Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6929 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

"Ми козацького роду..."

Не сомневаюсь и "гордиться" есть, чем...

 

 

Запорожские казаки, воспетые традиционной историографией как рыцари «вольной республики», в действительности отличаются от общеизвестного образа. Какими же они были?

Не славяне

Неоспоримо одно: в их языке, одежде и образе жизни подозрительно много тюркского, да оно и несомненно.

Живший в начале XVIII столетия один из первых летописцев истории запорожцев Григорий Грабянка выводил их родословную от хазар. А это рассуждения что ни на есть настоящего представителя казацкой старшины Гетманщины. Немало сходства можно заметить в облике казаков-запорожцев и турок-османов – колоритный оселедец, отвислые усы, широкие шаровары, кривая сабля. К примеру, на европейских картинах конца XVII – начала XVIII века встречаются изображения поверженных турок, которые по виду очень напоминают запорожцев.

Первыми козаками были... крымские татары, бежавшие вверх по Днепру от хана, обвиненные в противозаконных действиях: изнасилованих, пьянстве, грабежах, мошенничестве и различное требье, изгоняемое из Крыма, к которому, впоследствие, присоединялись отребье и беглые рабы польских панов с Окраины Ца́рства По́льского.

Примечательно, что фольклорным олицетворением украинского народа является казак с совсем неукраинским именем Мамай. На малороссийских лубках XIX столетия в его внешности скорее проглядывают восточные, чем славянские черты. Историки подтверждают, что славянский элемент в запорожском казачестве стал преобладать лишь с начала XVII столетия, когда от гнета магнатов в вольную Сечь стали массово стекаться притесняемые малоимущие жители Речи Посполитой.

Пиратская республика

Известно, что Запорожских Сечей было около десятка, они возникали и угасали в разное время и в разных местах. Но никаких оснований считать, что запорожцы имели свою государственность, нет. Первая Сечь, возникшая на острове Хортица, была очень скромной. Учитывая род занятий запорожцев, правильнее было ее называть «Пиратской республикой». К примеру, такой была Республика Сале – пиратский вольный город, существовавший на марокканском побережье с 1627 года по 1668 год.

Хуже орды

В украинской истории запорожцы – лихие молодцы, сражающиеся за свободу Отечества. Однако факты рисуют куда более нелицеприятную картину украинского казачества. В частности, на совести запорожских рыцарей многочисленные злодеяния на землях Белоруссии.
В «Баркулабовской летописи», составленной священником белорусского местечка Баркулабово Федором Филипповичем, запорожцы предстают не иначе как бандитские шайки, нанятые польским королем для решения своих военных задач. «Запорожцы великую шкоду чинили, а место славное Витебск звоевали, злата-сребра множество побрали, мещан учтивых порубали». Описывая подобные «подвиги» казаков, священник сравнил их с татарами, поставив в один ряд с известными ему злодеями: «Горше злых неприятелей, албо злых татар». А вот приводимый Филипповичем перечень нанесенного белорусским крестьянам ущерба в одном из казацких набегов: «50 кабанов, 60 пудов меда, 500 мер жита, полторы сотни яловиц (коров), 500 кур и 300 возов сена». Это без учета денежных убытков, выраженных в звонкой монете. Словно мамаева орда прокатилась по белорусской деревне.

Не жалели даже малолетних

Однако куда больше шокировало Федора Филипповича дикость нравов запорожцев. В своем бесчинстве, по словам летописца, казаки дошли до того, что изнасиловали шестилетнюю девочку. Ее полуживую мещанин вынес на руках, чтобы показать королевскому посланнику, приехавшему усмирять запорожцев. Глядя на это ужасное зрелище, «вси люди плакали», писал летописец.

Герой украинского эпоса Северин Наливайко чинил не меньшее беззаконие. В 1595 году он с двухтысячным отрядом захватил Могилев, его люди сожгли в городе до 500 домов, а «мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жен, детей малых побили, порубали, попоганили [изнасиловали], скарбов теж незличоных побрали с храмов и с домов».
«Все это безобразие в современной украинской историографии почему-то именуется "народним повстанням проти польсько-шляхетського панування під проводом Наливайка", – недоумевал украинский публицист Олесь Бузина. – Хотя было обычным разбоем, закончившимся для Северина четвертованием в Варшаве – заслуженной карой любому маньяку, несмотря на его "историческое" значение».

И вашим, и нашим

На Украине любят рассуждать об агрессии России, однако забывают, что еще в 1618 году войска гетмана Сагайдачного, нанятые польским правительством, вторглись в пределы Русского царства, чтобы помочь королевичу Владиславу занять московский престол. Первым на пути двадцатитысячного запорожского войска запылал Путивль, за ним пали Ливны, Елец, Лебядин, Данков, Скопин, Ряжск. Даже современные украинские историки Александр Чувардинский и Анатолий Палий в своей книге «Гетман Сагайдачный» признают, что казаки уничтожили «многих мужчин, женщин и детей до младенческого возраста». Сагайдачному удалось дойти до Арбатских ворот, где он был остановлен войсками Дмитрия Пожарского. Но не пройдет и полтора года, как гетман направит в Москву посольство с посланием, суть которого заключалась в том, что Войско Запорожское желает послужить русскому правительству. Особо Сагайдачный просил, чтобы «их государь пожаловал, як своих холопей».

Казаки-каннибалы

Когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского блокировало в Кремле поляков и примкнувших к ним запорожцев, захватчиков ждал неминуемый голод. В пищу тогда шло все: кошки, собаки, пояса, конская упряжь, книги. Но когда закончилось и это, осажденные стали есть друг друга. Киевский купец Богдан Балыка, переживший эту осаду, оставил нам свои воспоминания о московском походе запорожских казаков. Он описал, как его соотечественники, одичавшие от голода, съели сначала пленных, затем употребили в пищу выкопанного из могилы солдата Воронца; не провисел и часа на виселице казненный за мародерство казак Щербина – его «пехота зараз отрезали и на штуки разрубали и изьели».

Не воруй

Жизнь в Запорожской вольнице была строго регламентирована, особенно следили за нарушителями порядка. В зависимости от тяжести преступления применялись наказания и казни. Убийство одного казака другим без промедления каралось смертной казнью. Самая страшная – закапывание в землю живьем, в одном гробу вместе с убитым. Однако если преступник оказывался знатным казаком или храбрым воином, его могли помиловать и ограничиться штрафом.

Крайне осуждаемым преступлением в Сечи было воровство. За маленькую кражу могли жестоко посечь, а «за большие вины ломали руку и ногу».

Запорожцы ругаются

Лингвисты посчитали, что знаменитое письмо запорожцев турецкому султану Мехмеду IV содержит 26 ругательств. Прежде чем послать войска на Запорожскую Сечь, султан отправил казакам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. В своем ответе запорожцы переиначили все многочисленные титулы султана, превратив их в издевательские оскорбления, сопровождаемые отборной ненормативной лексикой. «Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб'єш», – вот одно из многих.

Чуб

Легендарный запорожский чуб – оселедец - с одной стороны, был весьма практичным решением вопроса гигиены. Многие исследователи казачества считают, что обычай бриться наголо, оставляя одну лишь прядь волос, появился у казаков в ходе долгих военных походов - таким образом они предотвращали вшивость.

Герб венгерского города Komádi

Вот так кое кому не повезло в свое время с евроинтеграцией. Вы думаете, что этот герб какое то исключение ? Давайте посмотрим еще …

Дверная ручка в замке Глубока в Южной Богемии представляет собой деталь фамильного герба Шварценбергов. Ворон выклёвывает глаза бедолаге c оселедцем.

 

 

Кутна Гора, Богемия. Украшенная статуями терраса перед иезуитским колледжем напоминает Карлов мост (в своё время этот город соперничал с Прагой, как Тверь соперничала с Москвой). Cтатуя Людовика IX Святого в окружении его пленников. Людям с оселедцами опять не повезло.

 

 

Варшава, Польша. Памятник Яна III Собесского, спасителя Вены от азиатского нашествия. Обладателю оселедца и на этот раз не повезло. Вместе со своим собратом в чалме он оказался под копытами королевского коня.

 

Вена, Австрия. Собор св. Стефана. Xороший человек (св. Франциск) попирает ногами поверженного врага рода христианского. Как обычно, человеку с оселедцем не повезло.

 

 

Ла-Валетта, остров Мальта. Гробница Николаса Котонера, Великого магистра Ордена мальтийских рыцарей. Семейство Котонеров – аристократия примерно одного уровня со Шварценбергами. И эти старые звери до сего дня никуда не делись из европейской политики (например, один из Котонеров был воспитателем только что отрекшегося испанского короля Хуана-Карлоса I). Бюст великого магистра поддерживают атланты-невольники. Один из товарищей по несчастью – ярко выраженный негроид, второй – обладатель ярко выраженного оселедца. Похоже, людям с оселедцами катастрофически не везло по всей Европе.

 

 

Добро пожаловать в Еврoпу или С оселедцем вход воспрещён. Ещё одна деталь декора одного из шварценбергских замков.

 

Ну и немножко по гербам…

 

Герб венгерского города Хайдудорог

 

Герб молдавского города Сороки

 

Герб Нитрянского края (Словакия)

 

Герб села Мокрин (Сербия, край Воеводина)

1402395037_13

Герб венгерского города Хайдунанаш (Hajdúnánás)

1402395040_8

 

Родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значительную роль в истории Европы – это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.

 

Сербия герб город Кикинда.

 

Герб сербской общины (населённый пункт) Вршац

У многих наверное этот чуб ассоциируется с казаками, украинцами, запорожцами, но это не полный список. Давайте попробуем разобраться, кто это изображался на гербах и памятниках.

 

Описание памятника Яну lll Собескому в Варшаве, из оф. источника. «Памятник великому королю-воину, который в сражении под Веной остановил завоевание Центральной Европы Османской империей. Памятник был возведен в 105 годовщину венской битвы, а его торжественное открытие состоялось 14 сентября 1788 года. Автора скульптуры вдохновил барочный памятник королю, находящийся на площади в Виланове. Монумент высотой примерно 4 метра изображает короля на коне в рыцарских доспехах и шлеме с плюмажем, ликующего над побежденными турецкими солдатами. По бокам находятся щиты с надписями на двух языках: по-польски и по-латыни. Они опираются на турецком трофейном оружии. » С середины XIV в. османы стали настоящим кошмаром для Европы. Ужас этот длился несколько столетий, и особенно сильно страдали от турецких нашествий балканские страны и Венгрия. О многовековой борьбе с захватчиками в Сербии, Венгрии, Румынии и других государствах этого региона помнят до сих пор. Об этом свидетельствуют некоторые городские гербы.

 

Вот, к примеру, герб сербского Мокрина. На нем изображен лев — символ борьбы за православную веру. В одной руке у него сабля, а в другой — отрубленная голова с «оселедцем». По виду она принадлежит украинскому казаку, но двух толкований в данном случае быть не может, потому что сербы воевали именно с турками. Да и в описании этого герба сказано, что лев держит именно голову турка.

 

Еще один герб (тоже сербский) — символ города Кикинда. На этой эмблеме присутствует рука в рыцарском доспехе, держащая саблю. А на клинок насажена голова с чубом. Это тоже часть тела турка, видимо, павшего от руки храброго граничара, защищавшего от осман границы габсбургской державы. Герб город получил аж в 1774 году, и именно с головой турка. Ведь эту территорию отвоевывали у Османской империи.

 

Другой пример. Венгерский город Хайдунанаш. Авторы его герба оказались более «кровожадны», чем их сербские коллеги и украсили изображение не одной, а сразу двумя отрубленными головами. У каждой из них по «оселедцу». Носили эти головы все те же турецкие воины.

 

Чубатую турецкую голову можно встретить и в Чехии. Для этого нужно оказаться в замке Глубока-над-Влтавой. Дверь, ведущую в замок, украшает дверная ручка в виде отрубленной головы (все с тем же «оселедцем»), которую к тому же клюет ворон. Эта дверная ручка вовсе не является плодом чьей-то нездоровой фантазии. Замок принадлежал княжескому роду Шварценбергов, на гербе которых «красовались» три головы при трех воронах. История появления их в дворянской геральдике довольно интересна. В 1598 г.

Адольф Шварценберг одержал победу под венгерским городом Дьёром (немецкое название — Раабе). Согласно легенде, после битвы его взору предстала такая картина: на отрубленную голову турка уселся ворон и начал выклевывать ему глаза. Шварценбергу эта сцена врезалась в память и он рассказал о ней Рудольфу II, императору Священной Римской империи. И тот в знак признания заслуг победителя при Дьёре повелел тому поместить эту картинку на свой герб.

 2.png

Также стоит сказать, что головы с «оселедцами» можно встретить не только в символике Мокрина, Кикинды, Хайдунанаша и на гербе Шварценбергов. Но главное в другом: в том, что несколько веков назад чуб, который мы считаем обязательной принадлежностью украинского казака, воспринимался в Европе совсем иначе: «оселедец» для сербов, венгров и немцев был отличительным знаком турецкого захватчика.

 И почти современность

3.png

Хотя конечно есть и такое мнение, что в Европе особо не отличали казаков от турок. И были на то причины: ведь, как известно, казаки не только рубились с турками друг против друга, но и плечом к плечу. Зачастую нанимались в войско повоевать да пограбить. После разгрома Сечи часть запорожских казаков ушла к туркам - за Дунай. И как не прискорбно это сознавать большинство этих казаков были наемниками и воевали на стороне турок. Их ненавидели даже больше, чем турок, ибо были они жестоки и безжалостны. Европе было, по большому счёту, все равно, чей там оселедец и чьё "варварское" наречие.

Казацкие «чайки» - первые подлодки

Некоторые историки рассматривают военные суда запорожских казаков, так называемые «чайки», как прототип современных подводных лодок. Конструкции некоторых «чаек» имели два дна, между которыми размещали груз-балласт. Благодаря такой особенности судно глубоко погружалось в воду и могло незамеченным подойти к неприятелю. Непосредственно перед боем балласт выбрасывался, и корабль во всеоружии представал перед изумленным врагом.

В 1634 году доминиканский аббат Эмиллио Дасколи в «Описании Чёрного моря и Тартарии» заметил: «На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружён, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду. Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле».

Это интересно
+1

03.09.2019
Пожаловаться Просмотров: 732  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены