Мир, в котором
Название для этой небольшой статьи почти своровано. У кого? Потерпите
немного, сейчас расскажу. Начну с вопроса: как книги становятся
культовыми? Ответить
не так просто, как кажется на первый взгляд. Много ли общего между
<<Тремя мушкетерами>>, <<Записками о Шерлоке Холмсе>> и <<Над пропастью во
ржи>>?
Культ Дома
Единственное, что объединяет персонажей, спокойно шагающих из одного
десятилетия в другое - уникальность. Нельзя придумать второго капитана
Немо или Фродо,
Гарри Поттера или Сталкера. Все подобное - лишь более или менее бледная
<<римская копия с греческого оригинала>>. Культовые книги зачитывали до
дыр, их не
возвращали друзьям и в библиотеку, теперь по ним пишут многочисленные
фанфики.
1769c038a3b324fee708c8fdbbf0b7c7.jpg
В 2009 году вышла книга Мариам Петросян <<Дом, в котором...>>. Спустя почти
шесть после публикации можно констатировать факт: тысячастраничный роман
ереванской
писательницы, пишущей на русском, стал культовым.
Известно, что писался он 18 лет, вариантов имел не меньше, чем <<Мастер и
Маргарита>>, что первую премию получил, еще не будучи толком
напечатанным. Что абсолютно
непонятно: как в эпоху, когда утверждается, что подростки: читать не
любят, сложную литературу - тем более, и рассуждать о духовности - не
их... В общем,
как получилось, что <<перегруженная>> сюжетными сплетениями, персонажами,
абстракциями и рассуждениями, объемная как <<Война и мир>> книга, шумит в
Сети не
первый год? И это только первая загадка.
Всё не то, чем кажется
Вторая - сам сумеречный мир Дома, мир, выстроенный Мириам Петросян по
кирпичику. Мир, в котором узнают себя самые странные и отверженные
персонажи реальности.
Мудрая и непростая книга, вчитываться в которую не лень. К чему я веду?
cc4bfb4b29af3bda4b7ca6cb02435435.jpg
Если вы еще не слышали об этой книге и ее удивительной истории, время
узнать пришло. От нее не стоит ждать высокого стиля, философских
сентенций и прочей
велемудрости. Та же философия присутствует в романе как вода в человеке:
не видна вооруженным глазом, но есть.
Это непростая задача - в нескольких строчках описать сложнейший мир
Дома, в котором живут подростки-инвалиды. Пять группировок, состоящих из
мальчишек.
У каждой из них - свои правила. Так Птицы ухаживают за растениями и
носят траур по брату своего вожака. Крысы - пестрая почти панковская
толпа забияк.
Фазаны - отличники, живущие по правилам и напоминающие роботов в эпоху
диктатуры. Есть еще Псы, облаченные в кожаные ошейники и неуправляемые,
и, наконец,
группа без определения, четвертая, в которую входит большинство главных
героев книги. Педагоги здесь тоже есть, особенно часто участвует в
событиях трехпалый
Черный Ральф, но роль взрослых в этом мире сведена к номинальной.
49394246e776cd3c2b807e8b220fd2dd.jpg
Кстати, физические недостатки для героев особой роли не играют. Так,
небольшая подробность в мире, где и без инвалидности полно тайн. Дом -
место, которое
терпеть не могут люди из Наружности - внешнего мира. Слишком
непритязательно выглядят он сам и его обитатели. На первый взгляд их
жизнь лишена радости
и доброты, как и оболочка Дома - ярких оттенков. Немудрено, ведь здесь
живут колясочники и психи, слепые и горбатые, здесь верховодит Слепой,
который видит
чужие сны и помогает ему странный Сфинкс. Здесь есть даже Могильник! Ни
один из героев не похож на другого: Табаки - знаток местных мифов,
Горбач - поэт
и романтик, Лорд, грациозный красавец. Настоящие имена героев никогда не
звучат, только прозвища. Причем, порой у одного и того же героя в разных
мирах
книги - прошлом и настоящем - имена меняются.
a2d50ecd48b599ff1bd1aa0f21b5bbe8.jpg
Есть здесь и мистика. Но, как во всяком достойном тексте, она появляется
как органичная часть художественного вымысла. Время и пространство Дома
все время
искажаются, как будто поблизости расположилась черная дыра. Галактики
внешнего и внутреннего мира Дома и его героев сталкиваются с ужасающей и
неподвластной
разуму <<простых>> людей силой. Здесь дерутся до крови и дружат до смерти.
У самой смерти два лица - парня и девушки. Смерть-парень - рыжая, и
вечно смеется,
смерть-девушка - черноволоса и печальна. Их боятся и ждут с нетерпением,
им молятся и слагают о них мифы.
2f12d53110df2f028d97f443f6278fc2.jpg
Две истории, два времени переплетаются в одном повествовании. Начинается
оно с истории Курильщика - самого <<нормального>> из обитателей дома. Он
состоит
в группировке Фазанов, но не вписывается в их правила жизни и попадает в
четвертую группу. Постепенно, узнавая изнанку Дома, он понимает, что
среди его
соседей по комнате есть Прыгуны и Ходоки - те, которые попадали в иную
реальность. Первых туда забрасывает на дни и недели сам Дом, и они
успевают прожить
там целую жизнь. Вторые сами способны шагать в параллельный мир. Таков
Слепой: лидер Дома уверен, что выполняет волю этого загадочного места.
Редкий обитатель интерната хорошо относится к Наружности, обычному миру,
поэтому перед каждым выпуском воспитанников из Дома разгорается
настоящая битва
с вполне реальными смертями и трагедиями. В том году, когда Курильщик
попал в четвертую группу, выпуск может стать последним. Чем закончится
эта удивительная
история, я рассказывать не буду. Тем более что у этой книги есть еще
одна тайна.
404206432bc59f7e16eeee3503a7d67d.jpg
Сиквела не будет
Третий секрет <<Дома...>> - как ему удалось поймать за живое сотни
российских подростков, старательно рисующих Лорда, Табаки и Курильщика,
пишущих о новых приключениях
героев, рассуждающих и философии Дома и Леса, играющих в ролевые игры по
придуманных сценариям?
Ведь эту книжку нельзя пролистать в метро. Ее нужно читать. Внимательно
и осторожно, чтобы не запутаться в двух временных пластах, понять
очередную притчу
Табаки, не пропустить причины странных событий перед закрытием, которое
грозит Дому. Не самый простой стиль, сюжет-головоломка, но я, как и
многие другие,
оторваться не могла, смакуя ее в течение месяца. Книга о детдоме для
детей-инвалидов оказалась не тем, чего я от нее ждала.
fad4f6c283750bb3bf4b679d0435d3c3.jpg
Для Мариам Петросян это первый опыт писательского труда. Автор выросла в
семье, где понятие культура и одаренность шли рука об руку много
поколений. Ее
прадед - великий армянский художник Мартирос Сарьян, ученик Серова и
Коровина. Сама Мариам - тоже профессиональный художник.
Она работала в отделе мультипликации <<Арменфильма>>, а в 90-е вместе с
мужем перебралась в Москву и устроилась на <<Союзмультфильм>>. Полгода они
с мужем работали
вместе с великим аниматором Робертом Саакянцем (<<Кто расскажет
небылицу?>>, <<Ух ты, говорящая рыба!>>, <<В синем море, в белой пене>>).
Потом, еще год - с
Еленой Пророковой. А после Мариам снова вернулась в Ереван, в родную
киностудию. С 2000 года вся еще жизнь заключалась в детях и книге,
которая никак не
хотела заканчиваться.
Мириам Петросян: <<Это звучит непрофессионально, я знаю, но для меня вся
прелесть работы над книгой заключалась в том, чтобы создавать персонажам
определённые
условия, а потом отпускать и наблюдать за ними. Чаще всего из этого
ничего не получается, но иногда они оживают - и ради таких моментов,
собственно, и
пишешь. <<Живые>> персонажи непредсказуемы, их невозможно загнать в
сюжетные рамки. Даже если это необходимо, чтобы закончить книгу>>.
6de3a28316f85ea241f0f5ed8620c801.jpg
На вопрос, что же будет с ее героями потом, она отвечает так: <<Мне тоже
интересно, но я не знаю, что с ними будет дальше. Могу только строить
догадки... Осознанных
возможностей для сиквела я не оставляла. Что-то такое мелькает в
эпилоге, но это непредумышленно>>.
После выхода книги к Мариам пришла настоящая слава, причем коснулась она
сразу нескольких стран - <<Дом...>> в 2011 году перевели на итальянский.
Следующим
стал венгерский, за ним - латышский, польский и так далее. С момента
выхода в России роман выдержал два переиздания. Пять лет назад, 12
апреля 2010 года,
<<Дом...>> получил <<Русскую премию>> - главную награду для русскоязычных
писателей, живущих за пределами России. Но сам автор отнеслась к ней
странно, вполне
в духе своих героев, сказав, что <<Мне сейчас совсем невесело>>.
3d19c18419d0a0c8bf8cda4f2a1d3664.jpg
Она вообще не хотела больше браться за перо, утверждая, что
писательницей не считается, а все премии - не более чем <<похвалы
ребёнку, который вырос и уехал
из дома. Ты млеешь, когда его хвалят, гордишься им и собой, но у тебя
его больше нет>>. И все же в прошлом году вышла ее новая книга. Просто
появилась история,
которая в итоге выросла в повесть под названием <<Сказка про собаку,
которая умела летать>>. Все рисунки к книге выполнены подругой
писательницы, проектом
которой сама Петросян и считает <<Сказку...>>.
5d4d547d302e74175d9083e97d71a792.jpg
Итак, что теперь? На ее счету две книги и пять наград. Много критики и
еще больше - поклонников. Кто знает, может быть, найдя и прочитав ее
первый роман,
вы не пожалеете о потраченном времени.
8a157d757bd2ff2ac1014f86d3a1ad52.jpg
Что еще хочется сказать напоследок... России очень не хватает современной,
глубокой подростковой литературы. Такой, которая рвала души взрослеющим
советским
подросткам. Говорила с ними на трудные темы. Учила мужеству и
подбадривала в несчастье. Неважно, какой жанр выберет автор, какой объем
будет у книги, будет
ли она печатной или электронной - главное, чтобы в ней жила душа. Такой
книги я вам с нами желаю.
Наталья Константинова
Источник:
Знамя
http://dislife.ru/articles/view/37151#cut