Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 5.



Содержание:


1. Упельсинкины новости

2. История религий. Гностицизм

3. Мифология. Мифы Полинезии

4. Этнография. Культура Чавин

5. Тексты. Изречения Египетских Отцов

6. Классики религиоведения. Эдуард Тайлор

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Мне показалось, что рассылка получилась немного суховатой, и мне захотелось ее слегка оживить. Посему введены еще два раздела: Упельсинкины новости и Почта Упельсинки. Надеюсь, что это немного смягчит умные черты рассылки, но ничуть не уменьшит ее информативности. А как велико то количество материала, на котором хотелось бы, если не задержать внимание, то просто кинуть взгляд!!! Размер письма, да и наше драгоценное время, к сожалению, не всегда позволяют сделать это. Самые любопытные, при желании, могут заглянуть на Упельсинкину страницу, где материал представлен несколько шире, но все равно в очень небольшом количестве. Со временем надеюсь наверстать упущенное. А пока...

Я приношу свои извинения. Сегодня заглянула в архив и с ужасом обнаружила, что три предыдущих  выпуска вышли в дублированном виде. Но как Вы терпеливы, однако! Никто меня даже не упрекнул: мол, что же ты делаешь, Упельсиновая твоя душа?!.. Спасибо за Ваше терпение. И простите за причиненное беспокойство. Впредь буду внимательнее при отправке писем.

Теперь - пару слов по содержанию данного выпуска. Оставим пока в Китай и Африку, которым мы
уделили внимание в прошлых выпусках. "История религий" - Гностицизм. Данный рассказ - фрагмент из работы М. Элиаде. Безусловно, данное поверхностное описание практически не дает никакой информации. Кроме того, позволю себе не согласиться с автором в некоторых вопросах. Мы не имеем возможности обратиться сейчас к более детальному анализу, но позднее мы еще вернемся к этой теме. "Мифология" - о великом трикстере полинезийской мифологии Мауи, встречающемся в мифах всей Полинезии, от Гавай до Новой Зеландии. Культура Чавин - это в северной части горного Перу; очень интересный и редкий материал, который представлен в разделе "Этнография". В разделе "Тексты" - изречения Египетских отцов. В разделе "Классики религиоведения" - Эдуард Тайлор, повлиявший на умы многих религиоведов. В конце выпуска - словарь, литература и обзоры сайтов о религии.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Гностицизм.

Гностицизм религия, появившаяся в начале христианской эры в виде многочисленных отдельных течений, часто весьма отличных друг от друга. Для гностицизма типичны два мифа, в большинстве случаев соответствующих умеренному дуализму. Первый миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа или непорядок, имевшие следствием сотворение мира. Второй миф о трикстере мужского пола, ублюдке Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой (Быт. 1.6), либо из отбросов или же мыслей, попавших к нему свыше от истинного Бога. Обыкновенно демиурга идентифицируют с Богом Ветхого Завета. Лишь в немногих памятниках демиург откровенно зол. В ряде текстов на коптском языке, составляющих собрания гностических рукописей (важнейшее из них было найдено в Наг-Хаммади в Верхнем Египте в 1945 г.), он невежественен и горд, безумен . В памятниках, связанных с учением гностика Валентина (жил ок. 140-150) невежественный демиург кается в сотворении мира и получает прощение.

Революционность гностицизма на фоне идей своей эпохи состоит в том, что он отрицает два принципа, утверждаемых как Библией, так и Платоном. Это экосистемный принцип, согласно которому мир был создан благой и разумной действующей причиной, и антропный принцип, утверждающий, что мир был создан для живущих в нем людей, а люди для этого мира. Гностицизм, напротив, говорит, что творец мира был невежда, что мир, следовательно, плох и что человек возвышен над миром, дабы уловить искру разума, исходящую от далекого благого Отца божественных поколений. Цель же гностика вырваться из космоса.

Чаще всего гностицизм пользуется христианскими материалами, а его спасителя зовут обычно Иисус
Христос. Его роль открыть посвященному существование плененной в его душе искры вечного гнозиса, что поможет тому вернуться на свою сверхкосмическую родину. У Иисуса Христа вообще не было реального тела (докетическая христология), поэтому он не мог реально страдать и умереть на кресте. Этот мотив трактуется весьма различно. В некоторых версиях распят был кто-то другой (например, Симон Кириенянин), а настоящий спаситель, смеясь, стоял за крестом. Конечно, насмешка Христа над намерениями демиурга и его присных черта не евангельская.


3. Мифология

Мифы Полинезии.    Мауи крадет огонь.

Мать Мауи предупреждала его, чтобы он не раздражал Махуи-Ике, прабабку Мауи, которая была хранительницей огня в подземном мире. Но Мауи подумал, каким сильным он станет, если только он один будет владеть огнем. Он нашел дыру в земле, которая вела в подземный мир, и отправился в гости к Махуи-Ике. Старуху настолько очаровал ее красивый потомок, что она спросила его, что он хочет получить от нее. Мауи попросил у нее немного огня, чтобы принести его к себе в дом. Махуи-Ике выдернула один из своих ногтей на руке, который был пылающим огнем, и Мауи вернулся с огнем в верхний мир.

Только-только скрывшись из виду старухи, Мауи погасил огонь в ручье. Отом он вернулся к Махуи-Ике и сказал ей, что, пока он шел домой, огонь погас. Прапрабабушка ответила, что такое иногда случается, выдернула еще один ноготь и вручила ему. Оказавшись в верхнем мире, Мауи снова погасил огонь.

Он проделывал это снова и снова до тех пор, пока у Махуи-Ике не остался всего один ноготь на ноге. Прежде она хранила терпение, но тут ей стало ясно, что ее праправнук просто обманщик, который пытается обхитрить ее. Она выдернула этот ноготь и погнала Мауи в верхний мир огромным языком пламени. Она швырнула пламя на землю, воскликнув: Если ты хотел огня, так получай его! . И весь мир охватил огонь. Тогда Мауи превратился в орла, чтобы спастись от жара. Посовещавшись со своим отцом Тангароа, он вызвал дождь, загасивший огонь повсюду, кроме одного-единственного места, откуда и происходит огонь, которым мы пользуемся по сей день.

Кроме того, Мауи заметил, что дерево горит лучше других материалов, и с тех пор люди используют дерево в качестве топлива.


4. Этнография

Культура Чавин.

Одна из важнейших культур древнего Перу - Чавин-получила свое название по селению Чавин де Уантар на восточном склоне хребта Кордильера Бланка, близ которого находится основной памятник этой культуры. Здесь, на берегу одного из мелких левых притоков р. Мараньон, стоят развалины древнего строительного комплекса, который большинство археологов рассматривают как храмовый. Основное сооружение памятника представляет собой почти квадратную платформу (75х72,50 м ), стены которой сложены из камней, лежащих плашмя, причем два ряда узких плит перемежаются рядом плит большей толщины. На ее верхней площадке видны следы каменных строений.

Другой архитектурный комплекс культуры Чавин обнаружен в Кунтур Уаси, на водоразделе между долинами рек Пакасмайо и Мараньон. Здесь открыто сооружение в виде трехступенчатой пирамиды, на вершине которой видны остатки зданий. На поверхности найдены многочисленные каменные плиты, украшенные резьбой, изваяния, орнаментальные головы, вставлявшиеся в кладку стен, и другие архитектурные детали типичного стиля Чавин.

Центральная фигура искусства культуры Чавин - хищник из семейства кошачьих, прототипом которого были, скорее всего, ягуар или пума. Полное его изображение встречается, однако, довольно редко. Ярче всего этот образ передан на плитах карниза Кастильо, где хищник вырезан стоящим в профиль, с оскаленной пастью и длинным хвостом, конец которого закручен в кольцо. Тело покрыто сильно стилизованными изображениями морды хищника. На спине и груди - выступы в виде голов змей (?). На лапах - большие изогнутые когти. Такое изображение было, по-видимому, каноническим, поскольку оно повторяется как в плоской резьбе, так и в объемной скульптуре. Иногда зверь изображен лежащим.
Кроме этого основного образа, в искусстве культуры Чавин широко распространены изображения фантастических существ, составленные из различных элементов, принадлежащих и животным и человеку.
Стилистически резьба по камню культуры Чавин характеризуется прямыми линиями, округленными углами, обилием орнаментальных деталей, покрывающих всю фигуру настолько, что подчас бывает трудно разобраться в самой схеме изображения.

Большая часть посуды с изображением ярко выраженного стиля Чавин найдена на памятниках перуанского побережья. Широко были распространены открытые плоскодонные миски, сферические сосуды и бутыли с высоким цилиндрическим или слегка суживающимся горлом, припухлым венчиком и круглым туловом. Встречаются также сосуды со стремевидным горлом - форма, которая в течение долгого времени оставалась характерной для северного Перу.

Посуда была богато орнаментирована. Техника нанесения орнамента очень разнообразна. Здесь и нарезка, и широкие бороздки, и оттиски штампов, и наколы. Изредка попадаются рельефные украшения типа налепов или валиков. Мотивы орнаментации тоже разнообразны. Встречаются ленты, ограниченные нарезкой и заполненные наколами или нарезкой внутри. Очень характерны кружки и кружки с точкой. Часто на посуде резными линиями нанесены зооморфные изображения, стилизованные в манере, обычной для скульптуры.


5. Тексты

Изречения Египетских Отцов.

О наших отцах святых, творящих знамения и чудеса.

 243. Говорил апа Дул, ученик апы Висариона: Когда мы шли у моря, я почувствовал жажду и сказал апе Висариону: Мой отец, я очень хочу пить . Старец же помолился и сказал мне: Пей себе из моря . И вода стала сладкой (т.е. пресной). Я напился и взял немного воды в сосуд, который был в моей руке. Говоря (себе): Может быть, я захочу пить снова . Старец же, увидев это, сказал мне: Зачем ты набрал воды? . Сказал я: Прости меня, но если мне захочется пить в другом месте? . Сказал старец мне: Бог в этом месте, Он же Бог и в другом месте

248. Одна женщина, в груди которой была болезнь, называемая раком, услышала об апе Лонгине и искала встречи с ним, а жил он в Энатоне (города) Ракоте, удаленном на шесть миль. Женщина отправилась его искать. Случилось так, что она нашла его собирающим топливо на берегу моря. Сказала она ему: Апа, где раб Божий Лонгин? . Она не знала, что это он. Он сказал: Что ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему, потому что он обманщик. Что с тобой случилось? . Женщина рассказала ему о своей болезни. Старец же перекрестил больное место и сказал ей: Ступай, да исцелит тебя Господь, ибо Лонгин не сможет принести тебе пользы . Она пошла, веруя в слово, и тотчас исцелилась. После этого она рассказала об этом и указала приметы старца. И ей сообщили, что он апа Лонгин.

250. Говорили об апе Макарии Великом, что он вышел из скита, неся много корзин. Он утомился, сел и помолился, говоря: Боже, Ты знаешь, что нет сил у меня . И тотчас очутился у реки.


6. Классики религиоведения

Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917)

 Родился в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой он стал помогать своему отцу. По настоянию врачей отправился в длительное путешествие (1855). Во время визита на Кубу (1856) познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность получил в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. Был назначен лектором по антропологии в Оксфорде (1884) и доцентом Абердинского университета (1886). Был членом королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер в Оксфорде.

Основные работы: Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные (1861), Исследования в области древней истории человечества (1865), Первобытная культура (1871), Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации (1881).

Фрагмент работы Первобытная культура

[ ] Нигде, быть может, исторический подход не является столь необходимым, как в изучении религии. Несмотря на все то, что было написано о примитивных верованиях, ходячие мнения о месте их в истории и отношении их к религиозным верованиям передовых народов все еще сохраняют средневековый характер. Странно сравнивать записки какого-нибудь миссионера с эссе Макса Мюллера или неосмысленную ненависть и насмешки, обильно расточаемые узкими и враждебными ревнителями церкви против последователей Брахмы, Будды, Зороастра, ставить рядом с христианской симпатией, с помощью которой глубокое и обширное знание может обозревать эти древние и благородные фазы религиозного сознания человека. Не следует оставлять без внимания религии диких племен из-за того только, что они грубы и первобытны в сравнении с великими религиозными системами Азии. Вопрос заключается в понимании или непонимании их. Немногие, отдающиеся изучению общих основ религий дикарей, всего чаще находят их только забавными, а познание их бесполезным для остального человечества. В действительности же эти верования и обряды далеко не являются жалким смешением различных нелепостей, напротив, они по-своему последовательны и логичны в такой высокой степени, что легко обнаруживают, даже при самой простой классификации, начала своего образования и развития. Эти начала оказываются глубоко рациональными, хотя действуют в среде полного и закоренелого невежества.

Именно в виде попытки исследования, близко касающегося общераспространенных взглядов нашего времени, я предпринял систематическое рассмотрение развития анимизма у малокультурных обществ, т.е. учения о душах и других духовных существах вообще. Большая половина настоящего сочинения наполнена множеством фактов, собранных во всех странах земли, обнаруживающих природу и значение этого важного элемента религии и иллюстрирующих его передачу, распространение, ограничение и изменение на всем пути истории до самых недр нашей современной мысли. Не одно только мелкое практическое значение имеют и вопросы, возникающей при подобной же попытке проследить развитие некоторых важнейших обрядов, церемоний и обычаев, столь поучительных для познания самых сокровенный религиозных начал, внешним выражением и практическим результатом которых они служат.

У меня здесь не было нужды вступать в открытую борьбу с противоположными аргументами, и я старался обходить их, насколько это было возможно. Связь, которая проходит по всей религии, от ее грубейших форм до кодексов просвещенного христианства, мы рассматриваем здесь, насколько это нужно, почти не касаясь догматического богословия. Можно, оказывается, изучать развитие обрядов жертвоприношений, очищения и т.д., оставляя в стороне вопрос об их авторитете и значении. Точно так же рассмотрение последовательных фаз развития представлений о загробной жизни не требует обсуждения аргументов, которые могут быть приведены относительно этого предмета для нашего собственного убеждения. Такие этнографические результаты могут быть предоставлены в качестве материалов теологам по профессии, и, может быть, пройдет немного времени, и факты, настолько исполненные значения, займут свое законное место. Обращаясь еще раз к аналогии естествознания, выразим надежду на близость такого времени, когда для ученого, занимающегося исследованием религии, отсутствие основательного знакомства с верованиями отсталых обществ будет считаться столь же недопустимым , как для физиолога существовавшее лет пятьдесят тому назад презрение к фактам из жизни низших организмов, покоившееся на нелепом представлении, будто строение простейших беспозвоночных недостойно научного исследования [ ]


7. Словарь религиоведения.

Демиург (греч., "ремесленник", "мастер", "созидатель", букв. "творящий для народа") - мифологический персонаж, созидающий элементы мироздания, космические и культурные объекты, людей, как правило, путем изготовления; его деятельность подобна деятельности настоящего ремесленника. В мифологии демиургами часто являются такие персонажи, как гончар, кузнец, ткач. Однако функции демиурга шире непосредственно ремесленных.

Копты - термин восходит к арабскому названию жителей Египта, которое, в свою очередь, является передачей греческого слова "египтянин". После арабского завоевания так стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам. Сделавшись арабоязычными, египтяне-христиане сами стали называть себя коптами, а свой природный язык - коптским. Когда в Европе в середине XVII в. началось изучение коптского языка, термины "копты" и "коптский язык" вошли в научный обиход.


8. Литература

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований "Миф, религия, культура". - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 125-126.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 119-120.
В.А. Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., Наука , 1972.
Изречения Египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. Введ., пер. с коптского и комм. А.И. Еланской. - СПб: Изд-во Чернышева, 1993. С. 90-91.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 27-29.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская
энциклопедия , 1998. Т. 2.


9. Обзоры

Христианство:
Официальный сайт Ватикана. Поддерживается на шести языках (кроме русского).
http://www.vatican.va/

Введение в христианство. E-mail курс о католицизме. Преподаватель курса В. Анисимов
http://www.intro.atfreeweb.com/

Каритас. Католический благотворительный центр
http://www.caritas.ru/

Иудаизм:
Введение в иудаизм.
http://www.israland.com/judaic/input/index.html

Ариадна. Русско-израильский интернет-каталог
http://www.ariadna.co.il/ARI1/I111_Jewish_religion.html

Буддизм:
Основы Буддизма - Истоки, догматы, мораль, философия, личность учителя, ссылки. http://krylov.sc.ru/buddhism/index.htm

Искусcтво Тибета - Коллекции, выставки, книги. О культуре и традициях Буддизма. http://www.tibetart.com/choose.cfm

Буддизм в Таиланде - статьи о буддизме, истории храмов, буддисткие праздники и обычаи. http://www.aboveworld.com/fs/sergheifedoseev/Buddism.html

Разное:
И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm


10. Почта Упельсинке

Писем нет. :-(



Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное