Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Приглашаем на публичную лекцию Г.Г. Малинецкого



Приглашаем на публичную лекцию Г.Г. Малинецкого
2021-09-23 10:09 Редакция ПО

24 сентября 2021 года в Башкирской академии государственной службе и управления при Главе Республики Башкортостан состоится публичная лекция доктора физико-математических наук, профессора Георгия Геннадьевича Малинецкого «Интеграционные процессы России и Беларуси. Взгляд изнутри». Георгий Геннадьевич уроженец Уфы, один из ведущих специалистов в России в области синергетики, управления рисками и проектирования будущего, автор более 800 научных трудов и более 100 научно-популярных статей. Профессор Московского физико-технического института (МФТИ), Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (МГТУ) и Российского университета дружбы народов (РУДН). Автор ряда курсов, читавшихся в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (МГУ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). В настоящее время входит в контактную группу по интеграции России и Республики Беларусь. Лекция состоится в рамках Всероссийский научно-методологический семинар «Практики управленческих решений, способствующих эффективной реализации государственной национальной политики в Российской Федерации».

Место проведения: ауд. 315, ул. Заки Валиди, 40. Начало лекции в 12.30.

Подключиться к конференции Zoom:

https://zoom.us/j/92244160715?pwd=b28vdTFvQmZnUnBZU2RzalZpY1YxQT09 Идентификатор конференции: 922 4416 0715

Код доступа: rt67NH

Семинар проводится при поддержке Фонда президентских грантов, АНО ПРОИГН «Центр социокультурного моделирования», АНО НИИАЦ "Ракурс-М" и "Школы молодого этнополитолога". Одна из главных задач семинара – активизация научной активности студентов и молодых исследователей, расширение научного кадрового потенциала изучения этноконфессиональных процессов в России.

Приглашаем принять участие в работе семинара!

Редколлегия



Итоги первого дня мероприятий в рамках Международного научно-образовательного семинара
2021-09-23 10:20 Редакция ПО

Приветственное слово участникам мероприятия было озвучено директором Института экономики, финансов и бизнеса БашГУ К.Е. Гришиным. Константин Евгеньевич отметил важность учета факторов этноса, этничности и анализа основных проблем этнополитологии, включая вопросы взаимодействия власти и этнических факторов, функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, в том числе с точки зрения экономики.

С приветственным словом к участникам семинара также обратилась профессор кафедры общей экономической теории Г.М. Россинская. В ходе приветствия Галина Михайловна акцентировала внимание слушателей на том, что человек и современное общество в целом несомненно представляют собой поле междисциплинарных исследований, и для более полного понимания научных проблем интеграционного взаимодействия экономической науки, философии, политологии, права, социологии, истории, демографии и других общественных наук особое внимание в рамках данного мероприятия следует уделить дискуссионным вопросам применения междисциплинарных подходов к исследованию современных социально-экономических условий в целях эффективной реализации государственной политики.

Далее аудитории была представлена лекция соорганизатора мероприятия, канд. полит. наук Владимира Леонидовича Савичева, который в первых минутах своего выступления поведал о проекте «Школа молодого этнополитолога» и продолжении работы этой школы, исполнительным директором которой он является. Студентам и молодым ученым вопросы этнополитики должны быть интересны, прежде всего, тем, что Башкортостан является полиэтничным субъектом РФ, где имеется подходящая исследовательская среда для изучения современных этнополитических процессов.

Лекция В.Л. Савичева получила живой отклик аудитории, поскольку была посвящена актуальным вопросам взаимосвязи между экономическими и политическими процессами, от исторических примеров политических стратегий и факторов до современных трендов трансформации технологических укладов.

Общение в ходе лекции было построено в формате открытой беседы, что дало возможность задавать вопросы докладчикам не только из аудитории ИнЭФБ, но и онлайн-участникам мероприятия на площадке Zoom.

Обсуждение проблем исследования современных социально-экономических условий будет продолжено в следующей части мероприятия, 23 сентября, во второй сессии Международного научно-образовательного семинара с лекцией д-ра физ.-мат. Наук, профессора, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Георгия Геннадьевича Малинецкого.

Организаторы семинара выражают искреннюю благодарность лектору и участникам первой сессии мероприятия!

Кафедра «Общая экономическая теория»

 



Взаимовлияние экономики и этнополитических процессов
2021-09-23 10:28 Редакция ПО

Человек живет в системах: политических, социальных, экономических, культурных, биологических, территориальных и других

Системы взаимосвязаны между собой, поскольку они влияют на человека и человек стремиться влиять на них, при этом используются ресурсы и связи, которые человек черпает из разных систем и обменивает на другие ресурсы и связи.

Экономика – это система хозяйствования человека, система производства и обмена материальных ресурсов и услуг, необходимых для выживания и развития.

Этнос – система идентичности и самоиндефикации человека, в которой есть общность языка, традиций, общей памяти и забывчивости.

Экономика помогает человеку занимать или претендовать на желаемое место в обществе (это не обязательно его этнос).

Этнос помогает находить людей, которым доверяют, общаться общепринятыми символами, создавать технологические цепочки и коллективы, на основе традиций, формировать этические нормы труда и общежития.

Этнос выбирает себе религиозные верования, которые становятся основой целеполагания. Именно религия, становится для этноса первым толчком, который заставляет людей в своей экономической деятельности выходить за рамки минимального набора вещей, продуктов, навыков, которые необходимы для выживания.

Народная и религиозная традиция создают не просто мировоззрение, но и мотивацию, отношение к разным видам труда, структуру социального взаимодействия, потребности, сверх минимального выживания, взгляд на представителей других социальных групп.

Исторически мы видим, как в человеческом сообществе формируются сложные социальные структуры, многозвенные технологические цепочки, структуры рынков и новые потребности.

В свою очередь, уровень развития экономики определяет возможности выживания и развития человеческого сообщества, запрос или ограничение по его количественному и качественному развитию.

Каждая сложившаяся этническая группа имеет свою модель экономических отношений.  Причем в ней одновременно могут существовать устаревающие, современные и перспективные способы реализации этой модели.

У суперэтноса одновременно может работать как одна, так и несколько экономических моделей, которые также используют разные технологические уровни.

(Суперэтнос может быть конгломератом разных этнических групп, может быть союзом доминирующего и ведомых этносов, может быть полиэтническим обществом, где в различных пропорциях смешаны разные этнические традиции).

Смена экономической модели (технологического уклада) неизбежно приводит к трансформации этноса или суперэтноса.

Стимулом создания этноса из родовых общин является необходимость совместного освоения ландшафта и природных ресурсов и защита своего рода и накопленных ресурсов.

Этнос может остановится в догосударственной форме развития.

Может создать свое государство.

Может войти в состав государственной системы, созданной другим этносом или совместно с другими этносами.

Архаизация этнических традиций неизбежно приводит к примитивизации экономической модели. А это ведет к проигрышу в экономическом соревновании с другими социальными или государственными системами.

Концепцию «философии экономического хозяйства» достаточно подробно рассмотрел Сергей Николаевич Булгаков.

На примере иудейской и христианской традиции он показал, как появлялись и менялись такие факторы экономики как мотивация, отношение к труду, понимание роли ссудного процента, капитала, трудовых ресурсов, потребностей; таких ценностей как доверие, справедливость, взаимопомощь, социальная ответственность. Все это не появилось как данность. Каждый из этих факторов возникал на определенной стадии развития общества, проверялся на жизнеспособность и видоизменялся в соответствии с доминирующей в обществе модели экономических отношений.

В то же время включенность в те или иные экономические модели приводило к трансформации этнических сообществ.

Обратимся к археологии. У восточных славян женские височные кольца помогают определять родовую и племенную принадлежность их обладателей. Но только в том случае, когда они живут в привычном мире сельской родовой общины. Каждый тип височного кольца связан с определенными родовыми отличиями, мировосприятием. Но, у тех же кривичей, мы видим, что височные кольца городских жительниц, начинают резко отличаться от сельской традиции. И в одном городе они могут иметь разные формы и размеры. Что их определяет? Необходимость продемонстрировать свой статус в городском сообществе, который во многом зависит от уровня экономической состоятельности. Это наглядный пример, как смена экономической модели, а в городе натуральное хозяйство не имеет той эффективности, как товарное, меняет и подходы к этническим традициям.

Вовлеченность тех же кривичей в христианские традиции коренным образом меняет фундаментальные основы мировоззрения. Это касается обрядов рождения, вступления в брак, похорон, заключения договоров. Например, отмечается, что по всей Древней Руси с начала Х века начинает доминировать обрядность трупоположения, а трупосожжение становится редким случаем.

С чем же связано принятие христианства восточными славянами и русичами? Стремлением выйти на экономическую модель, которая была прибыльной со времен «трояновых веков». В период 2 – 3 века нашей эры Римская империя вплотную подошла к территории расселения восточнославянских племен. И торговля хлебом и другими продуктами стала выгодным экономическим предприятием для обеих сторон. Для Римской империи она имела политическое значение и в том, что Северной Африке (основной житнице), появлялась еще одна альтернатива. На земли славян стали переселяться зажиточные жители окраин Римской империи – фракийцы, которые приносили новые технологии и ресурсы. Но последовавшее затем нашествия готов, гуннов, аваров, угров сломали эту модель.

Русы с 6 века последовательно пытались создать новую цепочку торговых путей. Но стремление не было подкреплено адекватными возможностями. И до 9 века торговая система под их контролем не складывалась. А в 9 веке оказалось, что для успешного ведения торговли необходимо включаться в христианские культурные коды, только так можно было наладить систему выгодной торговли между Византией и Северной Европой. Стать транзитной территорией в условиях дефицита имеющегося у русов торгового предложения – это была оптимальная торговая стратегия. Она была бы еще более успешной, если бы им удалось подчинить своему контролю весь Волжский путь, но пришлось довольствоваться его эрзац-заменой в виде Днепровского, с выходом в Балтику через Чудское озеро или Ладожское.

В Поволжье они сначала проиграли иудеям, которые в Хазарии заняли ведущие экономические и политические позиции. И даже разгром Хазарии, и устранение политической роли иудейской купеческой общины не позволило тогда поставить под единый контроль весь торговый путь из Каспийского и Черного моря в Балтику.

Усилившиеся арабские племена, восприняв одну из аврамических религий – ислам, к началу 9 века вышли на волжские берега. Этот путь был самой северной веткой и Великого шелкового пути, соединявшего крупнейшую экономику мира того периода – Китай с Европой. Арабы уже полностью контролировали весь Ближний Восток, большую часть Кавказа, Северную Африку и Пиренейский полуостров. Но непривычные климат не позволял им закрепиться на Волге. И тогда ислам стал их посланником в этот регион. Для народов Нижнего и Среднего Поволжья торговля с территориями, которые уже контролировалась арабами была гораздо важнее, чем выход в бассейн Верхней Волги. Поэтому вхождение в исламское культурное пространство в 922 году стало вполне логичным шагом. Причем, чем дальше располагался тот или иной этнос от магистрального торгового пути, тем больше в его модели ислама было этнических традиций, а не коранических установлений.

Торговля была успешной тогда, когда партнеры имели друг к другу доверие и полагались на общие ценности. Поэтому в том же Поволжье после 17 века мы видим две успешные торговые корпорации: исламских купцов из российских подданных, которые были своими по вере на берегах Каспия и в Средней Азии, в тоже время формируя территориальную идентичность со своими соседями в российских Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде и купцов из старообрядческой общины, которые успешно торговали от Астрахани до Балтийского и Белого морей.

Почему именно конфессиональная принадлежность была фактором торгового успеха? А здесь мы видим общее у всех аврамических религий. Бог один, а не свой у каждой общины, а значит, он является общим судьей и невозможно упросить его защитить только себя в ущерб одноверцу. Человек может обмануть другого человека, но он не может обмануть Бога. Гарантом, арбитром торговой сделки выступает именно Бог. Можно обмануть партнера и разбогатеть. Но что значит богатство в краткой земной жизни перед адом вечной жизни по божественному Суду? Религиозные нормы становятся основой этнической идентичности. А в рассматриваемом случае и одним из факторов складывания суперэтноса в силу схожести логики их восприятия. Все аврамические религии в этом случае имеют схожие догматы. Бог один, все люди перед ним равны, обман Бога – неискупляемый грех.

Кстати, именно поэтому торговая модель иудеев стала одной из первых самых эффективных и способствующих расширению торговых связей.

Иудаизм, пройдя через разные этапы своего развития, оставил те догматы, которые доказали свою жизнеспособность. В частности, рассеянность евреев и большие риски владения ими недвижимой собственностью заставили отказаться от порицания ссудного процента. Тогда как в католицизме и православии, а также в исламе ростовщичество осуждается. Но мы видим. Как и в этих религиях возникают течения, которые учитывают специфику торговой модели экономики. Протестантизм не отвергает ростовщичество, ссудный процент есть в практике и некоторых исламских обществ.

Это говорит о том, что экономические реалии способны менять самые ортодоксальные догмы этнических и религиозных традиций. Но в этом есть и опасность полного разрушения привычных этнических идентичностей.

Например, постиндустриальная экономика – это во многом торговля имиджами и услугами, это создание новой реальности, бывает, что и абсолютно виртуальной. Правда – это то, во что мы хотим верить. И к чему это может привести? К созданию социальных взаимосвязей, при которых этническая или конфессиональная идентичность теряют свое значение. Например, культура ЛГБТ. Ее идеологи утверждают, что личность человека выше любой идентичности и если уж примыкать к социальной группе, то к той, которая выражает высшую степень свободы, не только политической, экономической, но и сугубо индивидуальной – сексуальной. Для нее не важен статус человека и его любая идентичность. Они все вторичны по сравнению со свободой воли индивида.

Логика привлекательна для определенных социальных групп. Что в ее основе? Полное подчинение человека воле держателей и проводников этой идеологии. Человек по своей природе социальное существо. Он не может жить в одиночку. А значит он будет вступать в социальные, экономические и политические взаимодействия. Но если он не может или не хочет консолидироваться в рамках определенных правил идентичности, то он остается один перед лицом любых вызовов (внешних и ли внутренних), и он бессилен перед любой консолидированной группой или более ресурсным индивидом. Приманкой абсолютной свободы человека ставят в ситуацию, когда он становится очень удобным объектом для манипулирования. А значит его свободу контролируют те, кто манипулирует им.

Такая социальная технология очень удобна, когда стоит задача передела ресурсов в человеческом сообществе, изменения моделей поведения, политического или экономического взаимодействия.

Идеология абсолютной свободы идеальна для пауперизации общества. Вам не надо иметь в собственности ничего, Дом, машина, денежные сбережения, способность продуцировать новые знания – все это обременительные излишества. Да здравствует свобода от них.

Но что спасает человека в периоды кризисов? Запасы, резервы.

Нассим Талеб очень точно отметил, что жизнеспособность системы определяется ее умением выдерживать внезапные удары и нагрузки.

«Не побежден тот полководец, у которого остался резерв».

Если вы включены в идентичность – вы включены в сложный баланс интересов, в рамках которого вы эти резервы можете найти, конечно, с условием, что в этой идентичности у вас есть права, в ней есть традиции помощи ближнему, который нуждается в поддержке. Если у вас есть запасы экономических ресурсов – это ваш резерв. Если вы сохраняете свое здоровье, это важный фактор успеха в сложной ситуации.

Вебер отметил особую роль протестантизма в становлении капитализма.

Тот же Булгаков проводит генезис коммунистических идей от первой христианской общины в Иерусалима, хотя постоянно и оговаривается, что все течения уравнителей и противников накопления индивидуальных материальных богатств нельзя в полной мере считать коммунистами.

Зомбарт поставил проблему: какие религиозные учения можно считать способствующими экономическому процветанию, а какие его тормозят. Фукуяма заявил, что либеральная модель стала основой для единой глобальной политической и экономической модели.

Мы видим, что в научной среде традиции, ценности, идеологии не отделяют от человека экономического. Но иногда исследователи слишком гипертрофируют тот или иной фактор.

Ничего не является статичным или не изменяемым. Все, что человек создал, он может и изменить. А социальные, политические, экономические модели – это все результат творчества человека. Поэтому нет таких этносов, религиозных течений, экономических моделей, которые не в состоянии трансформировать свою структуру или модернизировать отдельные элементы. Нет богоизбранных этносов и не способных к развитию. Есть условия, когда ключевые субъекты процесса не видят необходимости в развитии или не в состоянии его обеспечить.

Да, длительные ошибки в понимании перспектив развития социальных сообществ или государств могут привести к их гибели или распаду, но здесь нет фатальности или временной заданности. Практика действий человеческих сообществ многообразна. Все, что не умерло имеет шансы на развитие. Особенно если в обществе есть многообразие, отсутствие догматизма и ресурсная база.

Люди решают, что им в каждый конкретный момент нужнее: форма или содержание. В каком формате субъектности они хотят жить: семейно-родовом, общинном, этническом, государственном. Какой баланс ценностей, материальных ресурсов, статусов, обязанностей и прав они видят в идеале комфортной жизни. И главный критерий здесь – жизнеспособность общества, в котором они живут и конкурентоспособность экономической модели, которую они реализуют.



Выступление на мастер-классе исполнительного директора «Школы молодого этнополитолога» В.Л. Савичева
2021-09-23 11:20 Редакция ПО
lenta_video: 


В избранное