Славна была обжорной пятницей. Молодой зять приглашает в гости тестя.
В пятницу и субботу зовут гостей.
Кисели варили клюквенные да смородиновые. Привел Бог киселем заговляться. Киселем брюха не испортишь.
27 марта. Федор-скотник.
День Феодоровской иконы Божией матери.
Именинники: Михаил.
На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров
у лошадей, у коров.
Выводили во двор скотину, чистили, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.
28 марта. Волчица щенится.
Именинники: Денис, Александр, Никандр, Тимолай.
По чистому раздолью несется звериный дух. И начинает выть на дворе собака.
Говорили, что как только вой услышишь, надо подушку перевернуть, чтобы был у тебя
добрый сон. И чтобы, когда подрастет волчье потомство, не прошлось оно по деревне,
кося скотину.
Прилетают первые чайки.
! Если чайка прилетела - скоро лe:д пройдe:т.
29 марта. Саввин день. Телегу ладили.
Именинники: Александр, Трофим, Юлиан.
Если в этот день тепло - и вся весна теплая и скорая.
До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колеса крепить, и оглобли
ладить. ! На Саввина сани покинь, телегу подвинь.
! Солнца хоть и нет, а вода всe: одно бежит.
Истоки гостеприимства.
Всем нам доводилось слышать об этом: войдя в саклю горца или в чум жителя северной
тундры, путешественник нередко делается объектом удивительного, на наш взгляд, гостеприимства.
Вплоть до того, что стоит ему неосторожно похвалить красивую вещь или даже просто
внимательно к пей присмотреться - и хозяин может тут же произнести: "Возьми, теперь
это твоe:. Иначе обидишь..."
Хотя сам он подчас живe:т совсем небогато, а вещь ему дорога.
Мы восторгаемся самоотверженным благородством хозяев, но задаe:мся ли вопросом: а
почему так? И почему схож обычай народов, живущих очень по-разному и вдобавок столь
далеко один от другого? И ведь совершенно такое же обращение с гостем отмечено исследователями
на других континентах, в частности у американских индейцев...
Всe: дело здесь опять-таки в "своe:м" и "чужом", в пересечении границы между мирами.
Гость является с "чужой" стороны: откуда знать хозяину, кто он таков? Кто подтвердит
ему, что этот человек доброжелателен, что он вообще - человек? Известно же, как ловко
умеют притворяться людьми разные мифические существа, зачастую опасные. Уж лучше
их не гневить...
Вот пример из легенды. Ненастной ночью в избу просится незнакомец, озябший и вымокший.
Его впускают, дают обсушиться, радушно усаживают к столу. Утром оказывается, что
это был... Леший. "Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, - прощаясь, говорит
он человеку. - Ни один зверь не обидит!"
А что было бы, не прояви люди гостеприимства?
Но даже если на пороге стоит самый настоящий человек, и притом не имеющий ни малейшего
отношения к чародейству, всe: равно ссориться, обижать его опасно. Древние верили:
обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетического
заряда. Куда, в кого "выстрелит" этот заряд - предугадать невозможно. Вот случай,
о котором рассказали учe:ным в одном из племe:н Океании. Женщина накричала на мужа.
Тот сдержался и промолчал, а вечером неожиданно умерла их любимая дочь. Вот как "выстрелил"
повисший в воздухе гнев, Совет старейшин признал женщину виноватой...
Отсюда мягкость и обходительность иных "дикарей", их мудрое стремление уходить от
конфликтов и споров (особенно с чужими), чему так удивлялись "цивилизованные" европейцы.
Где ж им было знать, что современные экстрасенсы и в этом "предрассудке" обнаружат
вполне рациональное зерно!
...У многих народов подобные верования со временем позабылись, превратившись из религиозных
запретов и норм - в нравственные. Но разве не интересно узнать, каким образом возник
прекрасный обычай?
Теперь становится понятно, с какой целью многие племена, в том числе некоторые соседи
славян, устраивали маленькие очажки у входа в жилище. Никакая нечисть не сможет миновать
святой Огонь, а гость, который его всe:-таки переступит, оставит за порогом всякое
sло, хотя бы даже невольное. Вот почему у славян жениху, идущему к дому невесты метали
под ноги горячие угли... Но "своим" в полном смысле слова становился лишь тот, кто
делил с хозяевами трапезу, садился с ними за стол.
Отношение древних к еде вообще заслуживает особого разговора. В эпоху, о которой
идe:т речь, еда была не просто физическим насыщением - это было Причастие (т.е. стать
частью единого Целого). Причастившиеся одного хлеба, каши, земных плодов или дичи
в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками.
Поев в доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не
смел причинять ему sла, если только для него ещe: было что-либо свято. Таким образом,
хлеб-соль, которыми сегодня "по русскому обычаю" встречают приехавшую делегацию,
в своей древней языческой сути - не что иное, как мирный договор между хозяевами
и гостями...
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону по адресу:
org@land.ru