Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ УВИДЕТЬ СВЕТ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА

ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ УВИДЕТЬ СВЕТ

В 2016 году знаменитому канадскому слепому блюз-рок вокалисту и
гитаристу Норману Джеффри Хили исполнилось бы пятьдесят лет. Именно
музыка была светлой
путеводной звездой незрячего музыканта, помогла прожить короткую, но
яркую жизнь и оставить жизнерадостную память о себе и своём творчестве.

Он родился 25 марта 1966 года в Торонто. С самого начала жизнь мальчика
нельзя было назвать счастливой: родители отказались от него вскоре после
рождения,
и его усыновила семья пожарника. А когда Хили не было и года, у него
обнаружили рак глаз. Дорогостоящая операция не помогла, и вскоре мальчик
полностью
ослеп. Всю оставшуюся жизнь он носил глазные протезы. Зато взамен судьба
подарила ему незаурядные музыкальные способности.

Однажды на Рождество трёхлетнему Джеффу подарили гитару, и мальчик рьяно
взялся её осваивать. Конечно, для трёхлетки инструмент был великоват и,
наверное,
поэтому он приспособил его к себе оригинальным образом. Джефф играл на
гитаре, положив её горизонтально на колени, нажимал на струны пальцами
левой руки
и перебирал их правой. Русскому человеку это напомнило бы игру на
гуслях. Всё детство он провёл, слушая, как играют другие, и обучаясь
играть сам.

В шестилетнем возрасте у Хили обнаружился хороший голос -- это и
определило его дальнейший жизненный путь. Он начал петь и сочинять
музыку. Круг его музыкальных
интересов был очень широк -- джаз, регги, хард-рок и блюз.
Целеустремлённость и усидчивость парня сделали своё дело. Джефф
стремительно набирал опыт и отрабатывал
технику игры.

Окончив школу для слепых в городе Брэнфорд, Хили в пятнадцать лет
организовал свою первую группу. Но началом музыкальной карьеры Джеффа
считают 1985 год,
когда легендарный гитарист Альберт Коллинз попросил девятнадцатилетнего
Хили подыграть ему во время выступления в одном из клубов Торонто. Кроме
того,
необычная техника игры в сочетании с удивительной интуицией музыканта
сильно впечатлили великих блюзменов Би Би Кинга и Стива Рэй Воэна. Они
попросили
Хили выступить и на их концертах, которые прошли с аншлагом. Стив Рэй
Воэн, ставший к тому моменту настоящим другом Джеффа, говорил, что <<Хили
произведёт
революцию в технике игры на гитаре>>.

Совместные выступления со знаменитыми музыкантами придали уверенности в
себе, и Хили вместе с бас-гитаристом и барабанщиком основал группу
<<Джефф Хили бэнд>>.

Первый же альбом группы <<Увидеть свет>>, записанный в 1998 году,
разошёлся миллионным тиражом по США и получил <<платиновый>> статус.
Каждая песня альбома
завораживала открытостью и чувственностью белого слепого музыканта,
исполняющего традиционную негритянскую музыку. Композиция <<Глаза ангела>>
-- проникновенная
блюзовая баллада, рассказывающая о том, как обманчивы глаза любимой,
быстро завоевала сердца меломанов и в Канаде, и США. Она занимала пятое
место в чартах
Великобритании. Песня <<Убежище>> была номинирована на премию <<Грэмми>>, а
сам Хили был номинирован на звание <<лучшего инструменталиста>>. Можно
сказать, что
эти <<ангельские глаза>> показали и проложили слепому музыканту и его
группе путь на большую сцену.

Весь следующий год Джефф и его товарищи красовались на обложках
музыкальных журналов и получили много наград. С клубных площадок <<Джефф
Хили бэнд>> перебрался
на стадионы, а в 1989 году произошло ещё одно заметное событие в жизни
группы -- участие в съёмках и создании саундтрека к фильму <<Дом у
дороги>>. Главного
героя фильма сыграл Патрик Суэйзи, а музыканты исполнили роли самих
себя, то есть группы, играющей по ночам в клубе. Блюз, эмоционально
исполняемый Джеффом,
как нельзя лучше подходил к эффектным разборкам, происходившим в фильме.

В 1990 году группа увеличилась до шести участников. Вышел второй альбом
-- <<Заплати сполна>>, где музыкальный талант Хили проявился в обработке
чужих песен,
но на диске было много и его собственных замечательных композиций,
сыгранных с завораживающей энергетикой. В США диск имел меньший успех,
чем его предшественник,
но разошёлся по всему миру в количестве двух миллионов экземпляров.

Группа с успехом гастролировала, потом несколько раз распадалась и
собиралась вновь, каждый раз подпитывая своей энергетикой слушателей.

В 1995 году группа, возглавляемая гитарным гением, вышла, наконец, из
кризиса и записала альбом <<От начала до конца>>. Он содержал
разнообразные композиции
от акустического до тяжёлого блюза и хард-рока. Сами музыканты называли
этот альбом <<возвращением к корням>>. Диск принёс группе несколько
наград, в том
числе и две номинации премии Грэмми.

В 2000 году музыканты представили свой пятый альбом -- <<Дай мне, что
сможешь>>, в котором много любовных баллад, исполняемых низким сочным
голосом Джеффа.
Кроме того, альбом содержал и фирменные композиции, в которых Хили
экспериментировал не только со звуком, но и с собственной гитарной техникой.

Незрячий музыкант не покладая рук совершенствовал свой талант. Он освоил
трубу и банджо, которые использовал при создании следующих альбомов.
Помимо этого,
Джефф был ведущим джазового радиошоу.

В тридцативосьмилетнем возрасте старая болезнь дала о себе знать. На
этот раз у Джеффа Хили обнаружили рак ног. Но музыкант продолжал
работать. Он записывал
музыку и гастролировал.

В 2008-м болезнь добралась и до легких музыканта. Джефф Хили не дожил
всего три недели до своего 42-летия и девять дней до выпуска нового
альбома -- <<Беспорядочный

метастазами в кости ног, спустя всего месяц после последнего концерта.

Джефф Хили стал мировой звездой в ходе сорокалетней борьбы со своим
тяжёлым недугом. Он выжил и тем самым победил. И оставил любителям блюза
во всём мире
неоспоримые свидетельства своей блистательной победы. Родившиеся у него
сын и дочь -- ещё большее тому подтверждение.

Посмертно был выпущен альбом Хили под названием <<Песни на дорожку>>, в
который вошли все его последние концертные композиции. Составил его
соратник гитариста
-- басист Алек Фрейзер. Музыкант вспоминал, что, несмотря на ужасное
самочувствие, выматывающий курс химиотерапии и усталость от постоянных
перелётов, выходя
к зрителям, Джефф преображался прямо на глазах. Эти моменты дарили
вдохновение гитаристу, и он выступал так, будто был полностью здоров.
Джефф умел задать
тон, поднять настроение, превратить концерт в фееричное действо, на
котором некогда было скучать. В конце каждой песни слушатели взрывались
овациями, а
любимые композиции исполняли вместе с Хили.

После выхода этого альбома, наполненного жизненной энергией, силой,
юмором, обаянием, и вовсе не похожего на эпитафию, вдова музыканта
Кристи сказала, что
семья Джеффа хочет, чтобы гитариста запомнили именно таким -- <<весёлым,
поющим и играющим от всего сердца>>.

После смерти имя музыканта сразу попало в <<Зал славы рок-н-ролла>>, а его
пластинки стали классикой и эталоном звучания блюз-рока. Музыка слепого
музыканта
открыла глаза слушателям на то, что оптимизм, целеустремлённость и жажда
жизни действительно могут свернуть горы. Но самому Джеффу Хили удалось
доказать:
главное в жизни это то, что глазами не увидишь.

Ольга Офицерова

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4043:mat-journal-our-life-2016-02-07&catid=338:cat-journal-our-life-2016-02&Itemid=184

Ответить   Tue, 15 Mar 2016 13:44:50 +0300 (#3382049)