Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский народный календарь

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Третья неделя поста.

Славна была обжорной пятницей. Молодой зять приглашает в гости тестя.
В пятницу и субботу зовут гостей.
Кисели варили клюквенные да смородиновые.
Привел Бог киселем заговляться.
Киселем брюха не испортишь.

27 марта.
Федор-скотник.
День Феодоровской иконы Божией матери.

Именинники: Михаил.

На это весеннее время приходится линька скотины.
Обновляется волосяной покров у лошадей, у коров.
Выводили во двор скотину, чистили, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.


28 марта.
Волчица щенится.

Именинники: Денис, Александр, Никандр, Тимолай.

По чистому раздолью несется звериный дух. И начинает выть на дворе собака.
Говорили, что как только вой услышишь, надо подушку перевернуть, чтобы был у тебя добрый сон. И чтобы, когда подрастет волчье потомство, не прошлось оно по деревне, кося скотину.
Прилетают первые чайки.
! Если чайка прилетела - скоро лe:д пройдe:т.


29 марта.
Саввин день.
Телегу ладили.

Именинники: Александр, Трофим, Юлиан.

Если в этот день тепло - и вся весна теплая и скорая.
До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колеса крепить, и оглобли ладить.
! На Саввина сани покинь, телегу подвинь.
! Солнца хоть и нет, а вода всe: одно бежит.



Истоки гостеприимства.

Всем нам доводилось слышать об этом: войдя в саклю горца или в чум жителя северной тундры, путешественник нередко делается объектом удивительного, на наш взгляд, гостеприимства. Вплоть до того, что стоит ему неосторожно похвалить красивую вещь или даже просто внимательно к пей присмотреться - и хозяин может тут же произнести: "Возьми, теперь это твоe:. Иначе обидишь..." Хотя сам он подчас живe:т совсем небогато, а вещь ему дорога.
Мы восторгаемся самоотверженным благородством хозяев, но задаe:мся ли вопросом: а почему так? И почему схож обычай народов, живущих очень по-разному и вдобавок столь далеко один от другого? И ведь совершенно такое же обращение с гостем отмечено исследователями на других континентах, в частности у американских индейцев...
Всe: дело здесь опять-таки в "своe:м" и "чужом", в пересечении границы между мирами. Гость является с "чужой" стороны: откуда знать хозяину, кто он таков? Кто подтвердит ему, что этот человек доброжелателен, что он вообще - человек? Известно же, как ловко умеют притворяться людьми разные мифические существа, зачастую опасные. Уж лучше их не гневить...
Вот пример из легенды. Ненастной ночью в избу просится незнакомец, озябший и вымокший. Его впускают, дают обсушиться, радушно усаживают к столу. Утром оказывается, что это был... Леший. "Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, - прощаясь, говорит он человеку. - Ни один зверь не обидит!" А что было бы, не прояви люди гостеприимства?
Но даже если на пороге стоит самый настоящий человек, и притом не имеющий ни малейшего отношения к чародейству, всe: равно ссориться, обижать его опасно. Древние верили: обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетического заряда. Куда, в кого "выстрелит" этот заряд - предугадать невозможно. Вот случай, о котором рассказали учe:ным в одном из племe:н Океании. Женщина накричала на мужа. Тот сдержался и промолчал, а вечером неожиданно умерла их любимая дочь. Вот как "выстрелил" повисший в воздухе гнев, Совет старейшин признал женщину виноватой...
Отсюда мягкость и обходительность иных "дикарей", их мудрое стремление уходить от конфликтов и споров (особенно с чужими), чему так удивлялись "цивилизованные" европейцы. Где ж им было знать, что современные экстрасенсы и в этом "предрассудке" обнаружат вполне рациональное зерно!
...У многих народов подобные верования со временем позабылись, превратившись из религиозных запретов и норм - в нравственные. Но разве не интересно узнать, каким образом возник прекрасный обычай? Теперь становится понятно, с какой целью многие племена, в том числе некоторые соседи славян, устраивали маленькие очажки у входа в жилище. Никакая нечисть не сможет миновать святой Огонь, а гость, который его всe:-таки переступит, оставит за порогом всякое sло, хотя бы даже невольное. Вот почему у славян жениху, идущему к дому невесты метали под ноги горячие угли... Но "своим" в полном смысле слова становился лишь тот, кто делил с хозяевами трапезу, садился с ними за стол.
Отношение древних к еде вообще заслуживает особого разговора. В эпоху, о которой идe:т речь, еда была не просто физическим насыщением - это было Причастие (т.е. стать частью единого Целого). Причастившиеся одного хлеба, каши, земных плодов или дичи в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему sла, если только для него ещe: было что-либо свято. Таким образом, хлеб-соль, которыми сегодня "по русскому обычаю" встречают приехавшую делегацию, в своей древней языческой сути - не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями...
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу: org@land.ru
The Land Banner Network
The Land Banner Network!
http://www.citycat.ru/ ═══════ E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное