В прошлом выпуске я обещал рассказать о методах решения
проблемы, возникающей, когда размеры будущего копирайта жестко заданы, а
“сказать” клиенту нужно многое. Простой пример – рекламный буклет, общий размер
которого лист А 4, сложенный книжечкой.
В результате отношения копирайтера и рекламодателя могут начать
развиваться по следующему сценарию.
Копирайтеру ставится задача. После оговоренного времени он
приносит макет. Рекламодатель внимательно его изучает: несколько раз
перечитывает, молча вздыхает, кряхтит, щурит глаза, наклоняет голову в разные
стороны. Весь его внешний вид выдает тяжкий мыслительный процесс, отражающий
внутренний конфликт, который он переживает, изучая макет.
В результате рекламодатель выдает вопрос копирайтеру: А почему
вы совсем не отразили в буклете “такую-то” нашу изюминку? Или почему не до конца
раскрыли “такое-то” наше предложение? В принципе, буклет хороший, но нужно
обязательно обратить внимание на эти отсутствующие детали.
Копирайтер уходит дорабатывать. Приносит, показывает. И
ситуация повторяется практически один в один, с одной лишь разницей, что теперь
находятся другие моменты, которые напрочь отсутствуют или частично освещены в
буклете.
После двух-трех итераций и рекламодатель, и копирайтер в лучшем
случае начинают понимать, что в заданные размеры буклета вместить абсолютно всё
просто невозможно, на что-то обязательно не хватит места, а в худшем
рекламодатель начинает сомневаться в компетентности копирайтера, а копирайтер
начинает считать рекламодателя самодуром.
Как вы понимаете, эта проблема может возникнуть не только при
разработке буклетов, но и любых, так называемых презентационных материалов.
Причем, даже если удается решить проблему с размерами, то возникает проблема
другого уровня – презентационный материал становится слишком громоздким для
восприятия.
Что делать? Как решить данную проблему? На чем нужно
акцентироваться при подготовке презентационных материалов, а что можно
“безболезненно” опустить?
Как известно, качественное и полноценное решение проблемы
невозможно на том логическом уровне, на котором она существует, для этого
необходим переход на более высокий логический уровень.
Причина и симптом всегда “живут” на разных логических
уровнях.
В нашем случае применение этого принципа означает рассмотрение
проблемы разработки презентационных материалов в контексте всего комплекса
рекламных мероприятий
.
Необходимо ответить на вопросы:
Какую задачу конкретный презентационный материал должен решать?
Формировать спрос, создавать связь между способом решения потребности и именем
бренда или показывать потенциальному клиенту выгодность приобретения именно
вашего товара, а не конкурентов? Другими словами, к какому виду рекламы будет
относиться буклет – имиджевой или торговой?
Как будет распространяться буклет? Будет ли он рассылаться по
почте, либо менеджеры будут предлагать его клиентам во время прямого
контакта?
Кроме того, необходимо учесть факторы рекламного окружения:
место и время предъявления презентационного материала, продолжительность
контакта, возможное состояние восприятия клиента и т.д.
Ответы на эти вопросы помогут вам правильно расставить
приоритеты.
Например, если буклет предполагается отдавать клиенту во время
переговоров, т.е. при личном общении с менеджером по продажам с клиентом, то
разумней всего будет сделать в буклете бОльший акцент на пункте
ACTION,
подразумевая, что мотивационная и информационная
части будут доведены до клиента менеджером в устной форме.
Если буклет не предполагает прямого человеческого контакта, и
перед ним стоит задача имиджевой рекламы, то вероятнее всего акцент надо сделать
на ATTENTION и INTEREST. Если к тому же продолжительность контакта
предполагается короткой, то во главу угла надо ставить пункт
ATTENTION. Можно текстовую составляющую
усилить графическими элементами, т.е. хорошенько поработать с
дизайном.
Если буклет решает задачи торговой рекламы, основной целью
которой является изъятие денег у созревшего клиента
быстрее, чем это сделают ваши конкуренты, то нужны сильные акценты на
пунктах DESIRE и ACTION.
Таким образом, если вы копирайтер, то вам необходимо разъяснить
рекламодателю, что в буклет нельзя включить абсолютно всё, и что необходимо
расставить приоритеты, исходя из задач, которые он (рекламодатель) хочет решить,
используя тот или иной презентационный материал.
Если вы рекламодатель, то поставьте задачу копирайтеру грамотно
с учетом всего комплекса мероприятий вашей рекламной кампании.
Резюме
При создании любой рекламы (видео-, аудио- роликов, УТП,
статей, буклетов, постеров, баннеров и т.д.) необходимо стремиться, чтобы она
содержала по возможности все пункты правила
AIDA (ATTENTION,
INTEREST, DESIRE, ACTION). Однако в силу ряда
причин “равномерное” акцентирование на всех пунктах в пределах конкретной
рекламы может оказаться нецелесообразным.
В результате чего расстановка акцентов должна производиться,
исходя задач, которые ставятся перед конкретным видом рекламы, с учетом всего
комплекса мероприятий.
Следующий выпуск я посвящу системному подходу при разработке
рекламной кампании, продолжу тему использования правила
AIDA, не только при разработке презентационных материалов и
конкретной рекламы, типа модулей, роликов и т.д., но и стратегии рекламной
кампании.
И в заключение приведу письмо-отклик на предыдущий
выпуск.
Здравствуйте, Анатолий!
Хотел бы Высказать свое мнение, по поводу некоторых тем
поднятых в Вашей рассылке.
Во-первых, по поводу отношений Заказчика и Исполнителя. Это
касается не только копирайтинга, но и практически всех любых других видов
сотрудничества. Чтобы не оказаться обманутым, или, что еще хуже, неправильно
понятым, следует все условия от общих до самых мелких и непринципиальных
записывать на бумаге и четко оговаривать. Даже если Ваш договор является "не
совсем официальным". Иначе потом приходится долго доказывать "что ты не
верблюд". В нашей стране только начинают к этому приходить и многие до сих пор
не верят в юридическую силу документов и законодательства. Да, через суд
добиться чего-либо сложно, но зачем доводить до суда? Если человек понимает, что
фирма его обманула, в большинстве случаев достаточно упоминания о намерении
обратиться в суд, для решения проблемы. Если руководитель фирмы поймет, какие
проблемы последуют за этим (судебные издержки, ущерб репутации от самого факта
существования судебного разбирательства, а в процессе и после окончания
разбирательства проверки всех возможных контролирующих органов со всеми
вытекающими расходами), то сможет легко принять решение, что для его фирмы будет
дешевле - разойтись с Вами мирно, или путем долгих и кровопролитных
боев.
Поймите правильно, я не думаю, что Вы не знаете подобных азов,
просто Вы об этом не упомянули, а, по моему мнению, упомянуть
следовало.
А во-вторых, о том, что Вы сказали на счет стратегической цели
Вашей рассылке. Я с Вами полностью согласен, что состояние нашего копирайтинга
(как и любого другого направления бизнеса) можно охарактеризовать как
"зачаточное". Мы живем в условиях "рыночной экономики" всего-то ничего. Это и
для поселка не возраст, не то что для страны.
Я много читаю из современных
публикаций наших специалистов, и примерно в 90% случаев вижу "пальцы веером". Мы
все время пытаемся "идти своим путем", не понимая, что незачем бить лбом ту
стену, в которой уже есть дверь. И получается, что мы хватаем у опытных людей
идеи, выношенные путем долгих трудов, проб и ошибок, быстро придумываем им
"свое" применение и гордимся своим "профессионализмом". Это аналогично тому, что
произошло в нашей стране со словом "менеджер". Красивое английское слово попало
в Россию и погибло - там это человек занимающийся управлением, здесь это низшая
должность в компании...
И это замечательно, что у тех, кто занимается копирайтингом,
маркетингом, Пи-Ар'ом и пр. профессионально начинают задумываться о развитии и
становлении свой сферы деятельности в масштабах выходящих за пределы
собственного кабинета. За это кроме СПАСИБО ничего сказать не могу. Поэтому
продолжайте писать то, что считаете нужным, делитесь собственным опытом от этого
будет польза. И не отвлекайтесь слишком сильно на тех, предпочитает больше
говорить о том, что сделано не правильно, чем о том, что следует сделать (это
прямой путь в политику), и на тех, кто по привычке ждет рецепт "волшебной
палочки", которая решит за них все проблемы в одно мгновение (это к
"МММ").
С уважением,
Эрам Юрий.
Это вам, Юрий, спасибо за волшебную палочку, точнее за
понимание, что её в копирайтинге не существует :)
.
А то меня уже начало охватывать отчаяние. За достаточно
короткий период ведения рассылки мне пришло много писем, авторы которых требуют
от меня в мягкой, а иногда в достаточно грубой форме, изменить формат рассылки и
изложения, мотивируя это различными причинами.
Но за всеми этими причинами я вижу одно – надежду, что я начну
наконец-то излагать какие-то сакральные знания, которыми я обладаю, но
которыми я усиленно не желаю делиться, наверное, в силу своей природной
жадности. И эти знания сами безо всяких усилий со стороны человека, их
прочитавшего, будут открывать ему рот, заставляя произносить какие-то
суперкреативные идеи. А самому человеку по своей воле останется только деньги в
карман класть.
Я думаю, что настала пора открыть всем самый главный секрет
копирайтинга, который гласит:
Самый главный секрет копирайтинга заключается в том, что в
копирайтинге никаких секретов нет.
Когда я собрался открывать рассылку, у меня было два рабочих
варианта названия рассылки – “Копирайтинг. Искусство создания ПРОДАЮЩЕЙ рекламы”
и “Копирайтинг. Секреты создания ПРОДАЮЩЕЙ рекламы”. Подумав, второй вариант я
отбросил, как некорректный.
В копирайтинге есть только принципы, некоторых я уже коснулся,
навыки, которые формируются в результате только практики, ну и конкретные
советы.
В рассылке я рассказываю про принципы и навыки, конкретные
советы давать вряд ли буду, так как считаю, что их и так достаточно в рунете.
Да, да! Я не оговорился, я видел несколько статей в интернете, в которых даются
всевозможные советы по написанию рекламных текстов, заголовков. Полазайте по
манимейкерским сайтам, там этого добра найдете много.
Вполне нормальные переводные статьи уважаемых буржуйских
копирайтеров. Перепечатывать их в своей рассылке или пересказывать своими
словами у меня нет ни времени, ни желания. Зачем?
Так что пытаться сбить меня на дачу конкретных рекомендаций,
которые можно прочитать в интернете, не в ваших же интересах :) . Я пишу о
том, о чем вы вряд ли где-то прочитаете, по крайней мере, я этого нигде не
видел.
P.S. Заниматься сбором адресов
сайтов самому времени жалко, поэтому могу предложить следующее. Если у кого на
сайте имеются статьи по копирайтингу, в которых даются советы, то присылайте, я
их опубликую. Таким образом, вам трафик, ленивым приятно, и мне лишней работы
делать не надо. Только, пожалуйста, давайте прямые ссылки.