Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 7.



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Кельты

3. Мифология. Мифы Индии. Начикетас

4. Этнография. Культура Уари

5. Тексты. Авеста. "Символ Веры"

6. Классики религиоведения. Эрнест Ренан. Очерки по истории религий

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Для новых подписчиков сообщаю, что архив рассылки находится по адресу:

http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies/
Там, собственно, и живут все шесть предыдущих выпусков. Кроме того, приглашаю Вас посетить Упельсинкину страницу, где все материалы представлены в полном объеме.

Главная Упельсинкина новость - заработал счетчик. Мелочи, конечно. Но несколько дней он стоял, как зачарованный,  в оцепенении и показывал: "346". И я бы не удивилась, если бы число было 7, 12, 366 (или 365? -не помню), короче, если бы это число было сакральным. Это было бы еще объяснимо с точки зрения религиоведения. Но 346 - это стоит за пределами моего воображения и я не могу объяснить странное поведение моего, до сих пор послушного, статиста. Так что мне остается лишь догадываться, скольким посетителям был присвоен номер "346". :-))

В сегодняшнем выпуске рассылки. "История религий" - кельты и их религия.  Раздел "Мифология" - миф о брахмане по имени Начикетас, достигшем бессмертия. "Этнография" - рассказ о культуре Уари, являющийся продолжением этнографического обзора цивилизаций горного Перу (см. Выпуск 5 - культура Чавин). "Тексты" - "Символ веры" - фрагмент из главного текста зороастризма ("Авеста"). "Классики религиоведения"  - Эрнест Ренан - до недавнего времени был, пожалуй, единственным автором среди религиоведов, чье имя было известно широкому кругу читателей нашей страны благодаря его "Очеркам по истории религий" и "Жизни Иисуса". "Словарь религий"  - несколько христианских понятий. В конце выпуска - источники ("Литература"), обзор сайтов о религии ("Обзоры") и "Почта Упельсинке" - ответы на Ваши письма.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Кельты.

Население и язык. Впервые кельты упоминаются в истории в V в. до н. э.; они расселяются на обширных территориях, от Иберийского полуострова до Ирландии и Англии и далее, до Малой Азии (галаты).

Друидам было запрещено сохранять в письменном виде свои магические знания, поэтому прямых свидетельств кельтских культов в Галлии нет; исключение составляют памятники, испытавшие влияние римского искусства. Однако косвенных источников множество от Юлия Цезаря до Диодора Сицилийского и Страбона.

С основными кельтами положение совершенно иное: прямых сведений очень много, но в основном они происходят из средневековых источников, проникнутых христианским мировоззрением. В ряде ирландских рукописей XII в. н. э. зафиксированы древние традиционные обряды. Два замечательных собрания XIV в.: Белая книга Ритерха и Красная Книга Хергеста содержат различные валлийские предания, в том числе сборник, получивший название мабиногион.

Религия Галлии дошла до нас только в интерпретации римлян. Цезарь упоминает верховного бога галлов, которого он отождествляет с Меркурием. И еще четырех богов, соответственно идентифицируемых с Аполлоном, Марсом, Юпитером и Минервой. Хотя свидетельство это весьма спорно, в свете археологических находок оно кажется вполне достоверным.

Ирландские предания рассказывают нам мифическую историю острова начиная с потопа. Первые переселенцы постоянно подвергаются нападению фоморов, демонических существ, прибывших из-за моря. Новая волна переселенцев приносит с собой законы и устанавливает гражданское общество.

Институт друидов в Ирландии был связан с Уснехом центром страны (1), священным местом, где, скорее всего, проводились многолюдные сезонные праздники.

В центре героического цикла, называемого ульстерским (2) (уладским), находится Кухулин (Кукулайн), состоявший при дворе короля Конхобара в Ольстере. Королева Медб из Коннахта посылает огромную армию, чтобы завладеть коричневым быком из Куальнге, а воины Ульстера, пораженные магической болезнью, не могут оказать им сопротивление. Кухулин один сражается с целой армией врагов, а яростный поединок между коричневым быком из Куальнге и быком из Коннахта кладет конец эпопее.  Однако карьера полубога Кухулина быстро обрывается: враги убивают его с помощью магии.

Другой мифический герой Финн мак Кумал, вождь фиана, тайного союза воинов. Как и Кухулин, Финн обладает магическими способностями, которые он употребляет для уничтожения сверхъестественной силы, угрожающей его стране.

Валлийские предания сохранились в основном в сборнике мабиногион; помещенные в нем рассказы, записаны, вероятнее всего, в течение XI и XII вв. н. э.

Примечания:
1. Холм Уснех место, где сходились границы пяти королевств.
2. Ульстер (совр. Ольстер) одно из четырех (а затем пяти) королевств. Цикл обычно именуется Уладским .


3. Мифология

Мифология Индии.

Начикетас.

Некогда жил брахман-скотовод по имени Вайяшрава, который искренне стремился добиться благосклонности богов; он хотел принести им жертву, чтобы гарантировать себе процветание. Но все его коровы уже были стары и перестали давать молоко. Его поля приносили маленький урожай, которого ему едва хватало, чтобы прокормить семью. Вайяшрава заговорил со своим сыном Начикетасом об этом затруднении. Начикетас ответил: Отец, тебе нечего предложить богам, кроме меня. Какому богу ты хотел бы принести меня в жертву? Вайяшрава с грустью сказал: Яме, повелителю мертвых . [...] Итак, юноша  согласился на это. Начикетас пришел в страну мертвых, но Ямы там не оказалось: он был занят, собирая души на земле. Начикетас ждал Яму три дня.

Когда Яма вернулся, слуги сказали ему, что его ждет благородный брахман по имени Начикетас. Естественно, к нему следовало проявить радушие и гостеприимство, поскольку юноше пришлось ждать хозяина. [...] Итак, Яма сказал Начикетасу, что как почетный гость, терпеливо прождавший три дня, он  имеет право попросить хозяина о трех вещах, в которых он ему не откажет. Первым делом, Начикетас пожелал, чтобы его отец узнал и приветствовал его, когда он вернется из страны мертвых. Вторым его желанием было узнать, где находится священный огонь, который ведет прямо на небеса. Третьим желанием Начикетаса было узнать тайну, которая выше смерти, на которую не простирается власть Ямы.

Яма с готовностью исполнил первые две просьбы, но выполнить третью ему очень не хотелось. Яма сказал Начикетасу: Даже боги древности не знали точного ответа на этот вопрос. Попроси чего-нибудь другого богатства, славы, сыновей, долгой жизни, - но только не этого .

Начикетас ответил Яме, что богатство не вечно и даже долгая жизнь когда-нибудь окончится, сыновья могут принести не только счастье, но и скорбь, и все земное обречено превратиться в прах; все материальные богатства и блага не что иное, как иллюзия. [...] Юноша сказал: Меня не интересует ничего, кроме тайны, которая выше смерти .

Яма улыбнулся и ответил: Ты очень мудр, Начикетас. Есть путь долга и есть путь наслаждения. Всегда лучше избрать путь долга, ибо наслаждения могут вести к заблуждениям. Глупец считает, что реальна только жизнь в этом мире, и предает свое сердце удовольствиям и богатству. Даже ученый становится жертвой иллюзии. Но я скажу тебе, что выше смерти: это великий и вечный Единый. [...] Единый никогда не был рожден и никогда не умирает. Он меньше малого и больше великого, Он обитает в сердце человека, который ищет Его. Человек, познавший Единого, не ведает скорби. [...] Лишь когда все узы в сердце человека будут развязаны, он сможет познать Единого .

Третье желание Начикетаса было исполнено, и он вернулся в мир живых. Спросив у Смерти, что выше Смерти, он достиг бессмертия.


4. Этнография

Культура Уари.

Центральный горный район простирается от озера Хунин и истоков р. Мантаро на севере до верховьев рек Апуримак и Вильканота на юге. Узкая долина Мантаро тянется с северо-запада на юго-восток, поворачивая затем к северо-востоку. Навстречу ей с юга несет свои воды Апуримак. В верховьях он имеет разветвленную сеть притоков, важнейший из которых - р. Пампас - близко подходит к низовьям Мантаро. Параллельно долине Апуримака идет долина Вильканота - Урубамба, зажатая между горными цепями Кордильера Вилькабамба с запада и Кордильера Вильканота с вестока. Все реки этого района, сливаясь, образуют р. Укаяли - один из истоков Амазонки.

Древние развалины Уари расположены между ущельями на мысу, поверхность которого идет уступами. На нижнем из них много остатков зданий, стен, террас и других сооружений. Общая площадь памятника достигает 1,5-2 кв. км.

Каменные сооружения Уари многочисленны и разнообразны. Одно из самых больших и наиболее хорошо сохранившихся зданий - Ла Капилья, или Капилья Пата. Это большая постройка, состоящая из высоких (до 8 м) стен, сложенных из небольших грубых камней на глиняном растворе. Толщина стены уменьшается от 2-2,5 м у основания до 0,80-1,00 м на вершине. Эти стены огораживают пространство площадью 50х50 м. Никаких проходов в них не обнаружено. Окон тоже нет. Вообще дверные и оконные проемы очень редки в постройках Уари. В стенах Ла Капилья сделано много небольших квадратных углублений.

Своеобразное сооружение найдено в Уари-Уилька близ г. Уанкайо, где развалины стен толщиной до 5 м окружают неправильный четырехугольник, представлявший собой в древности скорее всего большую платформу со сторонами длиной 40-50 м, высотой более 5 м. На платформе на некотором расстоянии от передней стены находится подпорная стена второй ступеньки- платформы высотой 4-5 м . На этой ступени замечены следы третьей стены. Кладка стен из небольших необработанных камней, сложенных так, что создается впечатление рядов, напоминает кладки стен Уари.

Статуи Уари представляют собой стоящие человеческие фигуры высотой не более 1,50 м. На голове обычно налобная повязка, над которой часто возвышается тюрбан. Из-под повязки на плечи, закрывая уши, часто спускается накидка, переходящая на спине в короткий плащ. Голова непропорционально большая, с квадратным лицом, на котором выделяются крупные овальные глаза, обведенные выпуклым валиком, и широкий нос. Ноги обычно отбиты. Все скульптуры очень похожи друг на друга.

Обильный керамический материал очень разнообразен как по форме, так и по орнаментике. Чаще всего встречаются большие и маленькие сосуды с округлым туловом и миски. Округлые сосуды имеют вертикальный или отогнутый венчик. У них нередки широкие петлеобразные ручки, идущие от венчика к плечикам, а также расположенные вертикально или горизонтально на стенках сосуда.

Орнаментика расписной керамики, найденной на городище Уари, очень разнообразна. Большая часть обломков относится к т.н. группе Уари. Многочисленны геометрические фигуры - ступеньки, кресты, пересекающиеся линии, ленты, круги, точки, волнистые линии, S- образные элементы и т.п. Здесь же и сложные мотивы, изображающие растения, животных и человека.Стилистика этих сюжетных изображений очень близка к приемам изобразительного искусства боливийской культуры Тиауанако. Человеческая фигура рисуется с квадратным лицом, с овальными или круглыми глазами, от которых по щекам идут "слезы". В сходном стиле расписана и посуда со скульптурными личинами.

На Уари встречены обсидиановые орудия. Среди них ножи, чопперы и овальные наконечники копий. Края их обработаны отжимной ретушью. Кроме них, найдены каменные навершия палиц и обломки каменных мисок или ступок. Довольно много костяных предметов: острия, ложечки, пластинки. На них иногда нанесен несложный резной орнамент. Встречаются также украшения из просверленных раковин.

Культура Уари принадлежала оседлому, скорее всего земледельческому населению, занимавшему, по-видимому, всю территорию Центрального горного района. Само Уари представляет собой поселение типа укрепленного военного городища, хорошо защищенное естественными рубежами, которые в нескольких местах усилены стенами. В более позднюю пору вокруг появились мелкие поселения, тяготевшие к Уари как к центру.

Следы культуры Уари встречены и в районе г. Куско (расположен в небольшой горной долине восточного склона Анд, впадающей в долину р. Вильканота, или Урубамба, на высоте около 3500 м над уровнем океана).


5. Тексты

Авеста.

"Символ веры"

1. Проклинаю дэвов. Исповедую себя поклонником Мазды, зороастрийцем, врагом дэвов, последователем Ахуры, славословящим Амэша-Спэнта, молящимся Амэша-Спэнта.
Доброму, исполненному блага Ахура-Мазде я приписываю все хорошее, и все лучшее - ему, носителю Арты, сияющему, наделенному Хварно; его [творение]- скот и Арту, и свет, чьими лучами наполнена обитель блаженных.
2. Я выбираю для себя святую, добрую Армайти; пусть она будет моею. Отрекаюсь от хищения и захвата скота, от причинения ущерба и разорения маздаяснийским селениям.
3. Я обеспечиваю свободное движение и свободную жизнь тем хозяевам, которые содержат на этой земле скот. С поклоном Арте и приношениями я даю обет: отныне я не буду ради своего тела и жизни причинять ущерб и разорение маздаянийским селениям.
4. Отрекаюсь от сообщества с мерзкими, вредоносными, неартовскими, злокозненными дэвами, самыми лживыми, самыми зловонными, самыми вредными из всех существ, [отрекаюсь] от дэвов и их сообщников; от тех, кто насильничает над живыми существами. Отрекаюсь в мыслях, в словах, в знамениях [делах]. Отрекаюсь от всего друджевского.
5. Именно так, как Ахура-Мазда учил Заратуштру на всех беседах, на всех встречах, на которых Мазда и Заратуштра говорили между собой.
6. Именно так, как Заратуштра отрекался от сообщества с дэвами на всех беседах, на всех встречах, на которых Мазда и Заратуштра говорили между собой, - так и я, поклонник Мазды, зороастриец, отрекаюсь от сообщества с дэвами, как отрекся праведный [артовский] Заратуштра.
7. Согласно тому выбору [между Добром и Злом], какой сделали воды, растения, скот-благодетель, какой сделал Ахура-Мазда, когда он создал скот и артовского человека; какой сделали Заратуштра, Кави-Виштаспа, Фрашаоштра и Джамаспа <...> согласно этому выбору я являюсь маздаяснийцем.
8. Исповедую себя поклонником Мазды, зороастрийцем [настоящей] клятвой и исповеданием. Клятвой обязуюсь вершить добрую мысль, клятвой обязуюсь вершить доброе слово, клятвой обязуюсь вершить доброе деяние.
9. Клятвой обязуюсь быть верным маздаянийской Вере, [которая учит] прекратить военные набеги, сложить оружие, заключать браки между своими; артовской [Вере], которая из всех существующих и будущих [вер] величайшая, лучшая и светлейшая, которая - ахуровская, заратуштровская. Признаю, что Ахура-Мазде [принадлежит] всякое добро. Сия есть присяга Вере маздаяснийской. (Перевод В.И. Абаева).


6. Классики религиоведения

Жозеф Эрнест Ренан (1823-1892)

Родился в Третье (Франция), где получил начальное и среднее образование. Обучался в парижских семинариях св. Николая и св. Сульпиция. Прекратил посещать занятия в семинарии (1845) и отказался от духовной карьеры. Работая учителем в частной школе, он самостоятельно изучал семитские языки и успешно сдал все университетские экзамены (1848). Защитил докторскую диссертацию (1852), посвященному философским воззрениям Аверроэса и других арабоязычных интерпретаторов Аристотеля. Участвовал в археологических раскопках в Сирии (1860-1861), совершил путешествие на Ближний Восток (1865). Преподавал в Коллеж де Франс, был членом Французской академии избирался президентом Азиатского общества. Умер в Париже.

Основные работы: Очерки по истории религии (1857), Жизнь Иисуса (1863), История происхождения христианства (1863-1883), История народа Израиля (1893).

Очерки по истории религии

Части, составившие данную книгу, все без исключения посвящены истории религии и вместе, без предвзятого умысла, охватывают формы, в которые в древности, в Средние века и в Новейшее время облачалось религиозное чувство. Эти вопросы привлекают меня, тут мне нечего скрывать и незачем этому противиться. Религия является, конечно, наиболее высоким и наиболее притягательным проявлением человеческой природы: между всеми жанрами поэзии религия лучше всего достигает главной цели искусства, заключающейся в том, чтобы возвышать человека над обыденностью и пробуждать в нем чувство его неземного происхождения. Нигде великие инстинкты человеческого сердца не проявляются с такой очевидностью, поэтому, даже если кто-то и стоит в стороне от учения любой из великих религиозных систем, между которыми поделен или делится мир, он не может отрицать, что существование совокупности этих систем образует событие огромного значения в моих глазах событие, являющееся наиболее прочной гарантией таинственного будущего, где раса и индивидуум восстановят свое сотрудничество и обретут плоды своих жертв.

Изучение этих вопросов связано, как мне известно, с одним затруднением оно-то и побуждает набожных людей вменять писателям, пишущим по проблемам религии, чуждые им устремления и цели. Существеннейшей стороной религии является требование безусловной веры, а из него вытекает требование при обсуждении религиозных тем руководствоваться отличными от общеупотребительных правилами, поэтому подразумевается, что беспристрастный историк попросту некомпетентен, когда дело касается религии. Действительно, ведь религии, чтобы поддержать свои притязания на непогрешимость, приходится иметь особую систему философии истории, основанную на вере в чудесное вмешательство Божества в человеческие дела, которые исключительно благодаря этому поправляются. К тому же религии не могут спокойно взирать на свое прошлое; последнее должно подчиняться нуждам настоящего и служить основанием институтам, очевиднейшим образом явившимся следствием течения времени
Напротив, закон критики следовать только правилу и неукоснительной индукции, чуждой какой бы то ни было политической подоплеки; для критики основной принцип состоит в утверждении, что в ткани человеческих дел нет места чудесному, равно как нет ему места и в ходе природных явлений; критика начинает с провозглашения идеи, что все в истории имеет свое человеческое объяснение, хотя и не всегда удается обнаружить это объяснение из-за недостаточности явлений; поэтому вполне понятно, что критика не может прийти к соглашению с теологическими школами, которые пользуются совершенно противоположным методом и преследуют иную цель. Подозрительные, как и вообще все могущественные образования, приписывающие себе божественное происхождение, религии по природе своей воспринимают всякое, даже уважительное, выражение разногласия за враждебность и видят врагов во всех, кто по отношению к ним пытается применить простейшие права разума [...]

[...] Печальное, но неизбежное разногласие, которое всегда в истории религии будет существовать между приверженцами той или иной религии и беспристрастной наукой, не должно, следовательно, приводить к обвинению науки в антирелигиозной пропаганде. Если в какие-то моменты подхваченный мимолетными влечениями человек, посвятивший себя критическим изысканиям, испытывает нечто подобное желанию святого Павла: Cupio omnes fieri qualis et ego sum (1), то это чувство должно уступать место более здравому представлению о границах и общих пределах человеческого разума. В религиозной жизни каждый строит себе убежище по собственным меркам и согласно собственным нуждам. Осмелиться наложить руку на это внутреннее дело личных склонностей каждого человека опасно и дерзко; ибо никто не имеет права так глубоко проникать во внутренний мир другого человека, чтобы отделить там главное от второстепенного: стараясь искоренить верования, которые принимаются за излишние, историк-критик рисковал бы задеть важнейшие органы религиозной жизни и нравственности. Всякая пропаганда неуместна, когда речь идет о высокой научной или философской культуре, и даже самое лучшее интеллектуальное занятие не может дать ничего, кроме отрицательного эффекта, если его навязывают людям неподготовленным. Стало быть, долг ученого - откровенно изложить результаты своих исследований, не пытаясь смутить совесть других людей, живущих иными принципами, но и не принимая в расчет ложных приличий и выгод, которые часто препятствуют изложению истины.

Примечание:
   1.Хотелось бы мне, чтобы все стали такими, как я (лат.)


7. Словарь религиоведения.

Агиография - вид христианской литературы, описывающий жизнь и деяния святых.
Агиология - богословская дисциплина, изучающая жития святых с целью установления "типов святости", т.е. духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах.
Исагогика - церковная наука, занимающаяся истолкованием текстов Св. Писания.
Креацианизм - богословская доктрина, утверждающая, что Бог творит душу каждого человека, создавая ее из ничего. К. придерживаются неотомисты. Противоположное мнение - традуционим, резделяемое, например, Тертуллианом, Лютером, утверждает, что душа передается человеку по наследству от родителей.
Креационизм - 1. религиозное учение о сотворении мира Богом, разделяемое христианами, иудеями и мусульманами; 2. в узком смысле К. - отрицание эволюционной теории происхождения животного мира со ссылкой на многие содержащиеся в ней существенные лакуны и противоречия. Обычно К. полагает возраст вселенной не более 10 тыс. лет.


8. Литература
Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований ("Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 210-216.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 228-230.
В.А. Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., Наука , 1972.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. 2/ Под ред. акад. М.А. Коростовцева, д.и.н. И.С.Кацнельсона, проф. В.И. Кузищина. М., 1980. С. 63-64.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. Ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1996 (История философии в памятниках). С. 268-275.
Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука", 1997.

9. Обзоры

Христианство:
"Мегаполис". Туризм в Израиле. Христианство
http://www.megapolis.org/israel/ind711.html

Христианский мега сайт "Евангелие". Христианский форум.
http://www.evangelie.ru/

Церковь Евангельских христиан-баптистов в России.
http://ucb.chat.ru/

Доверяющие Библии христиане.
http://www.baptist.org.ua/index_rus.htm

Иудаизм:
Институт изучения иудаизма в СНГпод управлением раввина Адина Штейнзальца.
http://www.judaica.ru/

Маханаим. Еврейский культурно-религиозный центр.
http://www.machanaim.org.il/

Буддизм:
Санкт-Петербургский Храм Калачакры.
http://www.datsan.spb.ru/

Разное:
Религия Междуречья: исторический обзор, священная история, учение, община, богослужение.
http://www.home.ricor.ru/1_9/religiya/history/sp_014.htm


10. Почта Упельсинке

Благодарю всех, кто откликнулся на мою рассылку. Ваши письма говорят, что идея рассылки в целом пришлась по душе.

Спасибо всем тем, кто прислал ссылки на интересные сайты о религии. Некоторые из них я поместила в "Обзорах" - но лишь те, которые касаются вопросов религии, а не просто культурной жизни того или иного народа.

Безусловно, я отдаю себе отчет в том, что поставленная мною задача велика, поскольку говорить о различных религиях можно бесконечно долго. Но мне бы не хотелось сужать данную тему и обращаться лишь  к одной или нескольким религиозным традициям. Для меня является важным показать многообразие религий, их историю, развитие и взаимодействие друг с другом.

Пишите и задавайте Ваши вопросы - я обязательно на них отвечу.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное