Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
20 апреля 2009, понедельник

Море волнуется два

Авторы: Наталия Орлова, Максим Осадчий

Уверенность главы Центробанка Сергея Игнатьева, что у ЦБ есть время до осени, чтобы определиться, как поступить с плохими активами банковской системы, вызвала бурную реакцию практикующих банкиров. Руководители госбанков - Сбербанка и ВТБ, а также крупнейшего частного Альфа-банка спорить с регулятором напрямую не стали, но высказали ровно противоположные мнения. Герман Греф - на конференции в Высшей школе экономики, Петр Авен - в интервью солидным изданиям, а Андрей Костин по давней традиции изложил опасения российскому президенту.

Из высказываний банкиров ясно, что их особенно волнуют кредиты, выданные реальному сектору экономики. Костин доходчиво объяснил Дмитрию Медведеву, что отдельные корпоративные заемщики поговорке "долг платежом красен" предпочитают допущение "кризис все спишет". По его мнению, с проблемой платежной дисциплины нужно что-то делать. Президент согласился.

Выдаваемое за действительное

Почему у председателя Центробанка и у банкиров такие полярные мнения? Если смотреть в отчетность банков, ситуация с просрочкой вовсе не выглядит угрожающей. По данным ЦБ, это всего-навсего 3% от выданных банками кредитов. Даже если, как прогнозируют самые мрачные аналитики, к концу года она увеличится в 3-4 раза, получатся как раз те 10-12%, которые банки могут выдержать без фатальных последствий. Разница в учете.

Центробанк говорит о просрочке, показанной по российским стандартам отчетности. Но эти цифры не дают истинной картины. Во-первых, с 1 января по новым правилам хорошими считаются кредиты, просрочка по которым не превышает 30 дней для юридических лиц и 60 - для физических (раньше было 5 и 30 дней соответственно). Это опасная тактика: изменение правил подлакировало действительность как минимум на 3-4%.

Во-вторых, по российским стандартам просроченным считается не весь оставшийся кредит, а лишь платеж, который был задержан. В отличие от отчетности по МСФО. Дополнительная проблема - банки вынужденно идут на пролонгацию и реструктуризацию проблемных займов, надеясь вернуть хоть что-то. Такие кредиты, понятно, тоже не учитываются в составе плохих долгов.

По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), проблемные займы во время финансовых кризисов в среднем достигают 34% (в 1998 г. общая просрочка в российских банках, по данным МВФ, доходила до 40%, а официальная - по методике ЦБ - находилась на уровне 11%). Поэтому банки, руководители которых хорошо помнят 1998 г., активно наращивают резервы на возможные потери по ссудам (так поступают Альфа-банк, МДМ-банк, Банк Москвы).

О том, что реальная просрочка уже составляет не меньше 10%, говорили недавно и глава Сбербанка Герман Греф, и президент Альфа-банка Петр Авен. "Если считать просрочку нормально, а не так, как мы сейчас это делаем, то, по нашим данным, она уже составляет 10% и не сокращается, - сказал Авен. - Мы это видим уже и по себе: по методике ЦБ, просрочка в Альфа-банке составляет 3%, реальная же - около 10%". После таких откровений начальника зампред правления Альфа-банка Владимир Татарчук на прошлой неделе давал журналистам две цифры просрочки на 1 апреля: "Доля просроченных кредитов в общем кредитном портфеле Альфа-банка составила 20%, а размер просроченной задолженности - 10%".

Директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса S&P Екатерина Трофимова согласна, что проблемными являются 10-15% кредитного портфеля (с учетом реструктурированных кредитов). Еще до 30-50% портфеля, по ее мнению, потребует реструктуризации в ближайшее время. "Конечно, это жуткий сценарий, - признает она, - и не обязательно, что все эти кредиты станут необслуживаемыми, просто выплаты по ним будут в меньших объемах".

Иначе говоря, на самом деле все обстоит много хуже, чем написано в отчетах ЦБ. "Государству необходимо срочно готовиться к проблеме резкого роста просроченной задолженности реального сектора перед банковской системой", - считает Герман Греф. Вопрос - к чему и как готовиться?

Техническая бездна

Официальная статистика давно демонстрирует ускорение темпов роста суммы просроченных кредитов. Но степень беспокойства среди банкиров разная. Банки из Тop-10 вряд ли станут слабым звеном - в первую очередь благодаря поддержке государства. Именно она является основным фактором стабильности. Банки, лишенные доступа к беззалоговым аукционам, вынуждены влачить жалкое существование. В условиях системного кризиса государство поддерживает в первую очередь тех, чье разорение может вызвать эффект домино.

В масштабах экономики именно это и происходит. Первая волна финансового кризиса прошла, но он переместился в сферу экономики - в виде снижения ВВП и роста безработицы. И из сферы экономики кризис вновь ударил по банкам увеличением просрочки.

9 апреля МДМ-банк и банк "Санкт-Петербург", а накануне Промсвязьбанк опубликовали отчетность по МСФО за 2008 г. Финансовые документы продемонстрировали катастрофический рост просроченной задолженности, невидимый в опубликованной ранее отчетности по российским стандартам. По некоторым продуктам она уже перешла границы разумного.

Больше всего "испортились" экспресс-кредиты. Просроченная задолженность по ним в Промсвязьбанке за 2008 г. выросла с 33,7 до 59,4%. Не радует даже то, что снизилась доля кредитов, просроченных более чем на 360 дней (с 13,6 до 11,2%): обычно такие кредиты списывают или продают за бесценок коллекторам. По кредитным картам просрочка банка выросла с 15,5 до 33,3%. У МДМ-банка просроченная задолженность по кредиткам выросла меньше - с 19,8 до 27,7% за год.

Ипотеке далеко до этих печальных рекордов, однако и ее показатели неутешительны, а динамика даже более тревожна. В Промсвязьбанке просроченная задолженность по ипотеке увеличилась за 2008 г. в 10 раз: с 1,1 до 11,5%. У МДМ-банка ситуация лучше и здесь, но только сравнительно: рост за 2008 г. с 4,8 до 7,4%. Только у банка "Санкт-Петербург" просрочка по кредитам на недвижимость вызывает радостное удивление: лишь 2,5% на конец года против 0,3% годом ранее. Причины этой петербургской аномалии не совсем понятны, передовой опыт изучается.

Ипотека вообще стала одним из наиболее опасных сегментов кредитного рынка. Несмотря на то что здесь необеспеченных кредитов не выдавалось, кризис помог им мутировать в самый настоящий subprime из-за превращения среднего класса в NINJA (no income, no job, no assets - "нет дохода, нет работы, нет активов"). Российский довесок (по сравнению с американской ипотекой) - валютные кредиты.

Впрочем, ипотечные дешевеющие залоги - не самая большая беда банков. Хуже, что многие предприятия тоже брали кредиты под залог коммерческой недвижимости. Если же вспомнить незавершенные проекты, под которые банки кредитовали девелоперов, то за банки становится просто страшно. Так, Сбербанк получил недостроенный комплекс "Город столиц" делового центра "Москва-Сити". Чрезвычайную активность на рынке недвижимости проявлял до кризиса банк "Глобэкс", который подвергся набегу вкладчиков и был санирован.

Последняя иллюстративная картинка - автокредиты, к обслуживанию которых граждане подходят почти так же ответственно, как к ипотеке. В Промсвязьбанке задолженность по кредитам на автомобили выросла за 2008 г. в 4 раза: с 7,5 до 28,2%. У МДМ-банка по стандартным автокредитам она составила на конец года 13,6%, а по экспресс-автокредитам - 38,2%.

В целом доля просроченной задолженности по розничному кредитному портфелю Промсвязьбанка равнялась на конец 2008 г. 22,9% против 10% на конец 2007-го. У МДМ-банка просрочка по рознице умереннее - всего 11,5% в конце 2008 г. против 10,2% годом ранее. Если же учитывать, что пороговой для кризиса плохих долгов считается просроченная задолженность на уровне 10-15%, можно сделать неутешительный вывод о приближении и даже частичном преодолении этого тревожного рубежа еще три месяца назад.

Голодная осень-2009

Почему в прогнозах второй волны фигурирует осень? На сентябрь-октябрь приходится основная часть погашений по кредитам, взятым минувшей осенью. Соответственно, проблема приобретет взрывной характер. Потому и жалуются банкиры уже сейчас.

Все походы к президенту и публичные рассказы о критическом положении, безусловно, имеют цель добиться если не индивидуальных решений по рекапитализации, то хотя бы ясности: кому государство даст денег, а кому нет. "Я думаю, что поддержкой 2-3 десятков банков дело и ограничится, - сказал Петр Авен в интервью "Ведомостям" в апреле. - На большее не хватит средств". Объективный критерий.

Пока государство безотказно поддерживает лишь госбанки. Плюс обещает помочь с взысканием долгов. "Если предприятие способно исполнять свои обязательства… это должно привести и к надлежащему исполнению обязанностей заемщиками по кредитным сделкам", - обнадеживает Костина Дмитрий Медведев.

Может, президент знает, что банки из-за плохого качества активов банкротятся не сразу. "Есть масса примеров - в Китае, Северной Африке, где банки живут с портфелем просроченной задолженности в 25% десятилетиями (правда, со стабильной базой вкладчиков и серьезной поддержкой государства)", - подтверждает Трофимова. По ее мнению, финансовая поддержка государством банков в России беспрецедентна - а ведь еще Банк России может формально сохранять банковские лицензии, введя регулятивные послабления, как сделал это с учетом просрочки. Но проблема может вылезти с другой стороны. Если тяжелая ситуация станет очевидной, вторая волна продолжится в виде резкого оттока вкладов. В этом случае третьей волны банкам может не потребоваться.


Производителей поддержат отменой пошлин

Правительство может обнулить пошлины на электронные компоненты для телекоммуникационного оборудования и ряда других групп товаров. Сейчас пошлины на ввоз данных компонентов составляют 5-15%. Данный шаг позволит российским производителям повысить свою конкурентоспособность, а западные компании простимулирует собирать продукцию в России.

Пошлины на ввоз ряда комплектующих для микроэлектронной продукции могут быть обнулены, а пошлины на ввоз готовых изделий - повыситься с 0-5% до 5-15%. Речь, в частности, идет о телекоммуникационном оборудовании, оборудовании промышленной автоматизации, медицинской технике и ряде других групп товаров, рассказал РБК daily глава Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Михаил Маслов. Проработкой подробностей проекта занимается постоянно работающая межведомственная рабочая группа под руководством вице-премьера Виктора Зубкова. Сейчас пошлина на ввозимые электронные компоненты составляет от 5 до 15%, при этом пошлины на оборудование, которое собирается из них, равны во многих случаях нулю. Очевидно, что это делает наших производителей неконкурентоспособными, а зарубежным производителям невыгодно собирать оборудование в России. "Первым этапом должно быть снижение пошлин на электронные компоненты, по этому вопросу мы уже находимся на финишной прямой. Следующим этапом должен стать детальный анализ отечественной электронной отрасли - того, что она производит, и какие местные товары конкурентоспособны, только после этого можно задумываться о повышении пошлин на ввозимые товары - это очень деликатный вопрос", - подчеркнул г-н Маслов.

В марте этого года глава Минкомсвязи Игорь Щеголев рассказал, что его ведомство "готовит ряд мер, направленных на поддержку российских производителей телекоммуникационного оборудования".

Российские производители вполне конкурентоспособны на местном рынке фиксированной связи, считает аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. "В России есть несколько десятков заводов, производящих оптоволокно, крупные предприятия, занимающиеся производством АТС, оборудования передачи данных для магистральных сетей, - говорит аналитик. - Российская компания InfiNet, к примеру, контролирует около трети российского оборудования для беспроводных сетей Wi-Fi и других. Если говорить о конкурентоспособности на мировом уровне, основной проблемой является отставание в технологиях и качестве продукции".

По словам г-на Анкилова, ранее Мининформсвязи уже пыталось оказать поддержку российским производителям: существовала рекомендация по использованию при строительстве сетей отечественного оборудования. Из-за этого все крупные зарубежные производители, в том числе Siemens, Huawei, Nortel, Nec и другие, получили статус российских, создав совместные предприятия с местными компаниями.


Самые популярные профессии в Москве и Санкт-Петербурге

Желания помогать, продавать и считать доходы являются самыми популярными занятиями, которые выбрали жители двух крупнейших российских городов, Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя, с другой стороны, профессии "секретарь", "менеджер по продажам" и "бухгалтер" являются не только самыми желаемыми вакансиями у соискателей, но и самыми востребованными у работодателя. Иными словами, спрос рождает предложение.

Агентство "РБК.Рейтинг" совместно с проектом "Улов Умов" (поисковая машина по вакансиям и резюме) подготовило рейтинг самых популярных вакансий в Москве и Санкт-Петербурге.

Особых различий между списками самых популярных среди соискателей вакансий в двух крупнейших городах России нет, тем более, если речь идет о top20. Однако некоторые отличия все же имеют место. Так, среди москвичей довольно много желающих занять должность начальника отдела кадрового делопроизводства (27-е место), в то время как в списке самых популярных вакансий в Санкт-Петербурге данная специальность вообще отсутствует. Не нашлось в питерском рейтинге места и соискателям на должность оператора Call-центра, впрочем, как и на должность врача, не говоря о коммерческих директорах.

В рейтинге "Самые популярные вакансии Санкт-Петербурга" на 25-м месте расположилась профессия прораб, тогда как в рейтинге по Москве данная позиция отсутствует. В столичном top40 также нет: диспетчеров, мерчендайзеров и инженеров-проектировщиков, которые, впрочем, и у питерцев не входят в числе приоритетов.

Не пользуется большим спросом и профессия няни (гувернантки и воспитателя), которая находится на последнем 40-м месте, в то время как в Москве соискателей на эту должность более чем хватает – 25-я строчка. Пожалуй, единственная профессия, не вошедшая в top10, но одинаково востребованная у жителей двух городов – программисты и разработчики, в обоих рейтингах она занимает почетное 21-е место.

Самые популярные вакансии Москвы

Профессия

Количество резюме

1 Помощник руководителя/ Секретарь/Офис-менеджер 14 490
2 Менеджер по продажам/Начальник отдела продаж 13 541
3 Бухгалтер 11 247
4 Продавец 7185
5 Юрист/Юрисконсульт 6754

Самые популярные вакансии Санкт-Петербурга

Профессия

Количество резюме

1 Помощник руководителя/ Секретарь/Офис-менеджер 4953
2 Менеджер по продажам/Начальник отдела продаж 4726
3 Продавец 3519
4 Бухгалтер 3202
5 Менеджер по работе с клиентами 1721


Нетрадиционные шаги к оздоровлению

Вслед за МВФ выздоровление замученной рецессией мировой экономики в будущем году прогнозирует теперь и глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише. В мае он обещает предпринять "нетрадиционные шаги" в денежной политике. Однако в нынешнем году положение будет оставаться трудным, заявил г-н Трише в Токио в пятницу: "Выздоровление зависит от нас, а ключ к нему - доверие". Верит в 2010 год и глава МВФ Доминик Стросс-Кан. В 2009 году мировая экономика уйдет в глубокий минус, а в 2010 году начнется подъем, отметил он в Вашингтоне накануне, в четверг. Представители же ФРС США, напротив, разошлись во мнениях о том, скоро ли крупнейшая в мире экономика снова начнет расти.

Г-н Трише подтвердил, что в мае ЕЦБ намерен принять решение о нетрадиционных шагах в денежной политике. В первую очередь эти меры коснутся банков. Он поддержал главу Центробанка ФРГ Акселя Вебера в том, что в будущем ЕЦБ должен будет эти меры снова отменить. "Доверие зависит в равной мере и от наших оперативных решений, и от того, насколько последовательно мы будем осуществлять наши стратегии и выполнять обещания", - сказал он.

Глава МВФ Доминик Стросс-Кан призвал промышленно развитые страны отрегулировать финансовый сектор и очистить от плохих кредитов балансы банков. Кроме того, им не следует досрочно прекращать действие пакетов мер по оживлению конъюнктуры, указал он. "Конечно, меры в разных странах отличаются друг от друга, однако в целом это должен быть компетентный и согласованный ответ всего международного сообщества. До тех пор пока этого не произойдет, успех попыток оживить конъюнктуру представляется сомнительным", - подчеркнул г-н Стросс-Кан.

В то же время среди представителей ФРС единства мнений по поводу сроков завершения экономической рецессии в США не существует. Так, глава ФРС Атланты Дэннис Локхарт прогнозирует начало выздоровления во втором полугодии этого года: "Сильного подъема я не жду, но предполагаю, что уже в третьем квартале нынешний сильный спад сменится постепенным робким ростом". Однако глава ФРС Сан-Франциско Жанет Йеллен предостерегает от слишком смелого оптимизма. По ее мнению, тот факт, что некоторые индикаторы стабилизируются, еще не означает, что самое плохое у экономики осталось уже позади. "Динамика спада между реальной экономикой и финансовым сектором чревата большими рисками отката", - считает г-жа Йеллен.

Исходным пунктом глобального экономического кризиса являются США, где в 2007 году лопнул ипотечный пузырь. Это привело к сильному хаосу в финансовом секторе и поставило конъюнктуру на колени. За минувший период времени в борьбе против экономического и финансового кризиса центробанки всего мира предприняли значительное снижение учетных ставок, а в США, Японии и Великобритании ставка оказалась сейчас близка к нулю. Хотя учетная ставка в еврозоне и доведена до рекордно низкого уровня - 1,25%, все-таки здесь она заметно выше. Впрочем, по мнению экспертов, уже в начале мая совет ЕЦБ снизит учетную ставку до 1,0%.


Sony Ericsson подсчитала убытки

Чистый убыток Sony Ericsson в первом квартале 2009 года составил 293 млн евро. Компания заявила о сокращении своей доли на мировом рынке телефонов на 2 п.п., до 6%, а также о программе оптимизации затрат и об увольнении 2 тыс. сотрудников. Эксперты российского рынка сходятся во мнении, что компанию подводит слабый модельный ряд и отсутствие новых "хитовых" устройств.

В первом квартале Sony Ericsson показала убытки в размере 293 млн евро по сравнению с чистой прибылью 133 млн евро за аналогичный период прошлого года. Выручка компании в первом квартале 2009 года уменьшилась на 64%, до 1,736 млрд евро. Объем продаж устройств сократился на 35%, до 14,5 млн штук. В компании связывают падение спроса низкой лояльностью потребителей к бренду, а также уменьшением количества устройств в розничной продаже.

По словам президента Sony Ericsson Хидэки Комиаямы, "сейчас менеджмент компании разрабатывает программу по снижению расходов на 400 млн евро". Планируется, что уже к середине 2010 года программа будет выполнена. "К концу первой половины 2009 года планируется снизить расходы на 300 млн евро, для этого придется в том числе сократить порядка 2 тыс. сотрудников", - говорит г-н Комиаяма.

По мнению отечественных экспертов, сейчас у компании довольно слабый модельный ряд, отсутствие устройств бюджетного ценового сегмента, а также катастрофическая нехватка "хитовых" телефонов. Аналитик J-son & Partners Сергей Савин утверждает, что основной причиной резкого падения финансовых показателей Sony Ericsson стал мировой кризис. "Компания находилась в более уязвимом положении: в последние несколько лет она начала занимать прочные позиции и выходить с новыми моделями в более дорогих сегментах рынка. А когда наступил кризис, то потребители в первую очередь отказались именно от сегмента дорогих телефонов. При этом среди конкурентов именно Sony Ericsson позиционировалась как производитель одних из самых дорогих устройств", - говорит г-н Савин. По словам аналитика, есть ряд мер, которые могли бы помочь компании выйти из сложившейся ситуации: оптимизация издержек, обновление модельного ряда, а также дополнение существующей линейки устройств более бюджетными вариантами.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что если в ближайшие два-три года компания ничего не изменит, то ее ожидает крах. "Надо коренным образом изменить существующую бизнес-модель работы. Sony Ericsson сейчас старается получить максимальную прибыль от своей продукции. В то время как стоит отказаться от части прибыли сейчас, чтобы чуть позже можно было заработать еще больше", - говорит г-н Муртазин. По его словам, доля Sony Ericsson на российском рынке сотовых телефонов по итогам первого квартала составляет около 10%, при этом в 2008 году она была 14%. "Мы видим все признаки кризиса, и компании надо с этим что-то делать. Уже сейчас на российском рынке Sony Ericsson занимает не третье, а четвертое место", - продолжает аналитик.

Аналитик Mforum Дмитрий Деев, напротив, считает, что, несмотря на незначительное сокращение продаж в России, Sony Ericsson стабильно удерживает третью позицию. По его словам, доля компании падает за счет сокращения продаж "хитовых" моделей и отсутствия новых популярных устройств, однако положение вендора довольно стабильно. "Мы прогнозируем, что и по итогам 2009 года Sony Ericsson удержит за собой третью позицию на российском рынке сотовых телефонов", - заключил г-н Деев.


Кто на "старенького"?

Вы проработали в ИТ-отрасли 30 лет, приобрели ценные знания и опыт, которые важны и для вас, и для вашего работодателя. Но сейчас, во времена кризиса, в ряды рабочей силы вливается новая партия молодых и, возможно, более разбирающихся в технологиях и определенно менее затратных работников. Но стоит ли вам беспокоиться о потере своего рабочего места?

Это справедливый вопрос, но он вовсе не означает, что вы должны смириться с мыслью об увольнении. ИТ-"старички" привнесли в свои организации значительную лепту, и это дает надежду, что они сохранят за собой рабочие места, когда кризис пойдет на убыль.

"Вам стоит принять во внимание ту пользу, которую вы в отличие от молодого специалиста принесли своей организации, и еще следует подумать, как стать источником развития молодых членов коллектива", - говорит Джим Майкл, 51-летний заместитель директора по ИТ в Калифорнийском Университете.

По мнению Майкла, CIO, как правило, хотят, чтобы их сотрудники были многогранными личностями разного возраста и имели обширные технические знания. Возможно, CIO и не хотели бы, чтобы весь персонал состоял из молодых кадров, потому что опытные работники могут помочь своим молодым коллегам избежать тех же самых проблем, с которыми сами сталкивались в юности. Но штат, полностью состоящий из людей с 30- или 40-летним опытом работы, тоже представляет собой проблему, особенно если руководство компании подумывает о долгосрочных перспективах и хочет, чтобы молодые сотрудники поучились у работников старшего поколения и со временем заменили их.

Изучение таких новых технологий, как виртуализация и "облачные вычисления", может помочь опытным сотрудникам остаться востребованными. Но и обучение молодежи тоже является важным способом демонстрации своей ценности для компании.

Дискриминация по возрасту долгое время была проблемой на рабочих местах, но во времена экономического кризиса обвинения в возрастной дискриминации получают все большее распространение. Согласно данным Комиссии по вопросу равных возможностей занятости США, количество сотрудников, предъявляющих претензии о возрастной дискриминации, выросло с 19 103 в 2007 году до 24 582 в 2008 году. А это значит, годовой рост составил 29%, что почти в два раза выше, чем все виды дискриминации на рабочем месте вместе взятые.

Многие из этих обвинений предъявляются в ходе массовых увольнений, поскольку компании часто стараются избавиться от высокооплачиваемых сотрудников, чтобы сократить свои расходы.

Несмотря на стремительно увеличивающее количество жалоб о возрастной дискриминации, национальный уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди тех, кому за 40, отмечают в Wall Street Journal.

В любом случае, существует множество стратегий, которыми опытный сотрудник может воспользоваться, чтобы остаться ценным кадром для своей организации и выжить после ряда увольнений, уверена Джанис Вайнберг, бывший консультант по вопросам ИТ-карьеры и автор книги "Как наладить свою ИТ-карьеру".

В частности, Вайнберг в своей книге дает 5 советов ИТ-сотрудникам старшего поколения:

1. Изучайте новые технологии, которые вы не используете в своей нынешней работе, но которые повсеместно применяются в компании. Новые технологии различаются в зависимости от должности, которую вы занимаете. Сетевой администратор, возможно, захочет изучить вопросы, касающиеся разработки систем.

Конечно, вам захочется рассказать своему руководителю о только что приобретенных знаниях, но не стоит производить впечатление, будто вы изучали новые технологии за счет рабочего времени в компании. Оптимально будет рассказать своему начальству о приобретенных знаниях практически сразу после того, как вас похвалили за отлично выполненную работу.

2. Покажите своему руководителю, как ваш опыт работы с прежними системами компании может быть полезен при планировании и внедрении новых систем.

Если в компании подумывают о модернизации своих систем, более опытному работнику, знакомому с существующими технологиями, возможно, стоит провести некоторые исследования и подготовить отчет о рентабельности, проанализировать внутренние системы компании и расставить приоритеты по поводу того, какие именно системы следует конвертировать в более современные технологии. Убедитесь, что вашему менеджеру доподлинно известно, как ваш многолетний опыт работы со старыми системами может обеспечить успешный переход к современным технологиям.

Эта стратегия позволит работникам старшего поколения "продемонстрировать свои глубинные знания, которые помогут усилить впечатление, что их вовлеченность в процесс жизненно необходима, если в компании собираются что-то изменить", - отмечает Вайнберг.

3. Используйте по максимуму свои давние отношения с коллегами из других отделов, дабы получить доступ к спискам вакансий, которые там имеются.

Во время экономического кризиса компании тщательно оценивают свои отделы, решая активизировать развитие наиболее удачных и ликвидировать отстающие. Если ИТ-"старичок" проработал одной и той же компании много лет, то у него, вероятно, уже сложились добрые отношения с коллегами из других отделов и он может использовать эти контакты для перехода в сохранившиеся подразделения компании.

Не забывайте о простых способах установления отношений, которые могут оказаться выгодными. Время от времени стоит обедать в компании. Неформально обменивайтесь информацией и рассказывайте коллегам о своих интересах и знаниях.

4. Используйте свой прошлый опыт при выборе производителей ПО, чтобы сэкономить средства компании. Это невозможно, если в вашей компании есть управляющий активами, через которого проходят все контракты на программное обеспечение. Но зато у старшего коллеги есть опыт в выборе вендоров, которого нет у его молодого собрата, и ему следует попытаться понять, как можно усовершенствовать нынешние условия лицензирования, чтобы принести пользу своей компании.

Тот, у кого больше опыта, с большей долей вероятности являлся ответственным за проверку программной продукции и принимал участие в переговорах, считает Вайнберг.

Умение вести переговоры по поводу ПО может быть особо ценным в период кризиса. Скажем, у вашей компании есть контракт на 500 пользователей, но затем большинство из числа этих пользователей увольняют. Условия контракта в этом случае необходимо пересмотреть и, тем самым, сэкономить средства компании.

5. Внедрите программу производственной практики для молодых специалистов. Старшие сотрудники имеют более четкое представление о тех проблемах, которые вызваны нехваткой персонала, и они могут использовать свой опыт, чтобы удовлетворить нужды клиента и одновременно сэкономить средства компании.

Почти в каждой компании есть отделы, где не хватает сотрудников, даже если не проводилось никаких сокращений кадров. Чтобы решить эту проблему, сотрудник с опытом работы на руководящей должности может внедрить программу производственной практики. Определите те области компании, которые могут выиграть от работы специалистов-новичков, и наймите несколько молодых работников, которые будут оказывать бесплатную или низкооплачиваемую помощь.

Если говорить в целом, работники старшего поколения должны продемонстрировать своим компаниям, как их работа положительно влияет на финансовые результаты деятельности организации. К счастью, многие компании уже оценили должным образом вклад опытных сотрудников и осознали тот факт, что они приносят больше денег, чем их более молодые коллеги.

В ИТ-области существует множество компаний, которые признают, что знания опытных сотрудников имеют особую ценность.

Помимо этого, работникам старшего поколения стоит принимать во внимание культурные различия между ними самими и молодым поколением, которое для осуществления сотрудничества пользуется различными методами, например, социальными сетями, "аськой" или Skype. Поэтому очень важно, чтобы они научились пользоваться новыми инструментами взаимодействия.

На самом же деле между молодыми и опытными сотрудниками в ИТ-отрасли существует не так уж много фундаментальных различий.

По мнению Вайнберг, страсть к технологиям "является такой же сильной мотивацией как для опытных айтишников, так и молодых специалистов".


Терпеть можно

В апреле по сравнению с мартом россияне стали оптимистичнее оценивать перспективы восстановления экономики. Согласно опросу ВЦИОМ, доля опрошенных россиян, уверенных в том, что "все нормально", выросла на 10%, до 51%. "Перемен к лучшему" ожидают 27% опрошенных против 20%, настроенных на ухудшение ситуации. Все больше россиян полагает, что кризис - это повод мобилизоваться и стать активнее. Воодушевлению россиян способствовали стабилизация курса рубля, заявления властей о достигнутом дне кризиса и росте цен на нефть.

Позитивное настроение граждан, как отмечают эксперты, действительно может оживить экономику.

В марте чиновники и экономисты щедро делились своими предположениями о якобы достигнутом промышленностью дне кризиса. Да и курс рубля стабилизировался и даже начал укрепляться. Зампред ЦБ Алексей Улюкаев призвал население избавляться от валюты. Безработица стала сбавлять темпы роста.

Все это не могло не придать оптимизма россиянам. По данным ВЦИОМ, только 9% считают, что "все ужасно". Напротив, сограждане стали чаще сообщать, что "все нормально" (39% в апреле против 29% в марте). Наконец, по мнению 6% россиян, в стране все хорошо или даже отлично (в марте - 2%).

Жители малых городов и сел чаще других считают ситуацию в стране нормальной (43-45%), а респонденты, проживающие в обеих столицах и других крупных городах, напротив, наиболее склонны давать пессимистичные оценки (57 и 62% соответственно). В провинции ниже исходная база, потому и падение не так сильно ощущается, комментирует эти данные глава Центра социальной политики Евгений Гонтмахер.

Обеспеченные респонденты чаще других полагают, что в стране все нормально (62%) или даже хорошо, отлично (11%). Те, кто низко оценивает свое материальное положение, в большинстве своем считают ситуацию в стране плохой или ужасной (74%). Говоря о собственной жизненной ситуации, две трети россиян (66%) сообщают, что жить им трудно, но пока еще можно терпеть. Люди у нас привычны к финансовым перепадам, кризис 1998 года еще не забыт, считает Евгений Гонтмахер. К тому же кризис затронул еще небольшое количество семей. Оптимизма добавляет и весна: люди планируют больше заниматься выполнением личной продовольственной программы на огороде. О чем свидетельствует и статистика: спрос на семена этой весной вырос на 30%.

По данным ВЦИОМ, 43% россиян полагают, что в этом году их жизнь меняться не будет. Лучшего ждут 27%, худшего - 20% опрошенных. Еще в феврале пессимистов было намного больше. Ухудшение личного материального положения тогда, по данным Росстата, прогнозировали более 42% опрошенных. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в этом году, составляла 7%. Почти 38% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится.

"В декабре-январе были сформированы серьезные негативные ожидания. Люди ждали сокращений, коллапса банковской системы, - комментирует главный экономист Merryl Lynch Юлия Цепляева. - Но ситуация стала улучшаться. Впрочем, это не должно давать повода для безудержного оптимизма". Самый неприятный сценарий, по мнению эксперта, не реализовался. Если цена на нефть останется на уровне 50 долл. за баррель, "все будет не так плохо". Рост оптимистичных настроений населения оживит торговлю. "При негативных ожиданиях население сокращает потребление, создает денежные запасы, - говорит Юлия Цепляева. - Как только люди решат, что все страшное позади, начнет расти потребление". По ее мнению, у правительства есть шанс удержать потребление на уровне прошлого года.


Приключения электроники

Объем производства отечественной электронной индустрии в 2008 году составил около 8 млрд долл., подсчитали в Ассоциации производителей электронной продукции и приборов. Кризис отразился на отрасли: падение рынка в первом квартале 2009 года составило около 40%. Эксперты и участники рынка считают, что остановить дальнейшее падение рынка могут господдержка, а также локализация производства и отказ от импорта.

По словам представителя ассоциации Ивана Покровского, 4 млрд долл. от общего объема пришлись на частные компании, вторая половина - на компании, которые контролируются государством, передает информационное агентство РБК. Как сообщил г-н Покровский в разговоре с корреспондентом РБК daily, среднегодовой рост рынка электроники до кризиса составлял более 20%, однако в 2008 году темпы сократились, и уже по итогам первого квартала 2009 года объем производства упал на 40%. "Если во втором полугодии производство восстановится, то снижение будет зафиксировано только на уровне 15%. Если же меры по стимулированию индустрии приняты не будут, то мы прогнозируем снижение примерно на 40%", - отметил Иван Покровский.

Как считает г-н Покровский, дополнительным фактором спада производства стало сокращение инвестиционных программ и, как следствие, сокращение заказов. "Однако стоит заметить, что в течение марта и апреля спада не наблюдалось, было своего рода затишье. И сейчас ситуация непонятна: либо падение продолжится, либо начнется стабилизация. При этом на западных рынках падение продолжается", - говорит эксперт. По его мнению, предотвратить дальнейшее сокращение рынка частично может господдержка. "Пока непонятно, как и в чем это должно выражаться и как действовать, но без помощи государства будет очень сложно", - продолжил Иван Покровский. Также он отметил, что дополнительным фактором стабилизации рынка может послужить отказ компаний от импорта компонентов или перевод их производства на территорию России. "Сейчас созданы все условия для импортозамещения, осталось только этим воспользоваться", - заключил г-н Покровский.

Ведущий эксперт ИК "Финам" Дмитрий Баранов также уверен, что господдержка может стать хорошей опорой для рынка. При этом он считает, что дополнительным источником доходов для индустрии электроники также может стать экспорт продукции. "Если разделить рынок на три основных сегмента: оборонку, бытовую электронику и IT-индустрию, куда входит телекоммуникационное оборудование, системы безопасности и прочее, то можно сказать, что отрасль держится на госзаказах на оборонную электронику и на потреблении бытовой электроники. При этом IT-индустрия может быть хорошим толчком к развитию отрасли после выхода экономики из кризиса", - отмечает г-н Баранов. Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов заметил, что экспортировать российские производители электроники могут также и перспективные разработки.



Специальная акция Kingston
Призы: USB-накопители DataTraveler 150 32/64Gb.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное