Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

К 22 июня - почему асы Геринга боялись воздушного тарана.

   

 

 

 

Вряд ли кто будет оспа­ри­вать утвер­жде­ние, что таран – это оружие рус­ских и при­ме­ня­ли его наши со­оте­че­ствен­ни­ки не только при защите своей страны, но и за ру­бе­жом, в Ис­па­нии, Китае и Мон­го­лии. Но все же пра­виль­нее ска­зать, что таран – это способ борьбы с непри­я­те­лем, при­ду­ман­ный в России, по­сколь­ку в без­вы­ход­ной си­ту­а­ции к этому приему при­бе­га­ли и поляки в сен­тяб­ре 1939 - го, и финны во время войны с Со­вет­ским Союзом, и ан­гли­чане при от­ра­же­нии на­ле­тов немец­кой авиа­ции. Но мас­со­вый ха­рак­тер он носил только в Со­вет­ском Союзе. В этом ма­те­ри­а­ле пойдет раз­го­вор о фор­ми­ро­ва­нии тарана как так­ти­че­ско­го приема борьбы с са­мо­ле­та­ми про­тив­ни­ка в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны на при­ме­ре авиа­ции ПВО.


КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ

При­ня­то счи­тать, что первый таран в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне со­вер­шил 22 июня 1941 года летчик 46 - го ис­тре­би­тель­но­го авиа­пол­ка (иап) стар­ший лей­те­нант И.И. Иванов, уро­же­нец под­мос­ков­но­го села Чижово, ныне вхо­дя­ще­го в состав города Фря­зи­но.

 

Стар­ший лей­те­нант Иван Иванов за свой подвиг был удо­сто­ен звания Герой Со­вет­ско­го Союза по­смерт­но. Фото 1941 года

 

В начале войны полк дис­ло­ци­ро­вал­ся на аэро­дро­ме Дубно Ки­ев­ско­го осо­бо­го во­ен­но­го округа. На пе­ре­хват бом­бар­ди­ров­щи­ков He - 111, на­прав­ляв­ших­ся в сто­ро­ну Млы­но­ва, взле­те­ло звено Ива­но­ва из трех ис­тре­би­те­лей И - 16. В том бою лет­чи­ки звена одер­жа­ли две победы, но го­рю­чее было на исходе, и по при­ка­зу ко­ман­ди­ра ве­до­мые раз­вер­ну­лись в сто­ро­ну своего аэро­дро­ма, но Иванов за­ме­тил еще один «хейн­кель». Он по­пы­тал­ся ата­ко­вать его, но тут кон­чи­лись бо­е­при­па­сы. И тогда пилот от­ва­жил­ся на таран.

Пра­ви­тель­ство оце­ни­ло подвиг пилота, при­сво­ив ему 2 ав­гу­ста звание Героя Со­вет­ско­го Союза. Но до других героев во­ен­но­го неба такие на­гра­ды почему - то до­хо­ди­ли крайне редко. Пы­та­ясь разо­брать­ся в этом, автор об­ра­тил­ся к ар­хив­ным до­ку­мен­там 6 - го ис­тре­би­тель­но­го авиа­кор­пу­са ПВО, за­щи­щав­ше­го небо сто­ли­цы.

Первый таран (по данным автора) в авиа­ции ПВО со­вер­шил стар­ший лей­те­нант П.В. Ере­ме­ев из 27 - го иап в ночь с 28 на 29 июня 1941 года. Ере­ме­ев, пре­сле­дуя про­тив­ни­ка на МиГ - 3, после отказа оружия неда­ле­ко от ст. Ру­мян­це­во Ново - Пет­ров­ско­го района та­ра­нил са­мо­лет про­тив­ни­ка. Однако и сам вы­нуж­ден был по­ки­нуть ис­тре­би­тель на па­ра­шю­те.

 

Стар­ший лей­те­нант П.В. Ере­ме­ев

 

Как сле­ду­ет из ава­рий­но­го акта, летчик был хорошо под­го­тов­лен, дис­ци­пли­ни­ро­ван, так­ти­чен, тех­ни­ка пи­ло­ти­ро­ва­ния от­лич­ная. Летных про­ис­ше­ствий не имел и летал с боль­шим же­ла­ни­ем. Такой пилот мог ре­шить­ся на таран только осо­знан­но.

Через неделю после этого по­дви­га Ере­ме­е­ва на­гра­ди­ли ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни, а остан­ки немец­ко­го бом­бар­ди­ров­щи­ка Ju - 88 в начале ав­гу­ста вы­ста­ви­ли на Ма­неж­ной пло­ща­ди сто­ли­цы.

Жизнь от­важ­но­го лет­чи­ка обо­рва­лась 2 ок­тяб­ря 1941 года в районе де­рев­ни Кра­су­ха, когда группа ис­тре­би­те­лей во главе с Ере­ме­е­вым об­ру­ши­лась на са­мо­ле­ты про­тив­ни­ка, пы­тав­ши­е­ся штур­мо­вать наши войска. Ин­те­рес­но, но в ис­то­рии 27 - го иап, впо­след­ствии 129 - го гвар­дей­ско­го иап, хра­ня­щей­ся в Цен­траль­ном архиве Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны РФ, имя Ере­ме­е­ва даже не упо­ми­на­ет­ся.

Спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла лишь в 1995 году, когда указом пре­зи­ден­та РФ от 21 сен­тяб­ря стар­ше­му лей­те­нан­ту Ере­ме­е­ву Петру Ва­си­лье­ви­чу по­смерт­но при­сво­и­ли звание Героя, но уже не Со­вет­ско­го Союза, а Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

ВИКТОР ТА­ЛА­ЛИ­ХИН

На фоне всех воз­душ­ных та­ра­нов за­мет­но вы­де­ля­ет­ся за­ме­сти­тель ко­ман­ди­ра эс­кад­ри­льи В.В. Та­ла­ли­хин, та­ра­нив­ший ночью 7 ав­гу­ста 1941 года на ис­тре­би­те­ле И - 16 над де­рев­ней Куз­не­чи­ки под По­доль­ском бом­бар­ди­ров­щик He - 111. Летчик удачно по­ки­нул с па­ра­шю­том неуправ­ля­е­мый са­мо­лет, и на сле­ду­ю­щий день ему при­сво­и­ли звание Героя Со­вет­ско­го Союза.

https://www.youtube.com/watch?v=TIUTlIUN-9I

 

 

 

Виктор Ва­си­лье­вич Та­ла­ли­хин окон­чил Ка­чин­скую во­ен­ную школу в 1939 году и про­дол­жил службу в 27 - м иап. Участ­ник войны с Фин­лян­ди­ей, за что был на­граж­ден ор­де­ном Крас­ной Звезды. Первое упо­ми­на­ние о нем автор об­на­ру­жил в вос­по­ми­на­ни­ях ве­те­ра­на полка, участ­ни­ка войны с Фин­лян­ди­ей майора М.И. Ко­ро­ле­ва:

«Я по­лу­чил при­ка­за­ние обес­пе­чить без­опас­ное вы­пол­не­ние опе­ра­ции своей эс­кад­ри­лье. Погода не бла­го­при­ят­ство­ва­ла вы­пол­не­нию за­да­ния: шел снег, с высоты 350 м почти ничего не было видно, но я от­лич­но знал район боевых дей­ствий и по­это­му шел впе­ре­ди.

Когда мы пришли на место, наши войска вы­ло­жи­ли со­от­вет­ству­ю­щий знак. Один за другим начали сбра­сы­вать мешки с су­ха­ря­ми. Вдруг справа от ко­ман­ди­ра эс­кад­ри­льи бом­бар­ди­ров­щи­ков (в ис­тре­би­тель­ном полку тогда помимо И - 16 чис­ли­лась эс­кад­ри­лья бом­бар­ди­ров­щи­ков СБ. – Н.Я.) разо­рвал­ся снаряд зе­нит­ной ар­тил­ле­рии… Я дал сигнал са­мо­ле­там о том, что бьет зе­нит­ная ар­тил­ле­рия, и начал искать ба­та­рею про­тив­ни­ка. Сделав вид, что ухожу на свою тер­ри­то­рию, резко раз­вер­нул­ся влево и прямо под собой увидел непри­я­тель­ские пушки, бившие с берега озера по нашим са­мо­ле­там. Я засек место и, поймав в прицел врага, сбро­сил бомбы и об­стре­лял из пу­ле­ме­тов ар­тил­ле­рию про­тив­ни­ка, после чего по моему са­мо­ле­ту стали бить из зе­нит­ных пу­ле­ме­тов уже с другой сто­ро­ны озера…

Увидев это, летчик Та­ла­ли­хин пришел на помощь, по­да­вив их».

Ска­зан­ное сви­де­тель­ству­ет о храб­ро­сти и ини­ци­а­тив­но­сти Та­ла­ли­хи­на, но на­сколь­ко высока была ква­ли­фи­ка­ция пилота, ска­зать трудно, хотя из­вест­но, что 9 июля 1941 года Та­ла­ли­хин на аэро­дро­ме Клин по­ло­мал И - 16, а вслед за этим и са­мо­лет МиГ - 3, о чем сви­де­тель­ству­ет кар­точ­ка-до­не­се­ние от 21 июля. Летчик, как сле­ду­ет из ава­рий­но­го акта, под­пи­сан­но­го ко­ман­ди­ром 27 - го иап под­пол­ков­ни­ком П.К. Де­ми­до­вым, осва­и­вал новый, причем вы­со­ко­ско­рост­ной са­мо­лет и после тре­ни­ро­воч­но­го раз­бе­га по­лу­чил за­да­ние на са­мо­сто­я­тель­ный вылет. У МиГа не было двух­мест­но­го ва­ри­ан­та, и все должно было де­лать­ся в со­от­вет­ствии с ука­за­ни­я­ми лет­чи­ка - ин­струк­то­ра, но Виктор Ва­си­лье­вич не принял их к све­де­нию.

В первой по­ло­вине раз­бе­га Та­ла­ли­хин не за­фик­си­ро­вал педали, осла­бив левую ногу, и са­мо­лет начал раз­во­ра­чи­вать­ся вправо. Летчик рас­те­рял­ся и ничего не пред­при­нял, чтобы за­дер­жать раз­во­рот, на­о­бо­рот усу­гу­бил ошибку, убрав обо­ро­ты дви­га­те­ля. Машина раз­вер­ну­лась на 110 гра­ду­сов и сло­жи­ла обе опоры шасси. Летчик не по­лу­чил по­вре­жде­ний, но са­мо­ле­ту по­тре­бо­вал­ся се­рьез­ный ремонт с уча­сти­ем за­вод­ской бри­га­ды.

После этого случая Та­ла­ли­хи­на пе­ре­ве­ли в только что сфор­ми­ро­ван­ный 177 - й иап, дис­ло­ци­ро­вав­ший­ся на том же аэро­дро­ме Клин. В этом полку Та­ла­ли­хин 27 июля 1941 года по­тер­пел аварию на И - 16, а 5 ав­гу­ста на таком же ис­тре­би­те­ле сбил Ju - 88, упав­ший в районе Букова, что под­твер­ди­ло ко­ман­до­ва­ние 6 - го ис­тре­би­тель­но­го авиа­кор­пу­са (иак), вы­ез­жав­шее на место па­де­ния са­мо­ле­та.

В ночь на 7 ав­гу­ста Та­ла­ли­хин та­ра­нил над под­мос­ков­ным По­доль­ском He - 111. Оба са­мо­ле­та – со­вет­ский и вра­же­ский – упали в районе Сте­пы­ги­на. Летом 2014 года остан­ки этого ис­тре­би­те­ля до­ста­ви­ли в До­мо­де­дов­ский кра­е­вед­че­ский музей (о том, как искали и под­ни­ма­ли са­мо­лет В.В. Та­ла­ли­хи­на, см. «Са­мо­лет Та­ла­ли­хи­на», «НВО» от 27.06.14).

 

 https://www.youtube.com/watch?v=ZvNDGhdHhqk

 

После тарана Та­ла­ли­хин пе­ре­сел на МиГ - 3 и 13 ок­тяб­ря в паре с лет­чи­ком В.А. Са­мо­ду­ро­вым сбил еще один He - 111, упав­ший в районе Медыни, что под­твер­дил сек­ре­тарь Медын­ско­го рай­ис­пол­ко­ма Мо­ро­зов. Спустя два дня та же пара уни­что­жи­ла двух­мо­тор­ный ис­тре­би­тель Bf.110, в ре­зуль­та­те Та­ла­ли­хи­на вклю­чи­ли в список асов 6 - го иак.

Та­ла­ли­хин погиб 27 ок­тяб­ря 1941 года в воз­душ­ном бою возле Ка­мен­ки (в 80 км от Москвы). В том бою он лично сбил один ис­тре­би­тель Bf.109, а другой – в со­ста­ве группы. На тот момент лет­чи­ку ис­пол­ни­лось 23 года, и его с во­ин­ски­ми по­че­стя­ми по­хо­ро­ни­ли в Москве на Но­во­де­ви­чьем клад­би­ще.

 

Па­мят­ник Герою Со­вет­ско­го Союза Вик­то­ру Та­ла­ли­хи­ну в Москве. Фото с сайта www.​mos.​ru

 

Па­мят­ник Герою Со­вет­ско­го Союза Вик­то­ру Та­ла­ли­хи­ну в по­сёл­ке Куз­не­чи­ки По­доль­ско­го уезда

 

ПО­ДВИ­ГИ ПРО­ДОЛ­ЖА­ЮТ­СЯ

Спустя двое суток после по­дви­га Та­ла­ли­хи­на, в ночь с 9 на 10 ав­гу­ста 1941 года зам­ко­ман­ди­ра эс­кад­ри­льи 34 - го иап В.А. Ки­се­лев на МиГ - 3, та­ра­нив са­мо­лет про­тив­ни­ка, вос­поль­зо­вал­ся па­ра­шю­том. Как сле­ду­ет из ава­рий­но­го акта, летчик был хорошо под­го­тов­лен, дис­ци­пли­ни­ро­ван, от­ли­чал­ся хо­ро­шей тех­ни­кой пи­ло­ти­ро­ва­ния. Летал с боль­шим же­ла­ни­ем. Судя по ска­зан­но­му, такой пилот мог ре­шить­ся на таран только осо­знан­но, а за свои победы он был удо­сто­ен 28 ок­тяб­ря ордена Ленина.

За время боевых дей­ствий Ки­се­лев со­вер­шил 251 вылет, провел 21 воз­душ­ный бой, лично сбил семь са­мо­ле­тов про­тив­ни­ка и четыре – в группе. При­ка­зом по вой­скам ПВО № 0169 от 13 ав­гу­ста 1944 года ему по­смерт­но при­сво­и­ли во­ин­ское звание майор.

Через десять дней, ночью 20 ав­гу­ста, ко­ман­дир эс­кад­ри­льи 24 - го иап П.В. Де­мян­чук на ЛаГГ - 3 (№ 31213104) вы­ле­тел на пе­ре­хват Ju - 88, ле­тев­ше­го на высоте 4500 м, и в 17.30 сбил его у де­рев­ни Некра­со­во в 25 – 30 км северо - за­пад­нее Медыни. Затем летчик об­на­ру­жил He - 111 и после неудач­ной атаки та­ра­нил непри­я­те­ля, но и сам погиб. «Ге­рой­ский подвиг лей­те­нан­та Де­мян­чу­ка довели до све­де­ния лич­но­го со­ста­ва», но на­гра­да похоже где - то за­те­ря­лась – в списке Героев Со­вет­ско­го Союза он не зна­чит­ся. А ведь летчик был дис­ци­пли­ни­ро­ван и хорошо знал летное дело.

9 сен­тяб­ря того же года летчик 124 - го иап стар­ший лей­те­нант Н.Л. Грунин на МиГ - 3 та­ра­нил са­мо­лет про­тив­ни­ка неуста­нов­лен­но­го типа. В тот день на пе­ре­хват раз­вед­чи­ка в район юго - за­пад­нее Тулы вы­ле­те­ло де­жур­ное звено млад­ше­го лей­те­нан­та Чес­но­ко­ва. После первой по­пыт­ки пе­ре­хва­тить про­тив­ни­ка са­мо­лет Чес­но­ко­ва по­лу­чил се­рьез­ные по­вре­жде­ния, и летчик со­вер­шил вы­нуж­ден­ную по­сад­ку. Но его ве­до­мые Грунин и Кузь­мен­ко про­дол­жи­ли пре­сле­до­ва­ние, а когда пу­ле­ме­ты Гру­ни­на вышли из строя, он, ока­зав­шись вблизи врага (10–15 м), ле­тев­ше­го на высоте 6000 м, решил его та­ра­нить, ударив винтом по ста­би­ли­за­то­ру. Са­мо­лет про­тив­ни­ка упал в районе де­рев­ни Дра­гу­ны в 10–15 км юго - во­сточ­нее города Кра­пив­но на реке Плава. Но и наш летчик вы­нуж­ден был по­ки­нуть по­те­ряв­шую управ­ле­ние машину. Как сле­ду­ет из ха­рак­те­ри­сти­ки Ка­чин­ской авиа­шко­лы, летчик был дис­ци­пли­ни­ро­ван, ис­пол­ни­те­лен, быстро и легко усвоил летную про­грам­му обу­че­ния. С апреля 1941 года имел налет 40 часов.

В том же месяце, 28 - го числа, ко­ман­дир звена 171 - го иап Г.Н. Стар­цев, пат­ру­ли­руя на МиГ - 3 в районе Алек­си­на, за­ме­тил Ju - 88. Во время второй атаки от­ка­за­ли пу­ле­ме­ты, и летчик пошел на таран. «Юнкерс» упал в районе Жиздры (ныне Ка­луж­ская об­ласть), что под­твер­ди­ли посты ВНОС Ор­лов­ско­го во­ен­но­го округа. В объ­яс­ни­тель­ной за­пис­ке Стар­цев от­ме­тил: «Я по­до­шел к нему (к про­тив­ни­ку. – Н.Я.) снизу сзади на ди­стан­цию 50–75 м и нажал на га­шет­ки пу­ле­ме­тов, но БС и правый ШКАС не стре­ля­ли. Я успел два раза по­вер­нуть вен­тиль воз­душ­но­го бал­ло­на (на са­мо­ле­те при­ме­ня­лась пнев­мо­пе­ре­за­ряд­ка оружия. – Н.Я.), но ре­зуль­та­та не было, и я решил пойти на таран. Про­тив­ник вел по мне огонь, и я видел, как от левой плос­ко­сти от­ры­ва­лись куски фанеры и пер­ка­ли. Решив та­ра­нить вспом­нил, как это со­ве­то­вал делать за­ме­сти­тель ко­ман­ди­ра полка майор Крюков, от­вер­нул влево и с левым креном 65–70 гра­ду­сов с правой сто­ро­ны от про­тив­ни­ка на­пра­вил нос своего ис­тре­би­те­ля на ста­би­ли­за­тор са­мо­ле­та про­тив­ни­ка, но попав под спут­ную струю от пра­во­го мотора Ю - 88, был от­бро­шен назад, и я <…> резко дал ручку вправо и правую ногу до отказа вперед, мой са­мо­лет пе­ре­вер­нул­ся вправо и ударил правой кон­со­лью левое крыло Ю - 88…»

Летчик был пред­став­лен к на­гра­де, но какой – уста­но­вить пока не уда­лось. В списке Героев Со­вет­ско­го Союза он не чис­лил­ся.

Через месяц, 15 ок­тяб­ря, ко­ман­дир эс­кад­ри­льи стар­ший лей­те­нант 445 - го иап П.Е. Жидков над аэро­дро­мом между Ка­ши­рой и Та­ру­сой на МиГ - 3 та­ра­нил Ju - 88, что было под­твер­жде­но по­ста­ми ВНОС рай­он­но­го центра и на­чаль­ни­ком гар­ни­зо­на города Сер­пу­хо­ва. Спустя три дня ко­ман­дир того же полка майор В.П. Круг­лов та­ра­нил еще один Ju - 88, упав­ший в 20–30 км се­вер­нее стан­ции Венев в районе. Па­де­ние са­мо­ле­та под­твер­жде­но по­ста­ми ВНОС Туль­ско­го рай­цен­тра.

В первый день нового, 1942 года млад­ший лей­те­нант Лямин из 282 - го иап (102 - я ди­ви­зия ПВО), пат­ру­ли­руя на Як - 1 на под­сту­пах к Ста­лин­гра­ду на высоте 7000 м, за­ме­тил Ju  -88 и ата­ко­вал его. Но после несколь­ких оче­ре­дей оружие от­ка­за­ло, и летчик ре­шил­ся на таран. Рас­сто­я­ние между ма­ши­на­ми не пре­вы­ша­ло 80 м. Про­тив­ник за­ме­тил при­бли­жав­ший­ся снизу са­мо­лет, и ма­нев­ри­руя пы­тал­ся уйти из - под удара, но поздно. Воз­душ­ный винт ру­ба­нул по хво­сто­во­му опе­ре­нию, но и ис­тре­би­тель по­стра­дал, ли­шив­шись двух ло­па­стей винта. Лямин выбрал пло­щад­ку и про­из­вел по­сад­ку на фю­зе­ляж. Осмотр Як - 1 по­ка­зал, что он имел лишь два по­па­да­ния пуль, вы­пу­щен­ных про­тив­ни­ком, в мотор и киль. За этот подвиг лет­чи­ка на­гра­ди­ли ор­де­ном Ленина.

Спустя два дня стар­ший лей­те­нант А.Г. Лу­кья­нов из 487 - го иап (101 - я ис­тре­би­тель­ная авиа­ди­ви­зия (иад) ПВО) неда­ле­ко от города Боб­ро­ва Во­ро­неж­ской об­ла­сти та­ра­нил Ju - 88 на высоте около 2000 м. При этом он от­со­еди­нил шле­мо­фон и при­вяз­ные ремни, но при первой по­пыт­ке та­ра­нить непри­я­те­ля са­мо­лет от­бро­си­ло в сто­ро­ну по­то­ком от воз­душ­ных винтов. Удар по хво­сто­во­му опе­ре­нию уда­лось на­не­сти со второй по­пыт­ки, после чего лет­чи­ка на­по­ло­ви­ну вы­бро­си­ло из кабины, и ему при­ш­лось при­ло­жить немало усилий, чтобы не от­пус­кая ручки управ­ле­ния са­мо­ле­том вер­нуть­ся в свое кресло. По­те­ряв около 500 м высоты, летчик вос­ста­но­вил управ­ля­е­мость са­мо­ле­та и про­из­вел по­сад­ку на аэро­дро­ме. 4 марта Лу­кья­но­ва удо­сто­и­ли звания Героя Со­вет­ско­го Союза.

На сле­ду­ю­щий день, 4 января, ка­пи­тан А.В. Чирков из 154 - го иап (с 22 ноября 1942 - го – 29-й гвар­дей­ский) та­ра­нил Bf.109F. По­ки­нув машину на па­ра­шю­те летчик ока­зал­ся на тер­ри­то­рии, за­ня­той про­тив­ни­ком, но спустя неделю, пе­рей­дя линию фронта вер­нул­ся домой. В тот же день И.П. Шу­ми­лов из 16 - го иап на МиГ - 3 та­ра­нил Bf.109 около Ма­ло­я­ро­слав­ца, что под­твер­жде­но опро­сом мест­ных жи­те­лей и до­кла­дом лет­чи­ка. Удо­сто­ен звания Героя Со­вет­ско­го Союза 4 фев­ра­ля 1944 года.

Через месяц, 7 фев­ра­ля, ко­мис­сар эс­кад­ри­льи 740 - го иап (148 - я иад ПВО) А.Н. Го­до­ви­ков на МиГ - 3 пе­ре­хва­тил Ju - 88 на высоте 7000 м. После несколь­ких атак «юнкерс» про­дол­жал лететь, и тогда по­лит­рук ре­шил­ся на таран. Правда удар при­шел­ся не по опе­ре­нию, а по левому мотору. Точно опи­сать кар­ти­ну про­изо­шед­ше­го не пред­став­ля­лось воз­мож­ным и пред­по­ло­жи­ли, что после удара, унес­ше­го жизнь Го­до­ви­ко­ва, оба са­мо­ле­та начали падать, сце­пив­шись друг с другом. За этот подвиг лет­чи­ка по­смерт­но удо­сто­и­ли звания Героя Со­вет­ско­го Союза.

Утром 19 марта 1942 года млад­ший лей­те­нант Е.И. Пи­чу­гин из 441 - го иап (106 - я иад ПВО), взле­тев­ший на МиГ - 3 с аэро­дро­ма Ми­га­ло­во во время налета непри­я­тель­ской авиа­ции, ата­ко­вал Bf.110, но «немец», не при­ни­мая боя стал ухо­дить в облака. Тогда Пи­чу­гин зашел под правую часть его хво­сто­во­го опе­ре­ния, но про­ско­чил, ударив левой кон­со­лью своего ис­тре­би­те­ля по крылу «мес­сер­шмит­та». В ре­зуль­та­те экипаж Bf.110 и летчик Пи­чу­гин по­гиб­ли. За этот подвиг Е.И. Пи­чу­ги­на 14 фев­ра­ля 1943 года по­смерт­но удо­сто­и­ли звания Героя Со­вет­ско­го Союза.

 

СОВЕТЫ КО­МИС­СА­РОВ

В апреле 1942 года Управ­ле­ние ис­тре­би­тель­ной авиа­ции ПВО тер­ри­то­рии страны разо­сла­ло в стро­е­вые части ре­ко­мен­да­ции по тех­ни­ке на­не­се­ния та­ран­ных ударов по са­мо­ле­там про­тив­ни­ка. При­ве­ду этот до­ку­мент лишь с неболь­ши­ми со­кра­ще­ни­я­ми.

«Таран – форма боя – го­во­ри­лось в до­ку­мен­те – при­ме­ня­е­мая только со­вет­ски­ми лет­чи­ка­ми и ос­но­ван­ная, во - первых, на без­за­вет­ной пре­дан­но­сти своему народу <…> а во-вторых, на трез­вом рас­че­те, на умении, хлад­но­кро­вии, быст­ро­те ре­ше­ния, со­об­ра­зи­тель­но­сти и летном ис­кус­стве наших ис­тре­би­те­лей. По этим при­зна­кам таран – со­вет­ская форма воз­душ­но­го боя, при­су­щая только нам и воз­мож­ная не в виде ис­клю­че­ний только у нас.

Таран при­ме­ня­ет­ся не только, когда из­рас­хо­до­ва­ны бо­е­при­па­сы или не ра­бо­та­ет во­ору­же­ние. Может сло­жить­ся такая си­ту­а­ция, когда долг перед Ро­ди­ной по­тре­бу­ет от со­вет­ско­го лет­чи­ка немед­лен­но­го тарана и при дей­ству­ю­щем во­ору­же­нии. Так на­при­мер, может по­лу­чить­ся, если бом­бар­ди­ров­щик про­тив­ни­ка вы­хо­дит на боевой курс для бом­бар­ди­ро­ва­ния объ­ек­та го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния. В этой об­ста­нов­ке дорога каждая се­кун­да, и при­дет­ся про­дол­жая вести огонь, идти на таран с тем, чтобы не дать про­тив­ни­ку сбро­сить бомбы.

Из опыта про­ве­ден­ных нашими лет­чи­ка­ми - ис­тре­би­те­ля­ми та­ра­нов и из опроса плен­ных немец­ких эки­па­жей, сбитых та­ра­ном, можно сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

1. Тарана немец­кие фа­ши­сты неве­ро­ят­но боятся…

2. Экипаж фа­шист­ско­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, как пра­ви­ло, сразу опре­де­ля­ет, что наш летчик принял ре­ше­ние та­ра­нить, и <…> на­чи­на­ет ме­тать­ся, резко меняя на­прав­ле­ние и высоту.

3. Таран яв­ля­ет­ся актом ве­ли­чай­ше­го ге­ро­из­ма и са­мо­от­вер­жен­но­сти, но отнюдь не актом са­мо­по­жерт­во­ва­ния. Таран надо уметь делать, и сле­до­ва­тель­но, тарану надо учить. При обу­че­нии ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­хо­дить из сле­ду­ю­ще­го:

а) Таран при­ме­нять по хво­сто­во­му опе­ре­нию…

б) Удар на­но­сить винтом. На со­вре­мен­ных длин­но­но­сых ис­тре­би­те­лях (Як, ЛаГГ, МиГ) сам удар винтом для лет­чи­ка со­вер­шен­но без­опа­сен. На­не­се­ние удара крылом опас­нее, хотя и от­ме­ча­лись случаи бла­го­по­луч­но­го воз­вра­ще­ния ис­тре­би­те­лей на аэро­дром после такого тарана…

в) Удар ре­ко­мен­ду­ет­ся на­но­сить сзади, имея при­ни­же­ние 1,5–2 м. И затем, под­во­дя винт снизу, рубить хво­сто­вое опе­ре­ние… Удоб­нее рубить правую по­ло­ви­ну хво­сто­во­го опе­ре­ния, так как летчик привык смот­реть в левую сто­ро­ну.

г) К мо­мен­ту удара ис­тре­би­тель должен иметь ско­рость, при­бли­зи­тель­но равную ско­ро­сти са­мо­ле­та про­тив­ни­ка, и по­след­ний этап сбли­же­ния про­из­во­дить с пре­вы­ше­ни­ем ско­ро­сти только на 10–15 км/ч…

д) Сбли­же­ние надо про­из­во­дить с той по­лу­сфе­ры, в ко­то­рой не ра­бо­та­ет стре­лок… Если дей­ству­ет нижняя точка, то пе­ре­ход на сбли­же­ние надо про­из­во­дить непо­сред­ствен­но перед на­не­се­ни­ем удара. У бом­бар­ди­ров­щи­ков про­тив­ни­ка на малых ди­стан­ци­ях име­ет­ся за хво­стом мерт­вый конус об­стре­ла, правда очень незна­чи­тель­ный.

е) Перед на­не­се­ни­ем удара ис­тре­би­тель на­хо­дит­ся в струе от винтов са­мо­ле­та про­тив­ни­ка, и его нужно удер­жи­вать энер­гич­ны­ми дви­же­ни­я­ми рулей и газом.

ж) От­сте­ги­вать ремни перед та­ра­ном лет­чи­ки, име­ю­щие опыт та­ра­нов, не ре­ко­мен­ду­ют.

4. Так­ти­ка тарана окон­ча­тель­но еще не от­ра­бо­та­на. Осо­бен­но трудно ре­ша­ют­ся во­про­сы сбли­же­ния…»

Все же надо при­знать, что таран – это край­няя мера. Ко­неч­но, сидя за пись­мен­ным столом, рас­суж­дать го­раз­до проще, чем в боевой об­ста­нов­ке, но во многих слу­ча­ях можно было обой­тись и без этого приема. В част­но­сти, трижды Герой Со­вет­ско­го Союза А.Н. По­крыш­кин был про­тив­ни­ком тарана. Но, видимо сра­ба­ты­ва­ло рус­ское авось: «Будь, что будет. Где наша не про­па­да­ла». Немцы же та­ран­ных ударов из­бе­га­ли, даже когда ока­зы­ва­лись в кри­ти­че­ской си­ту­а­ции.

Летом 1942 года немец­кая авиа­ция про­дол­жа­ла удер­жи­вать гос­под­ство в небе, и со­об­ще­ния о та­ра­нах про­дол­жа­ли по­яв­лять­ся на по­ло­сах со­вет­ских газет. Так, утром 3 июня млад­шие лей­те­нан­ты М.А. Ро­ди­о­нов (ко­ман­дир звена) и Сер­ге­ев из 562 - го иап ПВО вы­ле­те­ли на Як - 1 на пе­ре­хват Ju - 88 в район Ма­ло­я­ро­слав­ца. После двух атак экипаж са­мо­ле­та про­тив­ни­ка, на­хо­див­ше­го­ся на высоте 3000 м, по­пы­тал­ся уйти от пре­сле­до­ва­ния, и спи­ки­ро­вав, пе­ре­шел на бре­ю­щий полет. Ро­ди­о­нов, ле­тев­ший на об­лег­чен­ном ис­тре­би­те­ле (ва­ри­ант для ПВО), без­ре­зуль­тат­но пре­сле­дуя про­тив­ни­ка, ре­шил­ся на таран. У де­рев­ни Шу­мя­то­во он от­ру­бил свыше двух метров правой плос­ко­сти бом­бар­ди­ров­щи­ка, но видя, что про­тив­ник про­дол­жа­ет полет, зашел на другую сто­ро­ну и крылом ударил по левой кон­со­ли «юн­кер­са». После этого Ju - 88 про­ле­тел еще около 800 м, и упав на землю сгорел. По словам оче­вид­цев, Ро­ди­о­нов при­зем­лил­ся на неров­ной мест­но­сти и столк­нул­ся с зем­ля­ным холмом... 14 фев­ра­ля сле­ду­ю­ще­го года Ро­ди­о­но­ва по­смерт­но удо­сто­и­ли звания Героя Со­вет­ско­го Союза.

В том же году 9 ав­гу­ста мо­ло­дой летчик сер­жант Бе­ло­усов из 34 - го иап на МиГ - 3, из­рас­хо­до­вав бое­ком­плект, та­ра­нил Ju - 88.

Тараны имели место и в 1943 году, когда оте­че­ствен­ные ВВС за­мет­но окреп­ли и на­бра­лись бо­е­во­го опыта. Так, 2 июня млад­ший лей­те­нант Сы­рей­щи­ков на МиГ - 3, из­рас­хо­до­вав бое­ком­плект, решил та­ра­нить Ju - 88. Сбли­зив­шись с «юн­кер­сом», летчик от­ру­бил винтом хвост бом­бар­ди­ров­щи­ка до пе­ред­ней кромки ста­би­ли­за­то­ра. После тарана са­мо­лет по­те­рял управ­ле­ние. На высоте 6000 м лет­чи­ка вы­бро­си­ло из кабины, и на 5000 м он открыл па­ра­шют, бла­го­по­луч­но при­зем­лив­шись в ки­ло­мет­ре от упав­ших са­мо­ле­тов.

Воз­душ­ный бой Сы­рей­щи­ков про­во­дил с от­кры­тым фо­на­рем. Во время осмот­ра остан­ков Ju - 88 в нем об­на­ру­жи­ли до 50 пу­ле­вых про­бо­ин и двух че­ло­век с пу­ле­вы­ми ра­не­ни­я­ми, бро­не­за­щи­та лет­чи­ка имела много про­бо­ин, что сви­де­тель­ство­ва­ло о до­ста­точ­ной мощ­но­сти пу­ле­ме­тов Бе­ре­зи­на, уста­нов­лен­ных на МиГ - 3.

После ска­зан­но­го вряд ли кто будет со­мне­вать­ся в ге­ро­из­ме со­вет­ских лет­чи­ков, только непо­нят­но, почему одних удо­ста­и­ва­ли самых вы­со­ких званий, а других в лучшем случае – ор­де­нов.

Ав­тор­ство:  Копия чужих ма­те­ри­а­лов Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Почему асы Ге­рин­га бо­я­лись воз­душ­но­го тарана Нена­висть к врагу.... По­ис­ко­ви­ки нашли са­мо­лёт Вик­то­ра Та­ла­ли­хи­на Почему асы Геринга боялись воздушного тарана / История / Независимая газета Почему асы Ге­рин­га бо­я­лись воз­душ­но­го тарана / Ис­то­рия / Неза­ви­си­мая газета Ненависть к врагу.... Нена­висть к врагу.... О по­дви­ге лет­чи­ка -Героя Со­вет­ско­го Союза Та­ла­ли­хи­на В.В.(таран 1.08.1941) Ровно через пол года такой же подвиг со­вер­шил (5.02.1942) уро­же­нец ни­ко­поль­щи­ны Ев... Поисковики нашли самолёт Виктора Талалихина По­ис­ко­ви­ки нашли са­мо­лёт Вик­то­ра Та­ла­ли­хи­на Сен­са­ци­он­ная на­ход­ка в Под­мос­ко­вье. По­ис­ко­ви­ки об­на­ру­жи­ли са­мо­лет ле­ген­дар­но­го лет­чи­ка Вик­то­ра Та­ла­ли­хи­на. 73 года назад он одним из первых со­вер­шил ночной т...  

Это интересно
+2

20.06.2018
Пожаловаться Просмотров: 1207  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены