Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 9

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Кумранская община

3. Мифология. Египетский миф творения

4. Этнография. Мадагаскар

5. Тексты. Махабхарата. Книга о Карне

6. Классики религиоведения. Дж. Фрэзер. Предисловие к 3-му изд. "Золотой ветви"

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Новостей, собственно, две. Во-первых, начиная с этого выпуска разделы, по необходимости, будут снабжены короткими комментариями. Другая же новость касается упомянутого мною Приложения к выпускам рассылки. Первый номер Приложения уже готов и в ближайшее время Вы сможете ознакомиться с ним.

В этом выпуске Вас ждет рассказ о Кумранской общине - раздел История религий; мифы Египта - раздел Мифология; рассказ о религиях Мадагаскара - раздел Этнография; фрагмент из восьмой книги Махабхараты - в разделе Тексты; Джеймс Джордж Фрэзер - раздел Классики религиоведения. Словарь религиоведения содержит  некоторые понятия индуизма. В конце выпуска - Литература, Обзоры сайтов о религии и Почта Упельсинке.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на сайте: http://upelsinka.boom.ru


2. История религий

Кумранская община

Свитки, принадлежащие ессейской Кумранской общине (II в. до н.э. - I в. н э.) были обнаружены в 1947-1956 годах в местности Вади-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря. Эта находка увлекла за собой многих исследователей и создала огромное направление в области современной науки - кумранологию.

Основные произведения Кумранской общины можно условно разделить на три группы: (1) уставы; галахические и литургические произведения; наставления и поучения; тексты, связанные с вопросами календаря; (2) комментарии на книги еврейской Библии и т.н. флорилегии (антологии); (3) апокалиптические сочинения; гороскопы; магические тексты.

Большую сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты. В 11 пещерах обнаружены фрагменты около 900 свитков на еврейском (их большинство), арамейском, греческом и набатейском языках, составлявших библиотеку ессейской общины.

История Кумранской общины

Об этом полумонашеском ордене неоднократно упоминали античные и раннехристианские писатели. Филон Александрийский (ум. ок. 40 г. по Р.Х.) рассказывает о строгом образе жизни ессеев и характеризует их аллегорический метод толкования Библии. Иосиф Флавий (ум. ок. 90 г. по Р.Х.) писал, что ессеев отличала взаимная любовь и сплоченность; они следовали аскетическому уставу и собирались на общие трапезы. Ессеи носили белые одежды, у них все было общее, они трудились совместно и отвергали богатство. Менее подробно сообщают о них Плиний Старший (I в.), Климент Александрийский (II-III в.), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский (IV в.), бл. Иероним (IV в.), св. Епифаний Кипрский (IV в.), св. Нил Синайский (IV в.) и др. Все их данные в целом совпадают с картиной, которую рисуют рукописи Мертвого моря.

На основании данных обследования и раскопок кумранских кладбищ (большого основного некрополя и двух (трех?) маленьких могильников) исследователи пришли к заключению, что в различные исторические периоды община насчитывала от 150 до 400 членов. Во вскрытых могилах основного некрополя были обнаружены только мужские останки. В двух небольших могильниках (возможно, более поздних по отношению к основному кладбищу) обнаружено несколько женских и детских погребений.

Учитель праведности

В кумранологии утвердилось мнение, согласно которому основателем и первым руководителем Кумранской общины являлся Учитель Праведности. Учителя праведности звали ex hypothesi Цадок - и отсюда одно из наименований его адептов сыны Цадока . Имя этого вождя осталось неизвестным. Ни Иосиф, ни Филон о нем не упоминают. В кумранских свитках он фигурирует только как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, единственный Учитель, но чаще всего как Праведный Учитель, но чаще всего как Праведный Учитель, или Учитель Праведности. Титул своего наставника ессеи заимствовали, вероятно, из Книги пророка Иоиля, который предсказывал, что в конце времен Бог пошлет миру Морэ гацэдэк , учителя праведности.

Если исходить из Дамасского документа , начало деятельности Учителя совпало с эпохой гонений Антиоха IV Епифана (175-164 г. до Р.Х.). Этот царь из династии Селевкидов пытался насильственно насаждать язычество в Иудее. Тогда многие ревнители веры бежали, спасаясь от преследований, в горы и пустыни, где питались. подобно зверям, травами, чтобы не сделаться причастниками осквернения . Сам Учитель, возможно, удалился в Сирию, в окрестности Дамаска. Между 150 и 140 годами на Учителя обрушился ряд репрессий. По приказу нечестивого священника (т.е. одного из Хасмонеев) он был обличен и предан суду. Тексты намекают на каких-то людей, не оказавших ему помощи. Вероятно, то были фарисеи - члены другой ветви хасидского движения.

Учителя и его сторонников отправили в ссылку, но и там не оставили в покое. К нему подсылали убийц, а в День Очищения дом общины подвергся нападению нечестивого священника , который пришел поглотить их, чтобы помешать им в день субботы покоя их . Не меньше, чем от властей, пришлось претерпеть Учителю и от собственных единоверцев. Среди них появился некий человек лжи , который произвел раскол в общине. Он домогался главенства, и часть ессеев примкнула к нему.

Однако полоса невзгод кончилась для Учителя и его сторонников благополучно. Учитель пережил своих врагов, и вскоре ему представилась возможность основать центр для общины Нового Завета . Вместе со своими людьми он удалился в Кумран, к безлюдным берегам Мертвого моря. Там ессеи решили ждать явления Мессии и всеобщего Суда. Первые следы их поселения в Кумране археологи датируют 140-130 гг. до Р.Х.

Кумранская община и ее устав

Готовясь к приближению царства Божия, кумраниты, культивировали чистоту - нравственную, телесную и ритуальную. О ней должна была напоминать и белая одежда избранников , и постоянные омовения. Допускали в яхад сначала только мужчин. Брак отвергался ввиду близости последних времен. Слепые, хромые и вообще лица, имевшие телесные недостатки, не признавались полноправными членами секты.

Построена была община по военному образцу. Люди отдавали ей все: свои знания, свой труд и свое имущество . Верховная власть принадлежала потомственным священникам. Лишь сыны Аарона, - говорится в Уставе - управляют судом и имуществом, и по их приказу исходит жребий для всякого правила людей общины . Кумраниты недаром называли себя сынами Садока по имени основателя старой первосвященнической династии. Во всем соблюдалась иерархическая субординация: на торжественные собрания священники шли впереди, за ними - левиты, а потом уже - Израиль , т.е. рядовые братья.

Дальнейшая судьба секты

Учитель Праведности умер, вероятно, между 120 и 110 годами до Р.Х. Кончина Учителя не привела к угасанию секты, но она распалась на несколько течений. Безбрачие и общность имущества сохранились только в главных поселениях. В других местах, где обосновались ессеи, они стали владеть собственностью и рабами, обзавелись семьями.

 В 31 году до Р.Х. землетрясение разрушило кумранскую крепость. Насельники ее вынуждены были покинуть пустыню. Они разошлись по городам и селениям, хотя и там вели замкнутый образ жизни, чуждаясь всех, кто не разделял их взглядов.  В начале I века по Р.Х. Кумран был заселен вновь, и ессеи жили в нем вплоть до войны с Римом (66-70), в которой приняли активное участие. Когда легионы Веспасиана пришли в Иудею, монастырь был уже пуст. Уходя, ессеи спрятали свою библиотеку в пещерах, где она и сохранилась до наших дней.

Дальнейшие следы секты теряются. Часть ее членов погибла во время войны, часть, по-видимому, влилась в христианскую Церковь.


3. Мифология

Египетский миф творения

Водная бездна

Перед тем как возник Великий Ра, бог-Солнце, был его отец Водная Бездна. Ра появился из Водной Бездны, а потом из его уст вышли все живые существа. Сперва Ра выдохнул первый воздух (Шу), затем первую влагу (Тефнут). Так возникли бог воздуха Шу, обладавший жизненной силой, и его супруга Тефнут, сотворившая мировой порядок. Из воздуха и влаги Ра создал Око Ра, богиню Хатхор, чтобы видеть, что он творит. Когда у Ра появилось око, он начал плакать. Из его слез возникли люди.

Хатхор, Око Ра, сердилась из-за того, что она существовала отдельно от тела Ра. Тогда Ра подыскал для нее место у себя на лбу. После этого Ра создал змей, а из них уже возникли все прочие существа.


4. Этнография

Мадагаскар

Мадагаскар расположен к востоку от Африканского континента, в Индийском океане. С запада омывается водами Мозамбикского пролива, с востока Индийского океана. Мадагаскару принадлежит ряд прилегающих к нему островов: на севере Радама и Нуси-Бе, на востоке Сент-Мари, на западе Баррен и др. Общая площадь территории государства достигает 587 тыс. кв. км. Подавляющую часть населения  Демократической Республики Мадагаскар составляют малагасийцы (97-99%).

Менее половины населения (или 43%) Мадагаскара придерживается местных традиционных верований и культов (в 1976 г. 3,78 млн. человек): часть мерина, бецимисарака, бецилеу, антандрун, махафали, бара, танала, антануси, сиханака, сакалава, антаисака и др.

В духовной культуре малагасийцев, в частности в их традиционных верованиях, основной пласт индонезийского происхождения. Наиболее ранние пришельцы принесли с собой родоплеменные культы культы духов природы и духов предков, тотемизм. Позже, с проникновением на остров малайцев и других народов Юго-Восточной Азии, распространилось влияние буддизма. Постепенно складывался комплекс синкретических верований и культов, сочетавших культ (полидемонизм), культ богов и божеств (политеизм), тотемизм.

В традиционных родо-племенных верованиях, например, у бара, проживающих на юге провинции Тулеар, основное место занимает вера в перевоплощение духов предков. Различные обряды родового культа сопровождают весь жизненный путь человека от рождения до смерти. Сбор урожая и приплод скота отмечались также различными обрядами. Наиболее значительное место в ритуалах малагасийцев занимают погребальные и поминальные культы. Обряды поминовения сопровождаются музыкой, ритуальными плясками, стрельбой из ружей, а также многочисленными жертвоприношениями и угощениями, длящимися целыми неделями. Большое внимание уделяется сооружению склепов и надгробий. Надгробия обычно представляю т собой каменные обелиски или деревянные столбы, искусно украшенные резьбой и увенчанные черепами быков. Умерших ежегодно поминают. В положенные сроки родственники умерших отправляются на кладбище; войдя в склеп, они обертывают лежащие там на полу останки покойников в новые, специально приготовленные для этого случая ткани, переворачивают их на другой бок, чтобы покойники не устали, оставаясь долгое время в одном положении .

Почитаются многочисленные духи природы вазимба ; часть из них изображается в виде антропоморфных фигурок сампи . Строго соблюдаются многочисленные религиозные запреты табу. Так, запрещается убивать тех или иных животных, употреблять в пищу некоторые растения. Культ богов запахари пользуется у малагасийцев меньшим влиянием, чем культ духов.

Во многих районах Мадагаскара крокодила считали священным. Наиболее знатные роды, по преданию, вели происхождение от них. Например, антануси полагали, что души умерших вождей переселяются в крокодилов. У сакалава особенно был развит культ предков. Общение с духами предков неотъемлемая часть религиозной жизни каждой деревни. Эти ритуалы напоминаю ритуалы на островах Малайского архипелага. Многие малагасийцы считают мотыльков духами умерших. У малагасийцев есть священные животные (например. корова и др.), священные деревья (фиговые, существуют даже целые священные рощи фиговых деревьев и т. д. ), священные холмы, они почитают лемуров, в которых, по их мнению, переселяются духи умерших предков, и т. д. Плодородие земли у них ассоциируется с деторождением, поэтому земледелие считают делом женским, особенно обработку почвы, сбор урожая и т. д.


5. Тексты

Махабхарата. Книга о Карне

"Махабхарата" ("Великое [сказание о битве] потомков Бхараты") - древне-индийская эпическая поэма на санскрите, насчитывает в разных рецензиях от 82 до 95 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 различного объема книг. "Махабхарата" складывалась в устной традиции и сохраняет многие характерные черты устно-эпического стиля. Основное сказание повествует о лишении сыновей царя Панду (Пандавов) царства их двоюродными братьями Кауравами, о жизни Пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Курукшетре.

Восьмая книга ("О Карне") - является одной из самых представительных среди батальных книг "Махабхараты". Помимо описания событий великой битвы в тексте содержатся отдельные сюжеты мифологического и сказочного характера, а также этнографический и исторический материал.

Ниже приведен фрагмент из 1 главы 8-й книги "Махабхараты".

О Карне

Глава 1

Вайшампанна сказал:

И вот, когда сражен был Дрона, о царь (1), владыки людей, возглавляемые Дурьодханой, явились, весьма удрученные, к сыну Дроны (Ашваттхаману). Мучимые скорбью, обессиленные отчаянием, оплакивая Дрону (2), уселись они вокруг сына Шарадвати. Поутешав его какое-то время всевозможными доводами, почерпнутыми из шастр (3), владыки земли с наступлением ночи разошлись по своим походным шатрам.

Но в отличие от других Сын суты (4), царь Суйодхана, Духшасана и Шакуни не могли забыться сном. Им, властителям земли, и в шатрах своих не было покоя, о кайравья; мысли о грядущей мучительной гибели не давали сомкнуть глаз. Среди ночи, движимые своей неуемной, лютой ненавистью к славимым Пандавам, сошлись они все в жилище Дурьодханы. Вспоминая о том, как некогда сами втащили в Зал Собрания жестоко страдающую из-за (исхода) игры Кришну, ныне весьма удрученные, терзались они раскаянием. Из-за мыслей о жгучей ярости, вызванной (исходом) игры у Партхов, мучительно долго, как сотня лет, тянулась для них эта ночь, о царь!

Когда же взошла ясная заря, встали они, движимые роком, и каждый, действуя в соответствии с обычаем, совершил необходимые обряды. По исполнении обязательных обрядов они несколько ободрились и, построив войска в боевой порядок, выступили на битву, о бхарата! Карну, совершив над ним торжественный обряд благословения, поставили они главнокомандующим; подношением сосудов с простоквашей, топленого масла, ячменя, денег, коров, золота, одежд и других несметных богатств побудили они достойнейших дваждырожденных (5) возглашать (должностные мантры): суты, магадхи и вандины благословляли их победными песнями.

Тут и Пандавы, совершив ежедневные обряды, выступили из лагеря своего, полные решимости к битве. И грянула тут шумная, в трепет повергающая битва между кауравами и Пандавами, ищущими друг другу смерти. Это сражение между армиями куру и Пандавов, в коем (кауравами) (6) предводительствовал Карна, являло собой удивительное зрелище и длилось два дня. Наконец, Вриша, учинивший недругам  твоим в той схватке великое побоище, на глазах у всех сынов Дхритараштры сражен был Пхальгуной. Затем Санджая, явившись в Город, носящий имя слона (7), поведал Дхитараштре обо всем, что приключилось в Куруджангале   [...]

Примечания:

1. О царь - Вайшампаяна обращается к царю Джанамеджае.
2. Дрона - брахман-воитель, сын Бхарадваджи, военный наставник кауравов и Пандавов. В битве за Курукшетре после смерти Бхишмы избирается военачальником армии кауравов; погиб от руки  сторонника Пандавов Дхриштадьюмны.
3. Шастры - здесь религиозно-дидактические тексты вообще.
4. Сын суты - здесь и в остальных случаях (за исключением особо оговариемых, когда речь идет о Санджае) относится к Карне, земным отцом которого считается сута Адхиратха.
5. Дваждырожденные - здесь брахманы, "вторым рождением" которых считался обряд посвящения
(упанаяна).
6. Кауравы - то же: кауравьи, "потомки Куру", имя по предку членов царского рода племени куру, или бхаратов. В "Махабхарате" преимущественно обозначает сыновей Дхритараштры и их сторонников, дабы отличить их от Пандавов, которые, по существу, тоже "потомки Куру".
7. Город, носящий имя слона - иносказательное обозначение Хастинапуры, столицы куру (бхаратов), основанное на созвучности слова "хастин" - "слон" и имени царя - основателя города.


6. Классики религиоведения

Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1841)

Родился в Глазго, где получил начальное образование. Окончил среднюю школу в Хеленсбурге. Поступил в университет в Глазго (1869), где изучал классические языки и философию. Получил степень магистра гуманитарных наук (1874), но решил продолжить свое образование в Кембридже. Сотрудник Тринити колледжа (1879), профессор Кембриджского университета (1907). Умер в Кембридже.

Основные работы: Тотемизм (1887), Золотая ветвь (1 изд. в 2 т., 1890; 2 изд. в 3 т., 1900; 3 изд. в 12 т., 1911-1915), Тотемизм и экзогамия (1910), Фольклор в Ветхом Завете (1918), Вера в бессмертие и почитание умерших (1913-1924), Почитание природы (1926).

Предисловие к третьему изданию Золотой ветви . Декабрь, 1910.

Когда я впервые задумал идею работы, первая часть которой теперь представляется публике в третьем и расширенном издании, моей целью было просто объяснить любопытное правило жречества, или священного царя Неми, а с ним и легенду о Золотой ветви, увековеченную Вергилием, голос древности которого ассоциировался у меня с голосом жречества. Объяснение было подсказано мне некоторыми подробными правилами, предписываемыми некогда царям в Южной Индии, и сначала я думал, что оно могло бы соответственно уместиться в пределах небольшого тома. Но вскоре я обнаружил, что, пытаясь решить один вопрос, я поднял много других: шире и шире передо мною раскрывались перспективы; и, таким образом, постепенно это вовлекло меня в далеко простирающиеся области первобытной мысли, которые были недостаточно изучены моими предшественниками. Таким образом, моя книга росла и вскоре планируемый очерк фактически превратился в увесистую монографию, или, скорее, в ряд самостоятельных рассуждений, свободно соединенных друг с другом слабой нитью родства с моей первоначальной темой. С каждым последующим изданием количество этих рассуждений возрастало и увеличивалось в объеме с появлением новых фактов, пока связующая нить, которой рассуждения были соединены в ряд, не оказалась под угрозой порваться под их тяжестью. Поэтому я решил, следуя совету сочувственной критики, разбить мою разросшуюся книгу на составляющие ее части и отдельно опубликовать различные исследования, из которых она состоит. Настоящие тома, образующие первую часть целого, содержат предварительное исследование принципов магии и эволюции священного титула царя вообще. За ними вскоре последует том, который обсуждает принципы табу в их специальном применении к священным или отправляющим жреческие обязанности царям. Оставшаяся часть сочинения будет посвящена в основном мифу и ритуалу умирающего бога, а так как эта тема является обширной и плодотворной, ее обсуждение для удобства будет разделено на несколько частей, одна из которых, имеющая дело с некоторыми умирающими богами древности в Египте и Западной Азии, уже опубликована под заглавием Адонис, Аттис, Осирис    [...]


7. Словарь религиоведения.

Индуизм

Адхарма - противоположность дхарме, основному закону мироздания, следовательно - беззаконие, зло. Брахма - 1. мистическая "сущность Вед", или магическая сила, заключенная в ведийских мантрах; 2. обозначение всех брахманов совокупно как варны.
Брахманы - название членов варны (сословия) жрецов в древней Индии.
Карна - сын Кунти, рожденный ею от бога Сурьи (Сонца) до брака с Панду и усыновленный сутой Адхиратхой, старший сын Бдхиштхиры, Бхимасены и Арджуны. Обида Карны на Пандавов приводит его во враждебный лагерь, после смерти Дроны Карна становится полководцем кауравов.
Кшатра - собирательное название всех членов аристократическо-воинского сословия кшатриев. Кшатрии - члены сословия (варны) правителей и воинов.
Праджапати - десять божественных древних "патриархов" человечества, духовно порожденные сыновья Брахмы.
Санкхья - философское учение, этап становления которого отражен "Махабхаратой", впоследствии одна из шести ортодоксальных школ индийской философии.
Шастры - древнеиндийские трактаты по всем, включая философско-религиозные системы, отраслям знания.
Шудры - четвертое (низшее, бесправное) сословие (варна) древнеиндийского общества.


8. Литература

И.Р. Тантлевский. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994.
Мир Библии. Иллюстрированное периодическое издание РБО. 1993/1[1] (Прот. А. Мень. Кумранская община и христианство.
Иосиф Флавий. Иудейские древности.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 60.
Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1981.
Махабхарата. Книга восьмая. О Карне (Карна-парва). Пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры. 1990. С. 14-15.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/ Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996. С. 267.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 96-98.


9. Обзоры

Христианство:
Лига Православных Индеанистов (Сиротки).
http://www.wablenica.newmail.ru/

Благовест - агенство религиозной информации.
http://www.blagovest-media.com/

Православная газета г. Екатеринбург. Издание Екатеринбургской Епархии РПЦ
http://orthodox.etel.ru/

Буддизм:
Буддийский институт Даши Чойнхорлин Сведения об институте при Иволгинском Дацане.
http://www.eastsib.ru/~slobgrva/

Славяне:
ВсеЯСветная ГРаМота. Всем интересующимся Русской Культурой.
http://gramota.virtualave.net/

Православие - религия дохристианской Руси. Славянская ветвь традиции.
http://www.pravoslavie.boom.ru/

Разное:
Семь заповедей Бней Ноах - потомков Ноя - универсальная единая религия для всего человечества.
http://www.theMiracleWaters.com

Научный атеизм.
http://www.atheism.ru

Сибирский центр Ведической культуры.
http://www.eastsib.ru/~bpchk/


10. Почта Упельсинке

Спасибо за Ваши письма и отзывы. Могу сказать одно: мне крупно повезло с аудиторией! :-))

Несколько слов относительно Обзоров предыдущего выпуска.

В прошлом выпуске я поместила сайт The Miracle Waters (http://www.theMiracleWaters.com)  в раздел "иудаизм". Автор сайта поправляет меня: "это не иудаизм, а "религия" для всех остальных народов". Приношу свои извинения за допущенную мною ошибку.

И еще одно уточнение по поводу статьи, о которой я также упомянула в предыдущем выпуске - Ю.И. Муравьев "Культура и религия: введение в проблематику" Сайт, на котором она размещена (http://HA.newmail.ru/MurAth1.html) не фиксирует основной сайт http://www.atheism.ru (см. выше - Обзоры).

На сегодня все. Пишите и задавайте Ваши вопросы.




Приятного Вам чтения и до встречи в новом выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное