Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Василий Костырко
Якутская Баба Яга как герой феминистического движения

Академик Борис Рыбаков не даром говаривал: "Глубины народной памяти измеряются десятками тысячелетий". Якутский героический эпос олонхо убеждает нас, что борьба женщин за свои права шла полным ходом уже в эти допотопные времена. Хотя, конечно, большая часть дошедших до нас источников отображают события с ныне устаревшей мужской точки зрения. Наиболее типичное описание якутской красавицы из эпоса олонхо имеет мало общего с высокой героикой феминизма:

"Из красного своего угла, колотыми узорами в пять рядов разубранного, с прилавка своего, в десять рядов выемками украшенного, с кровати своей золотой восьминогой с постелью из меха летних соболей, с одеялами из меха зимних соболей; та, что есть один только жир без мяса, а пьет только сливки без молока, та, у которой нитки шелковые, а иглы серебряные - с ложку крови румянец - нежная Хаачылан-куо. Сквозь одежду тело просвечивало, сквозь кости мозг костей виднелся, - мягко неслышно пропорхнула перед отцом и матерью стала. Глаза, что у черного жеребенка, в морозы родившегося, - такими глазами глянула; губы, что у серенького жеребенка, весною родившегося - такими губами повела. Задвигалось горло как струна, гортань дрогнула и слетело слово".

Так в олонхо "Эр Соготох" описывается появлении героини, предназначенной в жены богатырю-мужчине. Мы видим слабую, развращенную роскошью, а потому во всем зависящую от мужчины несознательную девушку, от которой трудно ждать активной жизненной позиции.

Можно ли с "горлом как струна", в полный голос заявить о правах женщины?

Порой неумеренная мужская фантазия доводит субтильность сказочной красавицы до полного абсурда - "Когда покажется божественному солнцу, не видно тени ее, если ступит на рыхлый снег, не видно следа ног. Если начнет кроить - не видно шва, чудесная Сыралыман-куо со светлым ликом".

Идеальная красавица настолько субтильна, что того гляди - растворится в воздухе.

Такая, разумеется, не может обойтись без "сильного" пола. Тем более что в якутском Олонхо мужское воображение обычно рядит заурядного семейного тирана в рыцарские одежды. И что характерно, при этом нельзя сказать, чтобы якутские богатыри всегда справлялись со своими обязанностями. Беспомощных красавиц без конца похищают враждебные богатыри из племени абааhы-аймага. Так что несчастная порой успевает только пропеть прощальную песню, обозначив, кто и куда ее уволок.

В плену красавица вынуждена годами дожидаться своего освободителя. Единственный способ оградить себя от домогательств похитителя - всевозможные уловки: то скажет, что голодна, и пошлет абааhы на охоту, то на головную боль пожалуется, а то и вовсе - заявит, что беременна от мужа. Верные якутским обычаям, и в частности положению о ритуальной нечистоте роженицы, принципиальные якутские черти нижнего мира в таких случаях девушку не трогают.

Чем эпические богатыри лучше своих врагов, понятно не всегда. Как пишет в своей работе "Якутский героический эпос олонхо" якутский эпосовед И.В.Пухов: "В образе якутской красавицы мы видим черты угнетенной бесправной якутской женщины, всецело находящейся под властью мужа-властелина. Она фактически потеряла право на свободный выбор мужа, став объектом борьбы мужчин. В большинстве олонхо богатырь, победив абааhы и освободив героиню от их посягательств, фактически распоряжается ею, как ему заблагорассудится".

Именно таков двоеженец Юрюнг Уолан, отдавший первую жену своему побратиму Кытыгырас Бараччы в олонхо "Хаан Джагрыстай".

Право женщины на выбор супруга или вообще на инициативу в сексуальных отношениях в большинстве якутских олонхо напрочь отрицается. Свою любовь мужчинам предлагают лишь ведьмы нижнего мира, сестры и дочери нижних богатырей.

Вот как в олонхо "Нюргун Боотур стремительный" женщина-абааhы Кыскыйдаан-Куо выражает радость по поводу того, что к ней пришел белотелый Юрюнг Уолан:

"Скособочившись боком одним, подолом крутя вихревым, хвостом клубя дымовым, плечи острые подымая, пальцы когтистые подымая, кривыми коленями перебирая, приоткрывая железный клюв, поворачивала туда и сюда черное задымленное лицо <...> то изгибала игриво она, то вытягивала горделиво она семисаженную шею свою; чтобы по нраву прийтись жениху, она подтянула, подобрала, свой оттопыренный зад; так и этак старалась она выпрямить свой искривленных хребет, выпячивая живот, чтобы выглядеть важной госпожой".

"Целоваться, видать, с женихом захотев, звонко чмокала клювом железным она, воздух всасывая со свистом в себя, синим щелкая языком; обниматься, видать, с женихом захотев, руки с хрустом протягивала она, растопыривая когти свои как десять кривых верхоянских кос".

За нарушение неписаной заповеди (право на сексуальную инициативу принадлежит только мужчине) доверчивые девушки-абааhы расплачиваются настолько жестоко - так, что не утешает даже способность ведьмы к реинкарнации - богатыри айыы обманывают их и рубят на части.

Конечно, олонхо знает и непокорных красавиц. Но попытки отстаивать свои права неизменно расцениваются как результат колдовства абааhы. Посему в заключительном эпизоде таких олонхо героиня подвергается очистительному кнутобитию над костром, а чары абааhы, вселившие в нее непокорность, выходят в виде падающих на огонь насекомых. Потом женщину омывают водой бессмертия и оживляют. Освободившись от чар, героиня, разумеется, становится тихой, покорной, на все согласной.

И все же, далеко не во всех олонхо борьба древних якутских женщин за свои права обойдена молчанием. Есть и такие, где о ней говорится в открытую. Так в финале олонхо Кегюлээн-куо героиня одерживает полную победу над с вероломным богатырем Дьурантай-Боотуром, воровски надругавшимся над нею во время ее сна. В знак отмщения Кегюлээн-куо приезжает домой верхом на Дьурантай-Боотуре и заставляет его жениться на себе. Как прозорливо замечает Пухов: "Легко понять, кто будет в этой семье главным".

Из немногочисленных, но ярких и красочных олонхо о женщинах-богатырках мы узнаем, что еще в далекой древности якутские женщины успешно добивались профессионального равенства с мужчинами, то есть были допущены к престижному и высокооплачиваемому в те времена военному делу и совершали не менее выдающиеся ратные подвиги. Богатырки побивают как одноглазых и одноногих богатырей абааhы (в ответ на предложение выйти замуж рубят в капусту), так и смазливых богатырей айыы (поскольку они все-таки посимпатичней, то берут их в плен). Побежденный подолгу живет у девушки на положении слуги, возит дрова и ходит за скотом, прежде чем богатырская дева сочтет его достойным того, чтобы он стал ее мужем.

Описание внешности такой богатырки обычно дается скупо - как правило, лишь при изображении ее гнева. Так, например, мы совершенно случайно узнаем, что у героини прекрасные длинные волосы: "От обиды до пояса доходящие златокудрые волосы подобно сердцевине верши для ловли рыб дыбом встали".

Понятно лишь одно. Внешность настоящей богатырки далека от пресловутого мифа о красоте, бесповоротно и окончательно развенчанного знаменитой Наоми Вульф (напомним, что, по глубокому убеждению авторитетной феминистки, истинная функция этого мифа - служить орудием порабощения и эксплуатации женщин).

Когда самонадеянный богатырь айыы впервые видит такую девушку, то ему, что называется, нечем крыть:

"Нюргун словно испугался, сразу сел на нару. По виду женщина как будто превосходит его - и сложена стройнее, и гораздо выше его ростом. Он никогда не смущался, даже не боялся абааhы, но тут он посмотрел на нее с опаской. И сидел неподвижно и безмолвно, как будто подавился чем-то".





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное