Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Аналитика, эссе, интервью


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитика, эссе, интервью


Сегодня в выпуске
25.01.2006

Не теряйте надежду на тот другой мир

В этом году Всемирный социальный форум, ставший местом встречи альтернативно мыслящих людей планеты, проводится дважды. Состоятся они в разных местах и в разное время: в Бамако (Мали) с 19 по 23 января и в Каракасе (Венесуэла) с 24 по 29 января.

В этом году Всемирный социальный форум (ВСФ), ставший местом встречи альтернативно мыслящих людей планеты, проводится дважды. Эти две встречи будут иметь решающее значение для ВСФ. Состоятся они в разных местах и в разное время: в Бамако (Мали) с 19 по 23 января и в Каракасе (Венесуэла) с 24 по 29 января. Важная политическая встреча назначена на 18 января - день, предшествующий началу форума в Бамако, совпадающему с пятидесятым юбилеем знаменитой Бендунгской конференции.

Встреча заявлена как международный день осмысления международной ситуации в духе наследия политического движения, некогда объединявшего три континента, а ее фокус будет направлен на воссоздание духа интернационализма среди народов и сплочения антиимпериалистического фронта. Ожидается прибытие около сотни представителей интеллигенции и социальных движений из третьего мира и других регионов.

Идея организации ежегодного социального форума зародилась сразу после победы в 1998 году над злостным про! ектом многостороннего соглашения об инвестициях, после создания во Франции движения ATTAC (ассоциация для установления налогов на финансовые сделки для помощи гражданам), а также успеха демонстраций против саммита Всемирной торговой организации в Сиэтле. В то время казалось, что марш либеральной глобализации можно остановить без промедлений.

Тактически было необходимо создать проект симметричный и противопоставленный в политическом плане проводимому ежегодно в январе в Давосе в Швейцарии Всемирному экономическому форуму. Этот саммит привлекает тех политических лидеров Севера и Юга, которые спешат доказать свою преданность его идеям, будучи готовыми продать имущественные активы своих стран под залог обещаний максимального притока инвестиций, не учитывая при этом ни их экологические ни общественные издержки.

Следующим шагом стало решение проводить социальный, а не экономический форум в те же самые сроки и не на Севере, а на Юге. Первый Всемирный социальный форум с! остоялся в 2001 в Порту-Алегре (Бразилия), где политики от мес! тных орг анов самоуправления выдвинули идею партисипативного бюджета . Лозунгом форума стала фраза 'Другой мир возможен!' Отсюда родилась и концепция альтерглобализма - многогранного в своих проявлениях движения, объединяющего широкий спектр противников либеральной глобализации.

ВСФ являет собой инновационный и визионерский политический проект. Его цель заключается в сведении вместе под одной крышей - при посреднической поддержке со стороны ассоциаций, неправительственных организаций и профсоюзов - людей, которые действительно представляют жителей планеты, противостоящих глобализации. В особенности это касается тех, кто стал жертвой катастроф, вина за которые лежит на процессе глобализации.

Политические цели, лежащие в основе форума, радикальны и чрезвычайно актуальны. В то время как ООН представляет собой совещательное пространство для структур власти - государств и правительств, ВСФ впервые в истории нацелена на создание 'зародышевой' ассамблеи, которая бы представляла ! всё человечество в целом. Форум обладает совершенно определенной стратегической целью - остановить процесс либеральной глобализации, который становится причиной развала общественных структур, краха хрупких экономик и нанесения непоправимого вреда окружающей среде. Однако со временем эта цель оказалась размытой, и некоторые люди совсем о ней забыли.

Уже в Порту-Алегре в 2005-м стало с очевидностью ясно, что исходный замысел потерял силу. У многих участников возникло чувство, что данный форум должен был стать чем-то большим, чем пространство для дискуссий, которые не приводят ни к каким действиям. Ощущалась потребность в минимальной политической платформе для претворения слов в действия. Такая платформа должна придать смысл и форму альтернативам тому, что предлагают неолибералы, объединив общие цели граждан Севера и Юга. В случае неудачи форум рискует потерять политическое доверие, превратившись в экспонат гражданского общества, в центре внимания которого - вопреки наил! учшим намерениям - будет оставаться добросовестное управление.!

О сознание этого послужило импульсом к возобновлению наступательных действий, спровоцировав крупную дискуссию о роли и перспективах социальных форумов разного масштаба: глобальных, континентальных, национальных и местных. Эти дебаты имеют решающее значение для будущего альтерглобализма. Они будут продолжены в Бамако и в Каракасе. В столице Венесуэлы эти дебаты будут отличаться особым накалом, поскольку там ВСФ впервые получит возможность напрямую ознакомиться с реформами, осуществляемыми президентом Уго Чавесом.

Политическая атмосфера в Латинской Америке находится под сильным влиянием недавнего успеха в Мар-дель-Плата (Аргентина) противников проекта 'Зоны свободной торговли трех Америк', а также победой на выборах в Боливии Эво Моралеса в декабре прошлого года. В Каракасе люди смогут сами убедиться в том, что процесс глобализации не является неизбежным.

Существует возможность обратить эту тенденцию вспять при условии, что мы останемся верными принципам справедливос! ти и солидарности.

Источник: http://mondediplo.com/2006/01/01giveup

Перевел Шогди Нагиб

Подробнее
Евангелие экономического роста

Тысячи высокооплачиваемых профессионалов - крестоносцев капитала - распространяют по всему миру непререкаемую, как Евангелие, веру в то, что экономический рост несет благо всему человечеству.

Излишне констатировать, что современный мир находится в состоянии незавершенного передела, только на этот раз не военно-политического, а экономического, в котором главными игроками являются уже не государства и даже не блоки стран, а ведущие транснациональные корпорации (ТНК) крупнейших промышленно развитых государств. Ставками же являются новые рынки, сырьевые ресурсы и сверхприбыли.

Сегодня ТНК контролируют свыше 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Практически вся торговля сырьем на мировых рынках также контролируется ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой; 85% - медью, бокситами; 80% - оловом, чаем; 75% - натуральным каучуком, сырой нефтью.

Абстрактный характер эти цифр не позволяет прочувствовать заключенную в них страшную угрозу. Давно уже остро ощу! щалась нехватка материала из первых рук о деятельности ТНК, "инсайдерского взгляда" на формирование глобальной экономической империи, так называемой корпоратократии. Наконец, на прилавках книжных магазинов рядом с Дэном Брауном и Оксаной Робски появился новый бестселлер - "Исповедь экономического убийцы" Джона Перкинса1) - "автокомпромат" в жанре non-fiction, рассказывающий о деятельности миссионеров "корпоратократии" - международных экономических консультантов, называющих самих себя "экономическими убийцами" (ЭУ).

Схема экономического закабаления суверенных государств, по той или иной причине заинтересовавших США, проста, как круговорот воды в природе. ЭУ подталкивают лидеров и правительства развивающихся стран к займам от Всемирного банка, Агентства США по международному развитию (USAID) и других оказывающих "помощь" зарубежных организаций для развития инфраструктуры: п! редприятий электроэнергетики, скоростных магистралей, портов, ! аэропорт ов, технопарков. Условием предоставления займа является то, что работы по этим строительным проектам выполняют американские строительные и инженерные фирмы. Фактически большая часть средств так и не уходит за пределы США: деньги просто переводятся из банковских организаций в Вашингтоне в строительные организации в Нью-Йорке, Хьюстоне или Сан-Франциско. Несмотря на то, что деньги практически немедленно возвращаются в корпорации - то есть к кредиторам, страна, получающая заем, обязана выплатить его назад с процентами.

Если ЭУ превосходно справились со своим заданием, займы будут настолько велики, что должник уже через несколько лет будет не способен выплачивать долг и окажется в ситуации дефолта. И вот тогда корпорации требуют себе шейлоковского "фунта живой плоти" в виде нефтяных концессий, экономических преференций, политических уступок.

Подобранные американскими разведывательными организациями ЭУ не состоят на зарплате у правительства, не числятся в шт! атах спецслужб. Они получают деньги в частном секторе, работают менеджерами и консультантами в международных корпорациях. Даже в том случае, когда "агенты" проваливаются или "засвечиваются", их аферы списывают на корпоративную жадность, но никак не на политику американского правительства. Тысячи высокооплачиваемых профессионалов - крестоносцев капитала - распространяют по всему миру непререкаемую, как Евангелие, веру в то, что экономический рост несет благо всему человечеству. При этом ими самими, фирмами, СМИ умалчивается, что купленный дорогой ценой экономический рост в развивающихся странах, как правило, приносит пользу нескольким процентам населения, обрекая большинство на нищету, занятия проституцией или неквалифицированным трудом.

В тщательно умерщвляемом по рецептам Джона Перкинса Эквадоре с 1970 года - за период, который назвали "нефтяной бум", - официальный уровень нищеты вырос с 50 до 70%, безработица - с 15 до 70%, государствен! ный долг - с двухсот сорока миллионов долларов до шестнадцати ! миллиард ов долларов. За это же время доля природных ресурсов, выделенных для беднейших слоев населения, уменьшилась с 20 до 6%. Такова была участь почти всех стран, подтянутых под зонтик глобальной империи.

За пятьдесят пять лет своей деятельности, если считать от блестящей операции агента ЦРУ Кермита Рузвельта (внука Теодора) по свержению иранского премьера Мохаммеда Моссадыка в 1951 году и до нашего времени, ЭУ добились впечатляющего успеха. Соотношение доли душевого дохода 1/5 населения мира в наиболее развитых странах к доле 1/5 населения в беднейших странах взмыло от 30 к 1 в 1960 году до 74 к 1 в 1995 году. Почти половина населения мира живет на менее чем два доллара в день - это примерно столько же, сколько они получали в начале семидесятых. В то же время от 70 до 90% частного капитала и недвижимости в странах третьего мира принадлежит 1% семей этих стран. Двадцать четыре тысячи людей гибнет каждый день от голода. В это время США тратят более 87 миллиардов долларов на в! ойну в Ираке - сумму, по расчетам ООН, достаточную, чтобы обеспечить чистой водой, питанием, медицинской помощью и базовым образованием всех и каждого на планете.

Работа Джона Перкинса, менеджера отдела экономики и регионального планирования в консалтинговой компании МЕЙН, заключалась в том, чтобы убедить страны третьего мира брать огромные кредиты для развития инфраструктуры - кредиты гораздо более крупные, чем это было необходимо. Перед молодым экономистом стояла задача создания метода, идеально подходящего для обоснования завышенных показателей роста экономик развивающихся стран. Перкинс блестяще справился с задачей с помощью "Марковского метода эконометрического моделирования", названного по имени русского математика А.А.Маркова. Так появился филигранный инструмент, научно "доказывавший", что, попадая в долговую ловушку без надежды когда-нибудь выбраться, развивающиеся страны извлекают несомненную пользу. Не без тщеславия, Перкинс замечает, что! только высококвалифицированный эконометрист, имевший уйму вре! мени и д енег, мог разобраться во всех сложностях "Марковского метода" и поставить под сомнение произведенные им расчеты. С этого момента стремительный карьерный взлет сотрудника был предрешен.

Продвижение по корпоративной лестнице имело для Джона Перкинса два следствия. Во-первых, он получил доступ к инсайдерской информации о роли правительства США и крупнейших американских корпораций в экономической "помощи" Эквадору, Индонезии, Колумбии, в отмывании денег Саудовской Аравии, революции в Иране, убийстве Омара Торрихоса и Хайме Ролдоса, вторжении в Панаму и Ирак, неудачном перевороте с целью свержения Уго Чавеса. Во-вторых, окончательно убедился в преступном характере "корпоратократии" и утвердился в мысли рассказать об этом в книге.

Вот только сразу возникает самый важный вопрос: какую цель преследует этот автокомпромат? Если кто-то бьется головой о стену, то кому это нужно?

Перкинс до сих пор удивляется, что его не убрали. По собствен! ному признанию, он решил написать эту книгу еще в 1982 году, но его "отговорили" - то есть попросту "купили". Одна из глав книги так и называется "Я беру взятку". Через двадцать лет раскаяние наконец перевесило недюжинную моральную стойкость, и Перкинс решился нарушить "обет молчания"...

Сразу необходимо оговориться, что, несмотря на свое увлечение шаманизмом, мировоззрением и культурой амазонских индейцев, основанными на них нетрадиционными психологическими концепциями (об этом остальные его книги), Перкинс производит впечатление вменяемого человека с потрясающей деловой интуицией. В 1980 году он без видимых причин покидает преуспевающую компанию "МЕЙН". Как оказалось, накануне ее неожиданного краха. В 1982 году он основывает "Индепендент пауэр систем, инк." ("Ай-пи-эс"), энергетическую компанию, использующую альтернативные источники энергии. В этом исключительно рискованном бизнесе Перкинсу удаетс! я не просто выжить, но и процветать, как он сам говорит, благо! даря &qu ot;былым заслугам" и "обету молчания". В 1990 году он выгодно продает "Ай-пи-эс" своему прямому конкуренту - нефтяной компании.

Все следующее десятилетие, по заверениям Джона Перкинса, у него не было никаких шансов для публикации в "самой свободной" стране мира. Только после 11 сентября 2001 года, когда ситуация изменилась, Америке, по его мнению, пришла пора "покаяться" за содеянное во имя торжества "свободы и демократии", а на самом деле - во благо кучки ТНК, повязанных узами коррупции со всеми правительственными структурами США. И наконец, решающим моментом, подтолкнувшим Перкинса перейти Рубикон, стало обещание его дочери Джессики продолжить дело с того места, где он остановится.

Сумбурная и непоследовательная история. Но даже если так, это не отменяет вопроса: как же ОНИ допустили выход этой книги? Может быть, ТАМ полагают, что такие "предатели" уже совершенно безвредны для глобальной империи? ! А, может быть, даже выгодны, просто необходимы?

В "1984" Оруэлла есть замечательная сцена, когда Уинстон Смит и провокатор О'Брайен в казематах Министерства Любви обсуждают книгу Эммануэля Гольдштейна "Теория и практика олигархического коллективизма" ("Исповедь экономического убийцы" вполне могла бы носить то же самое название!). О'Брайен не скрывает своего авторства. Уинстон интересуется: правда ли написана в фальшивке? О'Брайен отвечает: "Что касается анализа - да. А программа, изложенная там, - чушь. Тайное накопление знаний, постепенное распространение просвещения и, в конце концов, пролетарская революция, свержение Партии. Ты и сам догадался, что в книге будет написано так. Все это чушь".

Анализ и фактический материал, изложенный в книги Джона Перкинса, достоверен - в этом нет сомнений. Но как быть с программой практических действий? В "Эпилоге" Джон Перкинс предлагает список того, что нужно сделать в практи! ческом смысле. Можете сами догадаться. Все это чушь. Только не! смейтес ь.

Первый "совет": "сократите потребление бензина: Снизьте ваши запросы в отношении дома, гардероба, машины, офиса и почти всего остального в вашей жизни. Выступайте против "свободных" торговых соглашений, против компаний, которые с помощью потогонных систем эксплуатируют отчаявшихся людей и грабят природу"2. Это еще кое-как можно было объяснить пристрастием бизнесмена к простому образу жизни эквадорских шуаров, которым была посвящена предыдущая его книга. Но существует ли надежда, что после проповеди Джона Перкинса какой-нибудь бизнесмен или "международный экономический консультант", преуспевающий за счет людей третьего мира, променяет банковский счет и унитаз с подогревом - на колчан стрел и шаманский бубен?

Второй "совет" Джона Перкинса: "Я бы мог предложить вам предпринять особые действия, которые могут повлиять на те организации, где вы работаете. Выступайте на любом! собрании, пишите письма и электронные сообщения, звоните по телефону с вопросами, голосуйте за здравомыслящие школьные советы, комиссии округов и местное самоуправление"3. Этот совет дает человек, вся карьера которого строилась на заведомо ложных экономических отчетах и "обете молчания", покаявшийся только после двадцати лет колебаний и моральных компромиссов.

Третий "совет": "Предложите организовать семинары по обсуждению "Исповеди экономического убийцы" в ближайшем книжном магазине или библиотеке - или и там и там"4. Но это уже просто беззастенчивый "промоушен". Неотразимость содержащейся в книге правды Перкинс еще не доказал, а вот ее прибыльность уже бесспорна. Книга с долларом в центре мишени уже стала "Бестселлером Нью-Йорк Таймс". Цель поражена.

Как сказал один писатель, достаточно убедить, что ты слепой, потом можн! о сидеть у камина с книжкой - никто не обратит внимания. Зачем! Джон Пе ркинс хочет провести читателя? В свое время Клодин Мартин, преподавательница теории "экономического убийства" и возлюбленная Перкинса, на первом занятии заверила его, что именно юмор и стал одной из причин использования этого термина. Может быть, и "Исповедь экономического убийцы" - своеобразный юмор "корпоратократии"? Или автор намекает на невозможность политической борьбы со столь мощным противником? Что на сегодняшний день сама политика превратилась в состязание между заинтересованными бизнес-группами за лоббистский ресурс?

Согласно одной из аксиом черного пиара, публикация компромата - полезное для власти дело, так как оно легализует то, что считалось раньше грехом - наворованные капиталы, отмывание денег, нетрадиционные сексуальные пристрастия, лоббирование финансовых групп. Пока об этом молчат и шепчутся в кулуарах - запретная информация делает свое дело. А когда сведения публикуются и ничего не меняется - сведения автоматически пере! ходят в разряд статус-кво. Примерно так же обстоит и с репутаций транснациональных корпораций. Компромат закрепляет, увековечивает, легализует экономический беспредел. Ситуация презумпции виновности размывает категорию экономического преступления, подменят понятие нормы.

Если так, то вслед за О'Брайеном можно сказать: "Способов сбросить Корпоратократию нет. Власть Корпоратократии вечна. И это должно стать отправной точкой твоих рассуждений". Замена слова "Партия" на "Корпоратократия" возвращает актуальность старой антиутопии.

Что ж, если так, в 2084 году встретимся, как пошутил бедняга Уинстон, "там, где будет светло". Если не раньше.

Примечания:


Вернуться1
Джон Перкинс. Исповедь экономического убийцы. - М., Pretext, 2005, 320 с.


Вернут!
 ься2
Там же. - С. 290.


Вернуться3
Там же. - С. 291.


Вернуться4
Там же. - С. 292.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.analytics
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное