Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com
Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки

Рав Ицхак Зильбер

ДВАРИМ

Перед смертью Моше обратился к народу с речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого швата по седьмое адара — и составила пятую книгу Хумаша “Дварим” (“Речи”). Седьмого адара Моше-рабейну умер.

По велению Всевышнего Моше напомнил евреям, которым предстояло без него войти в Страну Израиля, все, что было ими пережито, и все, чему учил их Б-г в пустыне.

Моше напоминает евреям о совершенных ими ошибках — чтобы впредь они их не повторяли, объясняет, как они должны вести себя в своей стране, Эрец-Исраэль, говорит о многих законах и предупреждает, что народу грозят суровые испытания, если он сойдет с указанного Б-гом пути. Яркими красками рисует Моше картину изгнания из Эрец-Исраэль и жизнь евреев в рассеянии. Заканчивает он свою речь песнью и благословением всех колен.

Этими событиями завершается последняя книга Пятикнижия. Дальнейшая история евреев — завоевание Эрец-Исраэль и жизнь на святой земле — тема других книг Танаха.

Какими качествами должен обладать судья, согласно Торе? Моше говорит: “Возьмите себе людей мудрых, и понимающих, и известных в ваших коленах, и я поставлю их во главе вас...” (1:13).

В первый раз Тора упоминает о судьях в главе “Итро” книги “Шмот” (18:21, 22). Советуя Моше назначить судей, чтобы они помогали ему разрешать возникающие у людей вопросы, Итро называет четыре качества, которыми должен обладать еврейский судья: он должен быть человек Б-гобоязненный, правдивый, состоятельный, то есть не нуждающийся в деньгах, и равнодушный к ним. В главе “Дварим” добавлены еще три: мудрый, понимающий и известный. Как видите, всего при выборе судьи необходимо наличие семи качеств.

Что значит “мудрый”? Это человек, глубоко изучивший Тору и хорошо знающий еврейский закон. Но этого мало. Он должен быть при этом и “понимающий”, то есть проницательный, видящий, какой закон следует применить в каждом отдельном случае. Слово “известный” подразумевает хорошую репутацию — известный с положительной стороны.

“И повелел я вашим судьям в ту пору так: 'Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и его соседом. Не давайте никому предпочтения на суде; как малое [дело], так и большое выслушивайте; не бойтесь человека, ибо суд — Б-жий...” (1:16, 17).

“Выслушивайте” означает здесь — дайте высказаться, слушайте терпеливо и спокойно и так же говорите.

“Судите справедливо” — требование, наверняка всеми понимаемое одинаково: справедливо — это объективно и беспристрастно. Но что подразумевается под “братом” и “соседом” (в тексте Торы буквально — “пришельцем”, понятие, которое Раши трактует здесь как “тяжущаяся сторона” или “человек, живущий на смежной территории”)

Что значит “не давайте никому предпочтения”? Только что ведь было приказано судить справедливо, объективно. Шульхан арух (Хошен мишпат, 7:7) объясняет: это значит, что судья должен передать дело другому, если в суд обратился или перед судом предстал его близкий друг или личный враг. Обе стороны должны быть равны в глазах судей. Идеальный вариант — когда судья не знаком с обоими.

“Не бойтесь человека” тоже вроде бы добавлять ни к чему. Если судья хочет быть справедливым, он не должен бояться мести со стороны осужденного. Но Тора указывает здесь на еще одну ситуацию, когда судья может отказаться от рассмотрения дела: если он испытывает страх перед местью со стороны одного из тяжущихся. Однако он вправе сделать это только до того, как выслушал обоих. Если он уже пришел к какому-то решению — он обязан объявить приговор, “не боясь человека”.

“...А дело, какое трудно для вас, предоставьте мне, и я выслушаю его” (1:17).

Поскольку судьи назначались над разным числом людей — от десяти до тысячи, — среди них существовала определенная иерархия. В более высокую инстанцию следовало обращаться, если дело не удавалось решить на нижней ступени. Для решения определенных вопросов судьи объединялись (в пустыне, а в Эрец-Исраэль создавали суды со стабильным составом по населенным пунктам). На уровень суда указывал его состав: чем более высокую инстанцию он представлял, тем был шире его состав — три судьи, двадцать три и семьдесят один судья; высший суд — из семидесяти одного судьи — в пустыне назначил сам Моше, и каждый последующий получал свои полномочия непосредственно от предыдущего.

В более высокую инстанцию обращались отнюдь не для обжалования судебных постановлений. Если еврейский суд приходил к какому-то решению, оно считалось окончательным. Но если суд затруднялся в решении вопроса, сомневался в его hалахическом обосновании, тогда обращались выше. В пустыне самую высокую инстанцию представлял Моше-рабейну, о чем и говорит приведенный выше стих. Моше возглавлял весь народ и, если в чем-то сомневался, обращался с вопросами прямо к Б-гу. Тора приводит два примера решения нашим учителем Моше таких затруднительных вопросов: о том, как быть с пасхальной жертвой людям, которые не могли принести ее вовремя (Бемидбар, глава “Беhаалотха”), и о том, как распределить надел в семье, где нет сыновей (эпизод с дочерьми Цлофхада; там же, “Пинхас”).

Члены Санhедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика.

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер   ©     http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org

Как я был судьей

из книги Рава Ицхака Зильбера
Чтобы ты остался евреем
http://www.toldosyeshurun.org/rus_b_main.php

Рав Ицхак Винер никогда ни у кого ничего не брал, пуще огня берегся одолжений. Работая бухгалтером, он почти весь заработок отдавал нуждающимся. Когда он состарился, соседи, видевшие, что этот святой человек (а что он святой, им было очень понятно) живет в нужде, хотели ему как-то помочь. Один еврей (он уже на том свете, благословенна его память), тоже сидевший и настрадавшийся, помогал ему готовить еду на субботу, приносил халы, покупал продукты. Он обманывал рава Винера: вместо двадцати рублей говорил, скажем, что продукты стоят восемь-десять. Кроме того, принося продукты, он незаметно заходил в другую комнату и клал раби в карман пальто несколько рублей. «Старик не заметит», – думал он. Так продолжалось год-два.

Рав Винер мне говорит:

– Не понимаю, что происходит. Считаю деньги – оказывается больше, чем должно быть. И часто. Но я найду того, кто это делает!

Это он спустя несколько лет спохватился.

И он-таки заметил, что после прихода человека, принесшего продукты, денег в кармане стало больше.

– Наконец-то я тебя поймал! – кричит. – Ты мне скажи, на сколько ты меня обманул за все это время?

Тот говорит:

– Не помню!

– Тогда будем судиться!

Они судились у меня, я был судьей. Не так-то просто было их рассудить!

Предоставлено: рав Ицхак Зильбер   ©     http://toldot.ru/ Toldos Yeshurun.org


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное