Первый день Масленицы называли в деревне "встреча".
Деревня к деревне в гости ехала, показать себя. По стародавнему поверью,
кто схоронится в своей избе - тот и двор свой схоронит.
Дети и молодежь собирались на высоких местах или на снежных горках для
катания. Горели праздничные костры, пелись масленичные песни.
Второй день Масленицы называли "заигрыш".
Устраивается шумное и веселое взятие снежных городков - специально
построенных для такого случая крепостей из снега. Катание на тройках на
перегонки.
Ряженые собирались по дворам ходить и уже пели ни свет ни заря:
Едет, едет Масленица!
Широкая Масленица!
Ты, бабонька, встречу выходи, выходи!
По горенке Масленицу Поводи, поводи!
По сенечкам, вот так! вот так!
По красным углам вот так! вот так!
А топеря, бабонька, откупися,
на блины, на маслены - не скупися!
Ряженые "заигрывали" у изб, вызывали большух, старших по хозяйству
бабонек, сойти с крыльца, позвать в избу Масленицу, поводить по избе.
Масленица могла быть и соломенным снопом, который по мере хаживания
ряженых от двора ко двору "наряжался". Кое-где ряженые носили на длинной
жерди голик (голый веник). Бабоньки выходили со своих дворов и повязывали
на голые ветки тряпицы-скудицы.
О скуде что говорить. Скуда и нуждой тянет, и худобой к земле пригнетает.
Так что каждая бабонька знала, что за скуда в избе завелась. Как бы
наговаривая на тряпицу, отымала она от себя боли резучие, или от своего
дитя ночницы неспокойные, или от скотины - болезни. Повязывая
тряпицу-скудицу на одну из веток голика, она должна была откупиться.
Ведь ряженые были хранителями всех наговоренных и собранных с деревни
тряпиц-скудиц.
А как же на тряпицу-скудицу заговаривали? Вот тому слово крестьянское,
от чахлости оно чрева бабьего:
Свете Тихий!
И ты, Мати Святая Богородица!
Пособите мне в нехитром бабьем деле.
Вытянула сила нечистая
три коренья из чрева (имя рек),
живые истоки то.
Травила их сила нечистая потами мытарными,
сокрушала серпичком смертным.
А я беру огонь от живого дерева,
утворяю крест животворный.
Отсылаю я сухоты нечистые
за топучие земли, за гнилые становья.
Там пусть они зыбятся, катаньем изводятся.
А ко чреву (имя рек) позабудут пути.
Будьте мои слова крепки да востры!
Сила нечистая, оминь!
Третий день Масленицы называли в деревне "лакомка".
Лакомилась блинами деревня. Сметану да масло да земляничное варенье на
стол ставила большуха. Теща приглашала в дом молодого зятя с женой.
А ряженые тем временем кликали у дворов:
А вы, люди, Масленицу состречайте!
Состречайте!
Да к себе-то Масленицу зазывайте!
Зазывайте!
Хвалились Масленицей хозяева. Непременно горшок с блинами брали,
выходя из избы. Да с соседом встретившись, просили отведать блинка своего.
Четвертый день Масленицы - "широкий четверг".
Возрождение солнечных дней славили наши предки. Будто бы знаком солнца
поспел па угольях в печи и блин. А тем временем голик с тряпицами-скудицами
был воткнут за деревней на пригорке. К нему могли принести ото всякой избы
худую солому. Ее вытрясали из матраса, на котором лежал больной человек.
Приносили и рухлядь домашнюю, и лапти сношенные, сено, которым стирали с
отелившейся в это время коровы пот.
Патый день Масленицы - "тещины вечера".
Молодожены угощали родителей. Зятья угощали тещ. А тем временем
ребятишки, парни и девушки катались с гор, веселились.
Горки поливали водой.
Шестой день Масленицы - "золовкины посиделки".
Молодые невестки принимали родных со стороны мужа. Угощение сопровождалось
взаимным обменом подараками. С этого дня она становилась полноправным
членом семейного женского коллектива. Что говорить - мир да лад не всегда
между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами,
сговориться в житье-бытье.
Напоследок отмечались проводы Масленицы.
В этот день прощали друг друга, горькое и досадное с душ снимали,
обиды избывали.
А ввечеру зажигали Масленицу. Разгорался высокий костер.
Прощай, Масленица, пересмешница!
Тырь-тырь, монастырь!
Ты лежи, лежи старуха на осиновых дровах, три полена в головах.
Седьмой день Масляницы - "прощеное воскресенье".
В этот день близкие люди просят друг у друга прощение за причиненные обиды.
Не стоит и ныне забывать этот мудрый обычай.
6 марта. Тимофей-весновей. 1-й день Масленицы.
Именинники: Георгий, Юрий, Тимофей
Почитаем был этот день старыми людьми. Солнце на весновея заставляло
хворых и старых с печи, с лежанок подниматься, на завалинку перебираться. Весну смотрели
по Тимофею.
Начиная с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе не
менее часа.
В Северо-западном регионе Руси март - самый солнечный месяц в году.
И это очень кстати - ведь к этому времени организм начинает испытывать
недостаток витамина "D". В старые времена это могло привести к рахиту,
а в наши дни - к остеохондрозам, остеопорозам и прочим заболеваниям
костной системы.
К счастью витамин "D" вырабатывается непосредственно в коже человека
во время загара. А весеннее солнце щедро дарит еще безопасные
ультрафиолетовые лучи, которые и создают загар.
7 марта. Маврикий. 2-й день Масленицы.
Именинники: Марк, Афанасий, Фe:дор, Филипп.
В этот день завершалась молотьба снопов в домашних ригах, которая
шла всю зиму. Открывался почин новым пашенным работам, заключались новые
арендные договоры. В южных губерниях начинались работы на огородах,
крестьяне возили в этот день на поле навоз.
Этот день обычно отличался первыми солнечными оттепелями. !Пока крепок наст, удержать сани горазд.
8 марта. Кислые девки. 3-й день Масленицы.
Именинники: Александр, Демьян, Иван.
Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают:
"Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды."
Коли до масленой свадьба не сыграна - сиди до поздней весны, до первых
весенних хороводов. !Сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит.
!Сорока в лесу за гнездо принялась.