Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Николай Востриков
Лохотрон

Жена Сальвадора Дали мечтала, чтобы продукция ее мужа продавалась на всех прилавках. Муж Дарьи Донцовой, покупая зажигалки, сигареты, презервативы и прочую тысячу мелочей, должен испытывать чувство, о котором мечтала Гала. "Не удивляйтесь, что я, Дарья Донцова ("Это я, Эдичка!" - Н.В.), написала кулинарную книгу", - кураж приготовления бестселлера заставил звезду огласить "за предоставленные рецепты" имена своих литературных негров - нечто новое в жанре, раньше она их скрывала. Но оставим "Кулинарную книгу" (исповедь) на десерт, для начала отведав готовой продукции. Отметим лишь, с какой приятностию, с размахом и по-нашенски выведено на обложке: "ЛЕНТЯЙКА" ("Кулинарная книга лентяйки". - М., Эксмо, 2003). На десерт, на десерт, сладкое - на десерт...

В общественных местах нечистоплотные граждане часто лепят жвачку то там, то сям. Лепота. Жвачка Донцовой лепится к чему угодно. Если бы у писателя было лицо, им можно было бы ударить в грязь, но здесь-то - джекпот, с миру по грошику. Названия "книг" - как заголовки народной газеты "МК": "Дантисты тоже плачут", "Привидение в кроссовках", "Улыбка 45 калибра", "Маникюр для покойника", "Прогноз гадостей на завтра"... Попробуй оторвать прилепившийся, как жвачка, глаз от иронических метафор!

"Чудеса в кастрюльке". (М., Эксмо, серия "Иронический детектив", 2003). Идеальных преступлений нет, поэтому нет смысла писать идеальные детективы. Тогда как ирония повсеместна, сколько ее ни вырабатывай - все мало. Пластмассовый скелет, эдакое дада в шкафу, как "Зази в метро", это так мило. "Из любой свиньи можно получить кусок ветчины". Цитата. Уже на 6-й странице появилось ироническое слово "жопа", а на 11-й детективное "пиар"! Приготовил зубы для "скальства": заочник Литинститута, подрабатывающий во время сессии литературным негром, пожалуй, сформулирует подобную прозу: "Ум отказывался верить в этот кошмар". Так перед глазами и становится свежий "ум", у которого руки в брюки, а он плюет и растирает. "Но внезапная смерть даже чужого ребенка должна заставить любую женщину хотя бы вздрогнуть". Перед глазами становится свежая женщина, вздрагивающая на осеннем ветру...

Кругом еда, еда, еда - предвестница будущего кулинарного шедевра. Хемингуэй все напитки описывал - а здесь в каждом абзаце сковородка, тарелка, ложка... Жратвы так много, что слюнотечение не прекращается до последней страницы, выбравшись из подземки, я тут же звякнул домой: что на ужин? Уверен, что негр, который это писал, не ел неделю и зарабатывал под лэйблом "Донцова" именно на хлеб... Причем, экзамен у него назавтра был по Достоевскому: "Если каждый из нас пригреет брошенную собаку, утешит обиженного ребенка или поможет одинокому старику..." (с. 346). На вкус это "чудо в кастрюльке" напоминает отвар из веника.

Сюжет: Ляля и Ниночка рождаются в один день (это из Дюма). Ясное дело, мамы дочек переплелись в судьбе героя, как добро и зло. Деньги делают грязное дело, см. любой хороший роман. "Ладно, гони пятьдесят тысяч долларов, и разбежимся" (с. 328).

Он пришел к ней с джентльменским набором, а у нее младенец Ниночка кричал, как в рассказе Чехова "Спать хочется". Я его утихомирю - и таблетку снотворного в ротик. А дите нечаянно подохло. И началась кутерьма. Лапушка-котик-автор делает все, чтобы мы не любили зло. "Она устала носить в себе жуткую тайну, и слезы полились у нее потоком".

А Светка была подлой, дала Виоле Таракановой (нашей мисс Марпл) отравленную чашку чаю. "Она недоумевающе глянула на меня, и в ту же минуту комната наполнилась мужчинами. Света кинулась к столику и попыталась сбросить на пол чашку (конечно, яд - Н.В.), но была поймана милиционерами". Дюжина милицанеров ловит Свету - наверное, волосы у нее растрепались... Описание природы из повести Пушкина "Метель": "на улице мороз, ветер, вьюга". И кокетливое, двусмысленное последнее слово в романе: "Конец" (с. 348).

Сосудистая реакция у меня никуда не годится, фигурка тщедушная (надо же немного о себе, любимом, как иронично вслед за Эдичкой принято выражаться сегодня) - но я могу улыбаться, как голодный крокодил. Иронический детектив поспособствовал. Своя кровь не вода, а взялся за иронический детектив - не говори, что не дюж: "жрать", "срать", что там еще имеется"? (С. 181)

"Маникюр для покойника" (М., Эксмо, серия "Иронический детектив", 2003). Арфистка Ефросинья не любит арфу, мужа и уродлива до беспредела. Зато она добрая, дурашливая и простая, как героиня Эльдара Рязанова. В преступной среде оказывается совершенно случайно: ей муж изменил. Она идет топиться, вешаться, травиться, страшно - но надо... И тут, как бог из машины, является сама машина. Сбившая арфистку будущая подруга Катя - тот самый криминальный элемент, которого недоставало в жизни Фроси. Приходите завтра - дорасскажу.

Фрося, Ольга, Катя - все зачитываются Марининой и Дашковой, а чтива все мало и мало, его нужно больше и больше. Мы, фефелы от литературы, все бежали из "Белых столбов", живем не по указке партии... "Если не найду документы, Катю попросту убьют, и я должна стать матерью Сереже, Кирюше, Юле, трем собакам (пошла ирония - Н.В.), двум кошкам, хомякам и (добавлен юмор - Н.В.) жабе Гертруде". Есть в повести и человек (какая повесть сегодня без трахальщика?!), который "трахал все, что шевелится". Летят годы, тайны раскрываются - но есть и кульминационные моменты. Костя стреляет Славе в лицо, потом отрубает ему руки, чтобы по отпечаткам пальцев не опознали. (Страшно? То-то! Детектив все-таки.) Всем в этой истории пришлось тяжело. Собаки толстеют, кошки наглеют, хомяки делают запасы на зиму, жаба Гертруда впала в спячку.

"В метро (реверанс знаковому читателю - Н.В.) я вновь села на скамеечку и перевела дух"... Метро. Как много в этом звуке! Все мы дети подземелья. В метро нет контролеров, и можно расслабиться: хорошо, тесно, тепло, как в крематории. "Я невольно принюхалась: "Коко Шанель" (а где "# 5" ? - Н.В.).

Котик-зайчик-пусик-автор жалеет нас, когда "преступники уже готовы были праздновать победу". Костя убивает женщину острозаточенным (какое кулинарное определение!) ножом и уходит, никем не замеченный (с. 344), но "убить человека нелегко, во всяком случае, для простого обывателя". А кушать хочется всегда, поэтому - "секрет. Сначала берем пакет, самый обычный, расстилаем на столе. Открываем пачки с отечественным печеньем (то ли из патриотизма - Н.В.) Нужно всего двадцать четыре штуки и еще две пачки творога и какао. На пакет выложить двенадцать печеньиц - три в ширину и четыре в длину. Причем не забудьте каждое обмакнуть в блюдечко с чаем, вообще, полагается вымочить бисквитики в вине, но и заварка подойдет. Так, в первую пачку творога добавим сахар по вкусу и размажем смесь по печенюшкам..." (с. 213). И приблизимся вплотную к итоговому труду знакового автора, возможно, и пельменей "Дарья".

"Кулинарная книга лентяйки" - одна из красивейших книг России. Дорогая - меньше чем за сто рублей не встретишь. Карманный формат и мягкая обложка - это потом, когда основные купоны будут сострижены, а пока первые места в различных рейтингах за Дарьей - кошельтесь, милыя! Следующий бестселлер, уверен, на подходе: "Модная книга Дарьи Донцовой". На очереди: "Спортивные аксессуары Дарьи Донцовой", "Моющие средства Дарьи Донцовой", "Сад и огород Дарьи Донцовой"...

Дамочка в розовом свитере с мопсом под мышкой занесла половник над эмалированным ковшом в цветочек с каким-то живописным варевом. А по разлитому вокруг ее утопшей талии желе топчутся в незашнурованных ботинках девицы легкого поведения - и не тонут! Болото это не для всех, но... "Оно вам надо быть похожей на тощую синюю курицу?" У тех, кто сохранил стройность тела и тонкую талию до старости, "проблемы с волосами, зубами и цветом лица" (с. 280). На вилку нанизана пуля. Приятного аппетита!

"...Я теперь с гордостью называю себя "посол русской кухни" (с.40). Посол, вероятно, от слова "солить" - лейбловая ирония и тут не дремлет.

Россия шла к этой книге с 1917 года. Во-первых, как читающая. Во-вторых, как немытая (Лермонтов). Никто не усомнится, что это подлиная Дарья Донцова, здесь не нужно факта обнаружения "рукописей Шолохова", рецепты не украдены, перед нами, несомненно, автор. Здесь и супы, и каши, и запеканки! Блюд из яиц - 18! Блинчики-оладушки-куличики! "Граждане, завтра по первому каналу центральное телевидение будет показывать кусок сыра"... Из готового супа надо обязательно вынуть лавровый лист. Как его обнаружить в бульоне, где вместо капусты старая тряпка? Кстати, парижанки не стесняются под брюки нацепить "поехавшие" колготки, а мы все в комплексах. "Если в твоем холодильнике имеется банан, селедка и яйцо, смело соединяй их вместе", в лучших традициях Козьмы Пруткова. Упомянута и "моча молодого поросенка" (с. 265). Другие литературные истоки - Носов, Драгунский, Оруэлл. Два столпа, на которых держатся литература и пельмени, нерушимы: тесто и фарш! Трупов, диалогов и соитий между варениками и яйцами нет. Но в суггестивности тексту и здесь не откажешь: коктейль нужно смешивать в "жбане" "длинной ложкой". Пиццу принес ветер перестройки, кто не помнит Михаила Сергеевича в главной роли?!

Не обошлось и здесь без недостатков: к сожалению, изредка книга отдает национал-шовинизмом: "Есть блюдо, которое волшебным образом получается у русских мужчин и женщин" (с. 221). Но бестселлеры не судят.

"На рынке действует закон "не обманешь - не продашь"" (С. 14). Ван Гог бахвалился, что пишет картину быстрее, чем жарится яичница. При этом дурень не продал ни одной картины. Но скорость зауважали - потом, уже без него. "Следите за скоростью моей души", - любил говаривать Сартр. Душа стала спидометрической - не от "СПИД", от "спидометр". Лапочка-зайка-писатель заканчивает романчик раньше, чем вскипает кофе.

Лохотрон "Дарья Донцова" существует по своим законам. Входишь, допустим, в метро - примерно через одного сидящего переодетые в простой народ агенты невидимого фронта "читают" Донцову. Входишь в троллейбус - то же самое. Идешь по ГУМу - из карманов женских курточек торчат уголки с обрывком легко восстановимой фразы "...ский детектив".

Ясно, что стивены кинги не должны гоняться за утраченным временем. И это есть хорошо. Но должно же быть у народа некое "социальное смущение" при чьем-то беззастенчивом поведении? Я присоединился к "агентам" с исследовательским пафосом, но откуда было окружающим об этом знать? Моя рука, держащая "книгу", дернулась за спину, когда вагон метро выехал на дневной свет станции "Измайловская". Окружающие граждане устало и равнодушно шатались под стук колес, и никому не было дела до моей безнравственности.

Зачем гражданское население (народ) научилось читать? Ответ дает издательство-монстр: чтобы мять в руках этот пипифакс. Один из первых рулонных романов был написан в Бастилии: "120 дней Содома". Как учил Гуссерль, все феноменально в этом самом феноменологическом из миров. Зачем нужны слова, если ими колотят гвозди? Чтобы их созерцать. Слова. Гвозди. Действие. А может быть, литературной даме просто хочется в парламент?





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное