Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Вне поля зрения

Вне поля зрения

В октябре фонд поддержки слепоглухих <<Со-единение>> совместно с фондом
<<Общественное Мнение>> начали проведение первой всероссийской переписи
слепоглухих
людей. Зачем это нужно, как решают проблемы слепоглухих в России и в
мире -- в материале <<Филантропа>>.

На сегодняшний день в России насчитывается от 12 до 15 тысяч слепоглухих
детей. Точное же число назвать пока что не может никто: законодательно
слепоглухота
не образует отдельную группу инвалидности, следовательно, статистических
данных попросту не существует. Президент фонда поддержки слепоглухих
<<Со-единение>>,
Дмитрий Поликанов, заявил, что вся статистика, доступная на сегодняшний
день - это <<пересчёт абстрактно-статистических данных>>. Фонд же начал
проведение
всероссийской переписи только в октябре 2014 года.

Как же государство может помочь тем людям, которые для него фактически
не существуют? Одно из немногих решений, доступных на данный момент -
детский дом
в Сергиевом Посаде, адаптированный для слепоглухих. В настоящее время в
детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей и подростков с
разной структурой
нарушений развития. На территории расположены учебные корпуса,
мастерские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная,
конюшня и другие постройки.

Но существование без поддержки, обеспечиваемой законодательством,
существенно затрудняет процесс социальной адаптации и обучения
слепоглухих детей: помимо
того, что для этого требуются специалисты, владеющие шрифтом Брайля и
особым тактильным языком, среди слепоглухих детей очень распространены
особенности
в интеллектуальном и психическом развитии. По словам Марии Суриковой,
преподавателя истории в Сергиево-Посадском детском доме, <<детей, которые
способны
пройти программу начальной школы, -- всего 20-25%>>. Кроме того, у многих
воспитанников слепоглухота сопровождается другими болезнями,
распространены случаи
эпилепсии. У многих детей проблемы с критическим осознанием себя, с
пониманием того, что они не совсем такие, как другие люди. Для многих
детей, особенно
для тех, кто утратил зрение или слух уже в сознательном возрасте,
слепоглухота - тяжелейшее психологическое испытание: семилетняя Алена
Капустьян потеряла
слух в полтора года, а зрение в 5 лет, но она ещё помнит, как выглядит
мир и не может смириться с тем, что потеряла зрение и слух.

Слепоглухие ученики - особенные, традиционные методы педагогики и
психологии не всегда применимы в обучении, однако специальные программы
для слепоглухих
не разработаны государством и преподавателям приходится придумывать
собственный подход к обучению: <<Я практически для каждого ребёнка пишу
собственную
программу и изменяю её в процессе обучения. Постоянно приходится
подстраиваться. Образование точно не коллективное, максимум в группе - 4
человека. Что
касается самого процесса обучения, то у нас большие проблемы с
материалами, учебниками, пособиями>>.

Если слабовидящим и слабослышащим людям трудно найти своё место в
российской действительности, то для слепоглухих - это почти невероятно.
По словам Марии
Суриковой, в основном дети идут в сферу обслуживания, где они находят
работу <<благодаря своим социальным навыкам, а не интеллектуальным
способностям>>.
Но существуют и исключения: например, Александр Васильевич Суворов,
доктор психологических наук. Александр Васильевич начал терять зрение,
когда ему было
три года, в девять лет утратил способность слышать. В 1972 году в
составе экспериментальной группы был принят на психологический факультет
МГУ. После окончания
факультета Александр Васильевич изучал вопросы педагогики и
психолого-педагогики, адаптации слепоглухих, занимался благотворительной
и преподавательской
деятельностью. В 1999 году стал членом Международной академии
информатизации при ООН. Александр Суворов активно публикует как научные,
так и художественные
произведения, сотрудничает с благотворительными организациями. Но таких
случаев всего несколько за всю историю, и они скорее подтверждают правило.

В западных странах дела обстоят несколько иначе: в Австралии с середины
девятнадцатого века функционирует Королевский институт слепых и глухих
детей (Royal
Institute for Deaf and Blind Children), при котором действуют три
школы-интерната, одна из них специализируется на образовании
слепоглухих; в США - Школа
Перкинса для слепых (Perkins School for The Blind), основанная около
двух веков назад, которая помимо обучения детей с особенностями в
развитии занимается
подготовкой квалифицированного персонала, сбором статистики и
разработкой специального оборудования и программного обеспечения. Также
слепоглухим помогают
другие крупные организации, например, Центр образования слепоглухих в
Огайо (The Ohio Center for Deafblind Education), Центр помощи слепым
Хелен Келлер
(Helen Keller Services for The Blind). Западный подход к решению этого
вопроса отличается гибкостью: сотрудники крупных организаций
интегрируются в работу
школ и приютов, чтобы те дети, которым не хватило мест в пансионе, тоже
получили квалифицированную помощь - таким образом, Школа Перкинса,
располагая лишь
пансионом на 200 мест, способна так или иначе помогать 500000 детей в 67
странах мира ежегодно. Отдельные департаменты занимаются
трудоустройством, а организация
выступает в роли посредника между работодателем и соискателем. Кроме
того, западные организации стремятся создать более или менее точную
картинку с помощью
статистики: в США насчитали 10454 ребёнка с нарушениями зрения и слуха,
в Великобритании - около 5000.

Функционирует масса международных организаций, деятельность которых
Российская Федерация игнорирует. Например, Европейская организация
слепоглухих людей
(European Deafblind Network) проводит международную программу сбора
данных о слепоглухоте: статистике болезни, методах поддержки и
социализации слепоглухих.
Программу поддержали Польша, Чехия, Словения, Болгария, Греция, Эстония,
Германия, Швеция, Норвегия, Исландия, Турция и Швейцария. В списке
подавших заявки,
но пока что не допущенных к участию стран оказались Румыния, Португалия,
Финляндия, Литва и Хорватия.

Государственная поддержка вряд ли может быть эффективной, пока
слепоглухие не будут признаны уникальной группой. Механизм социальной
адаптации слепоглухих
сложен, сильно отличен от адаптационных процессов других людей с
ограниченными возможностями, но при должном участии государственных
структур он вполне
осуществим. Сергей Алексеевич Сироткин, ещё один известный воспитанник
Сергиево-Посадского <<Дома>>, президент Общества социальной поддержки
слепоглухих
<<Эльвира>> согласился с нами: <<Если слепоглухота будет признана в
качестве особой инвалидности, появится юридическая база для создания
адресных программ
помощи, учитывающих потребности этой категории людей. Восемь европейских
стран - Великобритания, Испания, Италия, Сан-Марино, Болгария, Венгрия,
Хорватия
и Словения - уже приняли специальные законодательные акты, касающиеся
статуса слепоглухих и мер по оказанию им помощи>>.

Пока государственных программ помощи слепоглухим толком не существует,
ответственность лежит на плечах благотворительных организаций и
сочувствующих людей
- для нашей страны ситуация с объединением людей не против, а <<вместо>>
государства, повсеместна и многократно отработана.

Александр Гербер, Анна Мозжерова, Александра Шанталова

Источник:
Филантроп

http://dislife.ru/articles/view/33905#cut

Ответить   Fri, 31 Oct 2014 23:36:19 +0400 (#3154679)