Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Вадим Дьяковецкий
Писатель на тропе войны

Ну вот, скоро мы будем иметь возможность лицезреть процесс над писателем, автором скандального в свое время романа "Это я - Эдичка", чья известность на протяжении 90-х все более и более переходила из сферы литературной в сферу политическую. Правда, все с тем же оттенком буффонады и подросткового эпатажа, однако, кое-кого и соблазнившего. Теперь-то уж, впрочем, рейтинг этого автора - с помощью падкого до сенсаций ТВ - быстро начнет подрастать, что, собственно, при уме и тонкости наших теледеятелей и не удивительно.

Помнится, совсем недавно, года два назад вдруг замелькало на страницах прессы: то Союз революционных писателей (листовка на месте взрыва на Манежной), то некая сатанинская организация "Черный дракон", которую возглавляет N (не буду называть имен, чтобы не делать рекламы), студент Литературного института - если не писатель, то вроде как намеревающийся им быть.

И всюду призрак насилия (чуть ли не оружие в квартире литинститутского выкормыша).

Что за наваждение: литераторы, вместо того, чтобы делать свое непосредственное дело - самозабвенно сочинять в тиши заполненных книгами кабинетов свои бессмертные творения, занялись террористической деятельностью или, во всяком случае, подготовкой к ней? И вообще проявляют такой радикализм, который равноценен экстремизму и как-то неподобающ инженерам человеческих душ.

Конечно, назвать себя можно кем угодно. Умеешь складывать слова или даже просто рисовать буквы - вот ты и писатель. Опять же почетно - в силу сложившейся традиции уважения (несмотря ни на что) к печатному слову и литературного мессианизма 19 века (Толстой, Достоевский).

Ну хорошо, пусть... Тем более что вспоминаются и другие факты, имеющие прямое отношение господ литераторов к экстремистской деятельности, причем не только в нашей стране. Хотя в нашей стране особенно. И дело не только в том, что такова уж беспокойная писательская натура, но еще и потому, что воображаемый мир воспринимается выдумщиком-литератором как реальный, а сам он склонен отождествлять себя со своими героями.

Собственно, жизнетворчество было провозглашено еще романтиками и потом подхвачено многими их последователями и эпигонами. Строить художественный мир в какой-то момент оказывается недостаточным и надо переходить непосредственно к творчеству самой жизни, непосредственно к деланию. И вот молоденький поэт Канегиссер покушается на Урицкого, а супертеррорист, автор "Коня бледного" Савинков держит в страхе и трепете большевиков. Это в России. В стране же восходящего солнца Японии самурай Мисима, жаждущий возрождения феодальных ценностей и самурайской чести, пытается совершить военный переворот, а потерпев фиаско, - делает себе харакири.

Книжные мальчики, побряцав словесами, начинают играть с оружием, а оно, как известно, обладает некой магической силой и для душ не столь болезненно впечатлительных.

Неразличение реальностей - выдуманной и подлинной (синдром, близкий к шизофрении) - беда писателя: романтично, но чревато. Это, кстати, проницательно угадал еще Честертон в своем детективном романе "Человек, который был Четвергом" - там почти все террористы, провокаторы, сексоты и полицейские (и они же в какой-то мере поэты) в конечном счете оказываются... сыщиками.

Да, в романе именно так: все члены высшего совета анархистов-"динамитчиков" (читай: террористов, преступников) у Честертона - не кто иные, как полицейские. У каждого из них голубая карточка, удостоверяющая принадлежность к полиции, каждый вдохновлен на борьбу с терроризмом, каждый рядится в кого-то другого, грозного и опасного.

Любопытно, что как сыщики эти персонажи совершенно лишены какой бы то ни было индивидуальности - все они серенькие, малоинтересные, незаметные, тогда как переодевшись в анархистов, в экзотичных париках и бородах, обретают некую экстравагантность и демоничность, а то даже и намек индивидуальность.

Честертон парадоксален: те, кто борется с хаосом, интереснее в чужом обличии - тех, кто является его носителем и идеологом. Писатель создает перевертыши, как бы иллюстрируя единство противоположностей - там, где идея и пафос вытесняют просто человеческое.

В этом пародийный план честертоновского романа, но за пародией - вещи вполне серьезные и по-прежнему актуальные.

Так вот, именно господ "артистов" (в широком смысле) в силу определенного, мягко говоря, изгиба психики тянет к романтике тайного заговора и узурпации власти. Тянет к анархии или, напротив, к деспотизму. Любая крайность для них - способ сублимации и компенсации, особливо для тех, кто в силу своих параноических заморочек и неудовлетворенных амбиций, ну никак не реализующихся в обычной пошлой (буржуазной) реальности, готов похоронить всех и вся ("накрыть зипуном"), в том числе и себя самих, поскольку, может, именно себя-то они и ненавидят больше всего за прекрасно осознаваемую серость и безликость.

"Мы гениальные поэты, мы покорители блядей, мы курим злые сигареты среди чужих для нас людей. Мы гениальные поэты, мы никого не станем ждать - мы купим злые пистолеты и будем нагло убивать", - эти строчки кавалергардки Алины Витухновской цитировал Д. Быков.

Что касается критиков, то тут особый случай клиники, вполне легитимизированный (провокация - один из распространенных приемов желтой прессы). Если литератор не лишен честолюбия, то чтобы "прозвучать" и самоутвердиться, ему необходимо написать на своем знамени что-нибудь эдакое, задорное - либо эстетически, либо политически радикальное. Побивахом кого-то конкретно из признанных писателей славы себе уже не наживешь.

Даже поднаторевшие в разжигании газетных литературных дискуссий критики вроде Аллы Латыниной, чувствуя, как литературное имя, заработанное во времена оны, скукоживается подобно шагреневой коже, а заодно подлаживаясь под новую метлу в родном печатном органе под названием "Литературная газета", пишут на своем знамени замшелый от дряхлости тезис о смерти литературы (ах!) или алчут народного романа (ох!), который будет читаться поголовно всеми (эдакие тоталитарные замашки).

Что уж говорить о юном пионере Ольшанском, озябшем на вольном сквозняке и готовом преть в вожделенном зипуне (вольному воля), - лишь бы его записали в герои и подвижники... А там, гляди, и в мученики. Человек не портит себе биографию, как заметил когда-то Агеев, а напротив, сочиняет ее.

Собственно говоря, атаман нынешних национал-большевиков, как они себя гордо величают, главред "взрывной" газеты "Лимонка", поэт и прозаик Эдуард Лимонов давно уже занимается подобным сочинительством, видимо, соскучившись писанием нетленок и, не исключено, мечтая о терновом венце.

Стратегия по-своему верная. Правда, тут не смелость, а самая натуральная дешевка. Жаль, правда, что плоды ее часто оказываются небезобидными, потому что слово - все равно некий движитель и конструирует ту реальность, за которую потом приходится расплачиваться именно что всенародно.

Петя Верховенский тоже, если вернуться к классике, был большим романтиком и фантазером. Это ведь он "сочинил" Ставрогина и влюбился в "умышленный" образ, причем влюбился так, что и других отравил своей фантазией (в том числе и самого своего кумира, которому больше по душе было ставить сексуальные эксперименты).

Не стоит только забывать, чем это кончилось.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное