Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение


Служба Рассылок Городского Кота

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск 12

15 августа 2000 г.

 



Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. История религий. Славянские и прибалтийские народы

3. Мифология. Гавайская мифология

4. Этнография. Обрядность в зороастризме

5. Тексты. Сказание о Кришне. Рождение Кришны

6. Классики религиоведения. Генрих Фрик. Сравнительное религиоведение

7. Словарь религиоведения

8. Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки! Отпуск - дело хорошее, но все же - пора браться за работу :-))

В сегодняшнем Выпуске Вы можете ознакомиться со следующими материалами. История религий - Славянские и прибалтийские народы; Мифология - Гавайская мифология; Этнография - Обрядность в зороастризме; Тексты - Сказание о Кришне. Рождение Кришны; Классики религиоведения - Генрих Фрик. Сравнительное религиоведение. В конце Выпуска - Словарь религиоведения; Литература; Обзоры сайтов о религиях и Почта Упельсинке

Не обошлось без небольшого послабления - раздел Обзоры сегодня получился несколько короче, чем обычно, и посвящен лишь христианской тематике. Обещаю наверстать упущенное в следующем Выпуске.

Подробную информацию по всем разделам можно получить на Упельсинкиной странице Обращаю Ваше внимание на то, что на этой неделе сайт находится в стадии небольшой реконструкции и посему все новые материалы будут выкладываться постепенно, в течение нескольких дней.


2. История религий

Славянские и прибалтийские народы

Славяне входят в европейскую историю около 800 г. до н. э., но экспансия их начинается лишь спустя тысячу четыреста лет, когда индоевропейский протославянский язык разделяется на три ветви (западную, южную и восточную). В Х. в. славяне занимают территорию, которая простирается от России до Греции и от Эльбы до Волги. От западнославянского произойдет польский, чешский, словацкий и вендский (мертвый) языки; от южнославянского словенский, сербскохорватский, македонский и болгарский; от восточнославянского русский и украинский. Славяне приняли христианство в VIII и IX вв.

Письменные источники о религии славян появляются не раньше VI в. н. э. (Прокопий Кесарийский). Самыми значительными среди них считаются Киевская летопись (XII в.) с рассказом о крещении Руси (988 г.) при Владимире I и упоминания в хрониках о походах против язычников епископа Отто фон Бамберга (XII в.; в изложении Эббо, Херборда и анонимного монаха из Прифлинга), Титмара фон Мерзебурга и Герхарда Ольденбургского (Хельмонд фон Босау) в последнем случае речь идет о западных славянах. К числу прямых источников относятся только археологические находки, в число которых входят несколько святилищ и статуй. Наконец, славянский фольклор хранит память о некоторых дохристианских богах.

В Киевской летописи упоминаются семь восточно-славянских богов (Перун, Волос, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь), которым приносили жертвы.Среди сверхъестественных существ мужского пола нужно назвать многочисленных домашних духов, фамильярно называемых дед или дедушка, духов леса (Леший) и предков. Однако большинство сверхъестественных существ у славян женского пола: мать сыра земля, Мокошка (ср. Мокошь в тексте XII в.), Парка, которая отождествляется с разными женскими существами, хранящими тайну человеческой судьбы, Баба-Яга холодная, уродливая и зловещая колдунья и ведьма, водяные (вилы) и древесные (русалки) нимфы и т.д.

Балтийские племена входят в европейскую историю во втором тысячелетии до н. э., однако в письменных источниках о них нет никаких упоминаний вплоть до Х в., когда германцы и датчане начинают захватывать их земли. В ходе этого завоевания, которое завершится в XIV в. христианизацией балтов, один из балтийских народов (древние пруссы или прутены) будет полностью ассимилирован, тогда как два других (литовцы и латыши) сохранят национальную идентификацию.

Подобно славянскому, балтийский пантеон включает три главных божества: бездеятельный небесный бог (лит. Диевас, лат. Диевс), бог грома (лит. Перкунас, лат. Перконс) и солнечная богиня Сауле (эст. Сальме), которая, впрочем, по своей функции не совпадает с Велесом славянским Плутоном. Наряду с ними есть Мать-земля (лат. Земен мате) и бесчисленные сверхъестественные существа женского пола, получившие название духи-матери.


3. Мифология

Гавайский миф о потопе

Через двенадцать поколений от начала расы по генеалогии Кумухонуа, во время так называемой Эры Переворота, встречается имя Ну-у, которого также называли Нана Ну-у Его называли великий Кахуна , и в его время произошел потоп, известный как Каи-а-ка-хина-ли-и, что можно перевести как море, которое вызвал Кахинали-и или море, которое заставило воров потерпеть неудачу . Из-за этой катастрофы сам Ну-у получил имя Кахинали-и; после потопа он стал называться Ку-капуна, его жена Кукекоа, а трое их сыновей зовутся именами ветров, приносящих дождь.

В версии Форнандера Ну-у строит большое судно с домом на верхушке В нем он спасается от потопа, а после того, как земля высыхает, Кане, Ку и лоно входят в дом и вызывают его наружу; он обнаруживает, что находится на вершине Мауна Кеа на Гавайях, рядом с пещерой, названной по имени его жены Лили-ноэ. Ну-у поклоняется луне и приносит ей в жертву ауа (лист), свинью и кокосовые орехи, полагая, что именно Луна спасли его от гибели. Тогда Кане спускается к нему (некоторые утверждают, что он спускается на радуге), объясняет Ну-у его ошибку и принимает от него жертвы. По этой версии, которую рассказывали на Гавайских островах, у Ну-у было три сына, а его жену звали Лили-ноэ

Хотя гавайской традиции известен потом Кахинали-и, а старым гавайцам знакомо понятие Уа-а-халау-али-и-о-ка-моку, которое можно перевести как каноэ, похожее на дом вождя , все же идея дома-лодки, описанная в этой легенде, имеет заимствованное происхождение. Старики на Гавайях [утверждали], что их отцы сообщали им, будто потоп затопил всю землю, кроме маленькой горной вершины на Мауна Кеа, где спаслись от гибели два человека, продолжившие человеческий род; но они никогда не слыхали о ковчеге Ноя, всегда называя его Каи-акинали-и .


4. Этнография

Обрядность в зороастризме.

Зороастризм - религия, возникшая на территории Древнего Ирана в VII-VI вв. до н.э. Представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратустрой. Основная идея зороастризма - зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета: хаома (или парахаома приготовленная хаома), драунах и мйазда. Стебли хаомы растираются камнями (хавана, тадж. Хован ступка ), смешиваются с соком других растений и с молоком. Получаемая смесь носит название (очень древнее) заорта. Драунах ( доля ) представляет пресную лепешку, а под термином мйазда скрывается какая-то пища, возможно, и мясо (у современных персов фрукты).

Зороастрийские жрецы отправляли богослужение в храме (позднейшее оташкада) перед огнем. Главный жрец носит имя заотар (древнеинд. хотар), другие хаванана (растирающий хаому), фрабэрэтар (подносчик культовых предметов), атраван (следящий за огнем). Необходимый культовый предмет барсман. Первоначально это была подстилка, на которую якобы садились боги, слетающиеся на возлияния. Впоследствии он превратился просто в пучок ветвей (в строго определенном количестве), а современные персы заменили ветви металлическими прутьями. Как во время богослужения, так и в различных случаях жизни читались молитвы.

Чрезвычайно своеобразны зороастрийские погребальные обряды. Ни землю, ни огонь нельзя осквернять соприкосновением с трупом. Тот, кто закопает человека или собаку в землю, должен быть подвергнут 500 ударам лошадиной плети . Землю, где умер человек, можно вносить огонь только через девять дней зимой и через месяц летом. Мертвых надо было относить на высокие, сухие, каменистые места. Носильщиков должно было быть по крайней мере двое. Эти люди ристо-каша до конца своих дней считались нечистыми. Им нельзя было находиться ближе 30 шагов от огня, воды и барсмана и ближе трех шагов от людей.

На голом каменистом месте труп закрепляли за ноги и волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело, не могли утащить кости к воде или растениям. Когда оставались только кости, их собирали и складывали в специальное вместилище (асто-дана оссуарий). Кроме асто-дана, существует и другой термин дахма. Дахма обычно означает специальное сооружение, имитирующее голое каменистое место (башня молчания), куда помещают трупы. Так же в определенных местах складываются потом и кости. Но так как труп мог быть выставлен первоначально и не в специальном сооружении, то термин дахма мог означать также и вместилище для костей. (1)

Зороастризм придавал большое значение ритуальной чистоте. Обряды очищения (йауджа очищать ) были тщательно разработаны для людей, скота, растений, воды, земли, огня, а Заратуштре приписывалась функция проведения этой операции и над всей Вселенной.

Примечания:
1.Среднеперс., дахмак известно именно в значении оссуарий .


5. Тексты

Кришна (др.-инд. krsna, букв. "черный", "темный", "темно-синий"), один из наиболее почитаемых персонажей в индуистской мифологии, сын Васудевы и Деваки, 8-е воплощение Вишну. В индуистской литературе представлен в виде мудрого царя-воина и божественного пастуха. По природе своей Кришна - прежде всего защитник, избавитель.

Сказание о Кришне. Рождение Кришны.

И вот однажды наступило время, которого с таким страхом ожидал свирепый повелитель Матхуры. Деваки зачала восьмого сына <...> И вот наконец пришла ночь, когда сестра свирепого повелителя Матхуры должна была подарить своему супругу еще одного сына <...> Когда они взглянули на свое новорожденное дитя, то, онемев, пали перед ним на колени и воззрились на него в испуге и изумлении. Это был удивительный младенец. У него были глаза, подобные лепесткам лотоса, и рук у него было не две, а целых четыре. В одной из них он держал раковину, в другой - булаву, в третьей - остро отточенный диск, а в четвертой - цветок лотоса. На груди его виднелся чудесный знак, именуемый шриватса; на шее - ожерелье со сверкающими драгоценным камнем Каустубха; тело было покрыто голубым одеянием, руки и ноги были украшены дивными браслетами, и весь он был в золотистом сиянии, как облако в лучах восходящего солнца.

Всего лишь мгновение созерцали Деваки и Васудева явившееся им чудо, а уже в следующий миг перед ними лежало обыкновенное новорожденное человеческое дитя... Васудева схватил на руки сына и, позабыв, что он в прочно запертой темнице, бросился к дверям, толкнул их со всей силой, и снова несчастным пленникам Кансы открылось чудо <...> Амбика погрузила в непробудный сон свирепую стражу, двери темницы перед Васудевой отворились, и он без препятствий вышел на волю <...> Васудева прошел в опочивальню Яшоды, положил рядом с ней на ложе сына, взял на руки девочку, рожденную этой ночью супругой Нанды, и тем же путем вернулся в свою темницу. Он отдал дитя дожидавшейся его Деваки, и двери темницы за ними снова накрепко замкнулись. В глубоком сне разрешилась от бремени Яшода, и только утром узнала, каким ребенком наградили ее боги. И когда поутру, проснувшись, она взглянула на дитя, рожденное ею, то от души порадовалась, что боги ей даровали не дочь, а сына <...>

Между тем в Матхуре, стольном городе Кансы, воины, сторожившие Васудеву и Деваки, очнулись от долгого ночного сна только на рассвете, разбуженные громким детским плачем <...> Встревоженные стражи поспешили в царский дворец, разбудили государя и поведали ему, что слышали плач младенца в темнице.  Владыка Матхуры, до конца их не дослушав, в тревоге вскочил со своего ночного ложа и устремился к дому заточения Васудевы и Деваки. В великом страхе бежал Канса к темнице и думал о том, что пришел наконец его смертный час, давно предсказанный ему небом. И едва вступил он дрожащими ногами на порог темницы, как его сестра, несчастная Деваки, обратилась к нему с жалостливой речью. Государь, - сказала она Кансе, - взгляни, это дитя твоя племянница по крови. Зачем тебе лишать ее жизни? <...> И горестная Деваки прижала новорожденную дочь к своей груди, укрывая ее от глаз безжалостного Кансы.

Но свирепый государь Матхуры не внял мольбам несчастной супруги Васудевы. Он силой оторвал дитя от груди Деваки, схватил плачущего младенца за ноги и размахнулся, чтобы разбить его голову о камень, да дитя вдруг выскользнуло из рук Кансы и сквозь внезапно раскрывшиеся своды темницы поднялось высоко в небо. И застывшие от изумления Канса и Деваки, Васудева, стражники и городской люд, поднявшийся спозаранку, увидели в поднебесье не дитя, а богиню, облаченную в прекрасные одежды, украшенную цветами, золотыми браслетами и драгоценными камнями <...> Обратясь к Кансе, богиня  промолвила из поднебесья: Ну что, злодей, не удалось тебе со мной покончить? Видно, тот, кто принесет тебе предсказанную гибель, родился не здесь, а где-нибудь в другом месте. Так что ты остерегись впредь убивать понапрасну ни в чем не повинных младенцев .

Так сказала свирепому Кансе богиня и удалилась в небесное царство. То была Амбика, Великая Матерь. Это ее, обернувшуюся ребенком, родила прошлой ночью Яшода, супруга благородного Нанды <...> Полный изумления, раскаяния и страха, <властитель Матхуры> тотчас велел освободить от оков Васудеву и Деваки и обратился к ним с горестной речью: О сестра! О брат мой! Я погубил ваших сыновей и подобен людоеду, пожравшему собственных детей <...>  Вы оба благородны, благочестивы и полны доброты к людям. Простите же мне мои проступки <...> Раскаяние и слезы Кансы растрогали Васудеву и Деваки, и они не стали держать против него зла на сердце. И, подарив ему свое прощение, они покинули темницу и направились в свои дворцовые палаты.

А на следующее утро, едва только ночная тьма отступила, Канса призвал к себе во дворец своих советников и полководцев, и поведал им о том, что случилось с ним в тюремной темнице и что сказала ему Амбика, Великая Матерь <...> Лукавые дайтьи, извечные соперники богов, выслушав рассказ государя, сказали: Если все, что ты поведал нам, владыка, правда, то не мешкая надо предать смерти всех младенцев, которым от рождения дней десять или чуть поболее <...> Только тогда ты сможешь быть спокойным" <...> Канса повелел своим советникам и полководцам разослать войска во все города и селения государства, предать огню и разрушению все обители и храмы, а брахманов и новорожденных младенцев подвергнуть лютой казни.


6. Классики религиоведения

Генрих Фрик (1893-1952)

Родился в Дармштадте (Германия), где получил начальное и среднее образование. Изучал теологию в университетах Гиссена и Тюбингена (1912-1916), затем серьезно увлекся арабским языком и посвятил свою докторскую диссертацию сравнительному анализу автобиографии Аль-Газали и Исповеди Августина. Защитил докторскую диссертацию (1919) и начал читать лекции по истории религий в Высшей Технической школе Дармштадта. Получил должность профессора в Гиссенском университете (1925), был приглашен преподавать теологию и историю религий в университет г. Марбурга (1929). До конца своей жизни занимал кафедру систематической теологии Марбургского университета. Основал при университете Институт истории религий и Музей религиозного искусства. Умер в Марбурге.

Сравнительное религиоведение.

1. Религиоведение

1. Современное религиоведение является, как и само понятие религии, детищем Просвещения. После того как конфессиональные противоположности исчерпали себя в битвах XVI и XVII столетий, прогрессивные умы Европы объединились под лозунгом естественной религии . Под этим углом зрения было уже невозможно объявлять собственную позитивную религию истинной, а все остальные ложными. Место наивного самосознания заняло критическое исследование.

В ходе последних полутора веков отсюда выросло широко разветвленное религиоведение. Его методы сложились в результате воздействий с разных сторон, среди которых особенно важными являются следующие три направления: теологическо-философское, филологическое и этнологическое. Особенности этих направлений лучше всего уясняются на примере трех их главных представителей.

Естественно, эти различные способы рассмотрения связаны тысячами нитей. Внутреннее единство выступает прежде всего в том, что преобладает исторический способ рассмотрения. Ибо без гипотезы о наличии исторической связи между низшими и высшими формами религии было бы невозможно свести различные воззрения к общему знаменателю. Это, разумеется, не означает, что религиоведение исчерпывается в исторических изображениях, но при этом следует сказать, что ни одна область религиозного исследования немыслима без исторического рассмотрения.

2. В нынешнем виде религиоведение распадается на четыре главные области. С одной стороны исследование религии имеет дело с ее действительностью, а с другой с ее сущностью. Действительность религии следует изучать с двух точек зрения. Прежде всего следует поставить вопрос о ее историческом возникновении, исследовать становление и изменение отдельных религий. Итог этой специальной истории религии образует единая всеобщая история религии, которая, например, должна представить возникновение веры в Бога в человечестве.

Сколь важно появление религии в качестве мощной исторической силы, столь же важно ее воплощение в отдельном человеке и в жизни человеческих групп. Этим занимается психология религии, которая естественно делится на индивидуальную и коллективную.

При условии, что исследуются как историческое, так и психологическое возникновение религии, следует критически разрабатывать проблему сущности религии. Во-первых, надо поставить вопрос о закономерных формах проявления, в которых выступает религия. Ответ на это возможен лишь в рамках сравнительного рассмотрения различных исторических и психологических фактов. Эту работу осуществляет сравнительное религиоведение, или типология. Какие результаты здесь будут получены в вопросе о сущности религии дело эмпирии.

От этого отличается метафизическая сущность. Ею занимается философия религии, которая ставит вопрос о сущности и истинности религии в нормативном смысле.


7. Словарь религиоведения.

Алтарь восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом).
Архиерей общее название высших чинов православного духовенства (епископа, архиепископа, митрополита).
Дониконианский устав свод церковных законов старообрядцев.
Епархия церковно - административная территориальная единица, управляемая архиереем.
Придел часть храма, посвященная какому-либо святому или канонизированному церковью событию, имеющая дополнительный алтарь.
Раввин в иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины.
Эсты древнее название эстонцев.


8. Литература

Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). - М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга",  1997. С. 256-258.
Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология/ Пер. с англ. А. Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1997. С. 134-135.
Авеста в русских переводах (1861-1996). Сост., общ. Ред., прим., справ. Разд. И.В. Рака. СПб: Журнал Нева РХГИ, 1997.
Древняя Индия: Три великих сказания. Литературное изложение и предисловие Э.Н. Темкина и В.Г. Эрмана. В 2-х тт. Т, 2: Сказание о Кришне. Сказание о великой битве потомков Бхараты. - СПб: Центр "Петербургское Востоковедение", 1995. ("Мифы, эпос, религии Востока. Bibliotheca Universalia"). С. 16-20.
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и  общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - (История философии в памятниках). С. 315-318.


9. Обзоры

Христианство:
Ассоциация христианского вещания "Радиоцерковь".
http://www.febc.org/cis/news/news.htm

Русская линия. Православное информационное агентство.
http://www.rusk.ru/

Православные в Австралии. Сайт русской общины в Канберре.
http://members.xoom.com/Ruscan/

Новосибирский епархиальный вестник.
http://www.nev.cis.ru/


10. Почта Упельсинке

Спасибо всем за письма и за Ваши ответы на поставленные мною вопросы:

1. Может ли верующий человек быть объективным и беспристрастно изучать другие религии?
2. Понятия  "вера" и "религия".

Подробно на данной теме мы остановимся в ближайшем Приложении к рассылке. А пока что я жду Ваших писем и новых мнений на этот счет.

И еще. Одна значительная поправка к разделу Обзоры по предыдущим Выпускам рассылки.

Машиах. Мессианский теологический вестник
http://www.jb.rovno.ua/~dolton/index.htm

Еврейская Мессианская община, г. Николаев, Украина
http://www.jmcn.mksat.net/index.html

Сайт Мессианских евреев.
http://www.foi-atlanta.org/orhaolam.htm

Три данных ссылки на сайты Мессианских евреев, конечно же, никакого отношения к иудаизму  не имеют. Приношу свои извинения за столь грубую ошибку, допущенную мною.



Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: mv@ppp.delfa.net, e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное