IT-технологии на службу незрячим
Совсем недавно в Нижнем Новгороде завершился областной обучающий семинар
<<IT-технологии на службу незрячим>>, посвященный вопросам компьютерной,
финансовой
и правовой грамотности. В мероприятии приняли участие 29 слушателей из
Нижнего Новгорода, Балахны, Дзержинска, Кстово и Арзамаса. В связи с
тем, что уровень
знаний по заявленным темам у участников семинара различался, программа
была построена таким образом, чтобы процесс обучения был интересен
каждому. При
этом, семинар включал как занятия с профессиональными специалистами, так
и мастер-классы опытных пользователей, которые с удовольствием делились
с коллегами
своими знаниями. Перед началом обучения был проведен тренинг
<<Знакомство>>, где при помощи упражнения <<Кельтское колесо>> участники
познакомились друг с
другом, рассказали о себе и продемонстрировали свои коммуникативные,
лидерские и творческие качества. В результате, среди слушателей семинара
была создана
теплая, дружеская атмосфера. В рамках первого тематического блока,
который был назван <<Осознанный выбор>> ведущие семинара провели
сравнительный анализ
функциональности и удобства для невизуальной работы программ экранного
(речевого) доступа <<JAWS>> и <<NVDA>>, почтовых клиентов <<Mozilla
Thunderbird>> и <<Windows
Live>>, а также наиболее популярных поисковых систем <<Google>> и
<<Яндекс>>.
Все предложенные темы вызвали жаркую дискуссию среди участников, которые
высказывали
различные аргументы <<за>> и <<против>>, основанные на собственном
пользовательском опыте. В итоге, были выявлены сильные и слабые стороны
рассматриваемого
программного обеспечения и все сошлись во мнении, что несмотря на
стремительное развитие информационных технологий и рост их популярности
среди людей с
ограниченным зрением, по-прежнему, многие полезные программы и
интернет-сервисы нуждаются в адаптации для незрячих и слабовидящих
пользователей. Следующий
тематический блок был посвящен тому, как современные технологии могут
помочь в решении различных финансовых и правовых вопросов. В частности,
большой интерес
вызвал обзор услуг, оказываемых органами власти в электронной форме.
Оказалось, что у многих участников семинара есть как положительный, так
и отрицательный
опыт в этой сфере. Например, многие сервисы, представленные на портале
<<gosuslugi.ru>> являются неудобными не только по мнению пользователей с
ограниченным
зрением, но также и по мнению их зрячих друзей и родственников. Кроме
того, некоторые услуги органов власти, реализация которых предусмотрена
законом в
электронной форме, на практике невозможно получить без личного
посещения. Один из тематических блоков был посвящен современной
мобильной технике. Сегодня
людям с ограниченным зрением доступны различные мобильные гаджеты от
самых простых, до наиболее <<Продвинутых>>, поэтому очень важно правильно
подобрать
мобильный телефон с учетом его функционала и потребностей пользователя.
В ходе занятий его ведущие сделали обзор существующих на рынке мобильных
телефонов,
доступных незрячим и слабовидящим людям, провели сравнительный обзор
различных категорий устройств, а также продемонстрировали некоторые
наиболее интересные
образцы мобильной техники и их функции. По словам ведущих этой части
семинара, при выборе телефона для незрячих и слабовидящих, особое
внимание необходимо
обращать на наличие встроенных функций экранного (речевого) доступа или
экранного увеличения, а также удобство невизуального управления
устройством. В
рамках заключительного тематического блока рассматривались различные
способы получения помощи по работе с компьютером и смартфоном.. В
частности, слушатели
познакомились с почтовыми рассылками, дискуссионными листами,
тематическими форумами, группами в социальных сетях, а также голосовыми
чатами, где можно
не только получить консультацию опытных пользователей, но и найти новых
друзей и занятие по душе. На ряду с общими занятиями в рамках семинара
также проходили
групповые и индивидуальные консультации и мастер-классы, в ходе которых
участники семинара оттачивали полученные знания, консультировались по
вопросам
компьютерной, финансовой и правовой грамотности, а также делились своим
опытом. Участники семинараПо отзывам слушателей семинар прошел на
высоком содержательном
и организационном уровне. Очень точно о пользе таких обучающих семинаров
для инвалидов по зрению в свое мотзыве написал один из выпускников
семинара, начинающий
пользователь компьютера, Вячеслав Померанцев: -- Существует такое
высказывание: <<Дай человеку рыбу - он будет сыт один день, научи
человека ловить рыбу
- он будет сыт всю жизнь!>> Для меня данный семинар послужил и <<рыбой>>, и
<<удочкой>> для ловли информации в океане современных технологий.
Справочная информация
Семинар <<IT-технологии на службу незрячим>> был организован Нижегородским
областным центром реабилитации инвалидов по зрению <<Камерата>> совместно
с тифлоинформационным
центром ННГУ им. Н.И. Лобачевского в рамках благотворительной программы
<<Статус: Онлайн>> (Компьютерная грамотность для людей старшего поколения
и совершеннолетних
людей с ограниченными возможностями). В рамках программы Центр
<<Камерата>>, с 2013 года организует обучение компьютерной грамотности
незрячих и слабовидящих
жителей Нижегородской области с целью повышения профессиональной
эффективности, социально-бытовой самостоятельности, преодоления
информационной и социальной
изолированности и тем самым повышения качества их жизни.
http://ya.ksrk.ru/youthnews/Announcement_387.html