Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Вуз неограниченных возможностей. В СГУ создают условия для обучения особых студентов

Вуз неограниченных возможностей. В СГУ создают условия для обучения
особых студентов

Наше общество постепенно рушит барьеры, отделяющие людей с ограниченными
возможностями от социума. Ярким примером тому может служить инклюзивное
образование,
когда дети с разными возможностями здоровья учатся в одной группе. Эта
практика появилась в России в виде эксперимента еще в 1990-е годы,
сегодня же она
становится нормой жизни.

По крайней мере, обеспечение равного доступа к образованию сегодня
становится одним из приоритетов для учреждений высшей школы. К такой
мысли можно было
прийти на Международной научно-практической конференции "Социокультурная
интеграция и специальное образование", которая состоялась в Саратовском
государственном
университете имени Н.Г. Чернышевского 9-10 октября.

Одной из центральных тем конференции стало именно инклюзивное
образование. Участие в научном мероприятии приняли гости из более чем
двух десятков регионов
России, а также из Германии, Латвии, Беларуси, Болгарии, Чехии,
Азербайджана, США. Активно поучаствовали в конференции представители
Санкт-Петербургского
педагогического университета имени Герцена -- научно-образовательного
центра, стоящего на переднем краю инклюзивных методик и являющегося
разработчиком
новых федеральных стандартов обучения инвалидов. Эти методики сегодня
активно внедряются и в самом СГУ.

-- Инклюзивное образование как один из важнейших аспектов всей системы
профессионального образования ставит перед нами много важных задач.
Среди них - социализация
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что включает в
себя и психологическое, и педагогическое, и организационное
сопровождение. Это
большое внимание к жизнеустройству и решению бытовых проблем, социальной
и материальной помощи людям с ОВЗ. В СГУ для этого создан Центр
инклюзивного сопровождения
и социальной адаптации студентов, всестороннюю поддержку которого
получают свыше 130 обучающихся с ОВЗ, среди них 10 обучаются по
программам среднего профессионального
образования, четверо поступили в аспирантуру, остальные обучаются по
программам бакалавриата и магистратуры, - рассказала на конференции
проректор по среднему
профессиональному образованию и социальной работе СГУ Ольга Нестерова.

Классический университет широко раскрыл свои двери для абитуриентов с
ограничениями по здоровью. По словам руководителя Центра инклюзивного
сопровождения
Светланы Кузнецовой, работники Центра взаимодействуют со школами города
и области, с профильными ведомствами, чтобы получить информацию об
особых выпускниках,
которые хотели бы получить высшее образование в СГУ. По законодательству
РФ особое право "на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований в
пределах
установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды
с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания,
полученных в период
прохождения военной службы".

-- Мы их обзваниваем, расспрашиваем, какие им нужны особые условия для
поступления, подготовки к поступлению, обучения, и стараемся все их
потребности удовлетворить,
- говорит Кузнецова. -- Отдельная образовательная программа для них не
разрабатывается, но имеющаяся адаптируется с учетом особых
образовательных потребностей
того или иного обучающегося, составляются индивидуальные планы и
графики. Мы используем дистанционные формы обучения для тех, кто не
может придти на занятия
или кто может заниматься в определенные дни из-за курса лечения.
Например, для колясочников приезжать в вуз -- проблема, тем не менее,
четверо из них учатся
у нас, причем один - в Институте физкультуры и спорта. Он -- чемпион
России по пауэрлифтингу, работает тренером в центре реабилитации <<Парус
надежды>> и
хочет получить соответствующее образование.

В университете разработан комплексный план развития инклюзивного
образования. Он включает, например, подготовку кураторов и
преподавателей к работе в группах,
в которых есть студенты с ОВЗ. В вузе, по данным за прошлый учебный год,
насчитывалось 66 таких групп. Их кураторы получат необходимые знания по
работе
с особыми студентами. Кроме того, планируется, что учащиеся с ОВЗ смогут
получать поддержку от тьюторов. В Министерстве образования и науки РФ
пока не
определились, как должна быть построена их работа, и в ожидании
рекомендаций в вузе прибегли к помощи студентов. Из их числа выбрали
волонтеров, к которым
учащиеся с ОВЗ могут обратиться с вопросами. Тьюторы также проходят
специальную подготовку, погружающую их в среду инклюзивного образования.

Кроме того, особым студентам всегда готовы помочь в Центре инклюзивного
сопровождения, где работают методист, психолог и профконсультант по
вопросам медицинского
обеспечения. На личное участие в их судьбе нацелены заместители деканов
по социальной сфере. От руководства факультетов требуют входить в
положение каждого
из таких студентов и делать все возможное, чтобы дать им шанс продолжать
учебу.

Вуз заключил соглашение о сотрудничестве с центром по обучению и
реабилитации инвалидов <<Парус надежды>>. Сотрудники Центра реабилитации
участвуют в научных
исследованиях совместно с преподавателями факультета
психолого-педагогического и специального образования СГУ. В свою очередь
студенты и сотрудники вуза
могут пройти реабилитацию в <<Парусе>> без отрыва от учёбы и работы.
Сотрудничество помогает сблизить теорию с практикой, а учебу дополнить
коррекционными
курсами.

СГУ продолжит работу по устранению физических барьеров, стоящих перед
инвалидами. Для этого планируется реализовать в ближайшие годы программу
по созданию
элементов доступной среды в зданиях университета. Так, 11-й корпус
планируется оборудовать необходимыми средствами для передвижения
колясочников - они
чаще всего выбирают филологический или исторический профиль. В то же
время 12-й корпус будет оснащен средствами навигации для слабовидящих и
слепых, среди
которых многие поступают на психологические направления. Более серьезные
усилия потребуются, чтобы обеспечить доступность старых корпусов и
библиотеки,
которые строились задолго до зарождения идей <<доступной среды>> и
инклюзивного образования. Комплексный план учитывает, что работа всего
вузовского организма
будет приспосабливаться к нуждам особых студентов.

В самом начале обучения их будут тестировать специалисты сектора
профориентации и социальной адаптации - это поможет абитуриенту лучше
рассчитать свои
способности и силы. Часть студентов с инвалидностью получает образование
для собственного развития, но некоторые из них нацелены на освоение
профессии
и дальнейшую работу - в этом им поспособствуют сотрудники Центра
содействия трудоустройству выпускников СГУ.

Философия инклюзивного образования заключается в том, чтобы как можно
меньше подчеркивать особенности студентов с ОВЗ. По словам Светланы
Кузнецовой, они
сами хотят ощущать себя обычными студентами. Большинство из тех, кто
попадает в эту категорию, имеет соматические заболевания, и внешне их
нельзя отделить
от остальных. Задача специалистов по инклюзии - снять как можно больше
внешних ограничений для них.

В СГУ студенты с ограничениями по здоровью участвуют и во внеучебной
деятельности - занимаются музыкой и пением в студенческом клубе, имеют
возможность
отдохнуть в санатории-профилактории. Вуз открывает для них двери во
внешний мир. Семеро студентов участвуют в программе сетевого обучения в
Московском
психолого-педагогическом университете: часть дисциплин они изучают
дистанционно, а затем сдают по ним экзамен в Саратове.

В сентябре студентка 3-го курса факультета ППиСО Екатерина Горина
победила в русско-турецком кулинарном конкурсе для незрячих <<Вкус
Востока на кончиках
пальцев>>. Она выиграла туристическую путевку в Турцию.

-- В конце октября двое студентов с проблемами зрения в сопровождении
наших сотрудников отправятся на стажировку во Францию, в университет
Клермон-Ферран.
Один из студентов учится в Институте филологии и журналистики на
отделении французского языка, поэтому для него это языковая практика, а
второй студент
получит стажировку по направлению <<Психология>>. Первый будет переводить
второму. Думаю, это очень хорошее дело -- на 10 дней погрузиться в
языковую среду
и получить такую стажировку, -- рассказала Кузнецова.

Евгений Трухачев

Источник:
Фокус города

http://dislife.ru/articles/view/40605#cut

Ответить   Thu, 15 Oct 2015 10:51:41 +0300 (#3320794)