Все выпуски  

Щит Давида


Щит Давида

В ответ на малоинтенсивные боевые действия повстанцев Палестины и Хисбуллы, Израиль разработал ряд мер по увеличению защиты и живучести наземных боевых машин.
Продолжительное участие в операциях по поддержанию мира и безопасности и операциях против повстанцев, как в городской, так и в сельской местности, подвергает наземные платформы угрозе со стороны асимметричных средств, которые используют повстанцы. Основная угроза исходит от управляемых противотанковых ракет (ATGM), ручных противотанковых гранатометов (RPG) и дистанционно управляемых самодельных взрывных устройств (IED).
В настоящий момент боевые действия представляют собой малоинтенсивный конфликт (LIC), где два основных приоритета – это защита от IED и защита от РПГ.
LIC – это термин, который используется в вооруженных силах Израиля для описания ситуации, с которой они сейчас столкнулись. Особенно это относится к столкновениям с группами палестинских повстанцев в городских условиях и с военным крылом южно-ливанской Партии Господа, Хисбулла, на северной границе Израиля. Вооруженные силы Израиля признают, что проводившаяся американцами операция по «освобождению Ирака» устранила угрозу с востока и снизила вероятность столкновения с Сирией.
Пока угроза традиционной войны ослабевает, вооруженные силы Израиля, хотя и подготовленные к возможному нападения со стороны Египта, занимаются урегулированием обстановки на Западном берегу и в Секторе Газа, а также проводят операции по борьбе с отрядами Хисбуллы.
В связи с распространением угрозы малоинтенсивных боевых действий, генерал-майор Израиль Таль, «отец» основного боевого танка Merkava, заявил, что основным приоритетом сейчас является «живучесть».
На протяжении последних 30 лет IDF, министерство обороны (MOD) тесно сотрудничали с промышленностью для поддержания своего военного превосходства.

!История развития
В октябре 1973 года война «Йом Кипур» показала, насколько бронетехника IDF уязвима для переносного противотанкового оружия. Израиль вынесли из этого урок, и к тому времени, когда они сражались с Ливаном, в 1982 году (Операция «Мир в Галилее»), их танки М60 были оснащены защитой Blazer – первой встроенной динамической защитой (ВДЗ) в мире.
Теперь, когда основные боевые танки (MBT) были относительно хорошо защищены, остались беззащитными перед легким противотанковым оружием бронетранспортеры М113. Первое поколение ВДЗ Blazer было невозможно установить на бронетранспортеры. Не только потому, что она была слишком тяжелой – при срабатывании происходил сильный взрыв, который не могла выдержать легкая броня бронетранспортера.
Во время ливанского конфликта и сразу после него возник ряд взаимосвязанных проблем. IDF признали необходимость создания надежной инженерной машины, которой им не хватало во время ливанской операции и последующих нападений со стороны Хисбуллы в конце 1980-х. Они также осознали необходимость создания тяжелой боевой машины для операций LIC.
И, наконец, IDF признали, что, за исключением танка Merkava, уровень защиты их бронетехнике не соответствует современным требованиям.
Так как у Израиля в то время не было возможности произвести достаточное количество танков Merkava, они были вынуждены искать возможности увеличения живучести более старых платформ.

!Комплексная живучесть
Ограниченные ресурсы вместе с острой чувствительностью к человеческим потерям привели к развитию внутреннего производства бронетехники, эволюции защитных технологий и средств активной защиты, а также увеличению живучести машин. Ведомство военного планирования Израиля также провело ряд разработок по развитию потенциальных возможностей имеющихся в их распоряжении платформ и технологий, направленных на увеличения их живучести.
Цель комплексной живучести – защитить наземные платформы от распространяющихся средств поражения. Защита от попадания, защита от обнаружения, защита от проникновения и сокращение наносимого ущерба – все это очень важно для повышения живучести машины в целом, а следовательно и экипажа.
Установка дистанционно управляемых/автоматических боевых модулей также является одним из ключевых моментов обеспечения безопасности экипажа.
Чтобы снизить угрозу со стороны таких средств поражения как стрелковое оружие, RPG, IED, ATGW, вооруженные силы Израиля используют несколько видов тяжелых бронированных машин с различным уровнем защиты. К таким машинам относятся основные боевые танки Е-54/Т-55, боевая машина пехоты Achzarit, сделанный на базе MBT Centurion танк Nakpadon (с усиленной противоминной защитой), тяжелый бронетранспортер Nagmachon и боевая инженерная машина Puma.
Однако в министерстве обороны Израиля находятся люди, которые считают, что для улучшения подвижности армии в условиях LIC, IDF необходимо принять на вооружение более подвижные и достаточно защищенные колесные машины.
Колесные машины сделают нашу армию более подвижной и увеличат ее маневренность, - заявил представитель верховного командования вооруженных сил Израиля.
IDF рассматривают бронемашину Stryker 8x8, как более тяжелую версию для выполнения операций LIC. Он оснащен системой активной защиты Trophy, которая обеспечивает дополнительную полусферическую защиту. Командование наземных войск выступает за закупку машин Stryker, однако, остальные ведомства IDF против.
Противники закупки говорят, что Stryker недостаточно защищен для ведения боевых действий в городских условиях, а если установить на него дополнительную защиту он потеряет свое преимущество в маневренности.
Вне зависимости от того, какое решение будет принято, ясно, что пока основной наземной платформой остается гусеничный М113.

!Поэтапное развитие
В связи с финансовыми трудностями, основная ставка в развитии комплексной живучести, делается на танк Merkava. С самого начала проекта по развитию танков Merkava, предусматривалось значительное улучшение его живучести, огневой мощи и подвижных характеристик.
«Мы используем поэтапный метод усовершенствования танка Merkava, опыт полученный при создании более ранних моделей танков используется при создании новых танков и усовершенствовании старых. Поэтапный метод усовершенствования основных боевых танков является одним из самых экономичных»,- заявил представитель министерства обороны Израиля, бригадный генерал Амир Нир.
«Переоборудование танка у нас занимает всего несколько дней. Таким образом мы можем практически мгновенно отреагировать на изменения требований боевой обстановки», - добавил главный инженер проекта Merkava, Ярон Ливнат.
Превосходство встроенной системы живучести танка Merkava было наглядно продемонстрировано недалеко от Shaba’a Farms в ноябре 2005 года, когда более старая модель Mk2 выдержала семь попаданий противотанковых управляемых ракет (ATGM) TOW и ATGM “Fagot”. Экипаж при этом не пострадал.
При поддержке IDF, MANTAK более 15 лет разрабатывает ряд усовершенствований для более поздних поколений танков Merkava, в том числе был значительно увеличен уровень защиты MBT Mk3. Например, вместо того, чтобы наращивать и без того крепкую фронтальную броню, была увеличена защита верхней части корпуса, башни и погона башни при помощи пассивной модульной брони четвертого поколения. Так появилась модификация танка Merkava Mk3 Baz Dor Dalet. Однако из-за постоянно проводимых улучшений стираются различия между
разными моделями танка Merkava. И пока IDF модернизировали старые модификации Merkava для участия в малоинтенсивных операциях, появилось новое поколение Merkava Mk4, специально разработанное для проведения операций LIC.

!Новые машины
Разработка Merkava Mk4 началась в 1999 году, с целью улучшения MBT. Однако, когда в сентябре 2000 года начался новый конфликт, было принято решение разрабатывать MK4 в соответствии с требованиями LIC.
Главной задачей стало увеличение защиты от того, что считалось главной угрозой – одиночный огонь и ATGM. В результате чего появился «специальный танк».
Генерал Нир подчеркнул, что «Merkava Mk4 считается не основным боевым танком, а универсальной боевой машиной. MBT предназначены для ведения действий на основном театре военных действий, а Mk4 разрабатывался специально для малоинтенсивных конфликтов».
Основные принципы, на которых базируется разработка серии танков Merkava – защита машины и экипажа – в полной мере относятся и к танку Merkava Mk4. Более 70% массы Merkava составляет защита.
Уникальная для танка приплюснутая конструкция Merkava Mk4 включает в себя переднее расположение силовой установки (и топливного бака) для усиления лобовой защиты.
В Mk4 оставлены многие средства защиты, использовавшиеся в Mk3: стандартная наклонная броня; лазерная предупреждающая система Amcoram LWS-2, связанная с системой активной защиты; автоматическая система пожароподавления Spectronix; система защиты от ОМП; а также отдельные огнеупорные контейнеры для боеприпасов, производства Orlite Industries.
Во всех танках Merkava форма башни делает ее заднюю часть слабым местом. Чтобы как-то сгладить этот недостаток, в задней части башни привешиваются цепи с гирьками – они снижают вероятность попадания RPG и кумулятивных противотанковых снарядов.
На танках Merkava установлена полая пластина в нижней части корпуса для увеличения противоминной защиты. Эта пластина выполнена из одного листа, а не из двух сваренных вместе, как обычно. Внутри танка находится вторая более тонкая пластина. В моделях Mk1 и Mk2 пространство между двумя пластинами было заполнено горючим, но в более поздних моделях это пространство заполняется воздухом, так как воздух является худшим проводником взрывной волны, чем жидкость.
В танке Mk4, который разработан для LIC операций, нижняя пластина может быть установлена/снята членами экипажа в полевых условиях. MANTAK также разрабатывает пневматические сидения для Mk4 и других платформ, чтобы снизить уязвимость от взрывов мин.

!Броня нового поколения
Компания MANTRAK разработала новый вид брони, специально для танка Mk4. Это модульная составная броня нового поколения (включает пассивные и динамические элементы), она была разработана компанией MANTRAK вместе с IMI и Rafael Armament Development Authority. Она обладает модульной структурой, специально для разных видов атак.
Полковник Барук Матцлиак, глава отделения MANTRAK, занимающегося броней заметил, что «некоторые области танка имеют более высокую вероятность попадания, чем другие, следовательно, применяются различные виды брони».
Согласно статистике, 49% попаданий приходится на лобовую часть, 7% - на кормовую и по 22% - на каждую из сторон.
«Однако в условиях операций LIC, эта статистика уже не действительна. Теперь танк может быть атакован с любой стороны. В связи с этим была увеличена площадь усиленной брони, в частности лобовая и верхняя броня увеличена до 180°», - добавил полковник.
Была усилена защита от атаки сверху – удален люк заряжающего, а также установлена новая силовая установка MTU 883-series, мощностью 1500 л.с. для увеличения лобовой зашиты.
По оценкам IDF, в 56% случаев экипаж получает ранения находясь вне танка. В танке Mk4 установлено оборудование, позволяющее экипажу наблюдать за обстановкой, не выходя из танка – перископы, прицелы и система управления боем (BMS).
Как сообщил полковник Матцлиак, конечная цель это обеспечение полной «полусферической» защиты. «Мы максимально используем стандартную броню (пассивную, динамическую, составную). Танк Mk4 весит около 65 тонн – это практически его предельный вес. Каждый год проводятся тысячи тестов, чтобы улучшить защитные свойства стандартной брони. Значительный шаг вперед будет сделан с установкой на Mk4 системы активной защиты (APS) Trophy, которая обеспечивает защиту на 360°, а также защиту от атаки сверху».
Существуют проблемы с системами активной защиты, например они не спасают от бронебойных снарядов и имеют ограничения дальности, так они бесполезны при атаке с дистанции 30 м. Сейчас MANTRAK вместе с Rafael (компания разработавшая APS Trophy) работают над системой активной защиты ближнего радиуса действия. Если получится создать систему с пределом дальности в 40 метров, это уже будет значительным достижением.

!Другие разработки в области тяжелой брони
В июле 2003 года был подписан пятилетний план “Kela 2008” (Катапульта 2008) по выведению из эксплуатации устаревших танков M60. Будут оставлены в эксплуатации танки Merkava (Mk2, Mk3, и Mk4), и возможно, некоторые модифицированные танки М60. Благодаря тому, что танки Merkava обладают модульной структурой, старые платформы Mk1 могут быть переделаны в тяжелый бронетранспортер в конфигурации БМП.
Эта машина будет называться Nemer (Тигр), для усиления защиты и увеличения живучести в ней будут использоваться те же решения, что и в танках Merkava Mk4.
Переоборудование танков в БМП достаточно экономичный вариант, что особенно актуально в связи с ограниченным финансированием. В мае 2004 года в секторе Газа ручным противотанковым гранатометом был взорван бронетранспортер M113, что еще более стимулировало работы по проекту.
При малоинтенсивных конфликтах в условиях города, как, например, в секторе Газа, возрастает угроза атаки противотанковых ракет. В связи с этим было принято решение разработать новое поколение тяжелой брони для бронемашин пехоты.
В рамках нового проекта, MANTRAK сняли башню и верхнюю часть корпуса с платформы Mk1, приварили к корпусу новый бронированный верх и установили кормовую аппарель. Люк водителя убрали и на том месте установили дополнительную броню. На машине Nemer установлен комплект «специальной брони» с усиленной защитой лобовой и верхней части. Снизу расположена специальная противоминная защита, а также установлены откидные сидения, что дополнительно снижает урон от взрыва мин. Единственный люк находится с левой стороны над
местом командира и обеспечивает доступ к ручному пулемету калибра 7,62 мм. Однако ожидается, что для увеличения защиты экипажа, на Nemer будет установлен дистанционно управляемый боевой модуль(RCWS) Mini-Samson, калибра 7,62/12,7 мм, производства Rafael Armament Development Authority.
Задняя часть крыши может быть переоборудована для установки дополнительного RCWS с 30 мм пушкой. В задней аппарели предусмотрена бойница для снайпера. Боевая машина пехоты Nemer сможет вместить 11 человек: командир, наводчик, водитель и восемь десантников.
Было принято решение переоборудовать 20 танков Merkava Mk1 в БМП Nemer, работы будут производиться в США.
Рассматривается возможность принятия на вооружение многоцелевого трактора D9R специально для операций LIC, однако, это пока под вопросом.
D9R это бульдозер Caterpillar D9, оснащенный баллистической защитой, специально для операций LIC.
Защищены такие части как кабина экипажа, двигатель, топливный и маслобак, система гидравлики и электрики. Принимая участие практически во всех значительных операциях на Западном Берегу и в секторе Газа, D9R оказался самой выносливой наземной платформой, способной выдержать взрыв мины с зарядом в 100 кг.
Также за последние годы IDF сделали вертикальную защитную надстройку на бронетранспортерах Nagmachon, чтобы использовать их как командирскую машину для операций LIC. Этот бронетранспортер был оборудован бойницами, приборами наблюдения и накладной броней из перфорированной углеродистой стали Toga, производства компании Rafael. В такой грубой, но эффективной модификации бронетранспортер получил в IDF название Mifletset (Чудовище).

!Разработки в области легкой брони
В июле 2005 года IDF приняли поставку первых из 130 легких бронированных машин Ze’ev (Волк) 4х4, производства Rafael Armament Development Authority. Ze’ev заменит устаревшие универсальные машины M-462 Abir 4x4. Ze’ev сделаны на коммерческих шасси F550 4х4, производства компании Ford, комплект модульной брони встроен отдельно от шасси. Это позволяет устанавливать его на другие шасси, в случае выхода из строя основных. Ze’ev может разместить до 12 человек, и оборудована двумя дверями с каждой стороны – по одной
двери с каждой стороны для десантного отсека и для кабины экипажа. Также установлена двойная дверь в задней части для быстрой посадки-высадки экипажа. В компании Rafael отказались предоставить детальные характеристики броневого комплекта, однако сообщили, что «все детали Ze’ev включая шины и двигатель, будут защищены броней».
Также IDF сейчас производят оценку гусеничного бронетранспортера Wildcat. Wildcat был разработан IMI совместно с American Truck Company и соответствует требованиям IDF для тяжелых колесных машин для участия в операциях LIC в условиях города. Wildcat сделан на шасси Tatra 4х4 с цельносварным корпусом и может разместить12 человек с оборудованием и вооружением. Обитаемый отсек расположен на расстоянии 1 м от земли, что обеспечивает повышенную защиту от мин и самодельных взрывных устройств. Боевой вес машины составляет
15 тонн.
В Wildcat могут быть использованы три вида модульной накладной баллистической защиты: пассивная броня для защиты от бронебойных пуль калибра 7,62 мм (базовый уровень), пассивная броня для защиты от бронебойных пуль калибра 14,5 мм (2-й уровень), и ВДЗ – для защиты от РПГ (3-й уровень).
IMI разработали комплект комплексной брони, которая включает в себя элементы пассивной и динамической защиты. Похожие варианты этой брони уже установлены на танках Merkava Mk4, бронетранспортерах М113 и турецкой модификации танка М60А1 Sabra.
IDF планируют провести пробеговые испытания Wildcat в конце 2006 года.
IAI/Ramta тоже разработали специально оборудованную бронированную машину, которая в настоящее время используется IDF и пограничной полицией. Эта машина сделана на шасси автомобиля, производства компании International Truck Corporation Model 4800, в ней установлен бронированный моторный отсек, защищенная кабина для экипажа и дополнительная защита днища.
Становится очевидно, что идеальной машины для LIC конфликтов не существует. Ни одна из более ранних разработок, таких как Achzarit, Nagmachon или Nagpadon не разрешила дилемму подвижность/защита. Разработка машины Nemer пока еще не утверждена, а тем временем IDF ведет поиск максимально сбалансированного соотношения вес/защита и мобильность/маневренность. Пока приняты на рассмотрение другие виды более легких и маневренных машин.

!Разработка брони
На протяжении многих лет гомогенная катаная сталь (RHA) использовалась для создания обычных видов корпусов. В легких бронемашинах используется в основном высокотвердая броневая сталь (HHS). Среди прочих материалов для защиты легких бронемашин используется алюминиевая броня (М113). В некоторых случаях, в основном в накладной броне, используется алюминиевая броня с внешним слоем из твердой или перфорированной стали (ранняя система Toga, которую IDF использовали в М113 в 1982 году). Накладная броня позволяет значительно
снизить вес по сравнению с RHA. Для того чтобы снизить общий вес броневого комплекта и улучшить защиту от всех типов атак, израильские конструкторы разработали накладные пластины к базовой броне. Накладная броня состоит из блоков ВДЗ, смешанных и составных элементов с внешним слоем из керамики, которые накладываются поверх основной (стальной) брони.
Израильтяне создали четыре поколения накладной брони, как замену RHA, каждое новое поколение накладной брони было легче и обеспечивало лучшую защиту.
Первое поколение ВДЗ, производства компании Rafael привело к созданию двух видов брони с видоизмененной конфигурацией и улучшенной структурой, в том числе и «классическая» модернизация легкой ВДЗ в 1990 году, которая была установлена на М113. В результате более поздних разработок была создана броня Super Blazer, которая установлена на танках М60 для защиты от кумулятивных и бронебойных снарядов.
Второе поколение брони сделано из нескольких слоев различных материалов, скорее всего керамики, эластомеров и алюминия. Третье поколение брони сделано из высокопрочных тонких слоев металла, использовалось в модернизированных танках М60 Magach (7 и 8) и ранних моделях Merkava Mk3.
Четвертое поколение – составная броня, может включать в себя слои динамической защиты, расположенной между толстыми слоями пассивной защиты. В этом виде брони каждый слой увеличивает эффективность другого. Хорошим примером этого является броня, разработанная компанией Slavin для танков Merkava Mk4 и модернизации танка М60 А1Sabra III для вооруженных сил Турции.
Тем временем компания Rafael производит четвертое поколение нечувствительной динамической защиты, в которой используется прогрессивная слабо детонирующая взрывчатка. Она ведет себя как инертный материал при перевозке, хранении и установке, но взрывается при попадании в нее кумулятивного снаряда (например, РПГ-7). Она также обеспечивает защиту от мелкокалиберных бронебойных снарядов, самодельных взрывных устройств и осколков. Комплект нечувствительной динамической защиты был продемонстрирован на М113. Сейчас
компания Rafael работает над созданием пятого поколения защиты.

!L-VAS
По приблизительным оценкам, IDF располагает парком в 5-6 тысяч машин М113 и их модификаций. Хотя некоторые из этих машин оснащены дополнительной защитой, такой как системы ERA или Toga, производства компании Rafael, большинство машин не имеют дополнительной защиты. В стандартной комплектации М113 имеют сварной алюминиевый корпус, который обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков. После гибели 11 солдат в 2004 году IDF ограничили использование М113 в секторе Газа, где они стали использовать более
тяжелые бронетранспортеры. Во время операций проводившихся на Западном Берегу, на многих М113 устанавливалась импровизированная дополнительная защита, такая, как, например мешки с песком.
После этого, IMI Slavin совместно с Rafael получили контракт на установку на 50 М113 нового, четвертого поколения системы защиты легких бронемашин (L-VAS). Комплексная баллистическая защита L-VAS совмещает как активную, так и динамическую защиту и состоит из множества модулей, прикрепленных к машине спереди и по бокам. Общий вес системы составляет две тонны. IMI заявляют, что на подвижных характеристиках М113А1 это не отражается и ее подвеска не перегружается.
Испытания L-VAS показали, что она обеспечивает защиту от самых разных видов оружия, в том числе и широко распространенных русских РПГ-7В с кумулятивной боеголовкой, 14,5 мм и 20 мм бронебойных снарядов и осколков 155 мм артиллерийских снарядов. Также лобовая защита выдерживает попадание управляемой противотанковой ракеты (ATGM) АТ-3 с кумулятивной боеголовкой (HEAT).
Испытания показали, что взрыв динамической защиты не пробивает основную броню. Отдельные модули динамической защиты можно заменить в полевых условиях при помощи обычных инструментов.
Недавно стало известно, что Министерство обороны Израиля планирует подписать контракт на установку систем L-VAS на еще 450 М113, хотя точных данных об этом пока нет.

!Легкие колесные машины
IDF также искали возможности увеличения брони легких колесных машин для участия в операциях LIC. Ведущим разработчиком систем баллистической защиты является израильская компания Plasan Sasa, которая разработала и поставила модульную накладную броню для использующихся в IDF автомобилей повышенной проходимости Humvee и Storm 4х4. Система брони, разработанная компанией Plasan, состоит из комбинированной стали, комбинированной керамики и спрессованного волокна, и обеспечивает защиту от стрелкового оружия, калибра
до 7,62 мм, гранат и противопехотных мин. Вес Humvee с усиленной броней, которые используются в IDF, составляет 5,2 тонны. Однако действительный уровень защиты не разглашается. Сейчас Plasan сосредоточены на разработке противоминной защиты по запросу IDF.
IMI Slavin также получили запрос от IDF на разработку баллистических материалов для защиты Humvee. Разработки в этом направлении привели к созданию комплекта накладной брони Carmel для легких тактических колесных машин. Этот комплект обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм, бронебойных снарядов диаметром 0,3 дюйма, а также противопехотных мин Claymore. По требованию заказчика комплект может поставляться в различных конфигурациях, для обеспечения разного уровня защиты. Комплект Carmel состоит из пластинок
толщиной 20-22 мм и весом 54-58 кг/м2. Толщина окон – 71-91 мм при весе 163-188 кг/м2.

!Перспективные машины
В связи с тем, что в обозримом будущем сухопутные войска не перестанут участвовать в малоинтенсивных операциях, MANTRAK считают, что несмотря на введение в эксплуатацию универсальных боевых машин Merkava Mk4, к 2015 году IDF понадобиться новая колесная машина для участия в LIC операциях.
«мы считаем, что новые платформы понадобятся уже через 10 лет. Это должны быть более компактные, более легкие машины с весом от 35 до 40 тонн», - заявил полковник Матцлиак.
Он также сообщил, что в компании MANTRAK наилучшей машиной будущего считают комбинацию танка Merkava Mk4 (в эксплуатации с 2005 года) и боевой машины пехоты Nemer (ввод в эксплуатацию намечен на 2010 год); этот проект будет иметь название «Израильская перспективная наземная платформа» (IFPG).
IFGP будет включать в себя многие разработки Merkava Mk4, в частности четвертое/пятое поколение составной брони а также некоторые черты БМП Nemer. Однако на нем не будет 120 мм пушки, которая установлена на танках Merkava.
При ведении боевых действий в условиях города, 120 мм пушка далеко не так необходима. Скорее всего, на IFGP будет установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 30 мм пушкой, пулеметом калибра 0,5 дюйма и противотанковой управляемой ракетой Spike.
На IFGP будет установлена система активной защиты (APS), однако на ней все равно будет необходимо установить комплект стандартной брони, так как существующие APS не обеспечивают защиту от бронебойных снарядов, EFP, мин и самодельных взрывных устройств. Отсюда и получается вес машины в 35-40 тонн.
Двигатель на IFGP планируется установить спереди, а двери будут располагаться сзади. Этот проект положит начало целому ряду машин с экипажем из двух человек. Первые два демонстрационных образца IFGP должны быть выпущены в течение ближайших месяцев.


----
Ознакомиться со всеми статьями и получить любую справочную информацию вы можете на сайте
www.army-guide.com/rus
Если Вы хотите бесплатно увидеть свою статью в этой рассылке, пишите по адресу
info@army-guide.com

В избранное