Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
08 апреля 2009, среда

"Вымпелстар" и "Киевком"

Совладельцы "Вымпелкома" и "Киевстара" норвежская Telenor и российская "Альфа-групп" ведут переговоры об урегулировании акционерного конфликта. "Альфа-групп" предлагает создать на базе двух сотовых операторов объединенную компанию, которую партнеры будут контролировать на паритетных началах, за исключением акций, которые торгуются на NYSE. При этом в совете директоров "Альфа" и Telenor получат по 40%, а оставшаяся квота достанется независимым директорам, которые получат право избирать менеджмент объединенной компании.

О том, что Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфа-групп") и Telenor ведут переговоры по обмену активами, "Ъ" рассказали два источника, близкие к компаниям. Один из собеседников "Ъ" утверждает, что первая встреча состоялась еще в конце марта в Лондоне, на которой российская компания предложила партнеру новую схему разрешения акционерного конфликта.

Altimo предложила объединить "Вымпелком" (29,9% у Telenor, 44% у Altimo) и "Киевстар" (Telenor владеет 56,5%, а "Альфа-групп" - 43,5%). По замыслу Altimo объединенная компания будет контролироваться на паритетных условиях за исключением акций, которые обращаются на NYSE (24,3% "Вымпелкома"). Совет директоров будет формироваться следующим образом: по 40% мест в совете получат Telenor и Altimo, оставшиеся 20% мест достанутся независимым директорам.

При этом последние получат право избирать менеджмент.

Старший вице-президент Altimo Кирилл Бабаев, директор по внешним связям "Telenor Россия" Анна Иванова-Галицина и руководитель службы корпоративных коммуникаций "Вымпелкома" Елена Прохорова отказались от комментариев.

Telenor пока что не дала ответа, утверждает источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров. Он уточняет, что позиция норвежской компании заключается в следующем: Telenor готова вести переговоры, но только в спокойной обстановке. Но нервничать есть от чего: в прошлую пятницу Telenor получила постановление о возбуждении исполнительного производства, в ходе которого пакет Telenor в "Вымпелкоме" может быть продан.

Акции были арестованы судебными приставами 11 марта этого года, после того как 20 февраля Восьмой арбитражный апелляционный суд по иску Farimex постановил взыскать с Telenor $1,72 млрд в пользу "Вымпелкома". В такую сумму суд оценил убытки "Вымпелкома" от задержки его выхода на украинский рынок и покупку сотового оператора "Украинские радиосистемы", чему, утверждает Farimex, препятствовала Telenor. Telenor считает, что офшорная компания Farimex связана с "Альфа-групп" и действует в ее интересах. Farimex и "Альфа-групп" это отрицают. Если Telenor не выплатит в течение пяти дней с момента вручения исполнительного листа $1,72 млрд, ее акции в "Вымпелкоме" будут проданы.

Возможное объединение "Вымпелкома" и "Киевстара" обсуждалось еще три года назад. В начале февраля 2006 года "Вымпелком" направил в Telenor и Altimo предложение приобрести 100% акций "Киевстара" за $5 млрд в обмен на обыкновенные акции "Вымпелкома", а также принятие обязательств украинского оператора по долгам. По расчетам "Вымпелкома", в случае объединения "Киевстара" и "Вымпелкома" Telenor принадлежало бы 39,1% акций объединенной компании, а "Альфа-групп" - 31,1%. При этом около 29,8% акций объединенной компании находилось бы в свободном обращении.

Норвежцы готовы были продать "Киевстар", но при условии, что сделка будет полностью денежной, и только после того, как заключат с Altimo договор о прекращении партнерства в "Вымпелкоме", который позволит тому из партнеров, кто предложит большую цену за акции оператора, выкупить долю другого и сделать аналогичное предложение миноритариям. В октябре прошлого года стало известно о новой возможной схеме обмена активами: Altimo отдает Telenor 43,5% акций "Киевстара", а в обмен получает 12% акций "Вымпелкома", доведя свою долю до контрольной, и 5% самой Telenor.

По мнению директора департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрея Богданова, обсуждаемая схема может положить конец акционерному конфликту Telenor и Altimo. Telenor может избежать продажи своих акций в "Вымпелкоме", а Altimo избавится от претензий. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка обязал "Альфа-групп" либо продать принадлежащий ей пакет акций "Киевстара", либо снизить долю до 5% в конкурирующей Turkcell (работает на украинском рынке через "дочку" "Астелит"). В конце марта Altimo объявила о снижении доли в Turkcell до 4,99%, а в конце прошлого года исполнила еще одно требование нью-йоркского суда, вернувшись к управлению "Киевстаром".

Господин Богданов не исключает, что при новой схеме Telenor должна будет доплатить "Альфа-групп": разница долей акционеров в "Вымпелкоме" и "Киевстаре" в пользу последней. Капитализация "Вымпелкома" вчера на NYSE на 22.00 мск составляла $8,4 млрд. По оценке аналитика ИК "Тройка Диалог" Анны Лепетухиной, текущая стоимость "Киевстара" составляет около $3 млрд. "Это очень условная оценка, но в любом случае даже с учетом отсутствия долговой нагрузки украинского оператора его стоимость ниже цены "Вымпелкома"",- оговаривается она.


Падение российского рынка ИБП в деньгах - 1%

По данным аналитической компании ITResearch на российском рынке ИБП в 2008 г. было продано около 2,7 млн устройств на сумму более 470 млн долл. Это меньше показателей 2007 г. на 12 и 1% соответственно. Различная динамика натуральных и денежных показателей обусловлена тем, что продажи массовых устройств просели больше, чем проектная составляющая рынка. Кроме того, сыграло роль подорожание ИБП, вызванное повышением стоимости сырья.

Как и в других отраслях, вплоть до IV квартала рынок ИБП показывал рост, но затем последовало падение продаж на 42% в натуральном выражении. Тотальное снижение продаж массовых устройств, на наш взгляд, было обусловлено сочетанием трех факторов: снижение активности продаж и организационно финансовые проблемы розничных сетей ,естественное снижение спроса конечных потребителей; снижение спроса к оборудованию, которое не является первостепенным, в частности, к ИБП. Корпоративная составляющая рынка ИБП в целом чувствовала себя лучше, что было связано с большей инерционностью сегмента, обусловленной длинными сроками реализации многих проектов.

Позиции вендоров претерпели некоторое изменение. Лидером как в натуральном, так и в денежном выражении осталась компания APC. Однако ее отрыв от компаний CyberPower Powercom и Powerman и , особенно, Ippon сильно сократился. В денежных показателях доля APC еще недостижима для конкурентов, хотя и снизилась за последний год до уровня ниже 50%.


"Связные" сбились в группу

Неудачей завершилась первая попытка крупного холдинга переложить ответственность на одну из своих структур и обанкротить ее с целью избежать выплаты значительных налоговых долгов. ЗАО "Связной", бывшая оптовая компания одноименной группы, пообещало выплатить налоговой службе до марта 2010 года 900 млн руб. из примерно 2 млрд руб. недоимки. Эксперты считают, что "Связной" пошел на соглашение с налоговиками из опасения, что налоговики могут взыскать всю сумму налоговых требований с группы, поскольку взаимозависимость структур уже установил суд.

Вчера арбитражный суд Москвы ввел в ЗАО "Связной" внешнее управление на 18 месяцев. Об этом просила Федеральная налоговая служба (ФНС), которой принадлежит 56,39% голосов на собрании кредиторов компании. Собрание, состоявшееся 20 марта, решило сменить управляющего Эдуарда Ребгуна. Господин Ребгун был временным управляющим ЗАО "Связной", которое 31 января 2008 года подало заявление о собственном банкротстве. А перед этим ЗАО было выведено из группы компаний "Связной", которая является вторым по числу салонов сотовым ритейлером в России.

"Я снял свою кандидатуру",- заявил Эдуард Ребгун на вчерашнем заседании суда. В отчете о финансовом состоянии ЗАО "Связной" господин Ребгун доказывал, что восстановить платежеспособность компании невозможно, ее надо признать банкротом, а вводить внешнее управление бессмысленно. Сейчас у ЗАО шесть кредиторов, среди которых есть структуры группы "Связной", а общая задолженность составляет 4,307 млрд руб. Долг перед ФНС оценивается в 2,728 млрд руб., из которых около 2 млрд руб. составляют недоимки по налогам (они дают право голоса на собрании и погашаются в приоритетном порядке), остальное - пени и штрафы. Рыночную стоимость имущества "Связного" Эдуард Ребгун оценил в 70 млн руб., пояснив, что компании принадлежит только 17 автотранспортных средств и 132 тыс. руб. на счетах. Дебиторскую задолженность, превышающую 1 млрд руб., управляющий оценил как безнадежную в отношении 80% долгов. Гендиректор ЗАО "Связной" Андрей Возженинов, присутствовавший вчера в суде, добавил, что сейчас он остался в ЗАО единственным работником.

О восстановлении платежеспособности ЗАО "Связной" не говорили и представители ФНС. Но на заседании суда они сообщили, что гендиректор ЗАО "Связной" направил им письмо с графиком погашения задолженности. Согласно плану, "Связной" обязуется выплатить до марта 2010 года 900 млн руб. тремя траншами: 50 млн руб. сейчас, 400 млн руб. в период с мая по июль и еще 450 млн руб. в начале следующего года. Суд поинтересовался, из каких средств предполагаются эти выплаты. В ответ представители ФНС объяснили, что в судебных актах по налоговому делу ЗАО "Связной" установлена его взаимозависимость со структурами группы "Связной". "Платежи могут быть из средств группы компаний",- предположили налоговики.

В суде Андрей Возженинов взаимозависимость компаний отрицал. Но юристы считают иначе. "Выйти с предложением погасить часть налоговых требований могло заставить опасение, что налоговики попробуют взыскать со структур группы всю сумму налоговых требований, включая пени и штрафы",- предполагает президент адвокатской фирмы "Юстина" Виктор Буробин. То, что компания погасит только часть суммы, эксперта не смущает: "Если в процессе банкротства кредитору удавалось получить 30% суммы, то это было хорошо". А руководитель правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский считает успехом налоговиков уже то, что им удалось перехватить контроль в процессе банкротства ЗАО "Связной". По словам господина Олевинского, это дело оказалось первой неудачной попыткой известной структуры уйти от ответственности с помощью банкротства по собственной инициативе.

В прошлом году примеру "Связного" пыталось последовать ООО "Эльдорадо", получившее свыше 13 млрд руб. налоговых претензий и переименованное в ООО "Оптовик". Это ООО тоже заявило о собственном банкротстве, но налоговики добились утверждения временным управляющим "Оптовика" своего кандидата. Информации о выплатах "Оптовика" по налоговым требованиям, впрочем, нет. А в начале года налоговики отказались от попыток доказать аффилированность ООО "Сониквай", претензии к которому составляют около 1,2 млрд руб., с компаниями холдинга "Техносила".

Внешний управляющий ЗАО "Связной" должен быть назначен 23 апреля, а пока обязанности внешнего управляющего будет исполнять Эдуард Ребгун. Вчера он предположил, что теперь дело о банкротстве "Связного" может закончиться мировым соглашением с кредиторами. Виктор Буробин тоже считает мировое соглашение логическим шагом: "В случае утверждения мирового соглашения закон о банкротстве исключает преследование компаний группы". Андрей Возженинов и президент группы компаний "Связной" Максим Ноготков от комментариев вчера отказались.


Трубки вылетают в трубу

Продажи мобильных телефонов в России в первом квартале этого года упали до рекордного низкого уровня с 2004 года. За три месяца было реализовано 5,48 млн трубок, что на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Впервые за последние пять лет объем продаж составил менее $1 млрд ($819 млн), против $1,76 млрд за первый квартал 2008 года. Покупатели стали выбирать более дешевые модели, а в кредит теперь продается лишь 10% телефонов (в прошлом году - 19%), отмечают эксперты.

В первом квартале этого года было продано 5,48 млн сотовых телефонов, что на 29% ниже в сравнение с аналогичным периодом прошлого года и на 42% меньше продаж телефонов в четвертом квартале 2008 года, говорится в отчете независимого аналитика, преподавателя Академии народного хозяйства Владимира Богданова (в 2002-2007 годах вице-президент по маркетингу "Евросети"). На вторичном рынке было продано 1,5 млн телефонов на сумму 6,5 млрд руб.

Согласно отчету, впервые за последние пять лет объем продаж трубок составил менее $1 млрд ($819 млн), что соответствует 46% от объема рыка за аналогичный период в прошлом году. Фактически рынок в денежном выражении откатился на уровень 2004 года, когда за первый квартал было реализовано телефонов на $836 млн.

Господин Богданов отмечает, что в кредит было реализовано10% трубок от общего числа продаж, это почти в два раза меньше, чем в прошлом году (19%). Из-за того что банки фактически свернули программы кредитования, общее число трубок, проданных в кредит, упало в 2,7 раза: 684 тыс. против 1468 тыс. телефонов.

Падает и средняя цена трубок. Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила $150, что на 35% ниже цены за первый квартал 2008 года. "Перераспределение ценовых категорий есть, но незначительное - в диапазоне от 2 до 3% увеличились продажи GSM-телефонов стоимостью до 1499 руб. и от 3000 до 7499 руб. Спрос сместится в сегмент более простых и доступных телефонов",- подтверждает пресс-секретарь "Связного" Елена Ноготкова.

Во втором квартале этого года будет реализовано 6,25 млн сотовых телефонов (1,85 млн в апреле, 2,1 млн в мае и 2,3 млн в июне) - на 14% выше количества продаж первого квартала, но на 28% ниже количества продаж в прошлом году, полагает автор исследования. Выручка от продаж сотовых телефонов во втором квартале составит в розничных ценах $970 млн (33 млрд руб.), что ниже выручки аналогичного периода прошлого года в долларах на 48% и в рублях на 25%.

Доли лидеров на рынке за первый квартал по сравнению с прошлым годом незначительно выросли: у "Евросети" - до 33%, "Связного" - до 22%. Елена Ноготкова отмечает, что доля "Связного" увеличилась с 15,6% до 22,4%. "Но это в первую очередь связно с уходом с рынка двух конкурентов - "Беталинка" и "Цифрограда"",- поясняет она.

Пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова соглашается, что продажи телефонов снизились примерно на 30%, уверяя, что в их сети это снижение не превысило 17-18%. При этом в "Евросети" настаивают, что данные по вторичному рынку выглядят несколько завышенными: "По нашим данным, в первом квартале было продано максимум 400-500 тыс. телефонов, бывших в употреблении",- говорит госпожа Аристова. По данным, приведенным в отчете, этот показатель составляет 1,5 млн сотовых телефонов на сумму 6,5 млрд руб.


Климат не тот

За десять лет производительность труда в России выросла в 1,7 раза, но все еще кратно отстает от развитых стран. По подсчетам консалтинговой компании McKinsey, в России она составляет лишь 26% от показателя США. Факторы, сдерживающие ее рост, с 1998 года практически не изменились: административные барьеры, нехватка дорог, незрелая финансовая система. Но если еще год назад внешняя конъюнктура не мотивировала работать эффективнее, то сегодня производительность становится главным фактором стабильного роста экономики. Речь идет главным образом о техническом оснащении работников - норма их эксплуатации в России и без того высока.

Первый доклад о производительности труда в России McKinsey сделала в конце 1998 года. Озвученные тогда выводы о возможности удвоения ВВП и роста по 7-8% в год были неожиданными. Вчера на X Международной конференции ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества компания презентовала предварительные итоги нового исследования. Главный вывод соответствует выводам десятилетней давности: в стране достаточно резервов, чтобы стимулировать экономику и без существенных инвестиций.

По словам партнера McKinsey Ирины Швакман, за десять лет производительность в России выросла в 1,7 раза: с 18% от уровня производительности в США до 26%. Самый быстрый рост демонстрировала розничная торговля: в 1998 году производительность составляла 15% от этого показателя в США, сейчас - 31%. Высокие темпы роста отрасли привлекали и продолжают привлекать иностранные компании. Тем не менее в России на квадратный метр торговой площади современного формата приходится в три раза больше сотрудников, чем в США. Правда, при этом и выручка с одного квадратного метра в США составляет лишь 5 тыс. долл. против 11 тыс. долл. в России.

Производительность в банковской рознице отстает от аналогичного показателя в ведущих странах в десять раз: клерки в России выполняют операции намного медленнее, на снятие денег со счета уходит в три-четыре раза больше времени. Устаревшие технологии - одна из причин, снижающих эффективность сталелитейного производства (33% от уровня США против 18% в 1998 году). По словам Ирины Швакман, 16% предприятий металлургии по-прежнему используют мартеновские печи. Устаревшее оборудование требует и большего числа служащих, следящих за его состоянием. Так, на одной ТЭЦ в России работают 900-1000 человек, на Западе - не более 300. В жилищном строительстве производительность выросла с 15% в 1998 году до 21%. Одна из причин отставания - проволочки с получением разрешений и лицензий в госаппарате.

"Сегодня те же факторы, что и десять лет назад, сдерживают производительность, - говорит научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин. - Среди них - неравные условия конкуренции, проблемы корпоративного управления, слабость судебной системы, недоверие к банкам". Успехи 2000-х годов, по его словам, во многом были обеспечены предшествующим спадом, который и вызвал восстановительный рост. Но в 2007 году загрузка мощностей достигла уровня 1998 года, а численность трудоспособного населения начала снижаться (по 1% до 2020 года). По словам г-на Ясина, "основные факторы, которые обеспечивали экономический рост, исчерпаны до кризиса; теперь главным фактором становится повышение производительности труда".

Эксперты согласились с общими выводами о повышении эффективности, усомнившись, правда, в корректности некоторых сравнений. По словам Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, сравнивая темпы жилищного строительства в России и, например, штате Джорджия, следует учитывать климатический фактор. А по словам г-на Ясина, трудовая нагрузка в России даже выше, чем в других странах аналогичного уровня развития.


Ноосферный заповедник

Автор: Наталья Науменко

Прогресс дошел до невиданных высот и позволил нам, не выходя из дома, общаться со множеством людей: клиентами и коллегами, подчиненными и руководителями. Однако эту технократическую идиллию нарушают противоречия, раздирающие изнутри виртуальные коллективы. Как оказалось, психология человека меняется с гораздо меньшей скоростью, чем окружающий мир. Новая наука, призванная изучать особенности взаимодействия человека с виртуальной реальностью, получила название "виртуалистика" и стала модным увлечением в научных и околонаучных кругах. Разумеется, такие исследования могут иметь огромное значение для бизнеса, ведь основной актив виртуальной команды - интеллектуальный и личностный потенциал ее участников.

По углам

Андрей Хитенко, как и любой бизнесмен, открывающий новое направление, горел энтузиазмом и свято верил в успех предприятия. И небезосновательно, ведь дело сулило хорошую прибыль и не требовало значительных капиталовложений. Однако успешное начало проекта под названием "Интернет-магазин "Дорада" (торговля мебелью) завязло в проблемах, вызванных различиями в подходе к организации бизнеса партнерами, собственного времени и ресурсов. Иногородний партнер не спешил выполнять обещаний по раскрутке ресурса, администратор сайта имел привычку по нескольку дней не выходить на связь, с каждым разом находя новые, все более абсурдные объяснения. Дизайнер, занятый еще в нескольких проектах, забывал о поручениях. Но при этом каждый сотрудник считал, что делает больше остальных. Вместо слаженной работы время уходило на пререкания, а взаимное неудовольствие накапливалось. "Мой виртуальный бизнес споткнулся о человеческий фактор", - сделал заключение г-н Хитенко. И вернулся к более привычному для себя делу - продажам мебели в офлайне.

Это одна из многочисленных историй, демонстрирующих, что согласие и взаимопонимание в работе виртуальных команд являются важнейшим фактором их жизнеспособности. И действительно, одну из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам виртуальной команды, исследователи определили как "кризис доверия". Ведь человек оценивает поступающую от собеседника информацию, больше полагаясь на его невербальные "послания" - мимику, жесты, интонацию, чем на непосредственный смысл слов. Виртуальные сотрудники практически лишены такой возможности (даже видеосвязь значительно искажает общее впечатление), и это не позволяет сформировать достаточный уровень доверия друг к другу.

"Совместимость в виртуальном деле играет еще более важную роль, чем в обычном коллективе. Поэтому желательно, чтобы участники виртуальной команды хотя бы время от времени могли общаться "в реале". И главное - были единомышленниками "по жизни", - поделилась наблюдениями Оксана Слепенко, руководитель интернет-проекта "Виртуальные Выставки Украины".

Впрочем, если организация встреч невозможна, так как участники проекта находятся в разных странах, а иногда - континентах, опытные менеджеры советуют позаботиться о создании собственного веб-ресурса, с помощью которого сотрудники могли бы обмениваться идеями и мнениями. Кстати, для того чтобы участникам виртуальной команды было комфортнее общаться друг с другом, в IBM был даже разработан проект виртуального мира с водопадами и подземными пещерами, который позволял сотрудникам совершать совместные прогулки и общаться на темы, не связанные с работой.

Наш адрес - не дом и не улица

Одним из важных факторов, влияющих на результативность работы удаленного сотрудника, нередко оказывается четкость и точность плана, предсказуемость объема работы. Вне офиса личное и рабочее время не разделено. Поэтому любое дополнительное задание, на которое офисный сотрудник отреагировал бы вполне спокойно, для фрилансера становится дополнительным испытанием. "Когда работаешь удаленно, ты сам распоряжаешься своим временем. Но нередко происходит так, что работа поглощает абсолютно все время. И фактически не приходится рассчитывать ни на законные перерывы, ни на ужин, ни на отдых. Особенно это бьет по нервам, когда ты выполнил свой объем, когда абсолютно уверен, что имеешь полное право спокойно лечь спать, и тут "просыпаются" американские менеджеры и начинают закидывать вопросами или идеями", - рассказал Виталий Торсенко, ведущий программист AHM Soft.

Чтобы изменить этот стереотип, Семен Кродий, НR-консультант, советует выделять для каждого из работников временной промежуток, в течение которого другим сотрудникам запрещено задавать ему вопросы без чрезвычайной необходимости. Кроме того, если речь идет о международной команде, при планировании времени необходимо учесть не только часовые пояса, но также религиозные и государственные праздники.

Впрочем, есть особые условия, при которых данные меры не столь важны. "Каждое новое задание должно восприниматься как вызов, быть интересным, креативным. В противном случае неизбежная рутина убьет на корню весь творческий потенциал", - считает Максим Кулецкий, директор дизайн-студии "Кул-арт".

Но не только проблемы взаимодействия внутри виртуальных коллективов тормозят развитие такой формы работы. Одна из основных причин, по которой виртуальные организации не столь широко распространены, по мнению Семена Кродия, кроется в психологии руководителя: "Зачастую он не может отказаться от желания контролировать всех и вся. Для тех, кто доверяет сотрудникам и способен оценивать не процесс, а результаты работы, эти инновации не становятся проблематичными".

Кроме того, ригидный руководитель не способен пережить отсутствие таких атрибутов "реальной" организации, как вертикальная иерархия, наличие границ организации в традиционном понимании, отсутствие материальных активов и замена их нематериальными. Однако уже в ближайшем будущем тем, кто не желает отставать от жизни, похоже, придется отказаться от стереотипов.

Оnline-менеджмент

Успешность работы виртуальной команды зависит от:

  • грамотного определения и распределения объемов работы;
  • оценки результатов труда, а не процесса;
  • четкости поставленных задач;
  • создания условий для профессионального развития сотрудников;
  • поддержания атмосферы доверия в коллективе;
  • создания специальных условий для общения;
  • заинтересованности участников проекта в его результатах;
  • сложности и увлекательности поставленных задач.


Много не дадут

Автор: Екатерина Белкина

В России почти не осталось людей, считающих, что они не пострадали от кризиса. Самой болезненной темой, конечно, являются кошельки. По подсчетам Росстата, за первые два месяца 2009 г. реальные располагаемые доходы населения упали на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Если учесть, что цена минимального набора продуктов питания за январь-февраль выросла на 3,5%, то получится, что граждане в равной степени теряют и от снижения зарплат, и от высокой инфляции. Поэтому сохранить докризисный уровень жизни удастся немногим.

"Перегрев экономики, когда реальные зарплаты росли быстрее производительности труда, закончился, - считает ведущий экономист "Ренессанс Капитала" Елена Шарипова. - Теперь обратная тенденция: и номинальные, и реальные доходы будут сокращаться быстрее темпов спада в экономике". Расчеты государственных органов это подтверждают. В докризисном 2007 г. ВВП вырос на 8,1%, а реальные располагаемые доходы - на 12,1%. А уже на 2009 г. Минэкономразвития прогнозирует падение валового внутреннего продукта на 2,3%, а реальных располагаемых доходов - на 8,3%.

Сокращение фонда заработной платы для компаний - мера крайняя, и осуществляется она в последнюю очередь. То, что многие управленцы пошли на это, говорит о том, что возврат к прежним уровням случится не скоро. И несмотря на то, что некоторые экономисты находят свидетельства первых признаков восстановления рынка труда, обратных примеров гораздо больше. "Да, основные сокращения зарплат в финансовом секторе и банках уже прошли. Но еще не все гладко в промышленности - например, в автопроме, где многие предприятия уменьшали зарплаты в начале года", - говорит Дмитрий Полевой, аналитик "КИТ Финанса". По его мнению, статистику доходов населения может выправить только госсектор, где увеличение зарплат предусмотрено обновленным федеральным бюджетом.

Но и бюджетники ощутят на себе давление кризиса. "По нашим расчетам, в среднем их зарплаты повысятся на 15-20% за год, но реальное повышение составит всего 1-2%", - отмечает Елена Шарипова из "Ренессанс Капитала". Кроме того, даже повышенные зарплаты государственных служащих в среднем не дотягивают до доходов работников частного сектора. Итог же может оказаться печален для всей экономики из-за неминуемого резкого спада потребления.



Специальная акция Kingston
Призы: USB-накопители DataTraveler 150 32/64Gb.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное