Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Рав Ицхак Зильбер

БАЛАК

Моав (государство, находившееся на территории современной Иордании) не позволил евреям пройти по его территории. В этой главе рассказывается, что Балак, ставший царем Моава после гибели Сихона, увидел, как успешно продвигаются и воюют с другими народами евреи, и испугался. Он попытался ослабить их проклятием и обратился с просьбой об этом к пророку Биламу. Проклятие не удается. Евреи благополучно стоят станом напротив Йерихо, и Балак, по совету Билама, начинает соблазнять их дочерьми Моава. Вмешательство Пинхаса расстраивает планы Балака и спасает евреев от гнева Всевышнего.

Биламу не удалось вызвать гнев Всевышнего на евреев проклятиями. Тогда он нашел другую возможность нанести им удар. Он знал, что за разврат Б-г наказывает без промедления, скорее, чем за другие грехи, поэтому посоветовал Балаку устроить эдакий “фестиваль молодежи”: послать молодых привлекательных девушек, моавитянок и мидьянитянок, продавать израильтянам льняные одежды и вино.

После сорока лет жизни на мане и воде хочется отведать вина, и покупатель приходит в лавку. У входа в палатку его встречает пожилая продавщица — молодая находится внутри. Пожилая предлагает: “Не угодно ли белую рубашку? Войди, выбирай!” — и называет цену. Молодая любезна и предупредительна (как ее научили) и сбавляет цену: “Будь как дома. Мы вас любим. А вы почему нас не любите? Ведь у нас один предок — Терах, отец Авраhама. Мы чтим все религии. Вот телята и куры, режьте по вашему закону и ешьте. Угощайся, выпей вина” (тогда мудрецы еще не запретили пить вино неевреев; запрет был введен потом, именно в связи с этим эпизодом).

Развитие событий нетрудно предугадать.

Сначала происходящее не бросалось в глаза — евреи отправлялись к новым “друзьям” незаметно, поодиночке. Потом парни шли уже по двое, не стесняясь друг друга, развернулась “культурная деятельность” — посиделки с музыкой и угощением.

Конец был печальным: “...и возгорелся гнев Г-спода на Израиль...” (25:3). Б-г наслал на евреев эпидемию, от которой умерли двадцать четыре тысячи человек.

За изготовление золотого тельца и поклонение ему были наказаны три тысячи сынов Израиля. Кара за разврат оказалась более суровой и скорой, чем наказание за идолопоклонство.

Говорит мидраш словами из “Мишлей” (16:14): “Гнев царя — вестник смерти, но человек мудрый умилостивит Его”.

Под гневом царя здесь, очевидно, подразумевается гнев Б-га на народ. А как Пинхас умилостивил Его? Мидраш приводит такую аналогию. Идет царь по улице, вокруг толпится молодежь, и вдруг один из юношей начинает во всеуслышание оскорблять царя. Тот вспыхивает от гнева и решает сурово покарать всю толпу. Но в это время один из присутствующих отвешивает крепкую оплеуху ругателю: “Ты что это, негодяй, делаешь!” Гнев царя сразу утихает, и он приказывает арестовать только прямого виновника. Нечто подобное произошло и в описываемом эпизоде из Торы: евреи стали развратничать, посещать капище Бааль-Пеора — и все вокруг помалкивают! Нашелся Пинхас бен Эльазар, ревнитель веры, сделал то, что сделал, — и гнев Б-га утих.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер   ©   http://toldot.ru/   Toldos Yeshurun.org

Три безоговорочные заповеди

из книги Рава Ицхака Зильбера
Чтобы ты остался евреем
http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php

Как-то мы сидели с отцом и говорили о заповедях, которые еврей не должен нарушать даже под угрозой смерти. Еврею категорически запрещены три вещи: отказ от веры в единого Б-га (таким отказом является, например, переход в христианство), разврат и убийство. Эти три запрета еврей обязан соблюсти даже ценой жизни. Другие заповеди еврей, чтобы сохранить жизнь, может при определенных условиях нарушить. Так, если, скажем, ради своей выгоды хозяин-нееврей под угрозой смерти заставляет работника-еврея работать в субботу как в любой другой день, – еврей должен уступить. Даже если еврея заставляют работать только для того, чтобы он нарушил субботу, но это происходит не публично, т.е. не в присутствии десяти евреев, ему предписано нарушить, если отказываясь он рискует жизнью. Только если от него требуют нарушить какой-то закон Торы в присутствии как минимум десяти евреев – он должен умереть, но не нарушить. Отречение же от Б-га, разврат и убийство запрещены безусловно.

Особенно подробно мы говорили о первом запрете – о запрещении отрекаться от Б-га.

Отец сказал, что если еврея заставляют вступить в компартию или в комсомол (а одно из условий партийности – неверие во Всевышнего), то надо идти на смерть, но не вступать. Когда-то, если сын крестился, родители-евреи сидели в трауре по нему как по умершему. По закону, сказал отец, нужно было бы так же сидеть и по тем, кто стал коммунистом.

Этот разговор происходил, помнится, где-то в сороковые годы. В тот день я виделся с Яаковом Цацкисом (сейчас этого врача-уролога, ставшего моэлем, знает пол-Израиля, а тогда это был совсем молодой паренек) и, не знаю почему, под впечатлением, видно, пересказал ему разговор с отцом. А потом, много лет спустя, он рассказал мне, что как раз в день нашей встречи они с братом должны были заполнить анкеты и подать заявление о приеме в комсомол. Поскольку в те времена в комсомол вступали все подряд – как шутили советские люди, добровольно в принудительном порядке – у них в вузе тоже всех записали. Остались только он и его брат. Им выдали анкеты и велели к вечеру сдать вместе с заявлением. После того, что я ему рассказал, он решил как-то выкрутиться. Они с братом в комсомол так и не вступили.

По безумной советской логике, почти всех комсомольцев из их группы потом посадили. Все они погибли. А Цацкиса с братом не тронули.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер   ©   http://toldot.ru/   Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное