Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Олег Бондаренко
"Искусство и революция всегда идут вместе"...

Исраэль Шамир слишком хорошо известен, чтобы эпатировать общественность своими новыми книгами. И тем не менее, общественность в очередной раз взволнована этим возмутителем спокойствия, несмотря на свою фамилию, считающего, что государство Израиль должно быть уничтожено (да-да, это цитаты из книги)! Книга называется непонятно длинно: "Хозяева дискурса. Американо-израильский терроризм" и представляет собой сборник последних статей и интервью Шамира.

Для непосвященных поясним: Исраэль Шамир - известный во всем мире левый журналист и теоретик, еврей-антисионист в одном флаконе. Его враги (коих по понятным причинам бесчисленное множество) называют его, в лучшем случае, утопистом, в худшем - шпионом Арафата и Хуссейна. Практически постоянно совершая поездки по миру, Шамир стал заслуженным, с боевыми ранами, деятелем-интернационалистом. Россию Изя Шамир любит, но считает, что сейчас она "похожа на больного, который только-только встал со своей кровати после инсульта, случившегося 12 лет назад". Под инфарктом он понимает развал Советского Союза.

Если рассматривать книгу с научной точки зрения, то поторопился Солженицын выпускать вторую часть своих "Двести лет вместе". Ведь не менее половины книги Шамира оказалась бы растащена на цитаты, увеличив собой послевоенный период "200 лет". С неприсущей простому журналисту педантичностью и точностью Исраэль Шамир подтверждает многие факты, явно не красящие руководство государства Израиль и движение сионизма в целом, делая постоянные ссылки на авторитетные источники.

На первый взгляд, может показаться полным бредом его желание ликвидировать Израиль как государственное образование в принципе. Но, по прочтении книги, становится понятно, что простому еврею И.Шамиру, как и многим другим простым евреям, стыдно за то, что их братья творят на чужой для них земле. Он рассказывает о том, как незлобивы по своему духу оказались обыкновенные пастухи-арабы, замученные израильскими солдатами, по отношению к евреям, которые выступают всего-навсего за мир. О том, что интифаду, начатую арабами после посещения премьер-министром Израиля Э.Бараком священной для них мечети Аль-Аксы в сопровождении тысячи охранников, уже не остановишь. Даже суперсовременным техногенным оружием. Потому что нельзя победить народ, девятилетние дети которого с булыжником в руке погибают под пулями израильских снайперов.

На самом деле, вот он - человек мира, глобалист троцкистского типа. Изя Шамир, который хочет, чтобы на Ближнем Востоке не было войны, а было единое государство Палестины, в котором бы вместе дружно жили и евреи, и арабы, и иудеи, и мусульмане, и все остальные, кто хочет, - лишь бы не вытесняли друг друга. И пишет об этом книги.


Русский Журнал: Исраэль, сегодня, после презентации вашей новой книги "Хозяева дискурса", мы с вами сидим в одном московском кафе. Завтра вы уже будете содокладывать на какой-то конференции в Вене, а послезавтра, возможно, полетите в Бронкс. На ваш взгляд, взгляд человека мира, такого троцкистского глобалиста в хорошем смысле слова, что больше всего напоминает Россия из вашего туманного далека?

Исраэль Шамир: У меня создается такое ощущение, что на мировой авансцене происходит какая-то другая пьеса. Приведу мой любимый пример с кошками: ты гладишь кошку, думаешь, что ты получаешь удовольствие; кошка думает, что ты пришел для того, чтобы ее погладить; а блоха, которая сидит на ней, так и вовсе думает по-другому. Сложно сказать, что происходит на самом деле. Достаточно много путешествуя по миру, я вижу отношение людей разных национальностей к тому, что происходит в России. В глазах большинства из них Россия выглядит этаким спокойным далеким болотцем. И только в последнее время это "болотце" зашевелилось, забулькало. Испокон веков страдающая проблемой банального отсутствия альтернативы, Россия, наконец, эту альтернативу получила. Сегодня весь мир, замерев, находится в ожидании, поддержит ли Россия США в войне с Ираком или нет. Потому что то, что ожидается в Ираке, многими уже сегодня трактуется как "Армагедон", конец света. В этой ситуации ключевую роль играет, на чьей стороне окажется Россия. Что происходит внутри России, какие здесь назревают процессы, - извне увидеть достаточно сложно. Россия напоминает больного, который после тяжелой болезни пытается встать с постели. Инсульт случился 12 лет тому назад, когда рухнул Советский Союз. Наши общие противники мечтают превратить Россию в большой Кувейт, таких огромных размеров Люксембург.

РЖ: Мы любим говорить о своей духовности. Как вы считаете, роль литературы в России по-прежнему высока, как и в советские времена?

И.Ш.: Русские все-таки, по-прежнему, читают больше всех. Ведь вся американская литература, как ни крути, находится на дальних полках дальних магазинов по безумным ценам. В России народ читает, и это очень важно. Более того, народ пишет. Самым интересным писателем в России, а может быть, и в мире, не побоюсь назвать Владимира Сорокина. Я большой поклонник его таланта, считаю, что "Голубое сало" - вещь довольно уникальная. Я восхищаюсь его смелостью, готовностью идти на риск, которая, кстати, не всегда понятна читателю. Но даже когда пересказываешь его пьесу "Свадебное путешествие", любого западного читателя кондрашка хватит. Его сценки из жизни писателей и поэтов бесподобны. Сорокин - шокирующе замечательный писатель. Продолжает писать Лимонов, и это очень хорошо. Мне понравился последний роман Проханова "Господин Гексоген". Сейчас я считаю, что можно абсолютно ответственно, во всеуслышание заявить: русская литература есть и будет. Это только после 1991 года было ощущение, что литература больше не нужна, надо только торговать булочками. Но, слава Богу, те времена прошли.

РЖ: Если в советское время в искусстве у нас был соцреализм, то под каким названием современный период может войти в историю?

И.Ш.: Скорее - как бунт. Бунт в самом хорошем смысле слова.

РЖ: А если говорить об идейном наполнении, содержательной части нашей литературы?

И.Ш.: Если говорить об идейной наполненности произведений, то самым мыслящим писателем я бы назвал Пелевина. Это писатель настолько глубокой мысли, что далеко не сразу, не в ущерб ему будь сказано, до тебя начинает доходить вся глубина построенной им конструкции. Я недавно по своей электронной базе некоторым моим знакомым разослал маленький кусочек пелевинского "Чапаева и пустоты", письмо Че Гевары. Когда я это делал, у меня было ощущение человека, закладывающего бомбу.

РЖ: В плане идейности и потенциала в ближайшем будущем генерировать безумные революционные идеи, на ваш глобалистский взгляд, кто на это более способен: молодая Россия или все-таки старушка Европа?

И.Ш.: Есть живые мысли во Франции и в Германии. Разумеется, есть таковые и в России. Я вам более того скажу, такие живые идеи есть и в Америке. Она сейчас представляет собой определенный эквивалент Советского Союза 1934 года, съезда победителей. Там сейчас, я надеюсь, уже наступил апогей неолиберальной диктатуры. Им кажется, что они стоят на пороге великих свершений. На самом деле, это уже начало конца. В плане литературы хочется надеяться, что что-то стоящее появится, однако нельзя забывать, в каких ужасных условиях работают наши американские коллеги. Там же сейчас настоящая диктатура и цензура! Как Сталин, только наоборот. Как Гитлер, только в другую сторону. А для литературы, сами понимаете, это далеко не тепличные условия.

РЖ: Настоящая литература бывает только на переломных моментах?

И.Ш.: Во-первых, нужен перелом. Во-вторых, нужно все-таки побольше свободы писателю. Если это не писатель, пишущий в унисон с обществом, как, к примеру, Маяковский в 1920-е годы, То есть чисто духовное творчество, когда это уже не просто искусство, но что-то сакральное. В Америке за последние 10-15 лет не было написано ни одной заметной книги. Была либо публицистика, либо книги второго сорта типа Шмаля.

РЖ: Перефразируя известную фразу, может ли собственных Робеспьеров еще родить Россия? Или может быть, оное право остается только за свободной, но от того не менее многолюдной в плане демонстраций Европой?

И.Ш.: Вернемся к образу выздоравливающего больного. Нет ничего странного, что человек, не так давно переживший инсульт, не бежит на улицу заниматься физкультурой. Он просто еще не совсем оправился после тяжелой болезни.

РЖ: Скоро больной поправится?

И.Ш.: Это вещи, которые зависят и от вас, и от нас. От всех людей, которые пишут. Ведь болезнь - это, в первую очередь, дух.

РЖ: Все ли популярное пошло?

И.Ш.: Пелевин, Сорокин популярны, но отнюдь не пошлы. А то, что пишет Татьяна Толстая или Акунин, - это пошло, но насколько популярно? Попытки смотреть на народ сверху вниз, мол, если народу нравится, ничего в этом хорошего быть не может, - это я считаю неправильным.

РЖ: Откуда взяться новому Робеспьеру?

И.Ш.: Хороший вопрос. На мой взгляд, взгляд человека, который все время шел на гребне революции, если сейчас что революционное и есть, то это может быть только в мире ислама. Оттуда сейчас идет огромный жар. Это не может не отразиться и на России, на православии - хотя бы в силу того, что Россия граничит с исламским миром.

РЖ: Каковы последние откровения исламских художников?

И.Ш.: Искусство и революция всегда идут вместе. Самое интересное кино на сегодня делается в Иране. Если мы говорим о литературе, то, наверное, самыми интересными за несколько последних лет являются книги турецкого писателя Орхана Памука. Даже антиисламские книги, вроде Салмана Рушди, являются прямым порождением ислама.

РЖ: На Россию в мире смотрят по-прежнему исподлобья или уже по-другому?

И.Ш.: Главными задачами тех сил, которые ведут Америку, является тотальное уничтожение духа как такового. В этом плане они априори настроены против любого носителя духа, черного, красного, белого или зеленого. Задумайтесь над следующим фактом: после Второй мировой войны, где столкнулись два заряженных мощнейшим духом носителя, после того как пал нацизм, великий по эстетической силе дух, через 45 лет пал и красный дух, оставив мир на пожирание пошло-мещанской буржуазии. В итоге победила антидуховность. Положение надо исправлять. Сегодня этот американский колосс на глиняных ногах озирается вокруг в поисках носителей духа, и вдруг он замечает, что на земле еще остался целый ряд стран, где люди молятся Богу, а не бегут в магазины. Само понятие Идеи, Бога, Веры противопоказано Америке, поэтому она так ревностно наблюдает за присутствием этих компонентов у других наций. Именно этим оправдан удар по исламу. Кто сказал, вообще, что ислам наступает? Ислам обороняется! Так же, как и Советский Союз никогда не наступал, он только оборонялся. Сила, которую православный человек может назвать "Князь мира", хочет покорить весь мир. Для людей, принявших парадигму "Князя мира", не существует абсолютно никакой разницы в этом отношении между Россией и странами Ислама. Все страны за пределами Запада - это для них одно и то же.

Беседу вел Олег Головин





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное