Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-культура в Русском Журнале / НасНет


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. Net-культура
Все дискуссии "Net-культуры"



Сергей Кузнецов
НасНет: выпуск 41

На этот раз у меня получился Cпециальный тематический выпуск. Однако вовсе не потому, что я так это все люблю - скорее, наоборот: уже несколько раз я откладывал "на будущее" наименее интересные темы - и в результате выяснилось, что все они из одной области. Вот сегодня с ними и сочтемся - чтобы потом опять долго отдыхать от всей этой радости. Прошу также считать этот абзац традиционным Дискламбером.

СПАМ

Главным спаммером земли русской, как известно, является Михаил Армалинский. Раз в месяц или чаще он бомбардирует всех нас своими посланиями, представляющими последнее время анонсы новых номеров его журнала General Erotic. Ко мне с разных моих адресов приходит обычно пять экземпляров одного и того же письма - но речь не об этом.

Одно из последних гласило:

Literaturnii Zhurnalets Mikhaila Armalinskogo GENERAL EROTIC No. 36:

SEX V POEZII BRODSKOGO. NABLIUDENIA I KOMMENTARII.

Не помню, писал ли я уже, что лет десять назад я вплотную занимался изучением поэтики Иосифа Бродского. Я даже написал объемную монографию под идиотическим заголовком, который сейчас не хочется вспоминать. В начале девяностых издать подобную книжку было нелегко и потому она так и осталась неизданной - к моменту когда появились гранты и гуманитарные издательства, она немного устарела, поскольку герой успел написать еще десятка два стихов, а количество работ о нем росло в геометрической прогрессии. Я, впрочем, разослал рукопись всем специалистам по Бродскому, съездил на десяток конференций и даже - кажется - был номинирован на премию Андрея Белого, которую совершенно заслуженно не получил.

Побочным результатом этой работы стало то, что я знал наизусть почти все стихи Бродского, хотя сейчас уже стал забывать, какое четверостишие откуда. Но так или иначе к творчеству "последнего великого русского поэта" у меня до сих пор очень личное отношение - даже более личное, чем к Пинчону.

Кроме того, я довольно неплохо знаю, как там у Бродского с эротикой - и потому спам, посланный мне, оказался в данном случае эффективен. Я пошел по ссылке и прочел, например, следующее:

"Начну с несомненной для меня аксиомы: Бродский - гений. Причем его гениальность - это не преувеличение. Скорее - преуменьшение".

Чувствуется довлатовский стиль - правда, какой-то пародийный. Армалинский, кстати, наверное, единственный персонаж Рунета упомянутый у Довлатова - в письмах к Ефимову. Потрясение от этого превосходит удивление от благодарности Антону Носику от переводчика мемуаров Казановы с формулировкой типа "за профессиональные консультации". Что Казанова знал про ИНтЕ рНЕт?

Вернемся, однако, к Армалинскому и гениальности Бродского. Эпиграфом к статье служат его - Армалинского - стихи:

Бродский был гений, я же был - так,
нечто бесстыдное людям болтал.
Те бушевали, краснели, блевали,
похотью тайной заболевали.
Этих дразнил, а тех заводил,
всех доводил, чтобы всяк завопил.
Люд же остался инертным, как гелий.
Я был такой. А Бродский был гений.

Просто "Народ против Ларри Флинта" какой-то... Армалинский как протоВербицкий. Люд же остался инертным как гелий.

Впрочем, что там по теме его работы?

Судя по опубликованным стихам, гениальность Бродского определялась, увы, не только его сексуальной жизнью. Во всяком случае, секс в поэзию почти не просачивался.

Лучше всего это "увы". Но еще лучше цитаты с комментариями.

За что нас любят? За богатство, за глаза и за избыток мощи. А я люблю безжизненные вещи за кружевные очертанья их. 1-430

В каждой поэтической шутке есть доля прозаической правды.

(...)

Счастье - есть роскошь двух, горе - есть демократ. 1-241

Тогда ему в голову не приходила идея оргии, где счастье становится тоже весьма демократичным.

(...)

Не могу я встать и поехать в гости... ни в семейный дом, ни к знакомой девке. Всюду необходимы деньги. 2-27

Интересно "девки" и "деньги" - это лишь хорошая рифма или правда? Бродский был готов купить женщину, будь у него деньги? Если так, то его могли бы не пустить в Америку - ведь при допуске в нее, заполняешь анкету, где спрашивается, имел ли дело с проститутками. Следует писать: нет, и ему пришлось бы солгать. К счастью, родина спасла своего пророка, лишив его не только свободы, но и денег.

Что, кстати, неправда. В соответствующей анкете спрашивают только, занимался ли въезжант сутенерством и/или проституцией. То есть быть клиентом не возбраняется. И, наконец, вершина:

"Бога нет. А земля в ухабах". "Да, не видать. Отключусь на бабах". Творец, творящий в таких масштабах делает слишком большие рейды между объектами. Так что то, что там Его царствие - это точно. Оно от мира сего заочно. 2-35

Пытаюсь разобраться: между объектами - это между бабами, живущими в разных концах города? Но почему большие рейды обязательно связаны с атеизмом? Уж не потому ли что вера самодостаточна и ездить никуда не надо, а можно сидеть на месте и заниматься онанизмом или самосозерцанием? Что одно и то же. "Бога навалом. Особо - в бабах." - это моя версия.

Ясно дело, что объекты - это бабы и Бог, а рейды, так сказать, ментальные. Но как бы там ни было, ощущение очень странное: будто что-то знакомое с детства попало в совершенно чужой контекст. Или - может быть так даже точнее - любимая игрушка оказалась в чужих руках, где с ней делают что-то непотребное. Как картинка в "Хастлере": Железный Дровосек, Страшила и Трусливый Лев развлекаются с Элли, а Тотошка... И не то задевает, что занимаются sексом, а то, что нарисовано плохо - и нет ни эротизма, ни ностальгии.

Одним словом, ощущение сильное и я, как известный поклонник сильных ощущений, не мог пройти мимо него. А чтобы читатель не счел меня пуристом и ханжой - вот ему, читателю, загадка.

Много лет назад, когда девяностые были еще не литературным проектом, а проектом жизненным, одна моя знакомая девушка - из породы фам фаталей, которых мужчины любят больше, чем жизнь - напечатала в одной из центральных газет статью о mастурбации - по материалам какого-то социологического опроса. К статье был эпиграф из Бродского, который редактор снял.

А теперь - загадка! Какой эпиграф снял редактор, если учесть - в нем не было неприличных слов? Чтобы читатель не очень горевал, я скажу, что я в свое время не угадал. У Армалинского, разумеется, этой цитаты тоже нет.

А вы - попробуйте ее вспомнить:


Имя

E-mail


Обратная связь

Вот читателям не дает покоя одна моя старая заметка. Читатели - преимущественно знакомые - присылают тоннами ссылки на соответствующие магазины и другие сайты этого профиля. Читатели! Остановитесь!

Впрочем, про один такой магазин у меня есть прекрасная история о том, как я посещал в Сан-Франциско Good Vibrations со знакомой местной лесбиянкой. Зайдя в магазин, она вдруг смутилась и сказав "Вот, посмотри тут" слиняла куда-то в сторону. Потом призналась: "А вдруг меня там с мужчиной увидят?"

Подруги, впрочем, ее осудили, сказали, что можно было не стесняться.

Места

Уж не знаю, следует ли давать эту ссылку читателю: обычно рубрика "места" подразумевает "что-то куда стоит сходить". А по ссылке http://sех.mafia.ru/top/ ходить абсолютно ни к чему. Во-первых, потому что по указанному адресу находится всего-навсего рекламная афиша скучных эротических сайтов. Во-вторых, потому что эта афиша бессовестно врет. В-третьих - потому что пока я писал эту заметку, сайт вообще перестал открываться. (В четвертых, потому что ccылка спецыально битая - ред.)

Обсуждаемый сайт представляет собой таблицу, в которой приведены краткие анонсы других pornосайтов, а также указания на разные непонятные цифры. Фокус, однако, в том, что анонсы не имеют никакого отношения к тому, что открывается при нажатии на ссылку. Скажем, написано: "!!!!!!!! СЕНСАЦИОННЫЕ ФОТКИ из СТУДЕНЧЕСКОЙ ОБЩАГИ!!!!!!!! ДО 21 ГОДА ВХОД СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! ВСЕ ФОТО СНЯТЫ СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ!" - а по ссылке попадаешь либо туда, откуда вышел (на sекс.мафию), либо на какой-то сайт мягкой эротики, который, очевидно, отбашлял sекс-мафии. Никаких оргий, крови и скрытой камеры.

Понятно, про что эта история: про разрыв между означаемым и означающим и про то, что знак в данном случае не означает ничего. То есть содержимое ссылки с тем, что на ней написано, не связано никак. Можно сказать, что означающее зажило собственной жизнью, как и учил его Бодрияр - и в этом бы не было ничего интересного, если бы речь не шла об эротических материях. Потому что тот же Бодрияр справедливо писал, что pornо само по себе как раз предполагает полное отсутствие процесса означания - там нет знака, там есть только тело, только вещь ("Берешь все это в руки, маешь вещь" - как писал все тот же, любимый Армалинским, Бродский). Интернет с его системой ссылок ввел означание и в pornографию - и тут же его уничтожил: ссылки отдельно, их содержимое - отдельно. Так - ровно по Бодрияру - и появляется соблазн, управляемый как раз самостоятельностью жизни означающего.

Таков подход с точки зрения немодной уже науки семиотики - и пусть Лейбов меня поправит. С точки зрения немодной науки Cultural Studies интересно, что авторы сайта считают возбуждающим. На первом номере идет dефлорация, потом - иные безобразия и общая жестокость. На третьем месте неожиданно оказывается пьянство: "СЕНСАЦИЯ!!! Пьяные, разбушевавшиеся одноклассницы... МЫ СНЯЛИ ЭТО ЧЕРЕЗ ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ!" . Это, конечно, любопытно - как все-таки алкоголизм связан в русском сознании с sексом. А беспредельный sекс может произойти только спьяну.

Как, интересно, обстоит на эту тему в других странах - например, в США, Колумбии или Ямайке.

Все формы на этот раз вместе:

Пришлите вашу историю о девяностых годах!


Имя

E-mail


* * *

Пришлите ваши впечатления последней недели:


Имя

E-mail


* * *

Подпишитесь на мою личную рассылку для общения и получения ссылок:

Ваш e-mail




Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное