Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Сергей Солоух
Цех

Roll over Beethoven
And tell Tchaikovsky the news.

Chuck Berry

Совсем недавно я прочел, что есть предположение. Писатели похожи на ежиков. Гамбургских. Это смешно. Только в Германии имеется другой порт, другой город, который может и должен служить ориентиром. Бремен. Чтобы не пойти в суп, не стать барабанной кожей или основой для клея "Момент", нужно дудеть в одну дуду. Это очень просто. Известно, что не алмазы сделали Де Бирс, а Де Бирс подсобный материал, режущий инструмент стекольщика, превратил в драгоценные камни.

Одинокий ночной скрипач - клиент водолечебницы. Головная боль участкового. А вот оркестр - уже социальное явление. Сто пятьдесят смычков не раскассируешь, аминазином не заколешь. Нужно, придется, волей-неволей разбираться в природе звука. Ради этого и старались. Чтобы гражданам видно было и слышно.

Писателей должно объединять предназначение. Не очередь в ЦДЛовский буфет, как это было в шестидесятых, а чувство локтя. Несвязанные точки на отвесной стене - действительно, клопы. А соединенные общей веревкой - уже альпинисты. Другая цель и смысл существования.

Один за всех и все за одного - всего лишь цеховой лозунг. Корпоративный принцип. Так не Портос Атосу отвечал. А братья Гонкуры - Дюма пэру. Блок - Мандельштаму.

Писатели должны любить друг друга. Но не в партийном смысле, не в рассуждении совписовского кворума. А как Серапионовы братья. Надо возвращаться. Встать на исходную позицию и просто обогнуть то место, где автор Матери объявляет волю Отца. Не надо больше общей цели. Да, здравствует групповщина. И вкусовщина. Единство равных. И близких, что еще важнее.

Больше имажинизмов хороших и разных. Конструктивизмов, футуризмов и РАППов, конечно, если последние согласны сдать булыжники. Холодное оружье.

Пусть всем примером будет и маяком московский победивший концептуализм. Гандлевский, Кибиров, Пригов и Рубинштейн. Ура!

Это первое. Это главное. Создание нормальной, естественной творческой и профессиональной среды. Одинокий психопат с рукописью - мечта издателя. Еще лучше алкаш и гомик. А вот отряд решительных коллег напоминает веник. Нечистый пугается. Задумывается бузинисмен.

Хор - это сила. Могучая кучка.

Между прочим, именно исходя из насущной необходимости возродить ремесленных, цеховой принцип организации творческих рядов, не надо, ни в коем случае нельзя хоронить толстые журналы. Слава Богу, что они еще есть. Выжили. У них великое будущее, а не прошлое. Они нам важны и нужны не потому, что кто-то в каком-то когда-то водку против Сталина пил. И за Хрущева и под Брежнева. Толстый журнал - самородная крыша. Ядро групповой клетки. Коллективный организатор и агитатор. Конспиративная квартира, явка. Точка.

Все уже есть. Главное - забыть об универсальности. Общеприемлем глянец. А нам картинки не нужны. Буквы и покрупнее, чтоб глазки не болели.

В идеале толстый групповой журнал, с его эдиционной культурой и издательскими традициями может и должен стать не только домом, но и производственной базой. Основой того, что должно дать свободу и хоть какой-то, но честный литературный заработок. Я имею в виду кооперативное, корпоративное издательство.

Без него никак. Мы не рабы, рабы не мы. Свободных творцов не может и не должен устраивать конверт. С зеленой плесенью ста баксов. Только честное товарищество на паях. С понятной артельной бухгалтерией прежде всего. Прозрачным бюджетом, извините за выражение. Вот тогда и заживем.

Минимизация накладных расходов - важнейшая задача современного литературного процесса. Задача номер два. Объединившись, прокормиться.

Это необходимо, архиважно, но недостаточно. Всего лишь цель, азимут семьи, ячейки творческого общества. Общецеховая задача для всех: и лефовцев, и обэриутов, и драмкружка адвентистов седьмого дня куда глобальнее и шире.

Перелом. Кардинальное улучшение инвестиционного климата изящной словесности.

Лев Николаевич Толстой написал три романа. Саша Соколов столько же. А Пушкин - наше солнце, вообще, один. Это и понятно. Среднее время производства одного подлинного шедевра одним несомненным гением от трех до восьми лет. Это примерно столько, сколько сейчас дают за разбойное нападение без предварительного сговора. А нужно, что бы давали деньгами.

Большая литература, литература - открытий и откровений, генетическая родня фундаментальной науки. Это очевидно. А значит, сходным образом должна строиться структура ее финансирования. Должна появится система частных и государственных программ, фондов, стипендий. Люди должны с радостью давать бабки, вваливать родимые в свое сегодняшнее - репутацию и свое будущее - национальную культуру. Но за это надо бороться. Просят только возле храма. А у нас трудовой коллектив. Хозяйствующий субъект.

И это надо доказать. Необходимо сделать так, чтобы литературное дело вновь стала ремеслом. Уважаемым и нужным. Писательство из сферы психических расстройств и антиобщественных деяний обязано переместиться в разряд общественно полезной активности. Встать в один ряд с кино, казино и стоматологическим кабинетом.

Что роднит эту троицу? Клиенты! Востребованность услуг.

Звучит парадоксально. Но важнейшая задача литературы на сегодняшний день - создание спроса на свой продукт. Изящное письмо. Возрождение класса читателей. Сейчас единственный потребитель качественной авторской продукции внутренний. Вечно больная печень. Литкритики. Отсюда изжога и диабет. Надо лечить, распределять непосильную нагрузку, чтобы неотъемлемая часть организма не становилась главным врагом своего собственного тела. Критик - товарищ, а не судья.

Пусть от него сегодняшнего останется лишь ориентир. Еще один пример триумфа цеха. Воспоминание. Московско-тартуская семиотическая школа.

А сами вперед. По стопам людей внутреннего безошибочного чутья. Вслед за музыкантами. Паркером, Гиллеспи, Монком и Мингусом. Еще одной неформальной группой творческой интеллигенции. Боперами.

Так где наш клуб? Five Spot. Где уши и глаза? Читатель, заждавшийся нового, свежего звука? Отчего все решили, будто бы в метро? Метро - это внеуличный городской транспорт. Там трясет и качает из стороны в сторону. Скорость не та. Не гуттенберговская. Читать нужно в покое, тишине и при нормальном освещении. Как при царе. Александре Втором.

Адресат современных серьезных текстов не под землей. Он на поверхности. Здесь, совсем рядом. В университетах. На кафедре и в библиотеке. И ради этого стоит даже заняться политикой. Нужно заставить тратиться на высшую школу и бизнес, и государство. Раскошеливаться. Дарить книги. Присылать. Устраивать слеты и симпозиумы. Вечера поэзии и прозы. Актуальный курс современной русской литературы должен стать неотъемлемой частью университетского образования, как технического, так и гуманитарного. А сам писатель - такой же частью альмы матер, как доцент. Ради этого надо голосовать, пусть не за Жира, так за Сыра. Воспитывать и двигать в президенты. Сеять разумное, доброе, вечное. Всем миром.

Такая вот триединая задача текущего момента.

Здоровый дух в здоровое тело. Акмеистов, символистов и акынов радуницы. Стоит напрячься.

И пусть нам общим памятником станет бременская бронза. Отлитые в полный рост кот, петух, осел и пес. Символичные животные. Все понимают, а сказать не могут. Только словами изложить на белом листе бумаги.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное