19
Первосвященник допрашивал Иисуса о Его учениках и Его учении.
20 –
Я говорил открыто, перед всеми, – ответил Иисус. –
Я всегда учил в синагоге и в Храме, куда приходят все люди,
и ничему не учил тайно. (21) Так зачем
ты Меня спрашиваешь? Спроси слушателей, о чём Я им говорил.
Они должны знать, что Я говорил.
22
При этих Его словах один из стоявших рядом стражников ударил Иисуса
по лицу и сказал:
–
Как Ты разговариваешь с первосвященником?!
23 –
Если Я сказал что-то не так, укажи, в чём Я не прав, –
ответил Иисус. – А если говорю правду, почему ты Меня бьешь?
24
Потом Анна отослал Его, всё еще связанного, к первосвященнику Кайафе*.
25
А Симон Петр стоял и грелся.
–
Ты, кажется, тоже из Его учеников? – спросили его.
Но Петр отрицал это.
–
Нет, – ответил он.
26 –
А не тебя ли я видел в саду вместе с Ним? –
говорит тогда один из слуг первосвященника, родственник тому, которому Петр отсек
ухо.
27 Петр снова
отрицал это. И тотчас запел петух.
28
Рано утром приводят Иисуса от Кайафы*
во дворец римского наместника. Сами они во дворец не вошли, чтобы
избежать осквернения, иначе не смогли бы праздновать Пасху. (29) Тогда
Пилат вышел к ним.
–
В чём вы обвиняете этого человека? – спросил он.
30 –
Если бы Он не был преступником, мы бы не выдали Его тебе на суд, –
ответили они.
31 –
Берите Его сами и судите по своему закону, – сказал
им Пилат.
– Мы не имеем
права предавать кого-либо смерти, – возразили они.
32
Это случилось потому, что должны были исполниться слова Иисуса, которыми
Он давал понять, какой смертью умрет.
34 –
Ты сам это решил или тебе рассказали обо Мне другие? –
спросил Иисус.
35 –
Я что – еврей*? –
возразил Пилат. – Это Твои соотечественники и старшие священники
выдали мне Тебя. Что Ты такого сделал?
36 –
Царство Мое не из этого мира, – сказал Иисус. –
Если бы царство Мое было из этого мира, Мои подданные стали бы
сражаться, чтобы Меня не выдали еврейским властям*.
Нет, царство Мое не отсюда.
37 –
Так значит, Ты всё-таки царь? – спросил Его тогда Пилат.
–
Это ты говоришь, что Я царь, – ответил Иисус. –
Я для того
родился и для того пришел в мир, чтобы быть свидетелем
истины. И кто принадлежит истине, слушает голос Мой.
38 –
А что такое истина? – спросил Его Пилат. И с этими
словами он снова вышел к ним.
–
Я нахожу, что этот человек ни в чём не виновен, –
сказал он им. – (39)
У вас есть обычай: я отпускаю вам на Пасху одного заключенного.
Хотите, отпущу "еврейского царя"*?
40 –
Не Его! Бар-аббу́! – закричали они в ответ. Этот Бар-абба
был мятежник.
19 1 Тогда
Пилат велел Иисуса бичевать. (2) Воины
сплели из колючек венок, надели Ему на голову и набросили на Него
пурпурный плащ. (3) Они подходили
к Нему и говорили:
–
Да здравствует "еврейский царь"*! –
и били Его по лицу.
4
Пилат снова вышел и сказал им:
–
Я сейчас выведу к вам этого человека. Знайте, я нахожу, что Он
ни в чём не виновен.
5
И вышел Иисус, в колючем венке и пурпурном плаще.
–
Вот этот человек! – говорит им Пилат.
6
Но когда первосвященники и стража увидели Его, они закричали:
–
На крест Его! На крест!
–
Сами берите Его и распинайте! – говорит им Пилат. –
Я нахожу, что Он ни в чём не виновен.
7 –
У нас есть Закон, – ответили они, – и по Закону
Он должен умереть, потому что объявил себя Сыном Бога.
8
Пилат, услышав это, еще больше испугался. (9) Он снова
вернулся во дворец и спросил Иисуса:
–
Откуда Ты?
Но Иисус ничего не ответил.
10 –
Не хочешь со мной разговаривать? – говорит тогда Пилат. –
Ты что, не знаешь, что в моей власти отпустить Тебя и в моей
власти распять Тебя на кресте?
11 –
Никакой власти надо Мной ты не имел бы, – ответил Иисус, –
если бы не было дано тебе свыше. И поэтому тот, кто Меня тебе предал*,
повинен в большем грехе.
12
После этих слов Пилат стал добиваться Его освобождения. Но они закричали:
–
Если ты Его отпустишь, ты не друг цезаря! Кто объявляет себя царем,
тот восстает против цезаря!
13
Пилат, услышав эти слова́, вывел Иисуса и уселся в судейское
кресло, на месте, которое зовется "Каменный помост", а по-еврейски
"Габбата́". (14) Был канун
Пасхи, около полудня.
–
Так вы хотите, чтобы я распял вашего царя? – говорит Пилат.
–
У нас нет другого царя, кроме цезаря! – ответили старшие
священники.
16
И тогда Пилат отдал им Его на казнь.
11.49Кайафа — зять Анны, был первосвященником с 18 по 36
или 37 гг. Первосвященник того года — первосвященники не избирались
на один год, но римляне часто меняли не угодных им иерархов.
18.13Анна (евр. Хананья́ или Хана́н) был первосвященником
с 6 по 15 гг. но и после своего смещения продолжал быть очень
влиятельным. Кайафа — см. прим.
к 11.49.
18.19Первосвященник — вероятно, Анна (см. прим.
к 18.13).
18.21Так зачем ты Меня спрашиваешь? — с точки зрения еврейского
закона, считалось предосудительным заставлять обвиняемого давать показания против
себя, допрос следовало начинать со свидетелей. Вероятно, этим и объясняется
вопрос Иисуса. Иисус ведет себя очень смело, хотя, по свидетельству Иосифа
Флавия, подсудимому следовало всячески подчеркивать свой страх и смирение
и обращаться к судье заискивающим тоном, моля о милости и пощаде.
18.22
См. Исх 22.28. Иисус уверен в Своей невиновности (см. также 8.46;
15.25).
18.28дворец — официальная резиденция римского наместника, в которой
располагались также казармы римских солдат. Вероятно, это дворец Ирода или крепость
Антония. Обычно наместник жил в Кесарии, но на большие праздники
приезжал в Иерусалим, чтобы предотвратить возможные беспорядки во время
скопления огромного количества людей. Римский наместник — так как
Иудея входила в состав Римской империи, ею управляли римские наместники —
прокураторы или префекты. В это время наместником был префект
Понтий Пилат (26 – 36/37 гг. . Чтобы избежать осквернения —
жилища язычников считались ритуально нечистыми. Праздновать (буквально:
есть) Пасху — Пасхой назывался не только праздник,
но и трапеза, за которой ели Пасху, т.е. ягненка или козленка,
запеченного с горькими травами. В первых трех Евангелиях Иисус совершает
вместе с учениками эту трапезу, но у Иоанна другая хронология.
18.31Мы не имеем права предавать кого либо смерти — по одним
сведениям, право предавать смертной казни было отнято римлянами у Синедриона
за сорок лет до разрушения Храма в 70 г. , т.е. в 30 г.
(или даже в 6 г.). Есть, правда, и другие данные, противоречащие
этому. Возможно, еврейские религиозные власти просто решили расправиться с Иисусом
руками римлян, ложно обвинив его в политическом преступлении —
подготовке мятежа против Рима, что называлось изменой императору.
18.32какой смертью умрет — т.е. смертью на кресте (см. 3.14).
Римляне так казнили мятежников и рабов. Еврейские религиозные власти,
вероятнее всего, приговорили бы Иисуса к побиению камнями за кощунство
(см. 19.7).
18.33
Пилат хочет узнать, не объявляет ли Он себя независимым от Рима
царем, что являлось изменой императору. См. также 19.12.
18.40Бар-Абба́ (арам. "сын отца") — это, вероятно,
не имя, а прозвище. Матфей сообщает, что его тоже звали Иисусом.
Мятежник — буквально: "разбойник" — вероятно,
он принадлежал к повстанцам, боровшимся против Рима, и в глазах
народа был героем.
19.1велел бичевать — бичевание было частью наказания: перед распятием
осужденного бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости
или металла, иногда разрывавшими тело до костей.
19.2сплели из колючек венок — вероятно, из веток одного
из видов пальмы с очень длинными иглами, напоминавшими солнечные лучи —
в таких венцах изображались императоры на монетах. Пурпурная
одежда также была знаком царского достоинства; воины устроили для себя развлечение,
издеваясь над Иисусом.
19.8еще больше испугался — хотя раньше не говорилось о страхе
Пилата, но, возможно, именно им объясняется его желание освободить Иисуса.
Но можно понять греческое слово "ма́ллон" как "очень,
сильно".
19.12друг цезаря — т.е. лоялен римскому императору, им был в это
время Тиберий (14–37 гг.). Но, возможно, это официальный, очень почетный
титул, который даровался всем сенаторам, а также отдельным гражданам.
Пилат был приближенным всемогущего временщика Сеяна и, возможно, благодаря
ему получил этот титул. Но Сеян потом был свергнут и казнен, а с ним
и многие его сторонники. Вероятно, Кайафа был тонким политиком и понимал,
как Пилат в такой ситуации должен был бояться Тиберия, известного своей подозрительностью
и жестокостью.
19.13уселся в судейское кресло — судья обычно произносил приговор
сидя. Но можно понять эти слова по-другому: "усадил в судейское
кресло".
19.15У нас нет другого царя, кроме цезаря — в своей
ненависти к Иисусу религиозные власти отказываются от того, что является
краеугольным камнем религии Израиля: у народа Божьего есть только один Царь —
Бог.