Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТВОРЧЕСТВА

Впервые столкнулась с миром незрячих около двадцати лет назад, когда
пришла работать в Красноярскую краевую специальную библиотеку. Сначала
поражала и вызывала
своего рода трепет способность людей с ограниченными возможностями по
зрению адаптироваться к окружающей действительности и социальному
пространству. Сейчас
уже неоднократно убедилась в том, что эти люди интересны, талантливы и
очень трудолюбивы. Особенно, на мой взгляд, заслуживают внимание
биографии знаменитых
на весь мир слепых. И если деятельность отечественных систематически
освещается в печати, то о зарубежных информации намного меньше. Поэтому
возникла идея
составить иллюстрированный справочник <<Знаменитые зарубежные незрячие в
области искусства>>, в котором бы рассказывалось о музыкантах, певцах и
даже художниках.
Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, цикл статей из этого
справочника в журнальном варианте.

ПЕВЕЦ САДОВ АРАНХУЭСА

В апреле 2015 года стартовал перекрёстный год испанского языка и
литературы в России, а также русского языка и литературы в Испании. В
связи с этим мне
бы хотелось немного рассказать о знаменитом испанском композиторе
Хоакине Родриго Видре. Он известен всему миру как автор Аранхуэсского
концерта. Это произведение
настолько знаменито, что ему даже установлен памятник. И в этом году
исполняется 75 лет с момента его первого исполнения.

Хоакин Родриго Видре родился 22 ноября 1901 года в городке Сагунто на
Средиземноморском побережье Испании. В семье городского чиновника и
учительницы музыки
он был десятым, самым младшим ребёнком. В возрасте трёх лет мальчик
чудом выжил, переболев тяжёлой формой дифтерии, давшей осложнение в
форме прогрессирующей
потери зрения. И к пожилому возрасту композитор полностью ослеп. Но,
лишив зрения, судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным
даром. Когда
Родриго исполнилось четыре года, семья переехала в Валенсию, там его
определили в школу для слепых детей. Особый интерес юный ученик проявлял
к литературе
и музыке. Он стал брать частные уроки у преподавателей Валенсийской
консерватории. С детских лет музыка стала содержанием его жизни,
способом общения.
Родителей Родриго и учителей музыки поражала лёгкость, с которой он
научился играть на фортепиано и скрипке, овладевая основами композиции.

Понимая, что незрячему нужен помощник и в быту, и в учёбе, семья наняла
Рафаэля Ибаньеса, который стал для Родриго не только секретарём и
переписчиком,
но и близким другом. <<Рафаэль заменил мне глаза>>, -- так говорил
композитор.

В начале двадцатых годов Родриго был уже отличным пианистом и
начинающим композитором, знакомым со всеми важнейшими направлениями в
искусстве. Первые же
публичные исполнения сочинений Хоакина -- <<Два эскиза>> для скрипки и
фортепиано и Канцонетта для оркестра -- сделали его имя известным в
Валенсии. Своё первое
крупное произведение для оркестра <<Хуглары>> он написал в 1924 году.
<<Хугларами>> называли в Испании бродячих певцов героического эпоса. Это
был первый большой
успех.

В 1927 году Родриго вместе со своим компаньоном переехал в Париж, где
продолжил музыкальное образование и создал новые произведения. Для
записи нот и текста
он пользовался рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Летом 1929 года Родриго познакомился со своей будущей женой, турецкой
пианисткой Викторией Камхи. Молодая пара часто гуляла в садах летней
королевской резиденции
в городе Аранхуэсе, располагавшемся недалеко от Мадрида на берегу реки
Тахо. Его визитной карточкой на сегодняшний день являются королевский
садово-парковый
ансамбль, который строился как испанский ответ французскому Версалю.
Необыкновенная красота и поэтичность этого места вдохновляли композитора
на творчество.

Родриго и Виктория поженились в 1933 году. Пианистка отказалась от
собственной карьеры и полностью посвятила свою жизнь мужу. Она была
высокообразованным
человеком и знала несколько европейских языков, что помогло ей стать
прекрасной помощницей талантливому музыканту. Они прожили долгую и
счастливую жизнь.
В 1941 году у них родилась дочь, которая впоследствии удачно вышла замуж
и подарила им двух внучек.

Много лет спустя, Виктория опубликовала книгу <<Рука об руку с Хоакином
Родриго. История нашей жизни>>, в которой описывала своё детство и
семейную жизнь.
Там же можно прочитать историю создания Аранхуэсского концерта.

Произведение было написано в 1939 году. Супруги тогда жили в Париже. В
Испании только что закончилась гражданская война, и музыкант думал об
истерзанной
родной стране, о желанном возвращении, которое произойдёт год спустя. В
то же время случилась семейная трагедия: неожиданная тяжёлая болезнь
молодой супруги
закончилась преждевременным рождением мёртвого ребёнка. Те нелёгкие
переживания сменились долгожданным выздоровлением и новыми надеждами.
Всё это, несомненно,
звучит в музыке, как и исключительно тонко представленный дух Испании,
её пейзажи, фольклор, традиции, чаяния, порывы и, конечно же, очарование
королевских
садов.

В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго,
необычность которого была в сочетании гитары и классического оркестра.
Музыкальные
критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов
Испании, который опирается в своём творчестве на традиции испанского
классического и
романтического искусства.

В последующие годы композитор много сочинял, а также вёл активную
деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами
и журналами,
работал на радио и в Испанской национальной организации слепых.

Среди 170 работ композитора -- 11 концертов, многочисленные оркестровые и
хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и
гитары, музыка
к кинофильмам и театральным постановкам. Сборник критических работ
Хоакина Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие
познания в области
музыкального искусства.

В 1947 он получил место председателя департамента музыки в Мадридском
университете Комплутенсе. А в 1951-м Родриго был принят в качестве
постоянного члена
Королевской Академии Изящных искусств де-Сан-Фернандо. Музыкант много
гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы
и концерты,
проводя фестивали собственной музыки.

За все эти годы композитор получил много почестей как в Испании, так и
за рубежом в знак признания своей работы. Хоакин Родриго -- обладатель
Большого креста
Альфонса Десятого, Ордена Почётного легиона, член Бельгийской Академии
наук и обладатель других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году
широко
отмечалось его 90-летие. Король Хуан Карлос Первый присвоил ему титул
Маркиза садов Аранхуэса. А в 1996 году он был награждён премией принца
Астурийского
<<За выдающийся вклад в испанскую музыку, которой он дал новое и
универсальное измерение>>.

В музыкальной энциклопедии написано: <<Творчество Хоакина Родриго
отмечено неповторимым своеобразием стиля, глубинными связями с испанским
фольклором, с
народными традициями музицирования>>. Неслучайно адажио из гитарного
Аранхуэсского концерта считается вершиной испанской музыки, а во всяких
рейтингах очень
долго уступало по популярности только <<Макарене>>. И даже побывало в
космосе: аудиозапись брали с собой на орбиту американские астронавты.

Умер Хоакин Родриго Видре 6 июля 1999 года. За два года до этого умерла
его жена. Прах певца садов Аранхуэса захоронен в них. На памятнике его
имя высечено
обычным шрифтом и брайлевским.

Ольга Офицерова

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3778:mat-journal-our-life-2015-10-07&catid=332:cat-journal-our-life-2015-10&Itemid=184

Ответить   Fri, 9 Oct 2015 20:41:18 +0300 (#3318842)