2
1На третий день в Ка́не, что
в Галилее, была свадьба. Там была мать Иисуса. (2) На свадьбу
был приглашен и Иисус с учениками. (3) Когда
кончилось вино, мать Иисуса говорит Ему:
—
У них нет вина.
4 —
Что Мне до этого, женщина? — отвечает ей Иисус. —
Еще не пришло Мое время.
5 —
Делайте то, что Он вам скажет, — говорит она слугам.
6
Там было шесть каменных чанов — они стояли для обряда
очищения, принятого у евреев*, —
каждый вместимостью от восьмидесяти до ста двадцати литров*.
7 —
Наполните чаны водой, — говорит слугам Иисус.
Слуги
наполнили их до краев.
8 —
А теперь зачерпните и несите распорядителю пира, — говорит
Иисус.
Они отнесли.
9
Распорядитель, попробовав воду, которая превратилась в вино, —
а он не знал, откуда оно взялось, знали только слуги, черпавшие
воду, — зовет к себе жениха (10) и говорит
ему:
—
Все люди сначала подают хорошее вино, а уже потом, когда гости напьются,
похуже*. А ты берег
хорошее вино до сих пор.
11
То, что совершил Иисус в Кане Галилейской, положило начало Его чудесным
знакам. Этим Он явил Свою славу, и Его ученики поверили в Него.
12
После этого сам Он ушел в Капернау́м, и с Ним Его мать,
братья и ученики. Там они пробыли всего* несколько
дней.
13
Приближалась еврейская* Пасха,
и Иисус отправился в Иерусалим. (14) Во дворе
Храма Он обнаружил людей, которые продавали быков, овец и голубей, сидели
там и те, кто менял деньги. (15) Иисус,
сделав из веревок бич, выгнал их всех из Храма вместе с овцами
и быками и перевернул столы менял, рассыпав их деньги. (16) А продавцам
голубей Он сказал:
—
Уберите это отсюда! Не превращайте Дом Отца Моего в дом торговли!
17
Его ученики вспомнили, что в Писании сказано:
"Любовь
к Дому Твоему будет пожирать Меня, как пламя".
—
Какой знак Ты явишь нам, чтобы доказать Свое право так поступать? —
спросили они.
19 —
Разрушьте этот Храм, и Я в три дня воздвигну его, —
сказал им в ответ Иисус.
20 —
Сорок шесть лет строился этот Храм, а Ты воздвигнешь его в три
дня?! — сказали тогда они.
21
А Он, говоря о Храме, имел в виду свое тело. (22) И когда
Он был поднят из мертвых*,
ученики Его вспомнили эти Его слова и поверили Писанию и тому,
что сказал Иисус.
23
В то время, когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи,
много людей поверило в Него, видя, какие знаки Им совершаются. (24) Но Иисус
никому не доверялся, потому что Он всех их знал, (25) так что
не нуждался в том, чтобы кто-нибудь рассказал Ему о людях, Он сам
знал, что у человека в душе́.
2.1свадьба — после того как друзья жениха приводили невесту в его
дом, был свадебный пир; это празднество, которое рассматривалось как самое
радостное событие в жизни человека, обычно длилось семь дней. Мать Иисуса —
евангелист нигде не называет Марию по имени. Существовала традиция называть
мать по имени сына, такое обращение было почетным.
2.6каменные чаны, в отличие от глиняных, не подвергались осквернению.
Для обряда очищения — имеется в виду ритуальное омовение
рук и посуды (см. Мк 7.3-4). Если вода была превращена в вино во всех
шести чанах, то вина было около шестисот литров. Такое количество вина указывало
на символическое значение события в Кане, которое понималось как предварение
мессианского пира с его гиперболическим изобилием.
2.11знак — так в этом Евангелии называются чудеса, совершенные
Иисусом, так как важны они не сами по себе, а потому что являются
доказательствами, знаками наступления Царства Бога через Иисуса и в Его лице.
Здесь противопоставлены еврейские очистительные обряды, относящиеся к старому,
уходящему веку, и вино мессианского века, наступающего благодаря Иисусу.
2.13Пасха (евр. Пе́сах) — самый важный праздник, знаменующий
освобождение израильтян из египетского рабства; он празднуется 15 нисана
(март — апрель). Пасху следовало проводить в Иерусалиме.
2.14Во дворе Храма — буквально: "В Храме" —
имеется в виду Двор язычников, где продавались животные для жертвоприношений;
за две недели до Пасхи здесь также менялись римские и греческие
деньги на специальную тирийскую монету, которой платился храмовый налог.
2.15 В отличие от первых
трех Евангелий, Иоанн помещает очищение Храма не в конце земного служения
Иисуса, а в начале, вероятно, во исполнение пророчества Мал 3.1
и Зах 14.21. Ожидалось, что Мессия совершит очищение Храма.
2.20Сорок шесть лет — Иосиф Флавий в "Иудейских Древностях"
говорит, что реконструкция Храма началась в 18 году правления Ирода
Великого (20/19 г. до н.э.) и святилище и внешние строения были
завершены через восемь лет, но полностью работы в Храме были закончены
лишь в 62 или 63 г. н.э., то есть незадолго до его разрушения.
Некоторые отцы Церкви видели в сорока шести годах указание на возраст
Иисуса (ср. "Тебе еще нет и пятидесяти" — 8.57).
*2:6a
В СРП: "у иудеев" (это и следующие
примечания сделаны редактором рассылки). *2:6b
В СРП: "от двух до трех метре́тов".
Примечание: "Метрет — мера объема, равная 39,4 л. Таким
образом объем чанов составлял от 80 до 120 литров". *2:10
В СРП: "то, что похуже". *2:12
В СРП слово отсутствует. *2:13
В СРП: "иудейская". *2:18
В СРП: "вмешались иудеи". *2:22
В СРП: "Он воскрес".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.