Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав  Ицхак Зильбер

ИТРО

Итак, евреи в пустыне. В недельной главе “Итро” рассказывается о том, как тесть Моше — Итро — приехал в пустыню Синай, к зятю (это очень важный эпизод, хотя мы здесь и не будем на нем останавливаться), и о величайшем событии в истории евреев и всего человечества — получении Торы на горе Синай.

Получение Торы было целью Исхода из Египта. В первом видении Моше, когда ему предстал горящий и несгорающий куст “сне” (ежевики), Б-г ему сказал: “А теперь иди, Я посылаю тебя к фараону, и выведи Мой народ, сынов Израиля, из Египта... Когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу у этой горы” (3:10,12). “Эта гора” — гора Хорев (она же — Синай).

Тысячелетиями хранит коллективная память еврейского народа правду о чудесах, свидетелями которых были наши далекие предки.

Пятая заповедь из десяти, которые евреи услышали непосредственно из уст Б-га, говорит о почитании родителей. Рассмотрим ее в той формулировке, в какой она дана в книге Дварим, 5:15: “Почитай своего отца и свою мать, как повелел тебе Г-сподь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы было тебе хорошо на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе”.

Как понять слова “чтобы продлились дни твои и чтобы было тебе хорошо”? Всегда ли это так на этом свете? Всегда ли так буквально вознаграждается почитание родителей?

Можно сказать, что это бывало и бывает довольно часто. Я сам видел людей, живых и активных в преклонном возрасте, далеко за восемьдесят, и окруженных глубоким уважением детей. Те, кто знал их в молодости, всегда вспоминали, что и сами они с детства почитали своих родителей и во всем помогали им. Но ведь, как правило, на этом свете нет “расчета” за выполнение заповедей. Здесь может быть только “аванс”. Сказано в Устной Торе (Пеа, 1): “И вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, главное же вознаграждение дается ему в мире грядущем: почитание отца и матери, и благотворительность... и водворение мира между человеком и ближним его. А изучение Торы равноценно всему этому, вместе взятому” (т.е. изучая слова Б-га, человек будет знать, как вести себя, и будет поступать согласно своему знанию).

Случается, однако, что человек, почитающий родителей, живет недолго. Почему же ему не продлены дни его? Дело в том, что слова “чтобы продлились дни твои и чтобы было тебе хорошо” надо понимать с учетом потустороннего мира.

Уважение к родителям не кончается с их смертью. Каждый добрый поступок, совершенный детьми, засчитывается в заслугу родителям. Ведь дети воспитаны родителями, родители много в них вложили. Поэтому принято в течение почти года после смерти родителей читать Кадиш, посещать синагогу, учить Тору, мишнайот, давать пожертвования и т.п.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

Землетрясение

из книги  Рава Ицхака Зильбера
Чтобы ты остался евреем
http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.ph

В 1966 году в Ташкенте произошло сильное землетрясение.

Перед землетрясением я видел большой огненный шар и подумал, что это атомный взрыв, подземный, наверно. Так же думала и моя жена. Очень вероятно, что так оно и было: мы ведь не проверяли уровень радиоактивности. Я почти уверен, что землетрясение имело искусственную причину. Так или иначе, в городе, как я уже говорил где-то, было разрушено семьдесят пять процентов зданий.

Землетрясение началось под утро и продолжалось около трех часов. Мы выбежали на улицу после первых толчков. Ко мне подошел сосед-еврей:

– Ицхак, какую броху (благословение) надо сказать на землетрясение?

– Ой, – говорю, – я об этом не подумал! «…Ше-кохо у-гвурато мале олам» («...сила и могущество Которого наполняют мир»).

Сказано в первой главе «Пиркей авот»: «Шимон-га-цадик был одним из последних [мудрецов] Кнесет га-Гдола (Великого Собрания). Он говорил: «Мир стоит на трех вещах: аль га-Тора (на изучении Торы), ве-аль га-авода (и на служении в Храме, молитве), ве-аль гмилут хасадим (и на добрых делах)».

Я своими глазами увидел это во время ташкентского бедствия. Такое же землетрясение, даже более слабое, за несколько лет до того случилось в Ашхабаде. Правда, как говорят, оно было горизонтальное, что опаснее, а не вертикальное, как в Ташкенте. В ашхабадской катастрофе погибли более десяти тысяч человек. А в Ташкенте?

В шесть утра я начал обходить знакомых. Прихожу к Вольфам, нашим родственникам. Глава семьи еще лежал в постели. Кругом валяются кирпичи и камни, а Эфраим – цел и абсолютно невредим.

Я обошел десятки еврейских семей: у всех в доме разгром – и все невредимы!

По данным печати, в городе погибли десять человек. Среди более чем пятидесяти тысяч ташкентских евреев не пострадал ни один. А ведь землетрясение продолжалось много дней, было более семисот толчков!

Тогда я понял, что значит: «Мир держится Торой».

В Ташкенте в те годы евреи были очень сплочены. Здесь действовали несколько синагог и тайных микв, делалось много добрых дел (гмилут хасадим).

Из семи-восьми (очень немало по тем временам!) ташкентских резников двое-трое постоянно стояли на рынке. Один из них, Биньямин-шохет, увидев, что еврей покупает курицу и направляется к работавшему на базаре рубщику, чтобы отрубить ей голову, всегда предлагал: «Зачем идешь? Давай я тебе бесплатно зарежу!» И делал шхиту бесплатно.

Ташкентские евреи учили Тору: меня и моего сына, например, люди буквально заставляли заниматься с ними Торой!

«Вот этим и держится мир. Поэтому никто не пострадал», – так я тогда подумал.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер ©    http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное