Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1643


Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Авиация

ЭЛЬДАР

Я так и не запомнил, как его правильно зовут: Эльдар или Ильдар. В разные периоды нашего знакомства он настаивал на различных вариантах. Но поскольку персонаж является башкирским татарином, буду звать его Эльдар.
Когда я пришел в часть, Эльдар был механиком на самолете Ан-26. Маленький, рыжий, лысоватый, с округлым брюшком, но живой и необычайно говорливый. Впрочем, чтобы разобрать Эльдарову скороговорку, надо было с ним некоторое время пообщаться. По первому же времени приходилось по 10 раз переспрашивать или обращаться к переводчику, чтобы понять, что ему надо. Акцент был классический: «моя твоя говорит, твоя моя совсем не понимай». Все это скороговоркой, без пауз. По ходу речи значительная часть русских слов забывалась, на их место тут же сходу придумывались новые. Одно из новоречий Эльдара прижилось не только в самолетном отряде, но и во всей части. Я же несу его дальше по миру, заражая этим выражением все новых и новых людей. «Сченок булибарный» («Щенок бульварный»). Что тогда Эльдарин хотел сказать, осталось тайной. Ни до, ни после я такой идиомы не слышал. Незаменим был Эльдар в роли ротного старшины, когда штатный старшина с облегчением уезжал на 66 суток в отпуск. Ибо третьей характерной чертой Эльдара (после невнятности речи и деятельности характера) была необычайная хозяйственность. Ну, это я так деликатно выразился. Эльдар не только находил по всему гарнизону то, что плохо лежит, но и сам создавал ситуации «плохолежания». В итоге после эльдарова царствования всякими нужностями была забита не только каптерка роты, но и самолетный домик и гараж нашего героя. Дополнительным бонусом было полное измождение эльдаровой кипучей деятельностью всего личного состава срочной службы эскадрильи. Что-либо достать составляло не только способность, но и хобби для Эльдара. Причем своим все доставалось вполне безвозмездно. Можно было ставить задачу и забывать о ней. Ибо либо Эльдар доставал искомое, либо его не существовало в пределах человеческой досягаемости. Основной трудностью было объяснить, что тебе надо так, чтобы Эльдар правильно понял. Ибо когда мне понадобилась крепкая, но легкая емкость в качестве ресивера для холодильного компрессора (сей агрегат использовался для покраски аэрографом), я стал обладателем последовательно: железной бочки, пустого огнетушителя, старого холодильника с рабочим компрессором, тяжеленного гидроаккумулятора с Ил-14 (атмосфер на 10), и только потом он таки добыл мне миниатюрный титановый баллончик от аварийной лодки из комплекта НАЗ.
Как мне рассказывали, это стихийное нерусское бедствие пришло на сверхсрочную службу в отряд самолетов из роты связи с претензией стать авиационным радистом. Но после пары полетов был единогласным решением командиров кораблей изгнан в бортмеханики. «Нехрен, чтоб вся Чукотка над нами смеялась», - вынесли они вердикт после безуспешных попыток Эльдара установить КВ связь в голосовом режиме. Если пограничные бойцы волей-неволей его понимали, то гражданские сотрудники радиобюро гражданской авиации просто просили не засорять эфир. Жена Эльдара была башкиркой вполне славянской внешности, на голову выше него и вполовину шире в плечах. «Коня на скаку остановит, ударит - и в землю вобьёт...» При этом по характеру тоже полная противоположность своему шебутному и неугомонному мужу. Как-то мы ее спросили, как Эльдар по-татарски говорит. «Да, так же, как по-русски», - последовал скупой, но честный ответ.
Невладение Эльдаром языком межнационального общения Страны Советов было настолько привычным, что все рапорта и пр. официальные бумаги все время писали за него разные доброхоты. Начальство на это закрывало глаза после легендарного случая, когда рапорт на отпуск на имя своего командира корабля, Пасекова Георгия Георгиевича, Эльдар начал словами: «Камандиру караппля, Пасикову Жори Жорживичу». Одно время из-за его пронырливости и панибратства я испытывал к Эльдару изрядную неприязнь, но потом, после аварии, когда он среди обломков самолета проявил себя тем же деятельным и неугомонным живчиком, я махнул рукой на его недостатки, и он стал для меня частью второй семьи - моего Экипажа. Кстати, даже объяснительные записки главе госкомиссии по расследованию аварии и показания прокурору за него кто-то из нас писал, Эльдар только подписи ставил. На моих глазах Эльдар рос над собой и достиг высшей точки своей карьеры - звания старшего прапорщика и должности старшего механика сам олетного отряда. В общем, за дело. Руки у него золотые, в полете он лишнего не отсвечивал, обычно выдавая за полет всего две ритуальные фразы: «Камандира, шасси убрана, салон норма» и «Камандира, шасси выпущен, стабилизатара норма». Еще он артистично готовил в полете макароны с тушенкой. А также был незаменим в дальних командировках, легко организуя через своих многочисленных знакомых выезды на массовые закупки продуктов по сниженным ценам. Немудрено, что такая легендарная личность не могла не обрасти шлейфом историй - небылиц. За первую прошу прощения - боянс-с-с-с, но на Чукотке его рассказывали именно про Эльдара.
Нелегкое это дело для экипажа - забирать из капремонта самолет. Я уже описывал перипетии этого процесса в «Ивановской эпопее», но подобное имело дело и раньше. Где-то в 85 году выпало счастье экипажу Пасекова (еще без меня) забирать наш лайнер с ремзавода под Киевом, из самого, практически, антоновского КБ. С утра технари разбегались по разным цехам, выбивая, проталкивая и собирая в кучу оборудование и причиндалы своего самолета. К обеду собирались в кафе. Жара, пыль, огромное поле без признаков тенька. Изнуренный экипаж вяло ковыряет котлеты, запивая тепловатым и кислым томатным соком. Последним вбегает Эльдар, с порога кидаясь к буфетчице:
- Дай стакан вода.
- Не вода, а водЫ, - лениво заколыхалась мощными телесами буфетчица.
- Воды, да-да, давай скорей воды, - нетерпеливо закивал Эльдар.
Хлопнув стакан прохладной газировки из автомата, он вернул стакан.
- Хороший у тебя водЫ.
- Не воды, а водА, - возмущенно всколыхнулись телеса.
- А-а-а, вода, воды, сама не знаешь, что продаешь, - отрезал Эльдар под дружный хохот экипажа.

В другой раз была зима, бОльшая часть самолетного отряда сидела в домике после тяжелого трудового дня, разговляясь спиртиком под пайковую консерву. Вихрем влетел Эльдар: «Командира, ледокола прилетела, бензины давай просит», - заявил он с порога командиру отряда Кожину. После 10 минут громогласных и затейливых кожинских похвалов в адрес Эльдара усилиями сослуживцев картина события была восстановлена. Прилетел гражданский Ил-14 из ледовой разведки и просит бензин для заправки, ибо у погранцов, недавно перешедших с Ил-14 на Ан-26, еще оставался запас авиационного бензина, который без санкции командира самолетчиков никому не давали.

Третью историю созерцал я лично. Году в 94-м на анадырском рыбзаводе было закуплено некоторое количество бочек красной рыбы для нужд погранотряда. Ну, как «закуплено»... летом несколько солдат проходили постоянную трудовую практику на рыбзаводе, а за их труд завод расплатился рыбой. Нормальный бартер ельцинских времен... Бочек получилось много. Сотни полторы. Разместили их под заставой анадырского аэропорта. (Большинство северных застав стоят на 1,5 - 2 метровых сваях, чтоб зимой не замело к чертям). Мы потихоньку вывозили их из Анадыря, соотнося количество обратных пассажиров с общей грузоподъемностью самолета. Бочки со временем от старости, едкого рассола, морозов и ветров стали разваливаться. В полете это добро оттаивало, покрывая пол самолета едкими лужами с неаппетитным запахом. Если запах еще можно было пережить, то рассол, ухитрявшийся проникать в «подпольные» приборные отсеки, терпеть было нельзя. Мы стали требовать от заставских подстилку на пол в виде брезента или чего-то подобного, в противном случае отказываясь брать вонючку на борт. После пары скандалов подстилку стали давать, но тяжелые бочки рвали брезент, и старшина заставы расстилал поверх него старый рассохшийся рубероид (толь). И вот как-то выпал обратный рейс без сволочей, ... простите, без пассажиров ... не хотел обидеть. Естественно, анадырский старшина воспользовался шансом сбагрить в отряд максимум вонючего деликатеса. Поскольку в Анадыре мы редко заправлялись, 200-килограммовых бочек с горбушей закатили очень много, штук 20. В обязанность правака вообще-то входит контроль и руководство погрузкой-выгрузкой самолета, но в присутствии Эльдара это... это... как пытаться петь в присутствии Карузо. Короче, только бойцов смешить своими командами. Поэтому я вжался в борт в районе среза грузовой кабины, тихо наблюдая, как руководящий смерч с нерусскими матюками мечется взад-вперед, захватывая в свою орбиту ошалевших солдат и бочки. На выгрузке дома я повторил операцию, следя лишь, чтоб очередная бочка не прокатилась мне по ноге. Но вот все бочки закачены в кузов Зилка, бойцы разместились сверху, водила высунулся из кабины и начал осторожно, чтоб не зацепить высоким бортом обтекателей рампы, отъезжать.
«Стой, стоййоптваюмать, стой чурика нерусский!!!» - пронесся Эльдаров рев над заснеженными просторами.
Я замер. Перестали дышать бойцы в кузове, построились по стойке «смирно» охреневшие бочки, остановился ЗиЛ с окаменевшим в двери памятником водителю, затихло шуршание штурмана в кабине и скрежет заправочного пистолета на крыле. Чукотка напряглась в тревожном ожидании. Застыла Вселенная.
«Кито, матьвашу, будет тюль забирать?!!»
Содержимое ЗиЛа во главе с водителем изобразило из себя набор разной кривизны вопросительных знаков.
«Тюль свой ванючий бери, чего зеники вылупил», - выдал Эльдар команду прямо в кузов. Кузов не шевелился. «Тюль - толь - рубероид», - устало перевел я, - «мужики, рубероид из грузовой в кузов бросьте».
Вселенная ожила, из стылой мглы проявились привычные звуки, пара бойцов с ужасом в глазах потащила на выход куски рубероида.

Летное долголетие среди чукотских прапорщиков весьма распространено. Эльдар, если ты еще летаешь, удачи тебе. Хотя, если не летаешь, тоже удачи...
Средняя оценка: 1.81
Обсудить
Историю рассказал тов. Steel_major : 2007-06-12 03:23:33
Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное