Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русский язык.


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 34   :   26 января - 1 февраля 2009 года

Русский язык

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
Ближайшее занятие:
2 февраля в 18:00 (понедельник)
Тема занятия:

Современный русский язык - родной и чужой

Русский язык так же, как и другие языки мира, постоянно меняется. Современные ученые-словесники отмечают сильные тенденции изменения семантики слов. Причем слова с положительным смыслом приобретают негативный смысл, а с отрицательным - наборот, позитивный. Только в наши дни в русском языке появилось удивительное явление, когда одно и то же понятие может одновременно восприниматься и в «хорошем», и в «плохом смысле этого слова». Появилось очень много заимствований. Особенно из английского языка. В устной речи стала превалировать негативно-оценочная лексика.
Язык обычно отражает состояние того общества, в котором он развивается. Не удивительно, что самые распространенные языки мира (английский, арабский, китайский) имеют не только различные диалекты, но и варианты. Американец может неправильно понять англичанина, а египтянин, чтобы понять аравийца, вынужден перейти на «литературный» арабский. (Таким «литературным арабским» для славян мог бы стать церковно-славянский язык, если бы его не забыли наши народы).
Мы продолжим разговор в понедельник. Материал готовит Константин Былина.



Религия и наука

Современный русский язык - родной и чужой

Русский язык, тот, который мы привыкли считать родным, на котором говорим, мыслим, общаемся. Он меняется вместе с нами и нашей жизнью, становясь все более прогрессивным, жестким, иноязычным. В церковно-славянском языке насчитывалось около 230 слов с корнем БЛАГО. У В.И Даля — уже 180, в словаре С.И. Ожегова — 70. Слово «Благочестие» - изначально понимаемое как благоговейное почитание божественных истин и исполнение их на деле, у С.И.Ожегова поясняется только как «набожность, религиозность» и рядом стоит комментарий — устаревшее. Слово устарело, его можно выбросить как хлам. Так постепенно БЛАГодать уходит из языка. Уходят и дела Божии. Слово «Богадельня» имевшее значение «место делания милости ради Бога» получило иной смысл - учреждение, в котором много бездеятельных людей («развели богадельню» - ирон. разг.)
Свято место пусто не бывает. Появляются подмены. Сравните:
БЕСПОДОБНЫЙ
ранее — утративший образ и подобие Божие, нынче — не сравнимый, не имеющий себе подобного, превосходный;
ЕЛЕЙ
ранее — масло, освященное благодатью Святого Духа, в современном языке — лесть, угодничество («Лить елей на душу», «елейный»);
ЛУКАВЫЙ
ранее — лживый, коварный, злой, как обобщение всего — диавол, отец лжи, сейчас — исполненный веселого остроумного задора, с забавной хитрецой. Лукавый нарядился в яркую одежку и уже не страшен, просто милый и забавный!
ВЛЕКУЩИЙ
изначально — насильник, кто волочит кого-то помимо его воли. Сейчас — приобретает положительную окраску в слове «привлекательный». Еще более ярко заметна подмена в таких словах как очаровательный, обольстительный, обворожительный, прелестный — а ведь все они имеют положительный оттенок!
Зато слово «Милость» попало в негативный список «по твоей милости мы тут мучаемся!»
Автор статьи: Ирина Щедрова
Акафист
чтение акафиста св.вмц. Варваре.
17:45, храм св.вмц. Варвары
(перед началом каждого занятия клуба)
по благословению прот. Святослава, настоятеля храмов свв. апп. Петра и Павла и св. вмц. Варвары.


Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.
Архив рассылки
подготовила раздел
Ирина Щедрова
Ирина Щедрова
Фото Д. Биштейнова

Тема 2008/9: «Начало пути»

23 января - память Свт. Феофана, Затворника Вышенского

Начиная путь, вооружимся советами святителя Феофана.
«Желание пожить естественно живому. И тут нет греха»,- пишет святитель. Важно при этом расположение «Буди воли Божия!» - жить ли, умереть ли, - да будет как Богу угодно. Это расположение надо довести до того, чтоб оно не давало порождаться какому-либо беспокойству». В XX веке Дейл Карнеги написал целую книгу, ставшую бестселлером - «Как перестать беспокоится и начать жить», а более чем за сто лет до него святитель Феофан одной строкой пояснил суть нашего беспокойства — по своей воле жить хотим, как я хочу, как мне кажется правильным, а не получается. Отсюда и страхи, и разочарования и страдания. Научиться жить по воле Божией — наука непростая, но зато какая необходимая! «Бог никого не оставляет, - говорит святитель, - у Него все дети. Нет пасынков». «Болезни — вместо епитимьи идут. Терпите благодушно: они будут как мыло у прачек...» Но и в том, чтобы лечиться, нет греха - «хоть и от Бога болезнь, но и разум лечебный Бог дает. Вот заговоры — те не Божии, туда нечего и ходить», - наставляет свт. Феофан. Но более всего обращает внимание на теплоту души. «Как только заметите охлаждение в себе, теребите душу, пока согреете. Господь близ, взывайте — и поможет. Только не оставляйте холодности в душе, а все теребите пока согреете. Можно заставить поголодать себя немного, посидеть в уединении, недоспать, поклонов побольше... всего же больше — сознание своей скудости». Чтобы ум держать в богомыслии, свт. Феофан советует собрать несколько кратких молитв, например, из Иоанна Златоуста из 24 молитв вечернего правила или из 50 псалма и др. и повторять их мысленно, как только есть время и потребность. Так и опыт постоянного обращения к Богу приобретается, «слезного к Божией помощи прибегания», - по словам святителя. А «уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит».

В избранное