8 августа 1936 года. Когда девочке было всего три месяца, она заболела полиомиелитом, и хотя болезнь удалось преодолеть, одна ее нога стала навсегда короче другой. Затем к последствиям перенесенного в раннем детстве недуга добавились симптомы других недомоганий, но, несмотря на неважное состояние здоровья, Бенедетта поступила на физический факультет Миланского университета, откуда впоследствии перевелась на медицинский. Полученные знания
помогли ей в 1957 г. самостоятельно поставить себе диагноз и понять природу заболевания, сначала сделавшего ее слепой, а впоследствии – и глухой. Это был периферический нейрофиброматоз, известный также как болезнь Реклингхаузена, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Vatican News.



Близость верующих друзей помогла девушке справиться с душевной болью. Дважды совершив паломничество в Лурд, Бенедетта открыла свое призвание: переживать свою болезнь и бороться с ней в близком единении с Господом, в мире, который только Он один мог ей даровать. И постепенно она сама стала примером веры для окружающих, верной помощницей и утешительницей для всех оказавшихся в трудной ситуации и взывавших о помощи. Чем слабее становилось ее тело, тем сильнее была ее душа, тем пышнее расцветала ее вера. Вокруг
нее собирались друзья и знакомые, к ней обращались всё новые люди, желая почерпнуть у нее душевной силы. Еще более широкого круга людских сердец она касалась посредством своих писем, отмеченных искренним и глубоким упованием на Господа.



Блаженная Бенедетта отошла в вечность в своем доме 23 января 1964 года, в возрасте всего лишь 27-ми лет. Последним словом, прозвучавшим из ее уст, было: «Спасибо». Святой Папа Иоанн Павел II 23 декабря 1993 года утвердил декрет о признании ее носительницей героических добродетелей, а 7 ноября 2018 года Папа Франциск признал подлинность совершенного ее предстательством чуда: им стало неожиданное исцеление 20-летнего юноши, долгое время пребывавшего в коме после автокатастрофы.



Жизнь блаженной Бенедетти невозможно надлежащим образом понять и правильно оценить, если не рассматривать ее в свете веры и под сенью Креста, коему принадлежит центральное место в христианской жизни. Но, как подчеркнул в своей проповеди кардинал Беччу, «человеческое страдание имеет спасительный характер лишь в том случае, если мы переживаем его так, как это делал пригвожденный ко кресту Христос». По словам префекта Конгрегации по канонизации святых, Бенедетта Бьянки Порро является светлым
примером того, «чем является и чем должен стать Крест для нас, христиан». Как настоящий свидетель, она, по примеру Иисуса, принесла свою жизнь в жертву и в единстве с Господом «сумела мужественно преодолеть и перевести в евангельскую перспективу самые ужасные, самые отрицательные обстоятельства своей жизни». Как и другие святые, она еще раз убеждает нас, что «в объятиях Христа Распятого мы обретаем источник света, внутреннего мира и глубокой радости&
raquo; даже в тех ситуациях, в которых язык Креста, как кажется, является чрезмерно страшным даже для самых стойких верующих.


============================================================


Открытие выставки "Человек на переломе". Москва
20 сентября

16.09.2019 12:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=84624
------------------------------------------------------------
Открытие состоится 20 сентября в 15 часов в Российском православном университете по адресу: Москва, Новая площадь, 12



Выставка «Человек на переломе» посвящена трагическим событиям 1917–1918 гг.



Экспозиция даёт возможность всем интересующимся историей и судьбой России узнать забытые или не вошедшие в учебники события и факты этого переломного времени, составить собственное представление о том, как начала формироваться советская действительность.



На выставке представлены фрагменты из воспоминаний и дневников, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910–1920-х гг., а также видео- и фотохроника.



Организаторы – Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Преображенское братство, Культурно-просветительский фонд «Преображение».



Коротко о выставке: На сайте Петербургской митрополии



На сайте Фонда.


============================================================


Презентация "Словаря библейского иврита" А.Э. Графова. Москва
10 октября

16.09.2019 12:11
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=84623
------------------------------------------------------------




Российское библейское общество



10 октября, 19.00



В программе очередного Библейского чая - презентация уникального издания, «Словаря библейского иврита» А.Э. Графова. Андрей Эдуардович расскажет о своей работе над словарем и отличиях его от BDB и HALOT.



Словарь содержит около 8300 слов – всю лексику библейского иврита. Каждая статья включает полный перечень словоформ. После глагольной статьи перечислены производные от данного корня имена (сущ., прил., наречия, числительные). Для именной лексики указаны корни и модели имен. По словам, встречающимся более 100 раз, дана статистика с округлением до десятков.



Приложения: словарь библейско-арамейского языка, глагольные парадигмы (библ. иврит и библ. арамейский), исследования лексики библейского иврита (полная роспись именной лексики по моделям, полный перечень глагольных корней с указанием пород, списки глаголов по типам корней).



Более общая тема беседы: Танах (Ветхий Завет) – 39 книг – 1 159 705 букв. Мертвый язык как замкнутый корпус текстов, как то, к чему нельзя прибавить и от чего нельзя отнять.



Возможно, на этот раз, кроме главной лекции, будет несколько совыступлений, так что время дискуссии придется несколько сократить. Однако, как обычно, мы надеемся закончить формальную часть дружеским чаепитием, Ваш вклад в которое с радостью приветствуется.



Ул. Валовая, д.8 стр.1.



Метро Павелецкая


============================================================


Православные верующие прошли крестным ходом в память княгини Елизаветы Федоровны

16.09.2019 11:54
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84622
------------------------------------------------------------




Фото: РГ



Москва, 16 сентября. VIII Елисаветинский крестный ход, посвященный 155-летию со дня рождения святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и 145-летию со дня рождения священномученика Сергия Махаева, прошел в воскресенье в усадьбе «Ильинское-Усово» в Подмосковье, сообщили ТАСС в пресс-службе фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».



«Сегодня начинается паломничество в память преподобномученицы Елисаветы, и я хотел бы призвать Божье благословение на всех паломников, чтобы они получили от этого духовное утешение, исцеление от болезней своих, получили бы то, с чем они обращаются с молитвой», - приводятся в сообщении слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.



В свою очередь глава фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова отметила, что в ходе крестного хода почитается память ее ближайшего сподвижника - настоятеля Спасской церкви священномученика Сергия Махаева. «Мы надеемся, что в ближайшее время появится музей новомученика и исповедника земли Русской. Он был известен как знаменитый богослов, духовное, он разработал специальную систему обучения сестер милосердия <...> Последним местом его служения был
Ногинск, в то время Богородск, где он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне», - отметила она.



Елисаветинский крестный ход проводится ежегодно с 2011 года в воскресенье, ближайшее к именинам великой княгини Елизаветы Федоровны, которые отмечаются 18 сентября. Крестный ход прошел по маршруту, разработанному Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», объединяющему старинные подмосковные села Ильинское и Усово, входившие в императорскую усадьбу. Традиционно паломники совершают переправу через Москву-реку на
плотах и по понтонному мосту.



Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» ведет научную и общественную работу по выявлению и сохранению исторических зданий императорской усадьбы «Ильинское-Усово» с целью создания на ее территории музейного объединения. Стараниями специалистов фонда при поддержке правительства Московской области в исторических зданиях усадьбы будут созданы музеи, которые станут объектами национального туристского
проекта «Императорский маршрут». Он объединит места пребывания и паломничеств представителей Российского императорского дома - усадьбы, резиденции, дворцовые комплексы Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Крыма, Красноярского края, Воронежской, Костромской, Брянской и других областей.


============================================================


На Урале участник акций против храма получил полгода исправительных работ

16.09.2019 11:52
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84621
------------------------------------------------------------




Екатеринбург, 16 сентября. Мировой суд в Екатеринбурге в понедельник приговорил к полугоду исправительных работ местного жителя Станислава Мельниченко, обвиняемого в оскорблении сотрудника полиции во время майских акций против строительства храма в сквере, сообщили РИА Новости в пресс-службе Верх-Исетского районного суда.



Акции против строительства храма на месте сквера в центре Екатеринбурга прошли в середине мая. В ходе них были задержаны около 100 человек. Власти города заявили, что будет проведен опрос жителей на предмет их отношения к строительству храма в сквере. Рабочая группа утвердила три площадки для опроса, которые 24 сентября рассмотрит гордума.



«Приговорили Мельниченко признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 319 УК РФ (Оскорбление представителя власти), и назначить ему наказание в виде исправительных работ на срок шесть месяцев с удержанием 10% из заработной платы в доход государства», – сказала собеседница агентства.



Как пояснял РИА Новости адвокат мужчины Алексей Бушмаков, дело было возбуждено по факту оскорбления сотрудника пресс-службы городского УМВД Евгения Крюкова. Ранее Мельниченко после акций в сквере был оштрафован на 12 тысяч рублей по административному делу за нарушение порядка участия в публичном мероприятии. Приговор Мельниченко – первое решение по уголовным делам, возбужденным после протестов в сквере.


============================================================


В МЧС назвали причину пожара в деревянном храме в Свердловской области

16.09.2019 11:26
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84620
------------------------------------------------------------




Фото: e1.ru



Екатеринбург, 16 сентября. Причиной пожара в деревянном храме-часовне в воскресенье в поселке Верхняя Сысерть в Свердловской области могло стать короткое замыкание, сообщает РИА Новости со ссылкой на региональный главк МЧС.



По данным ведомства, пожар произошел в 11.28 мск, его площадь составила 180 квадратных метров. В момент возникновения пожара в помещении храма находились шесть человек, которые самостоятельно эвакуировались. Пострадавших нет.



«По данным пожарных дознавателей, предварительной причиной пожара в храме-часовне во имя Преображения Господня в поселке Верхняя Сысерть, произошедшего 15 сентября, могло стать короткое замыкание. Дознание по факту пожара продолжается. По завершении будет установлена окончательная причина пожара», - говорится в сообщении.


============================================================


"Что значит быть христианином в повседневной жизни?"
VII международная конференция по наследию митрополита Антония Сурожского прошла в Москве

16.09.2019 10:55 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=84618
------------------------------------------------------------




Фото: VK



Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. VII международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась 13-15 сентября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (ДРЗ). Форум проходил по теме «Что значит быть христианином в повседневной жизни?»; в течение предшествующего года эта тема в разных аспектах обсуждалась на ежемесячных семинарах. Организатор конференции - Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», совместно с ДРЗ, пригласил в
Москву участников – священнослужителей и мирян из разных городов России, а также из Великобритании и Латвии.



Участников конференции приветствовали: директор ДРЗ Виктор Москвин, от имени Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ – протоиерей Лев Семенов. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем приветственном слове, которое было зачитано, тепло вспоминал свои встречи с митрополитом Сурожским Антонием, который «был предан своей Церкви-мученице, дорожил причастностью к ней и верил в ее будущее освобождение». «Своей проповедью владыка стремился согреть сердца,
ожесточенные ужасающими трагедиями минувшего столетия... Задачей его богословия было помочь людям не только обрести веру, но и сохранить ее… Его опыт пастырского душепопечения значим и востребован сегодня», – говорится в послании.







С первым докладом «Митрополит Антоний в повседневной жизни» выступил протодьякон Петр Скорер (Эксетер, Великобритания), который знал лондонского архиерея с 7 лет: он прислуживал ему в алтаре, посещал устроенную им воскресную школу, пастырские беседы и летние лагеря, был рукоположен в диакона и служит в этом сане уже 50 лет. О. Петр вспоминал, что его духовник, которого он наблюдал почти ежедневно, «не казался каким-то необычным»: он более чем скромно жил в комнатке при соборе;
питался тем, что приносили прихожане; очень много работал; был «абсолютно аккуратным» и «невероятно дисциплинированным». Докладчик говорит о митрополите Антонии как о «потрясающем учителе»: «Он мог так преподнести богословие, литургику, Евангелие, что все было абсолютно прозрачно и понятно». Митрополит «любил примеры героической жизни христианских подвижников и воспитывал в нас, подростках, тот же героизм, глубокое товариществ
о, основанное на церковной жизни». По словам о. Петра, духовный наставник смог донести до каждого своего прихожанина, что он (каждый) – «единственный и неповторимый для Бога», и учил, что «весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и все делать во имя этой любви». И сам митрополит Антоний был для своих духовных чад примером того, как можно «уподобляться Христу во всем, в самом ежедневном», отметил докладчик.



Элизабет Феокритова (Кембридж, Великобритания), тоже прихожанка митрополита Антония, вспоминала: он «воспитал нас в сознании того, что окружающая среда – это мир Божьих созданий». Он редко говорил именно об экологии, но проводил серьезные беседы о природе мира, «обогнав современное богословие, связанное с проблемами экологии». «Мир созданий Божьих» – так назвала докладчица свое сообщение, основная мысль которого – единство человека и всей твари в Боге.
«Сам факт бытия твари означает ее приобщенность Отцу… Мы, в ряду всех тварных существ, соединены с Богом… Любая тварь, от пылинки до звезды, в глубине знает Бога и радуется о Нем» – эти и подобные мысли митрополита Антония, как изложила их автор доклада, можно охарактеризовать как своего рода «христианский материализм», в свете которого человек имеет особое духовное значение. «Человек как вершина творения» – митро
полит Антоний не очень любил этот образ, видя в нем опасность превозношения. Но он настолько любил человека, что эта любовь изливалась на все творения», – сказала исследовательница.







Следующий доклад продолжил богословскую тему: «Не только спасение твари, но и спасение времени» – этот вопрос в богословии митрополита Антония Сурожского исследовал протоиерей Димитрий Сизоненко (Санкт-Петербург). По его словам, время играет особую роль в повседневной жизни христианина, и митрополит Антоний учил «справляться со временем», «жить во времени», «вместо того, чтобы бежать за ним или сожалеть о нем». О. Димитрий обратил внимание на
парадоксальную мысль митрополит Антония: «Время течет не из прошлого в будущее, а из будущего в настоящее… Время не от вас бежит, а к вам бежит. Надо только научиться жить в мгновении, в котором ты находишься», – говорил митрополит, и именно на этом построено его «богословие встречи», считает о. Димитрий. Навык быть «здесь и сейчас» надо упражнять, тренировать, чему учил митрополит Антоний, и тогда это «искусство остановить внутре
ннее время» дает свободу, покой и «глубинность», становится «лучшим ключом к пониманию страха Божия». Как спасать (искупать) время? По мысли митрополита Антония, необходимо жить так, «чтобы твое земное время было пронизано светом вечности» – и сам он своей жизнью свидетельствовал о том, что это возможно, отметил священник.



Писатель, профессор Высшей школы экономики Майя Кучерская (Москва) представила концепцию «практического христианства» в прозе Н. С. Лескова (на материале хроники «Захудалый род»). По ее словам, в первой части романа описано «идеальное царство идеальных людей» – добродетельных милосердных христиан, однако далее оказывается, что христианский идеал нельзя воплотить в жизни, он рушится, вслед за изменением мировоззрения самого Лескова: «Никогда не теряя веры во
Христа, он потерял веру в Православную Церковь как вместилище истины». «С бескомпромиссным христианством в душе жить гармонично в обществе невозможно», – резюмирует докладчица вывод писателя, подчеркивая при этом, что роман не был окончен.



Литературную тему продолжил протоиерей Христофор Хилл (Москва). «Повседневное христианство» в русской литературе XX века, чему был посвящен доклад, он обнаружил впервые, прочитав по-русски повесть В. Пановой «Сережа» – его поразило столь нетипичное для советской литературы «возвышение приватной жизни». Эти «проблески действия Бога в сфере личного», что явно идет вразрез с коллективистской идеологией, священнику особенно дороги в романе Б. Пастернака
«Доктор Живаго». Сходство русского нобелевского лауреата и митрополита Антония о. Христофор видит в том, что оба они понимали человека как «самое достойное (но не самое святое), что может быть». «Митрополит Антоний понимал, что та сердцевина, где проявляется слава Божия,– это человек. Такого же человека можно видеть у Пастернака: Юрий Живаго – не герой, он грешник, но человек достойный, призванный стать образом Божьим», – по
делился наблюдениями священник-англичанин, знавший митрополита Антония лично.







«Между желанием и реальностью: психология повседневности» – в этом докладе психолог Наталия Инина (Москва) говорила о том, как помочь «рассогласованному», «расщепленному», невротизированному, одинокому современному человеку обрести целостность, восстановить «связь со смысловыми опорами», обратиться к «глубинной личности», как учил митрополит Антоний, и на этой глубине обнаружить Бога, «живого, реального, любящего, а не
карающего». Тому, как могут сотрудничать в этом сложном процессе психология и Церковь, был посвящен доклад. «Путь к самому себе и подлинной встрече с Богом, глобально и необратимо изменяющим жизнь человека, лежит через преодоления раскола внутренней целостности личности, и этот раскол имеет два уровня: душевный и духовный. В обретении духовной целостности нам помогает Церковь, церковная жизнь и все богатство духовной традиции. Обретение же душевной целостности подразумевает пси
хологическую помощь. Но психологические практики, не имеющие под собой духовных оснований, не опирающиеся на христианскую антропологию, будут добиваться психологической целостности ради нее самой. Тогда как христианская психология призвана помочь человеку преодолеть душевное расщепление ради другой цели: ради выхода на духовный уровень, и в этом плане она является соработником Церкви. Сейчас именно синергия церковного окормления и психологической помощи может эффективно помочь человеку стать в полном
смысле слова человеком духовным, в котором будет достаточно сил, веры, энергии, любви, чтобы свидетельствовать о Боге и нести свет Христов каждое мгновение повседневной жизни», – заключила психолог.



Протоиерей Алексий Уминский (Москва) посвятил свое сообщение молитве как повседневной практике христианина. Он напомнил, что митрополит Антоний много говорил о молитвенной дисциплине; отметил, что «понуждение себя к молитве для христианина обязательно», но подчеркнул, что «молитва и дисциплина не одно и то же». Священник обратил внимание на то, что молитва должна быть личным опытом, однако в традиции православия – «молитва по образцам», и эту
«заданность»- произнесение многословных фраз на малопонятном языке – тоже часто принимают за молитву, особенно новоначальные. О. Алексий не давал пастырских рекомендаций, в его выступлении содержалось больше вопросов, чем ответов: он размышлял о проблеме личного выбора в молитве, о «постоянном поиске новых слов к Богу», о том, кем ощущает себя молящийся – рабом, наемником или сыном? «Христианская жизнь должна быть в большей степени свободной. Наши готовы
е тексты – только начальный этап. Важно идти за Христом… Мы нуждаемся в опыте свободы больше всего», – отметил о. Алексий.



Организаторы конференции экспериментируют с разными формами выступлений и общения. Так, одна из волонтеров Фонда вела на сцене диалог между телеведущей Туттой Ларсен и о. Петром Скорером. Речь шла о том, как каждый из собеседников представляет себе жизнь современного христианина, соответственно, в столице и в небольшом британском городке, как вера проявляется в работе, в повседневности, в общении с близкими.



Первый день конференции завершился круглым столом на тему «Как наладить связь между мной и Богом в повседневной жизни». Участники обсуждения: прот. Владимир Архипов; иеромонах Иоанн (Гуайта); Татьяна Касаткина, литературовед, культуролог и религиовед; Константин Мацан, журналист, автор и ведущий программ на радио «Вера» и телеканале «Спас».



Второй день конференции, 14 сентября, запомнился участникам докладами Т. Семчишиной, К. Мацана, Л. Азер, Е. Савиной, Н. Большаковой-Минченко и работой дискуссионных малых групп.



15 сентября, после докладов прот. Сергия Рыбакова и Фредерики де Грааф, состоялись круглые столы на темы: «Работа как служение. Служение как работа»; «Человек – священник всей твари? Служение окружающему миру»; «Служение христианина и Церковь. Волонтерство».



После подведения итогов была совершена панихида по митрополиту Сурожскому Антонию.



Юлия Зайцева


============================================================


Конференция "Библиографическое наследие протоиерея Александра Меня и современность" состоялась в Москве

16.09.2019 10:18 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=84617
------------------------------------------------------------




Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. Международная конференция «Библиографическое наследие протоиерея Александра Меня и современность» состоялась 12 сентября в Москве, во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). Встреча был посвящена актуальности наследия выдающегося церковного публициста и миссионера, проблемным и малоисследованным вопросам его творчества, и приурочена к 29-й годовщине его гибели.



Участников конференции приветствовал директор ВГБИЛ Михаил Шепель, представитель Патриаршего совета по культуре и советник директора ВГБИЛ Мигель Паласио и сын о. Александра Михаил Мень, который призвал организаторов и присутствующих принять участие в подготовке юбилейного года о. Александра: в 2020 г. исполнится 85 лет со дня его рождения и 30 лет со дня кончины. Модератором конференции выступил сотрудник ВГБИЛ, историк и телеведущий Алексей Юдин. В дискуссии принимала участие профессор Ирина Кириллова
(Кембридж).



Докладом «Опыт прочтения эпистолярного наследия прот. Александра Меня» открыла конференцию президент Международного благотворительного общества им. Александра Меня Наталья Большакова-Минченко (Рига). У священника, постоянно находящего под наблюдением КГБ в 70-80-е гг., не было возможности вести дневник, в записных книжках многие его записи зашифрованы, а вот многочисленные письма, которые он писал своим духовным чадам и друзьям, «приоткрывают многое из личностного опыта о.
Александра» и являются «продолжением его пастырского служения», сказала докладчица. Если систематизировать корпус писем о. Александра, то можно выделить ряд ключевых тем, затронутых им: вопросы истории христианства и современной Церкви, проблемы свободы, выбора и ответственности; богословские размышления; суждения о богослужении и православных традициях; разделение христиан и пути его преодоления, обоснование собственной позиции как священника и, конечно, пастырское попеч
ение об адресатах, самых разнообразных – это и прихожане, и атеисты, и духовенство, и множество еще «вопрошающих, страждущих», знакомых и незнакомых. «Отец Александр не мог ни одну душу забыть – за каждым письмом стоит его молитва о человеке», – свидетельствовала его духовная дочь.



Говоря об особой ценности эпистолярного наследия о. Александра и необходимости его изучения, Н. Большакова проанализировала полностью сохранившуюся 14-летнюю переписку с иконописцем Ю.Н. Рейтлингер (сестрой Иоанной, издана в книге «Умное небо»). «Ощущение подлинного диалога», глубина и тепло, с которыми пастырь поддерживал свою тяжело больную духовную дочь, позволяют докладчице сказать, что «это было не только отцовское, а – материнское служение».
«Пастырское богословие о. Александра, отраженное в письмах, полностью христоцентрично, как и его проповеди. Его письма читают и по сей день, они отвечают на мучительные вопросы, дают силы жить, вдохновляют», – заключила она, призывая изучать и издавать эпистолярное наследие о. Александра.



Тема «Богословское здравомыслие прот. Александра Меня» побудила протоиерея Александра Борисова, настоятеля храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, обратиться в своем докладе к словам апостола Павла «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор.11:19). «Разномыслие» с трудом приживается в РПЦ: книги о. Александра Меня по-прежнему практически не продаются в храмах; одобрительное мнение о нем, высказанное покойным патриархом
Алексием II, «едва ли разделяется всем духовенством»; не был в полной мере оценен и указ патриарха Кирилла об издании Полного собрания сочинений о. Александра, с сожалением отметил выступавший. Однако именно сейчас, когда у Церкви есть столько возможностей обращаться к пастве, наследие о. Александра Меня, «библейский динамизм», пронизывающий все его сочинений и проповеди, может быть особенно востребован. «Многообразие и согласие [в богословии] вполн
е совместимы – эту мысль о. Александра нам надо донести», – сказал настоятель московского храма, друг о. Александра Меня и один из первых читателей его знаменитой уже на весь мир книги «Сын человеческий», отпечатанной впервые в 1958 г. на машинке в количестве 6 экземпляров.



Павел Мень, брат убитого священника, сопредседатель Фонда его имени, рассказал о круге чтения и литературных увлечениях о. Александра Меня. «Список любимых братом книг занял бы много страниц», – сказал П. Мень и поделился воспоминаниями о способности брата необыкновенно быстро читать, ярко пересказывать и точно цитировать прочитанное; о его интересе к дореволюционной литературе, найденной в шкафу тетушки; о том, что в 10 лет он прочел «Братьев Карамазовых» и три дня после этого
болел – «так вжился в тему», сопереживал героям… Что касается богословия, то о. Александр с увлечением читал тексты Н. Бердяева, о. Сергия Булгакова и других эмигрантов, что было достать нелегко, но особо выделял Владимира Соловьева, портрет которого всегда висел у его рабочего стола. Будучи талантливым читателем, о. Александр оказался и не менее талантливым писателем, который оставил множество сочинений в разных жанрах, адресованных разной аудитор
ии: верующим, скептикам-атеистам, детям, подросткам и др. Открытием для многих станет скорая публикация диссертации о. Александра Меня «Элементы монотеизма в дохристианских религиях и философии», где автор проявляется как серьезный ученый, владеющий стилем и аппаратом научного исследования, анонсировал интернет-издание Павел Мень.



Протоиерей Олег Батов является ректором Общедоступного православного университета имени Александра Меня, который был создан в соответствии с замыслом самого о. Александра сразу после его гибели. О. Олег рассказал, как в конце 80-х гг., когда о. Александра наперебой приглашали в разные аудитории, он создал команду единомышленников, которые тоже могли читать лекции о христианстве. Эта команда стала ядром Общедоступного университета, «принципиальная позиция которого – открытость»: здесь
принимают без вступительных экзаменов всех желающих, не устраивают им экзаменов и не выдают государственных дипломов, в отличие от Библейско-богословского института, который вырос из этого же замысла о. Александра. По словам ректора, в 90-е гг. для занятий Общедоступного университета не хватало аудиторий – так много было желающих приобщиться к богословию и христианской культуре. В 2010-х гг. число слушателей «многократно сократилось», так как появилось много др
угих источников информации. Но Университет продолжает работать, он начинает свой 30-й учебный год и по-прежнему верен «принципам открытости, свободы, интеллектуального исследования, диалога веры с культурой и наукой». «Будущее у такого формата есть», – утверждает о. Олег, приводя в пример зарубежные аналоги.



Проблемные вопросы в составлении аналитической библиографии о. Александра Меня поставил в своем докладе сотрудник ВГБИЛ Владимир Фролов. Про его сведениям, суммарный тираж книг о. Александра перевалил за 8 000 000 экземпляров, его работы переведены на многие языки, хорошо известны в Европе и даже входят в программную литературу части лютеранских семинарий и католических богословских факультетов, а также некоторых европейских православных институтов. «Деятельность и труды о. Александра вполне
сопоставимы по своему значению, масштабам и глубине с наследием целой череды исследователей и мыслителей ХХ века, таких как Ж. Маритен, О. Клеман, Э. Мунье, Д. Бонхоффер, П. Клодель или Антоний Сурожский», – утверждает докладчик. Однако необходимая систематическая работа с богословским и философским наследием о. Александра еще впереди, констатирует он.



Начало этой работы было положено сравнительно недавно – речь идет о монографическом исследовании прот. Дмитрия Предеина «Протоиерей Александр Мень как выдающийся православный катехизатор и миссионер второй половины ХХ века». Помимо того, что это уровень серьезной богословской аналитики, книга важна еще и тем, что открывает «новую страницу восприятия наследия о. Александра Меня, когда исследователь уже принадлежит к более молодому поколению, не связанному с теми дискуссиями, в которых
обличители или их идейные противники принимали участие в течение довольно долгого времени». По мнению докладчика, пора уже говорить о «постепенной маргинализации обличения наследия о. Александра и приходу академическим сообществом к тому факту, что данное наследие … далеко выходит за рамки келейных потасовок между современными богословами, оно было и остается фундаментально значащим для русской духовной культуры ХХ века».



Сегодня назрела потребность, в том числе и чисто научная, в беспристрастном критическом анализе богословского наследия о. Александра, «который был бы максимально свободен как от нелепости обличителей, так и от крайней идеализации». Значимость такой работы чрезвычайно велика, считает Фролов, поскольку «богословие о. Александра – это действительно богословие XXI века», «его богословская мысль представляет собой стройную систему, во главу угла которой поставлена фигура
Христа во всей её полноте».



В рамках конференции состоялись еще две книжные презентации: Наталья Большакова-Минченко представила 28-й выпуск ежегодного альманаха «Христианос», идея которого принадлежит о. Александру Меню, а Павел Мень рассказал о новом, значительно дополненном издании воспоминаний Елены Семеновны Мень, мамы Александра и Павла. Книга называется «Мой путь», издана Фондом имени Александра Меня.



Юлия Зайцева


============================================================


В РПЦ призвали Собчак к настоящему покаянию после ее поведения на свадьбе

16.09.2019 09:59
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84616
------------------------------------------------------------
Москва, 16 сентября. В Русской православной церкви усомнились в искренности покаяния в грехах телеведущей Ксении Собчак, в котором она расписалась накануне свадьбы, сообщает «Интерфакс-религия».



«Конечно, тот перфоманс, тот «свадебный танец», видео которого еще и массово разошлось в интернете, мягко говоря, мало сочетается с поведением пары, только что повенчавшейся в церкви», - написал в воскресенье в своём телеграм-канале глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.



Он напомнил, что перед венчанием пара беседовала со священником о смысле христианского брака и письменно засвидетельствовала раскаяние в своих недостойных делах в прошлом.



«Полагаю, священник думал и надеялся, что все это делалось искренне. Увы, последовавшие сразу за этим действия дают серьезный повод в этой искренности усомниться», - отметил Легойда, задавшись вопросом, кого люди пытаются обмануть.



«Церковь? Бога? А ведь обмануть можно только себя, - считает представитель Церкви. - Да, у всех бывают падения, да, все согрешают. Но зачем давать обеты Богу, если ты не собираешься их выполнять? Причем, как-то вот сразу так не выполнять, сходу, запланированно».



«А Бог все равно ждет покаяния. Только настоящего. Без перфомансов», - заключил Легойда.


============================================================


Москва потеснила Константинополь в Европе
Синод принял в состав РПЦ главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции

16.09.2019 09:24 | "Коммерсантъ"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=84615
------------------------------------------------------------

============================================================


Папа Франциск освятил икону Скорбящей Божией Матери - Утешительницы сирийцев

16.09.2019 00:22 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=84612
------------------------------------------------------------




Ватикан, 16 сентября, Благовест-инфо. Папа Римский Франциск благословил 15 сентября в ватиканском Доме св. Марфы икону Скорбящей Божией Матери – Утешительницы сирийцев, сообщает Vatican News.



Образ, написанный православным иконописцем, был благословлен в ходе встречи понтифика с делегацией международного фонда «Помощь Церкви в нужде», которую возглавлял международный президент этой благотворительной организации кардинал Мауро Пьяченца.



Освящение иконы состоялось в рамках молитвенной кампании «Утешайте народ Мой», проходящей по инициативе «Помощи Церкви в нужде» при участии христианских Церквей Сирии – Католической, Православной, Сиро-Яковитской.



Месяц назад, 15 августа, в рамках той же кампании Папа освятил шесть тысяч розариев для раздачи сирийским христианам, родственники которых погибли или были похищены за восемь лет войны в этой арабской стране.



С самого начала своего понтификата Папа Франциск проявляет особое внимание к Сирии. В своем первом послании «Граду и миру», произнесенном на Пасху 2013 года, понтифик упомянул «возлюбленную Сирию», ее народ, страдающий от войны, и «многочисленных беженцев, ожидающих помощи и утешения». 1 июня 2016 года, по случаю Международного дня защиты детей, Папа призвал детей всего мира объединиться в молитве с их сирийскими сверстниками. А 2 декабря 2018 года Франциск зажег свечу
– символ мира, ознаменовав начало молитвенной кампании «Свечи ради мира в Сирии», также инициированной фондом «Помощь Церкви в нужде».


============================================================

В избранное