Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2015-04-15

[mgr] Re[2]: Fwd: Re: Как мы относимся К...

Всем привет!
Я, конечно, не знаю контекста статьи, но ведь незрячие бывают с остатком
зрения и без него. Поэтому и вводится термин. Думаю, тотально незрячий -
самая корректная формулировка. Можно, конечно, придумать слова-синонимы,
типа абсолютно незрячий, без остатка зрения, но здесь уже риторический
вопрос а зачем?
А что касается редактуры "НЖ", то, думаю, они всё равно сделают так, как им
нужно, не спрашивая советов.
Всем всего доброго!
С уважением
Алексей.

   2015-04-15 23:52:57 (#3254923)

[mgr] Re: Fwd: Re: Как мы относимся К...

Да я вот тоже рассматривала вариант "тотально незрячий", но и по
контексту не слишком подходило. Я ведь говорила об инвалидах по зрению в
целом, без разделения на тех, у кого есть остаток, и тех, у кого его
нет. Если что, я не виновата! (смеюсь)

   2015-04-15 22:18:45 (#3254864)

[mgr] Fwd: Re: Как мы относимся К...

Привет, рассыльчане и Настя! Да уж крайне неприятное словечко. Вот
сейчас при написании диплома пришлось столкнуться с такими словами. Ну
не знаю, может я неправа, но писала без остаточного зрения. Правда и у
меня пару раз встречается это слово, но я написала тотально незрячие.
Мне, как и тебе, Настя слово это неприятно. Как неприятно и слово
слепой. Для меня приемлемее слово незрячий. С уважением ко всем Ирина.
Информационный канал Subscribe.Ru Подписан адрес: alex02051***@g*****.com
Код этой рассылки: socio.science.mgr Архив листа:
http://subscribe.ru/archive/socio.science.mgr Написать в лист:
mailto:socio.science.mgr-list@subscribe.ru Отписаться:
mailto:socio.science.mgr-19399801-unsub@subscribe.ru?subject=152031
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2015-04-15 21:40:14 (#3254851)

[mgr] Re: Как мы относимся К...

Всем привет!

Буквально вчера согласовывала с редактором очередной материал для "НЖ".
В одном из предложений слово "незрячий" редактор поменяла на
"тотальник". Меня это покоробило... Я, конечно, сделала обратную замену,
которую, надеюсь, примут во внимание. Хотелось бы узнать у всех вас,
считаете ли вы слово "тотальник" обидным, унижающим человека?

   2015-04-15 20:34:45 (#3254820)

[mgr] Самоуправляемые автомобили Google - завтрашний день автомобилестроения

Самоуправляемые автомобили Google - завтрашний день автомобилестроения

С каждым годом разговоры об угрозе искусственного интеллекта и
стремительное развитие технологий набирают все больше оборотов, однако,
компаниям-гигантам
удается их успешно игнорировать, выпуская гаджеты все умнее. Так, в
прошлом году, менеджеры Калифорнийской компании Google
продемонстрировали результаты
своего последнего эксперимента из области научной фантастики --
самоуправляемые автомобили, над которыми компания активно работала
последние годы в рамках
проекта Google X.

Презентация проходила на заранее подготовленных улицах Маунтин-Вью, штат
Калифорния, в виде 30-минутных поездок и коротких пресс-брифингов.
Основной целью
презентации было то, чтобы показать способность автомобилей
самостоятельно и безопасно передвигаться по улицам города, заполненных
велосипедистами, пешеходами
и дорожными знаками.

Себастьян Тран, основатель Google X, заявил, что компания очень активно
думает о том, как самоуправляемые автомобили могут вписаться в
современный физический
мир.

Напомним, в 2012, соучредитель Google Сергей Брин заявил, что технология
может быть доступна для рядовых покупателей уже в 2017 году.

Рон Медфорд, бывший сотрудник National Highway Traffic, который в данный
момент является директором отдела, ответственного за безопасность
самоуправляемых
автомобилей Google Х, заявил, что общественность должна осознать тот
факт, что самоуправляемые автомобили не являются чем-то, чего нужно
бояться, мы просто
должны к ним привыкнуть.

Как говорит менеджер проекта, Крис Армсон, основной целью этой
амбициозной технологии является мир, где автомобили станут безопасными
как для водителей,
так и для пешеходов. Google обладает уникальными ресурсами для
реализации этой идеи, а именно возможностью создания уникального
программного обеспечения.

Уникальные Карты.

Основой технологии является специально разработанная инженерами Google
Карта, которая отличает самоуправляемые автомобили Google X от других
автомобилей-ботов.
Эта карта помогает автомобилям Google ориентироваться на местности и
предвидеть дорожную ситуацию на несколько минут вперед. Карты
существенно отличаются
от Google Maps, включая в себя высоту светофоров, размещение стоп-знаков
и пешеходных переходов, глубину тротуаров и обочин, ширину полос и
возможность
дифференцировать желтые и белые полосы движения.

Автомобили напрямую зависят от этой предварительно созданной карты и
именно поэтому их городские экскурсии ограничиваются Маунтин-Вью, на
данный момент.
<<Поэтому, нужно сделать автомобили менее зависимыми от
специализированных карт, что и является одной из основных целей нашей
команды на ближайшее будущее>>,
говорит инженер проекта, Эндрю Чатем.

<<Мы, конечно, стараемся совершенствовать взаимосвязь автомобиля с
картами ежедневно, чтобы в меньшей степени полагаться на их точность>>
сказал Эндрю. <<А
также, мы оптимизируем время и ресурсы, затрачиваемые на их создание.>>

Программное решение, на которое делает ставку Google, можно увидеть в
действии в специальном видео, представленном компанией. На нем видно,
как автомобиль
взаимодействует с объектами дороги и именно как он их видит. Видео
сочетает карту с реальными объектами и изображения с лазерной системы
позиционирования
Lidar. Эти объекты могут быть как подвижными, например, транспортные
средства, пешеходы, велосипедисты и пространство между автомобилями во
время движения,
так и различными неподвижными объектами, такими как выбоины и прочие
дорожные повреждения и преграды.

Хотя команда Google не хотела указывать точное количество данных,
которое производит и обрабатывает автомобиль, они объяснили, что вся
информация с радара
Lidar, установленного на крыше автомобиля, обрабатывается с помощью
алгоритмов <<машинного обучения>> или искусственного интеллекта Google,
который дает
команды в двух направлениях: насколько сильно нажать педаль газа или
тормоза, и под каким углом повернуть рулевое колесо.

Длительный Путь к Совершенству.

Глядя на то, как автомобиль выполняет идеальный левый поворот, сразу
становится понятно сколько работы было выполнено для того, чтобы учесть
все возможные
препятствия и дорожные обстоятельства, говорит Райан Эспиноза из команды
Google. Система настолько совершенна, что автомобили Google могут даже
не заезжать
в так называемые <<мертвые зоны>> других транспортных средств. Это немалое
достижение, ведь большинство водителей-людей преимущественно не могут их
учесть.

Команды водителей-тестеров проводят почти восемь часов каждый день
испытывая самоуправляемые автомобили. Автомобилем, на котором довелось
прокатиться журналистам,
стал гибридный внедорожник Lexus RX 450h последней модели. Пара
водителей-тестеров выполняет две задачи. Первая -- взятие контроля над
автомобилем в случае
возникновения чрезвычайной ситуации. На приборной панели даже есть
кнопка, около 5 сантиметров длиной, с помощью которой можно вручную
отключить автономное
управление. Хотя сами водители говорят, что еще ни разу ее не
использовали, в основном все работает безупречно.

Вторая их задача заключается в отслеживании движения автомобиля. В то
время когда один водитель сидит на водительском сидении, второй -- с
ноутбуком, где
отражается мир, построенный с помощью верхнего радара Lidar, в режиме
реального времени. Штурман записывает насколько хорошо выполнены все
маневры и отмечает
ситуации, в которых автомобиль мог бы выполнить каждый из этих маневров
лучше. Вся информация немедленно записывается в базу данных через
высокоскоростную
мобильную линию связи. Позже, вся информация используется для
совершенствования технологии. Это еще раз доказывает, что, несмотря на
все успехи, автомобили
остаются крайне зависимыми от людей.

Другой проблемой, которую еще не удалось преодолеть команде Google X,
остается погода. Армсон говорит, что автомобиль может справиться с
управлением в сильный
дождь и туман, но сочетание высокой скорости и дождя остается
проблематичным. Также, команда еще не тестировала автомобиль на снегу.
Поэтому, перед ними
встает много нерешенных задач и вопросов.

Куда нас это все приведет?

Прецеденты использования этих автомобилей очень легко себе представить:
например, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, которые
смогут стать
более независимыми и свободными, давая им возможность добираться в любую
нужную точку без посторонней помощи. И, так же, как Tesla Model S, с
<<фейковым>>
двигателем, широкое использование самоуправляемых автомобилей в конечном
счете может привести к полному переосмыслению процесса построения
транспортных
средств вокруг водителя, как субъекта, вокруг которого эта постройка
происходила. Распространение автомобилей с искусственным интеллектом
может даже изменить
наше представление о развитии городов и их инфраструктуры в целом.

Но, как и многие другие проекты Google, самоуправляемые автомобили
провоцируют вопросы, ответы на которые сама же компания ищет не очень
охотно.

Как будет происходить страхование машины? Кто заплатит, если
робо-автомобиль попадет в аварию? Что будет в случае хакерской атаки и
взлома? И что будет
происходить со всеми данными о пассажирах, которые Google и их
автомобили будут собирать? (Особенно учитывая любовь гиганта к сбору и
использованию персональных
данных своих пользователей.)

По крайней мере, на два последних, команда Google предложила более-менее
конкретные ответы.

<<Одна из вещей, которую я могу сказать о Google является то, что у нас
есть невероятные наработки в сфере безопасности и защиты данных>>, сказал
Армстрон,
ссылаясь на систему защиты и шифрования в браузере Google Chrome. <<Мы
активно импортируем некоторые из этих технологий на наши автомобили'',
сказал он.
То есть, даже если хакер сможет получить доступ к автомобилю,
мультиканальные меры безопасности смогут заблокировать сторонние команды
типа <<повернуть
налево>>. К сожалению, инженеры отказываются уточнять, что же это за
мультиканальные мероприятия.

В отношении персональных данных Чатем ответил лаконично: <<Мы не делимся
нашими данными ни с кем другим, эти данные используются исключительно
для совершенствования
роботизированных транспортных средств.>>

На данный момент в Google еще не решили, следует ли разрабатывать свой
собственный автомобиль, или просто разрабатывать специализированное
программное обеспечение
и операционную систему доступную для автопроизводителей. <<Мы стараемся
решить этот вопрос как можно скорее>>, сказал Армстрон. По его словам,
Google регулярно
ведет переговоры с крупными автопроизводителями, не ссылаясь на
конкретные концерны.

Несмотря на то, что автомобили-роботы на данный момент являются
чрезвычайно дорогостоящим видом транспорта, массовое производство должно
снизить их цену
до уровня привычных нам автомобилей с физическим рулем. Тем более, что
Google -- не единственная компания, которая занимается разработкой
самоуправляемых
транспортных средств: к 2017 году Volvo обещает представить нам нечто
подобное, и, зная любовь Volvo к точности и безопасности, думаю, они нас
не разочаруют.

Источник:
PostRussia

http://dislife.ru/articles/view/37055#cut

   2015-04-15 15:59:48 (#3254761)

[mgr] Как мы относимся К...

Как мы относимся К...

Основная задача этой статьи - привлечь внимание к той лексике, которую
предпочитают использовать инвалиды, когда речь заходит о них самих. И
дело здесь
не только в том, что корректный язык помогает формировать их позитивный
образ, но и в том, что некоторые привычные для всех слова, понятия и
фразы, по
сути своей - ярлыки и оскорбительные стереотипы. Ведь то, как мы
говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по
отношению к другим людям.
Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет
прислушаться к рекомендациям - что желательно учитывать при общении с
людьми, имеющими те
или иные виды инвалидности.

Сразу хочу заметить, что это не правила, а уж тем более не догма! Не
нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения.
Это всего лишь
рекомендации, которые помогут наладить контакты и снять неловкость,
которая неизбежно возникает, когда люди впервые сталкиваются с чем-то
для них незнакомым.
Эти рекомендации могут пригодиться всем. Но в первую очередь, они
адресованы тем, кто время от времени сталкивается с инвалидами по роду
своей деятельности
- это журналисты, сотрудники сферы обслуживания, гостиниц, аэропортов,
вокзалов, ресторанов, водители и т.д.
Очень хотелось бы, чтобы данная статья помогла бы в какой-то мере
создать в нашей стране такое общество, где все люди имеют равные
возможности и находятся
в равных условиях. Общество, в котором люди непохожие на большинство, не
подвергались бы дискриминации, основанной на стереотипах. Поэтому, чтобы
изменить
их, инвалиды в тех странах, где инвалидное движение активно и
влиятельно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не
вызывают жалости
и других негативных ассоциаций. У нас же пока еще только начинает
приживаться политически корректная терминология, которая предполагает
уважительное обращение
ко всем людям.
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным
следующее понятие инвалидности: "Инвалидность - препятствия или
ограничения деятельности
человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими
отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых
люди исключаются
из активной жизни". Таким образом, инвалидность - это одна из форм
социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие. А в
контексте социальной
модели инвалидности логично и вполне уместно использовать
соответствующую терминологию.

У всего есть своё выражение и у инвалидности в том числе, вот те слова,
которые лучше всего использовать, когда вы говорите или пишите об
инвалидах:

Можно использовать:

Инвалид, человек, имеющий инвалидность, люди, имеющие инвалидность, инвалиды
Человек, использующий инвалидную коляску
Врожденная инвалидность
Имеет ДЦП (или другое)
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита,
человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в
результате...
Ребенок с задержкой в развитии
Человек с задержкой в развитии
Человек с синдромом Дауна
Человек с эпилепсией
Люди, подверженные эпилептическим припадкам
Люди с душевным или эмоциональным расстройством
Плохо видящий человек
Человек, который плохо слышит
Человек с трудностями в общении, затруднениями в речи
А вот то чего стоит избегать:

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными функциями
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный,
дефективный (никогда!)
Прикованный к инвалидной коляске
Врожденный дефект, несчастье
Страдает ДЦП
Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита
Умственно отсталый человек, Отсталый, умственно неполноценный, "тормоз"
(никогда!), слабоумный
"Даун", "монголоид" (никогда!)
Люди, подверженные припадкам
Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди
Сумасшедший, псих
Слепой человек
Глухой человек
Немой

У кого-то может возникнуть вопрос "Почему так говорить не стоит?"
Некоторые слова, перечисленные в колонке "избегайте" такого вопроса не
вызывают. Очевидно, что, назвав человека "тормозом" или "дефективным",
вы оскорбите
его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же
они считаются оскорбительными, и не рекомендуется для использования в речи?
Для того, чтобы это понять, было проведено исследование. На пяти
семинарах, в которых участвовали люди с различными формами инвалидности
им было предложено
написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово
или выражение. Вот наиболее типичные примеры, которые были выбраны из
более чем 120
ответов:

Очень распространенное выражение "прикован к коляске" - "обреченность",
"цепи".

Слова глухой, немой - невозможность общения, контакта.

Больной - значит, надо лечить

Слова глухой, паралитик, неполноценный, безрукий, больной вызывают
сочувствие и жалость.

Брезгливость вызывают слова калека, слабоумный, Даун.

Псих, слабоумный, ненормальный, шизик, кроме всего прочего, вызывают
страх, связаны с непредсказуемостью, опасностью. Это, в довершение
всего, обобщения,
которых воспитанные люди избегают в любых обстоятельствах.

Выражения человек с ограниченными возможностями, человек на коляске,
человек с травмой позвоночника, человек с инвалидностью, незрячий -
вызывают вполне
нейтральные ассоциации.

Слово "инвалид" вызывает различные чувства, но в целом, большинство
людей считает его приемлемым.

Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными и нелепыми.
Скорее всего, в повседневной речи не будет широко использоваться
"человек с ограниченными
возможностями". Во-первых, этот оборот слишком длинный, неуклюжий, а,
во-вторых, не точный: по большому счету, возможности любого человека в
той или иной
степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной
речи "человек, имеющий душевные расстройства", или "человек,
испытывающий трудности
при передвижении".
С другой стороны, есть сленг, которым пользуются инвалиды, общаясь между
собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как "опорник",
"спинальник",
"шейник", "колясочник". Однако вряд ли можно ожидать, что эти выражения
могут употребляться широко и будут понятны публике.

Слов и выражений много, каждый сам для себя решает какие использовать.
Всё что представлено выше не является истинной в последней инстанции и
лишь вкратце
показывает, какие мысли могут рождаться у инвалидов. Главной
рекомендацией, на мой взгляд, является примерять эти слова на себя,
насколько вам было бы
комфортно слышать их по отношению к себе, как бы вы хотели, что бы к вам
обращались посторонние люди. И если после "примерки" слов у вас не
появиться негатива
к самому себе, то думаю что вы смело можете их употреблять.

Источник: Информация для статьи была взята с сайта
http://www.katarzyna.ru, фото из интернета.

http://dislife.ru/articles/view/37058#cut

   2015-04-15 15:57:36 (#3254759)

[mgr] Один день с собакой и белой тростью

Один день с собакой и белой тростью

Недавно в СМИ активно обсуждалась тема, можно ли пускать в храм
собаку-поводыря. Корреспонденты Правмира решили пойти дальше и, примерив
роль слепого с

поводырём на себя, понять, что чувствуют, как воспринимают мир такие
люди и с какими проблемами они сталкиваются.

Редкая профессия

Подмосковный городок Железнодорожный. Узкие улочки, серые пятиэтажки,
ряды двухэтажных бараков тридцатых годов, эпический переезд, утыкающийся
прямо в следующий

за ним перекрёсток. И непременная примета ближнего Подмосковья - череда
многоэтажек на окраине.

Среди всего этого богатства притаился собачий питомник, официально -
<<Учебно-кинологический центр <<Собаки-помощники инвалидов>>.

Мы сидим за столом с директором центра Еленой Орочко и сотрудницей Анной
Суховой. У наших ног лежит милейшее существо по имени Джойстик.

По словам хозяйки - кинолога Киры, - Джойстик был куплен несколько лет
назад по Интернету как метис чихуа-хуа и шпица. При этом ни на одного из
своих родителей

он совершенно не похож, умеет и понимает ВСЁ. Пожалуй, в центре
Джойстика надо признать ответственным за контакты с общественностью.
Общественность - в

лице корреспондентов Правмира - была от него в полнейшем восторге ровно
через три минуты после знакомства.

- Как Вы выбрали профессию кинолога? - спрашиваю я Елену.

- Просто решила, что хочу работать с собаками. Тридцать лет назад, когда
я начинала, их можно было готовить только для военных или же для
Всероссийского

общества слепых.

Программа дрессуры тогда была сильно проще, но профессия считалась
<<непрестижной>>. Крохотная зарплата инструктора, работа часто на холоде и
<<лучше бы в

компаниях ты не говорила, кем работаешь>>. В общем, и тогда, и сейчас
сюда идут только увлечённые люди. И сначала я, по большому счёту, не
очень понимала,

что именно мы делаем.

В первое время всё моё внимание было отдано собакам - люди были
вторичны. Но когда, получив собаку, человек звонит, благодарит и много
лет спустя хочет

новую именно от тебя - это очень смещает приоритеты.

Всего в России в собаках-поводырях нуждается несколько сотен тысяч
человек; (называются цифры порядка трёхсот тысяч).

В официальных бумагах собака именуется <<дополнительным средством
социальной реабилитации незрячего>>. Претендовать на неё (по линии ВОС)
могут инвалиды первой

группы и (в других питомниках) частично инвалиды второй группы по
зрению. При этом из документов необходима официальная справка о том, что
человеку рекомендована

собака-поводырь.

В кинологическом центре дополнительно смотрят на то, нет ли у человека,
помимо слепоты, двигательных и ментальных проблем. Он должен быть в
состоянии заботиться

о собаке, ориентироваться в пространстве, чтобы дополнительно
контролировать её на маршруте.

Ещё очень важна способность обучаться, ведь - и это было, пожалуй, самой
большой неожиданностью - на свои маршруты дома слепой должен обучить и
натренировать

собаку сам. Иногда ему помогает в этом инструктор-кинолог - если он,
конечно, есть в ближайшем городе. А освоить все премудрости общения с
собакой претенденту

предстоит за две недели.

Случаи, когда, дождавшись очереди и уже приехав за подготовленным для
него поводырём, человек уезжал домой один, в Центре были. Кто-то
понимал, что с собакой

не справится. Кто-то решал, что ему проще передвигаться с тростью.

До недавнего времени собак-поводырей, помимо Центра, готовил только,
собственно, питомник при ВОС. Там же начинали и многие из местных
инструкторов. Сейчас

подготовкой собак занимаются несколько небольших некоммерческих
объединений, но при российских потребностях то, что они делают, -- капля
в море.

Подготовленных собак, все необходимые консультации и обучение люди
получают в Центре бесплатно - вся работа ведётся за счёт
благотворительных пожертвований.

<<Здравствуйте, собака!>>

Получив любую инвалидность, в России человек нередко затворяется в
четырёх стенах. И причина - даже не в том, что отечественная
действительность мало приспособлена

для людей с ограниченными возможностями.

Разнообразные приспособления для инвалидов - пандусы, подъёмники,
подзвученные светофоры и разметка для слабовидящих - до сих пор
воспринимаются у нас скорее

как блажь и роскошь. Качество исполнения подобных элементов иногда мало
согласуется со здравым смыслом. А переломать ноги на российских дорогах
и тротуарах

без особых усилий может даже зрячий человек.

Однако есть проблемы и другого рода. Известны случаи, когда люди
стеснялись выходить на улицу с собакой-поводырём. Как будто, если ты не
соответствуешь

неким стандартам здоровья, за стены свой квартиры лучше совсем не
показываться. Родственники тоже нередко считают инвалида <<вечным
больным>> и тщательно

оберегают от всего, не давая самостоятельно ступить и шага.

Наверное, такое отношение в чём-то свойственно и остальным людям. По
крайней мере, подопечные центра частенько рассказывают, как на улице им
пытаются <<помочь>>:

на пешеходных переходах просто хватают и, не спросив, куда-то тащат.

Похожую историю, совсем уж особого свойства, чуть позже пережили и мы
сами, когда вместе с собакой и инструктором прошлись по городу.
Разглядев на шлейке

надпись <<собака-поводырь>>, симпатичный встречный дедушка совершенно
искренне умилился: <<Ой, собачка!>> -- и полез гладить идущего по маршруту
лабрадора.

Тот факт, что за собакой идёт кинолог, а за ним - два корреспондента,
причём все они - люди сохранные и даже зрячие, -- замечен почему-то не был.

Специалисты Центра утверждают: многих, кто приезжает к ним за собакой,
по документам имея формальное право на её получение, приходится
дополнительно реабилитировать.

В Центре проводятся, например, занятия по пространственному
ориентированию для тех, кто, ослепнув, стал совсем редко выходить из
дома и неуверенно пользуется

тростью.

Иногда, получая собаку, человек говорит: <<Я буду ходить с ней мало - ну,
разве что в поликлинику>>. Потом, освоившись, люди входят во вкус к
прогулкам так,

что их сложно застать дома. Так что самая большая ценность, которую
обретают незрячие вместе с собакой, - это возможность не зависеть
постоянно от родственников

и прочих помощников, чувствовать себя полноценными людьми.

Правило первое. Пожалуйста, увидев на улице слепого с собакой-поводырём,
не забывайте: главный в этой связке всё-таки человек. Собака является
его глазами,

но это не значит, что он не понимает, что происходит, не контролирует
ситуацию или прямо сейчас остро нуждается в той помощи, которую вы
внезапно решили

ему предложить.

Вежливо обратитесь к незрячему. Если он передвигается по незнакомому
району, при необходимости объясните ему дорогу. При этом вместо
зрительных ориентиров

нужно упоминать расстояния и направления поворотов. То есть будет
гораздо больше пользы, если вместо: <<Увидите большой белый дом и возле
него повернёте

за угол>>, - вы скажете: <<Пройдёте сто метров прямо, у большого
перекрёстка повернёте направо, пройдёте ещё пятьдесят метров, дальше
спросите>>.

Ни в коем случае и ни при каких условиях не тяните за шлейку собаку и не
стойте у неё на дороге. Нет, вас не покусают - особенности породы и
дополнительный

специальный отбор свели такую возможность практически к нулю. Просто
собаки ориентируются иначе, чем люди. Неграмотной <<помощью>> вы можете
дезориентировать

поводыря и его хозяина, и вот тогда реальная помощь незрячему
действительно понадобится.

Что умеют лабрадоры?

В 80-х, когда собак-поводырей в нашей стране только начинали готовить,
пробовали работать с самыми разными породами. Проще говоря, работали с
тем, кто был

- и с овчарками, и с колли, и даже с эрдельтерьерами. Требование тогда
было одно - собака должна быть большой, потому что у маленькой тянуть
хозяина просто

не хватит сил.

Позже, когда появилась возможность выбора, из пород остановились на
лабрадорах и золотистых ретриверах. Исторически лабрадоры всегда жили
рядом с человеком,

сначала помогали рыбакам, позже приносили дичь охотникам. То есть эти
собаки по природе своей неагрессивны и настроены на сотрудничество.

Правда, в отличие от сторожевых псов, <<трудяги>>-лабрадоры не
предназначены для защиты хозяина. Но зато и на чужих они не нападают, и
смену хозяев переносят

достаточно легко, а это в процессе подготовки щенка важно.

Будущих поводырей в центре готовят так: специально отсматривают и
покупают щенков. Щенки для будущей подготовки подходят подрощенные, от
трёх месяцев, чтобы

можно было понять, как собака ведёт себя на улице. Особое внимание
уделяют тому, чтобы будущий поводырь не пугался шума. А вот чистота
породы рассматривается

скорее как гарантия его здоровья и спокойного характера.

В три месяца дрессировать маленького лабрика рано, поэтому сначала он
отправляется жить в семью волонтёров. Есть питомники, которые держат
щенков в вольерах,

но в Центре считают: собака с детства должна уметь жить в квартире,
знать, что такое хозяева, лифт, лестницы, часы прогулок. То есть
находиться в обстановке,

максимально близкой к той, в которой ей всю жизнь предстоит работать.

Обратно в Центр собаки возвращаются ближе к году, и только теперь
начинается их специализированная - по несколько часов в день -
подготовка. Собака-поводырь

должна уметь:

- Водить хозяина по нескольким постоянным маршрутам. Например, от дома -
на работу, в поликлинику, в парк, в магазин. Количество таких целей
зависит от

способностей собаки и интенсивности жизни хозяина. Лабрадор Терра, с
которой мы прошлись по городу, маршрутов в Железнодорожном выучила
шесть. Но для будущего

хозяина у него дома может освоить ещё штук тридцать.

- Водить хозяина по незнакомой местности по командам <<направо>>,
<<налево>>, <<вперёд>>. При этом <<держать линию>>, садиться перед каждым
препятствием (лежачий

полицейский, яма, сход с тротуара, край проезжей части). Что именно
находится перед ним, слепой понимает по слуху и пользуясь тростью.

- Обходить небольшие встречные препятствия - лежащие на тротуаре ветки,
колодезные люки, других людей. Посадкой сообщать хозяину о неожиданных
препятствиях

и лежащих на дороге или свисающих над дорогой предметах. Их опять же
проверяют тростью.

- Находить и подавать оброненную хозяином трость и другие предметы.
Кстати, предметы незрячему нужно подавать в руки. Собака тычется в них
носом.

- Подвести хозяина к дверям подъехавшего автобуса или троллейбуса,
спокойно вести себя в салоне во время поездки и помочь хозяину выйти.

- На улице и в незнакомом интерьере найти некоторые знакомые элементы -
дверной проём, скамейку, лестницу. Причём вверх по лестнице собака
хозяина тянет,

а вниз идёт медленно, ожидая, пока он спустится сам. Вообще кинологи
говорят, что в интерьере значение собаки гораздо меньше, чем на
улице. По помещению

многие передвигаются с тростью, а дома - вообще по памяти. Но тут
возможны варианты.

Правило второе. Собаку-поводыря нельзя привязывать. В процессе
дрессировки <<потяг за шлейку>> превращается для лабрадора в набор команд
со множеством значений:

<<вперёд>>, <<стоять>>, <<направо>>, <<налево>>, <<сесть>>. Так что поводок,
закреплённый за ограду или дерево, способен, пожалуй, сбить поводыря с
толку, если не

свести с ума. По крайней мере, собаку после такой процедуры придётся
успокаивать, а рабочие навыки - восстанавливать.

Если незрячий не может войти куда-то с собакой, действует общее правило.
Нужно найти охранника, попросить его некоторое время посмотреть <<за этой
специально

обученной, симпатичной и совершенно незлобной собакой>>, после чего
скомандовать поводырю лечь под стол или стул. Подняться оттуда собака
может только по

команде хозяина.

Нередко необходимость на время оставить где-то собаку превращается для
незрячих в настоящую отработку умения договариваться с людьми. Однако,
как показывает

практика, человек, который мог бы присмотреть за собакой, в подобных
случаях совершенно необходим.

Как сообщили в кинологическом центре, стоимость собаки-поводыря с учётом
покупки щенка, его содержания и обучения сейчас составляет около
четырёхсот тысяч

рублей.

Если принять во внимание все прочие расходы центра, а также подготовку
будущих хозяев, эту цифру, пожалуй, нужно удвоить. Увы, бывали случаи,
когда оставленных

ненадолго без присмотра беззлобных лабриков просто-напросто крали.

Собаки и люди

Пары собак и будущих хозяев в Центре собирает отдельный специалист.
Подрастающего щенка в течение всего года наблюдают, составляя подробное
описание его

характера. С претендентом на собаку тоже знакомятся, по возможности,
тщательно изучая его образ жизни, учитывая физические особенности и
пожелания. Потом

поводырь и его будущий хозяин две недели обучаются вместе, постепенно
<<притираясь>> друг к другу.

Столь скрупулезный отбор привёл к тому, что за всю историю Центра
полученных собак возвращали всего несколько раз. Пару раз, уже после
появления в доме

поводыря, у родственников слепого обнаружилась аллергия на собачью
шерсть. Ещё был случай, когда хозяин собаки умер.

- Это был молодой парень, - рассказывает Анна Сухова. Я уже не помню
толком, что же именно с ним случилось, но семья твёрдо сказала: <<Вы
потратили на подготовку

собаки столько сил, она должна продолжать работать>>.

Помню, я приехала за собакой в Уфу, вся семья провожала пса на перрон и
рыдала в три ручья. Но оставить собаку у себя они не согласились, хотя
могли. Потом,

после небольшой переподготовки, эта собака много лет водила другого хозяина.

Иногда поводыри и их обладатели с течением времени удивительно
приспосабливаются друг к другу. Например, среди подопечных центра был
человек, в способностях

которого передвигаться с собакой инструкторы долго сомневались. Он
прихрамывал и ходил, ощутимо раскачиваясь, но, встав в пару с сильным
поводырём, начал

<<выравниваться>> по собаке, чуть сильнее обычного зависая на поводке.

Один из воспитанных в центре лабрадоров в руках хозяйки вдруг приобрёл
привычку негромко лаять, если, заворачивая за угол их тихой улицы, видел
на ней людей.

Инструктора забеспокоились было, но хозяйка такой особенности своего
провожатого была только рада: <<Он тихонечко <<букнет>>, и я уже знаю, что
не одна, что

ко мне может кто-то подойти, обратиться с вопросом>>.

Ещё один пёс, живущий у слабовидящих супругов, с годами научился водить
спортивного мужа и хрупкую жену в совершенно разной манере. И, наконец,
самое страшное

<<отступление от устава>>, которое водится за некоторыми лабрадорами - это
умение мастерски и совершенно бесшумно таскать со стола еду, если
хозяева неосмотрительно

её там оставили.

Выходим на маршрут. Мир глазами собаки

Показать, как именно работают поводыри, нам вызывается кинолог Кира со
своей подопечной Террой.

Уже через месяц Терра отправится к своему хозяину в Москву, но пока не
знает, что на обратном пути её ждёт испытание: с Кирой мы заранее
договорились, что

тогда поводок в руки возьму я. Пока же собаку немного выгуляли и,
пристегнув жёсткую шлейку, поставили привычную задачу: <<Вперёд-магазин>>.

Однако, отойдя всего два метра от крыльца кинологического центра, собака
садится. В ответ на мой недоумённый взгляд Кира тыкает тростью в асфальт
- на дорожке

выбоина. <<Молодец, умница! Вперёд-магазин!>>

Потом Терра останавливается возле лежачего полицейского, при заходе и
сходе с тротуара, на краю проезжей части. Мы проходим мимо ближайшего
продуктового,

но, видимо, это не тот <<магазин>>, дорогу в который собака должна найти.
Когда, продвигаясь от крайнего столба декоративной ограды к опорам
остановки и

оттуда - к доске объявлений, мы совершаем небольшой крюк, я, наконец,
понимаю, как ориентируются поводыри и их хозяева.

Каждый маршрут разбит для собаки на отрезки между контрольными точками.
Например, в магазин мы шли так: от входа в Центр - мимо столбика входных
ворот -

до столба декоративной ограды - мимо опор остановки - до доски
объявлений... Если какой-то из отрезков собака прошла неправильно, нужно
вернуться к предыдущей

контрольной точке и <<переходить>>. Конечно, не в жизни, а в порядке
подготовки.

Позже на тот же <<набор инструментов>> -- контрольные точки, переходы между
ними, выбоины, бордюры, проезжие части собака будет мысленно разбивать
любой новый

маршрут. Нужны контрольные точки и хозяину: почувствовав, что за ним не
слишком следят, на развилке маршрута иной несознательный поводырь может
порой не

удержаться да и свернуть с дороги <<вперёд-на работу>> на дорогу <<вперёд-в
парк>>.

Да, ещё важное. Светофоров собака-поводырь не различает - они
расположены для неё слишком высоко. Так что подзвученный светофор даже
при передвижении с

собакой и тростью для слабовидящего - очень приятный бонус.

По эту сторону шлейки. Мир с точки зрения слепого

Наконец, доходим до магазина. Терра радостно тычется мордой в косяк
двери, показывая - <<где магазин?>> - конечную контрольную точку маршрута.
На двери красуется

крупная наклейка <<Вход с собаками запрещён>>.

- Это появилось вскоре после того, как мы начали водить сюда собак, -
рассказывает Кира. - Хотя мы никогда не пытались войти внутрь, и многие
знают, что

именно у нас за собаки. (Не заметить табличку <<собака-поводырь>> на
специальной жёсткой шлейке действительно сложно).

- Вообще с собаками у нас много куда не пускают, - вздыхает Кира (помимо
Джойстика, которого мы видели в Центре, дома её ожидает ещё один
питомец). - Я

не знаю, что делать в этом случае слепым. По-разному люди выкручиваются.

Мы заранее решили, что на улице я не буду надевать специальные очки, в
которых, завершая подготовку собаки, инструктор должен пройти с ней по
незнакомому

маршруту.

В них совсем ничего не видно, а у зрячего человека при попытке
перемещаться с закрытыми глазами может с непривычки закружиться голова.
Неожиданно рухнуть

посреди тротуара как-то не хотелось бы, тем более, что и Терра, увидев,
как Кира передала мне шлейку, волнуется.

Несколько метров она не держит линию, а, скорее, пляшет по тротуару,
оглядываясь на нас попеременно. Это и понятно: питомник приобрёл Терру
подростком,

отдавать её волонтёрам было поздно, и несколько последних месяцев она
прожила у Киры дома. А теперь поводок в руки внезапно взял кто-то ещё.

- Хвалите её, хвалите!

- Умница, молодец, молодец! Вперёд-домой! - командую я и перехожу почти
на бег. По моим ощущениям зрячего и к тому же с опытом занятий танцами
человека,

тянет Терра всё-таки сильно. Хотя её будущему хозяину - молодому
человеку - такая манера будет, скорее всего, в самый раз.

Край тротуара - прикорм - похвала - команда - бордюрный камень - снова
прикорм. От строгого инструктора мне тут же влетает за то, что я
прикармливаю собаку

неправильно. Нужно - строго с левой стороны и не позволять сильно
отворачивать морду с маршрута, а не то собьёмся.

Проезжая часть. Привычные к подобным картинам местные водители послушно
замирают на поднятую белую трость. А я с ужасом думаю, разглядит ли её
при необходимости

вечно мчащийся Ленинский проспект в Москве (четыре полосы в каждую сторону)?

Доска объявлений - остановка - огибаем люк колодца - бордюрный камень -
нерегулируемый съезд! Машины отсюда выворачивают нечасто. Но дорога так
круто уходит

под горку, что экстренно затормозить на таком уклоне способен, пожалуй,
редкий водитель.

- Кира, а как незрячие ориентируются на таких вещах?

- По слуху.

Меня охватывает паника.

Наконец, ворота, сразу за ними - лежачий полицейский - выбоина в
асфальте - входная дверь!

В финале с Терры торжественно снимают рабочую шлейку, давая понять, что
теперь она <<не при исполнении>>, и опять выгуливают.

9a501aa32d4398c3598a3b14bac57cf4.jpg

Я же получаю от кинолога вердикт: <<Слепой непослушный, но обучаемый>>.

Что сказать, освоить разом все премудрости хождения с собакой
действительно непросто. Но главное ощущение: необходимость постоянного
внимания, которое нужно

уделять одновременно в разные стороны, - собаке, дороге под ногами,
окружающим шумам - очень <<включает>>. И она же очень выматывает. Пожалуй,
если бы меня

во время такой прогулки кто-то стал дёргать вопросами, я бы не обрадовалась.

Тем временем, оказывается, что уже почти вечер. А ведь нам ещё
добираться до Москвы! Мы прощаемся с хозяевами, и в глаза нам опять
понимающе смотрит милый

Джойстик.

Дарья Менделеева, Анна Гальперина

Источник:

Православие и мир

http://dislife.ru/articles/view/37077#cut

   2015-04-15 15:50:11 (#3254758)

[mgr] Об оказании помощи членам Хакасской региональной организации ВОС

Об оказании помощи членам Хакасской региональной организации ВОС

15 апреля 2015

Лесные пожары, охватившие Республику Хакассию нанесли огромный урон
жителям республики. В числе других пострадали члены Хакасской РО ВОС. По
предварительным
данным, наиболее серьезно пострадали два члена ВОС, один из которых
воспитывает 4-х малолетних детей. Они остались без крова и средств к
существованию.

Президент ВОС А. Я. Неумывакин поддержал обращение Хакасской РО ВОС о
помощи пострадавшим и направил руководителям организаций, предприятий,
учреждений
и активу ВОС письмо с просьбой по возможности организовать оказание
посильную материальную или финансовую помощь пострадавшим.

Реквизиты Хакасской РО ВОС:

таблица из 2 столбцов и 6 строк
ИНН/КПП

1901022604/190101001

ОГРН

1021900002343

Расчетный счет

р/с 40703810171020002057

Наименование банка

Отделение No 8602 Сбербанка России г. Абакан

Корреспондентский счет

к/с 30101810500000000608

БИК

049514608
конец таблицы

Пресс-служба ВОС

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3487:2015-04-15-06-07-44&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59

   2015-04-15 15:26:12 (#3254750)

[mgr] РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ. ЗИМНЕЕ СВИДАНИЕ С ЧЕХИЕЙ. (продолжение)

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ЗИМНЕЕ СВИДАНИЕ С ЧЕХИЕЙ

Продолжение. Начало читайте в NoNo 2,3

Экскурсию по замечательному очагу технических чудес продолжает пан Иво.
Припоминая выученные в школе русские слова, он ведёт интернациональную
компанию
в зал, где выставлена собранная за 60 лет коллекция автомобилей. Вокруг
нас, цокая коготками, бегает Джесика. Подойдя к верёвочке, ограждающей
экспонаты,
гид решительно снимает её, и мы проходим туда, куда не допускают зрячих
посетителей. Нам особенно понравился кабриолет 1910 года выпуска с
роскошными кожаными
сиденьями, но на деревянных колёсах, на которых, к моему удивлению,
нахожу аккуратно вырезанный протектор. Скользя рукой по уходящему далеко
вперёд лакированному
капоту, добираюсь до хромированной радиаторной решётки, по разные
стороны от которой обнаруживаю большие круглые фары. Раритет не
производит впечатления
чего-то примитивного. Я бы с удовольствием прокатился на нём.

Выясняется, что одна из первых в Чехии пожарных машин изначально была
эксклюзивным лимузином. Хозяин автомобиля не сумел вовремя рассчитаться
за взятый
кредит. Банк, отобрав роскошную <<игрушку>>, продал её муниципалитету, по
заказу которого она была переоборудована. После дактильного обследования
понимаю,
что конструкция очень похожа на аналогичное средство передвижения из
мультфильма <<Кошкин дом>>: так же за кабиной водителя по обеим сторонам
выдвигающейся
вперёд и вверх лестницы боком закреплены жёсткие сиденья для <<боевого
расчёта>>.

Осмотрев значительную часть коллекции, перемещаемся в обширное
помещение, где дети и родители рассматривают Эйфелеву башню и другие
инженерные сооружения,
изготовленные из деталей чешского конструктора <<Меркур>>. Вот дорогая
моему сердцу металлурга модель доменной печи, затем от полуметрового
чёртова колеса
переходим к железной дороге с арочным мостом. По нему, издавая гудки и
весело пыхтя, проезжает состав. Улучив мгновение, касаюсь ладонью
маленького паровозика,
трудолюбиво тянущего вагончики. Подъёмный кран и нечто напоминающее
грузовик наверняка соорудили мальчишки, а детскую коляску собрала
девочка. К сожалению,
у нас нет времени, чтобы тоже создать что-нибудь достойное, но всё же
присаживаемся к столу возле коробок с полезной и такой привлекательной
мелочью.
Подобное богатство когда-то было и у меня, только возможностей здесь
значительно больше. Иво рассказывает, что раз в месяц они всем
коллективом остаются
после работы и терпеливо разбирают изделия юных инженеров, естественно,
оставляя самые выдающиеся экземпляры для экспозиции.

Следующий зал музея посвящён энергетике. Осмотр начинаем с макета
гидроэлектростанции, могучая плотина которой перегораживает русло реки.
Нам показывают,
где находятся шлюзы и машинный зал. Вдруг водохранилище наполняется
водой. Турбины начинают вращаться. Поток водопадом низвергается в чашу
за плотиной.
Это гид привёл модель в действие, чтобы мы получили представление о том,
откуда берётся электричество. Ощупывая работающую ГЭС, заодно смываем с
рук собранную
пыль. Зденек шутит, что сотрудники музея любят незрячих экскурсантов,
потому что после них все экспонаты остаются чистыми.

Потом нам демонстрируют мини-копии водяных мельниц. Они разнятся
способами приведения их в действие: у первой поток воды подавался
сверху, у второй колесо
погружалось наполовину, а у третьей вода двигала его снизу. По-видимому,
это зависело от силы и скорости течения. Снова наполняется условное
русло, а механизмы
приходят в движение. Иво пресекает мою попытку дотронуться до одного из
них, предупреждая, что раскрутившиеся лопасти могут чувствительно
ударить по пальцам.
Удалось потрогать и локомобиль на широких металлических колёсах. Ещё
недавно этот предшественник современной сельскохозяйственной техники
помогал крестьянам
в их нелёгком труде. Уже после нашего отъезда в музее нашёл прибежище
старинный пароход оригинальной конструкции.

Когда-то на чехословацких самолётах учились летать курсанты стран --
членов СЭВ. Помню, как на аэродроме ДОСААФ, откуда юных парашютистов
поднимал в небо
отечественный <<кукурузник>>, стояли рядами и эти изящные <<птички>>.
Оценив, насколько огромны реактивные и турбовинтовые двигатели,
возносившие лайнеры ввысь,
переходим к осмотру приборов, помогающих разгадывать тайны микромира.
Как известно, данной продукцией снабжались все социалистические страны.
Здесь представлена
эволюция электронных микроскопов. Осматриваем несколько последовательно
подсоединённых и довольно объёмных металлических коробок: в одной из
них находятся
аккумуляторы, в других -- электроника. На экране можно рассматривать
мельчайшие фрагменты объектов. Последующие модели становились всё
элегантнее и уже
позволяли осуществлять фотосъёмку. Опытный провожатый показывает, куда
закладывали изучаемый материал, где находятся управляющие элементы.

Идти дальше Элишка категорически отказалась, боясь причинить
непереносимые страдания своему абсолютному слуху. Заинтригованных
экскурсантов ожидала коллекция
действующих музыкальных автоматов позапрошлого века. Иво демонстрирует
нам тонкий металлический диск диаметром в полметра. На его поверхность
нанесены
довольно крупные бугорки, напоминающие брайлевские точки. Наш гид
вставляет его в старомодный шкаф, что-то крутит, и вдруг начинает
звучать приятная мелодия.
Следующий аппарат, недра которого укрыты под лакированным деревом, нужно
заводить специальной рукояткой. Мы проворачиваем её и трижды
прослушиваем весёлую
мелодию. Вот и механическое пианино, знакомое по фильму Никиты
Михалкова. На нём можно музицировать как на обычном инструменте или с
помощью пружины успешно
изображать игру. По-видимому, из-за того, что некогда по моим ушам
весело <<прогулялись медведи>>, качество сконструированной музыки мне
понравилось. Пожалуй,
если бы я не знал о её природе, решил бы, что слышу живое исполнение. В
холле на память приобретаю аудиозапись полного собрания механических
сочинений.

Утомлённые и любознательные скитальцы вполне оценили грандиозность
размеров музея, а всё же, попав на обычную улицу, я не сразу поверил,
что и она целиком
находится под крышей. Мы идём по брусчатой мостовой почти вековой
давности. Зайдя в пивную, на стойке нахожу кран, из которого хозяин
наливал страждущим
пенный напиток. Неподалёку громоздится и бочка. Переходим в бакалейную
лавку. Там на полках и в корзинах разложены лук и картофель. В углу
стоит молочная
фляга. Следующая дверь с окошком, в него принимал заказы слесарь.
Осматриваем крохотную мастерскую, из которой можно пройти в жилую
комнату и кухоньку.
Судя по скудной обстановке, небогато жил кустарь-одиночка. Соседний
кабинет стоматолога тоже скромен. Рядом с зубоврачебным креслом на
столике разложены
устрашающего вида инструменты. Тут же стоит бормашина, приводимая в
действие педальным приводом. Сердце моё наполняется сочувствием к
страдальцам того
времени.

Пора возвращаться в действительность. Хлопотный день уступает бразды
правления ранним сумеркам. Конечно же, невозможно за одно посещение
осмотреть все экспозиции,
но приветливые хозяева постарались показать нам всё самое интересное.

Тепло попрощавшись с паном Иво, поднимаемся в кабинет Элишки. Пока дамы
приводят себя в порядок, поближе знакомлюсь с оснащением Джесики. На
ней, кроме
лёгкой попонки с чёткой надписью <<Собака-проводник слепого>> и поводка с
ошейником, ожерельем висят на шее бубенчики. По их негромкому звону
хозяйка может
определить местоположение верной спутницы. Так как её функции сегодня
частично выполнял Зденек, хвостатой умнице довелось немножко
полентяйничать без шлейки.

Несомненно, знакомство с музейным великолепием обогатило нас духовно, но
физиология напоминает, что неплохо было бы подкрепиться и пищей
телесной. До возвращения
в Прагу остаётся ещё несколько часов, а значит, мы спокойно направляемся
в ресторанчик по выбору принимающей стороны. Встретивший нас метрдотель
провожает
к свободному столику. Следующая за нами Джесика не вызывает ни у кого
удивления или отрицательных эмоций. К сожалению, в Москве ситуация
совсем иная. Впрочем,
исходя из собственной практики, утверждаем, что добиться, чтобы
собаку-проводника беспрепятственно пропускали в музеи, театры и кафе,
реально и в России.
Правда, придётся терпеливо объясняться с персоналом, знакомя
сотрудников со всеми соответствующими административными актами. За
нескончаемыми разговорами,
вкусной едой и превосходным чешским <<пивочком>> мы ухитрились опоздать на
подходящий трамвай, сбежавший от нас точно по расписанию. Если
дожидаться следующего,
мы гарантированно не успеем. Выручило такси, но вся наша компания не
могла уместиться в машине, поэтому, простившись с Элишкой и Джесикой,
устремляемся
на вокзал. Подъезжаем за пару минут до отправления. Едва успеваем
выразить Зденеку и его отсутствующей супруге искреннюю благодарность за
приём и пригласить
нанести ответный визит в Волоколамск, как стюард настойчиво предлагает
нам занять свои места. Двери закрываются и автобус трогается. До
свидания, добрый
город Брно и его гостеприимные жители!

Андрей и Татьяна Усачёвы

Продолжение читайте в следующем номере.

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3483:mat-journal-our-life-2015-04-04&catid=326:cat-journal-our-life-2015-04&Itemid=184

   2015-04-15 15:17:01 (#3254745)

[mgr] ТИФЛОМИР. <<СТАРШИЙ БРАТ>>

ТИФЛОМИР

<<СТАРШИЙ БРАТ>>

Что такое ВОС? Кто-то в ответ на этот вопрос перескажет первую статью
Устава, а для меня ВОС -- как старший заботливый и внимательный брат. Он
не преподносит
мне всё желаемое на блюдечке с золотой каёмочкой, а создаёт условия для
поиска, нахождения и реализации всего нужного для развития и решения
жизненных
проблем различного характера. Кто-то может сказать, что я преувеличиваю,
но посудите сами.

Сейчас часто говорят, что молодёжь не идёт в ВОС, а я себя не
представляю без Общества. Самые ранние мои яркие воспоминания -- это
разучивание стихов с мамой,
а потом утренники в красном уголке Михайловского УПП ВОС. Дорога до него
поначалу была очень длинной, а если погода капризничала, то и опасно
скользкой,
например, перед новогодней ёлкой, но это нас с мамой не пугало. Мы
никогда, ни при каких обстоятельствах, не пропускали ни одного
утренника. Когда мне
было около четырёх лет, нам повезло: мама получила квартиру в одном
дворе с красным уголком и библиотекой.

Во время учёбы в начальных и средних классах школы особенно интересными
были встречи с шефами -- работниками УПП нашей области. Сначала был
совместный концерт
подшефных и шефов, а затем, на мой взгляд, начиналось самое интересное:
общение с гостями. Ученики каждого класса собирались в своей классной
комнате вместе
с двумя или тремя шефами. Бывало, что они привозили в подарок
какую-нибудь игру, и мы вместе играли, а бывало, что гости делились
своим жизненным опытом,
как практическим, так и теоретическим. Так, на одной из таких встреч я
узнала показавшееся мне тогда загадочным и волшебным слово
<<программист>>. Долгое
время мечтала об этой профессии.

Были и другие формы общения со старшими поколениями восовцев. С
четырнадцати лет мы часто посещали Саратовский клуб ВОС (я училась в
трёх школах: Серафимовической,
Михайловской, Саратовской). Праздничные концерты, балы, <<капустники>>,
вечера отдыха, соревнования по шашкам.

В средних и старших классах мы ходили на УПП ВОС на практику.
Заработанные нами деньги перечисляли на счёт нашего класса и тратили их
на проведение выпускного.

Сданы выпускные экзамены, закончился вечер, и мы на пороге новой жизни.
По-моему, я ещё до школы как-то заявила маме: <<На УПП я работать всю
жизнь не буду>>.
Попыталась приступить к осуществлению своей детской мечты -- поступить на
механико-математический факультет. Явно это не было моей судьбой, и
южный город
Ростов-на-Дону, наверное, не для меня. Я не любила в школе писать
решение задач и на экзамене написала ответы, а когда пришло время
диктовать свою работу,
решила выпендриться... Это закончилось неудачно и глупо. Мне предлагали
сразу же отдать документы на матфак, я отказалась. Вернулась на родину,
устроилась
радиомонтажником на УПП. И здесь благодаря ВОС и комсомолу проводились
различные мероприятия среди молодёжи различных предприятий области,
встречи, слёты,
соревнования. Меня в первый день работы на УПП готовы были вытащить на
турслёт, но администрация сказала, что пока мне не с чего
командировочные насчитывать.

Через год я, выбрав более северный район, отправилась поступать в
Калининский университет. И поступила, но на математический факультет.
Отказаться от детской
мечты меня побудила мысль, что у учителей круг общения шире, чем у
программистов, а значит, не будет в будущем необходимости решать
проблему одиночества.

Получая образование, я не была далека от ВОС. С его помощью во время
каникул прошла курс реабилитации в ЦШВТС, где научилась печатать на
пишущей машинке,
благодаря этому освоила перфоратор, то есть сама печатала для себя
перфокарты.

ВОС организовывало мой отдых во время каникул, содействовало развитию
моих увлечений: я с удовольствием посещала шашечный кружок на
Калининском УПП ВОС.
Когда во время одних из каникул решила подзаработать денег, мне помогли
трудоустроиться на это время на предприятие.

При распределении, как бы не хвалило меня руководство факультета, никто
не спешил пригласить меня на работу. К сожалению, тогда ещё не было
<<говорящих>>
программ для компьютера. В дело вмешался счастливый случай, в результате
я -- преподаватель ЦШВТС (теперь ЦРС) ВОС. На память в очередной раз
приходит любимая
с детства строчка: <<April, April was macht er will...>> Что в переводе с
немецкого: <<Апрель, апрель, что хочет, то и делает>>. Как ни удивительно,
на апрель
приходятся дни рождения <<НЖ>>, ВОС и мой. В этом месяце началась моя
педагогическая деятельность. Впервые под статьёй в <<НЖ>> подпись <<Т.
Усачёва>> появилась
в апрельском номере 2011 года.

Именно работа нашего Общества помогла мне встретить человека, который
делит со мной все мои трудности, радости, заботы и интересы. И теперь
уже мы вместе,
когда бывает возможность, участвуем в мероприятиях ВОС, например, кубках
<<КИСИ>>.

Открытая почти 55 лет тому назад Школа подготовки собак-проводников в
конце прошлого века подарила нашей семье великолепного, умного и
красивого друга,
компаньона, проводника -- немецкую овчарку Рицу. Она окружала нас своей
заботой и вниманием одиннадцать лет.

Понятное дело, что под аббревиатурой <<ВОС>> я часто имею в виду человека
или небольшую группу людей, иногда МО или РО. Так, например, когда-то я
была в командировке
в Новосибирске без сопровождающего. Одна женщина из МО познакомила меня
с районом, где находилась гостиница, показала городские
достопримечательности,
причём всё это делала не по моей просьбе, а по инициативе кого-то из
данной МО.

Если каждый из нас будет не только брать, но и отдавать, ценить
получаемое, тогда подобных мне счастливчиков, ощущающих защиту и заботу
ВОС, станет больше,
и наше Общество будет развиваться и процветать, а у молодёжи не
возникнет желания обходить ВОС стороной.

Татьяна Усачёва

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3485:mat-journal-our-life-2015-04-02&catid=326:cat-journal-our-life-2015-04&Itemid=184

   2015-04-15 15:14:31 (#3254744)

[mgr] БИБЛИОТЕЧНАЯ МОЗАИКА. ШРИФТ БРАЙЛЯ --

БИБЛИОТЕЧНАЯ МОЗАИКА

ШРИФТ БРАЙЛЯ --

ЭТО ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ

Читаем пальцами, воспринимаем умом, принимаем сердцем, выражаем
чувствами -- эти слова стали девизом праздника, который устроила
Ставропольская краевая
библиотека для слепых им. В. Маяковского для своих читателей. Его героем
стал шрифт Брайля. Он объединил в этот день многих знатоков и
поклонников, пожелавших
рассказать о нём через художественное чтение. В рамках празднования надо
было прочитать вслух произведение собственного сочинения на любую тему,
но обязательно
записанное по Брайлю. То есть продемонстрировать знание рельефного
письма и чтения. Но это не соревнование, тут не было победителей и
аутсайдеров, здесь
звучали искренние и восторженные отзывы людей о шрифте, который стал
важной вехой в истории их жизни, значимой частью становления личности.

На праздник пригласили активных брайлистов из многих городов и
посёлков Ставрополья. Пришли также представители городской и районной
власти, средств
массовой информации, школьники 10 класса общеобразовательной школы No 29.
Среди гостей были мамы незрячих детей, учителя, музыканты, домохозяйки,
поэты.
В рамках праздника была организована познавательная выставка
тифлотехнического оборудования, рельефно-точечных книг.

Открыла мероприятие библиотекарь Георгиевского филиала Светлана
Радченко, прекрасно владеющая Брайлем. После выступления она
предоставила слово гостям.
Вспоминали М. Лермонтова, читали произведения собственного сочинения.
Каждый имел возможность заявить о себе.

Николай Осипенко подготовил статью о проблемах современной медицины,
поведал о том, что здоровье зависит не только от своевременной
врачебной помощи,
а также от настроя на хороший результат самого человека.

Валентина Морозова в своём стихотворении рассказала, почему не пишет
стихи о войне. Всё просто: война -- это боль, несчастье и горе, а зачем
приносить всё
это в мир, где и так много негатива? Она вместе со Светланой Радченко
исполнила песню, в которой призывала всех женщин не грустить и не
печалиться, а
радоваться каждому новому дню. Самая пожилая участница, Надежда
Меркурьева, уже переступившая восьмидесятилетний порог своей жизни, на
практике показала,
что не унывает: она повеселила всех юмористическим стишком на
антиалкогольную тему.

Участники праздника получили подарки, а напоследок спели знаменитую
песню Олега Митяева <<Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались>>.

Я решила поговорить с присутствовавшими на мероприятии восовцами, задав
им вопрос о роли Брайля в их жизни. Вот что они ответили.

Римма Баум родилась и выросла в небольшом посёлке Кабардино-Балкарии.
Пока ей не исполнилось семь лет и родители не отдали её в Кисловодскую
школу для
слепых детей, русским языком она не владела. Как вспоминает женщина,
именно возможность получать знания на русском открыла ей дорогу в
огромный и очень
захватывающий мир. Ей было интересно всё, а учителя максимально
старались дать как можно больше нового, нужного и важного. Римма
рассказала, что Брайль
помог ей не только окончить школу на <<хорошо>> и <<отлично>>, но и расширил
её маленький замкнутый мир знаниями о природе, внешнем виде тех
предметов, которые
она не могла увидеть. Римма призналась: <<После школы учиться я не стала,
а полностью посвятила себя мужу, а потом и маленькому сыночку. Брайль
прочно вошёл
в повседневный быт. С его помощью я записывала вкусные мамины и
бабушкины рецепты, подписывала банки с солениями, маркировала лекарства.
Я самостоятельно
веду счета за коммунальные услуги, фиксирую необходимые покупки, пишу
письма друзьям и знакомым и даже компьютер изучала, переписывая
необходимые команды
по Брайлю.

Я думаю, что Брайль должен знать каждый незрячий человек, только тогда
он сможет считать себя грамотным, получить профессию, быть уважаемым в
глазах своих
детей, близких>>.

Олег Бочаров известен в нашем городе и за его пределами как автор
душевной музыки, преподаватель, дружелюбный, общительный человек. В 14
лет он в результате
травмы полностью потерял зрение. Был направлен на обучение в
Кисловодский интернат, который с успехом окончил. Вопреки уговорам
преподавателей стать массажистом,
поступил в Курское музыкальное училище. На вопрос о том, что было самым
сложным при смене зрячей школы на специализированную, Олег Иванович
сказал: трогать
всё руками, даже буквы, воспринимать мир на слух. После окончания
музыкального училища работал в местном сельском клубе. Затем -- в школе
для слабовидящих
Георгиевска. Сейчас преподаёт музыку в общеобразовательной школе No 4.

Олег Иванович напомнил: <<Если человек, который видит, не будет читать и
писать, он станет неграмотным, это если мягко сказать, а в целом --
духовно неразвитым.
То же самое и со слепыми. Через Брайль мы получаем точно такую же
информацию, как и зрячие через плоскопечатный шрифт. А значит, можем
формировать
своё мнение о мире, в котором живём, судить о ценностях, обладать
необходимыми знаниями, просто жить так, чтобы не чувствовать себя обузой
для других.
Каждый восовец, который хочет оставаться человеком, не превратиться в
животное, должен знать Брайль. Его можно учить в любом возрасте, даже
для пожилого
человека он откроет ещё невиданные дали творчества, а в повседневной
жизни даст чуточку больше свободы, станет мерилом независимости, поможет
памяти немного
расслабиться>>.

Выпускник Харьковской гимназии для слепых детей им. В.Г. Короленко
Александр Козлов рассказал: <<Впервые я познакомился с системой чтения
по Брайлю в
пятилетнем возрасте. В этом заслуга библиотекаря специальной библиотеки
для слепых Донецка, где я жил со своей семьёй, а также моим родителям.
Любовь
Серафимовна, к глубокому сожалению, фамилию не помню, посоветовала
маме и папе научить меня читать и писать. Показала, что такое
рельефно-точечный
шрифт, объяснила, что он существенно поможет мне потом в школе, за что я
ей благодарен и по сей день. Как оказалось, это, действительно, помогло
мне.
Долгие годы я был отличником, открывал в книгах нечто новое, то, что не
увидишь просто так на улице, особенно, когда имеешь совсем небольшой
остаток зрения.

Учителя говорили, что Брайль -- это не только грамотность, но и
возможность повышать чувствительность пальцев, а для слепых это важно и
в быту, и на работе.

После окончания школы я решил поступать в университет на юридический
факультет. Учился в нескольких учебных заведениях, но писал везде по
Брайлю. Не могу
сказать, что это просто, но сейчас понимаю, что это нужно. Такая
способность не только сделала меня профессиональным юристом, но и
научила сокращать текст,
быстро запоминать то, что диктуют или говорят. Важно же не просто
записать, а не отстать от зрячих одногруппников. И диплом защищать
пришёл с тезисами,
написанными по Брайлю.

Хочу обратиться к тем, кто потерял зрение уже взрослым человеком, --
учите Брайль, он поможет вам оставаться на той же ступени развития, что
и зрячие, даст
независимость и облегчит жизнь. Брайль должен знать каждый незрячий,
чтобы быть не только грамотным, но и способным чётко выражать своё
мнение>>.

К этим отзывам моих собеседников хочу добавить и свои. Сегодня я
полностью слепая, хотя ещё семь лет назад у меня было зрение, я могла
читать плоскопечатные
книги, писать обычной шариковой ручкой. Я окончила Георгиевскую школу
для слабовидящих детей, после неё училась в массовой школе, техникуме,
юридическом
институте. Решив получить второе высшее образование, никак не могла
предположить, что после болезни ослепну. Тем не менее, не в моих
правилах бросать что-то
на полпути. Совместно с родителями приняла решение довести до
логического конца учёбу на психологическом факультете и стать
специалистом в этой области.
Готовясь к защите дипломной работы, решила записать тезисы своей речи
авторучкой, достала из стола лист бумаги и только тогда осознала, что
писать-то
я не умею, и читать тоже. Я поняла, что это очень большой пробел в
моём образовании. Ощупывая пальцами каждую букву, водя рукой по тексту,
ты не только
узнаёшь что-то новое, но и постигаешь основы грамотности, стилистику,
логику и последовательность изложения мысли. Брайль -- это неоценимые
уроки правильного
русского языка!

В век высоких технологий он лёг в основу дисплеев, принтеров, других
новинок технического прогресса, но воспользоваться ими невозможно, если
нет навыка
чтения и письма с помощью грифеля и рук.

Я очень хорошо владею компьютером, пишу статьи для региональной прессы,
как видите, написала и этот материал, но шрифт Брайля так и не изучила.
Всему виной
собственная лень, которую надеюсь всё-таки побороть, чтобы не остаться
безграмотным человеком, имея два высших образования.

Вероника Филиппова

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3479:mat-journal-our-life-2015-04-08&catid=326:cat-journal-our-life-2015-04&Itemid=184

   2015-04-15 15:12:11 (#3254743)

[mgr] ОТ РЕДАКЦИИ. ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ ИТОГИ

ОТ РЕДАКЦИИ

ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ ИТОГИ

Более года назад было объявлено о проведении творческого конкурса среди
незрячих самодеятельных корреспондентов и литераторов, посвящённого
90-летию ВОС
и аналогичному юбилею журнала <<Наша жизнь>>. Пришло время подвести его
окончательные итоги. Следует заметить, что в редакцию поступили десятки
откликов
от наших дорогих подписчиков, а так как они снова стали главными
экспертами, эта активность приятно удивила, дав богатую пищу для
размышлений. Замечательно,
что некоторые завсегдатаи редакционной почты, сами являясь претендентами
на призовые места, написали обстоятельные и объективные, а главное --
достаточно
точные отзывы на произведения товарищей по перу. Мнения
профессиональных журналистов и членов редакционной коллегии, в основном,
совпали с оценками незрячих
читателей. Это наглядно свидетельствует, что подавляющее большинство
рецензентов обладает хорошим вкусом, являясь интеллигентными и
начитанными поклонниками
словесности.

Ради справедливости, необходимо подчеркнуть, что при утверждении
результатов кандидатуры литературных корифеев ВОС вообще не
рассматривались, хотя искренних
восторгов в адрес Леонида Смелкова и его тёзки Авксентьева хватало. По
тем же вполне понятным причинам в состязаниях талантливых любителей не
участвовали
и сотрудники редакции. Если бы вопрос о публицистических приоритетах
обсуждался пару лет назад, то в элитной пятёрке наверняка оказались бы
Рифкат Гардиев
и Дмитрий Гостищев, но, увы, за последнее время эти самобытные
универсалы ничем выдающимся не запомнились. Видимо, им стало слишком
трудно постоянно тянуться
к художественным вершинам, которых уже достигали раньше, а уступать
самим себе в мастерстве исполнения очень не хочется. Пожалуй, к
заветному <<пьедесталу>>
ближе других подобрались Нина Зайцева и Елена Федосеева, Геннадий Глухов
и Владимир Рогожкин. Впрочем, в <<пишущих массах>> ещё немало
перспективных созидателей,
но их победы впереди.

Несмотря на острую конкуренцию, на самой финишной прямой успех всё-таки
сопутствовал <<испытанным гвардейцам>>, в том числе сотруднице
Красноярской спецбиблиотеки
Галине Шушковой и руководительнице Архангельской РО ВОС Надежде
Нельзиковой. Они привлекли общее внимание, прежде всего, языковедческими
эссе. На этот
раз, наконец-то довелось попасть в призёры и заслуженному ветерану
Владимиру Рачкину. Замечательно, что у слепоглухого публициста из
Перми в последние
годы открылось второе дыхание. Опытных редакторов и наших дорогих
читателей очень радует появление сравнительно молодых и перспективных
журналистов и литераторов.
Минувший год был на них особенно урожайным, поэтому нас не беспокоила
номинация <<Лучший молодой автор>>. Просто нужно было выбрать из
нескольких достойных.
В итоге отмечена Анастасия Павлюченкова из Твери. Она оказалась самой
плодовитой и универсальной журналисткой с литературоведческим уклоном.
Члены редколлегии,
работники журнала и подписчики единодушно решили присудить гран-при
Татьяне и Андрею Усачёвым. Незрячие супруги из Волоколамска сразу же
уверенно возглавили
творческий марафон и безоговорочно заслужили престижную награду.

С удовольствием поздравляем победителей, а остальным соискателям желаем
удач в будущем! Мы всем вам благодарны за помощь, ведь без надёжной
<<группы поддержки>>
наше совместное детище не могло бы существовать! В заполнении рубрик нам
очень помогает способность нынешних лауреатов писать на заданные темы и
умение
самостоятельно находить интересные или крайне актуальные сюжеты. Давайте
будем равняться на лучших, чтобы <<НЖ>> оставалась на высоте!

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3480:mat-journal-our-life-2015-04-07&catid=326:cat-journal-our-life-2015-04&Itemid=184

   2015-04-15 15:08:03 (#3254742)