Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Караимы и караимизм Нравится Общероссийская еженедельная газета «Собеседник». Её аудитория – почти 600 тысяч россиян. Много интересных рубрик. Замечательны тексты (в том числе стихотворные) креативного редактора Дмитрия Быкова. Много нового узнаю – читаю от корки до корки. В том числе – редкостные исторические факты. И вот – 25-я беседа в рамках рубрики «Сто лиц столицы». На этот раз – о караимах, одном из славных народов нашей Евразии.Корреспондент газеты Рита Болотская беседует с председателем Московского культурно-просветительского общества караимов Михаилом Казасом. Беседа называется «Притяжение Джуфт-Кале: Рассказываем о московских караимах» (Собеседник, Москва, 6-12 июля 2005 г., № 25 /1075/, стр. 10 http://www.sobesednik.ru/issues/73/rubr/1400/sluchay/?1747). «Вряд ли есть другой народ, - начинается материал, - о происхождении которого спорили бы столько, сколько о караимах». Их сейчас в мире – не более 3000, из них в Москве – 300 человек. «Через полвека нас, может, вообще не останется, - говорит Михаил Казас. – Так уж перестали бы сочинять небылицы о наших предках!». Почитаем, что пишут о караимах ученые. Вот Выпуск № 8 /45/ «Ученых записок Таврического национального университета», доцент кафедры российской истории Сигаева Г.В. публикует статью «Современная историография истории крымских караимов» (http://www.crimea.edu/internet/Education/notes/edition8/n08004.html): "...Возвращая народу отнятую у него информацию и знания: не навредить ему; не создавать проблему там, где ее не видит сам народ; не брать на себя функции самого народа" (Кодекс профессиональной этики этнографа принятый Международным научным братством украинских антропологов, этнографов и демографов в 1992 году.) Крымские караимы (караи) - это древний народ, численность которого сейчас на всей земле не превышает трех тысяч. Караи - маленький осколок большого тюркского племени хазар (1, стр. 7), давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как "караимы". Караимы - аборигены Крыма. Сформировались в результате ассимиляции древнейшего населения Крыма с тюрками гуннского и хазарского племенных союзов. Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а караимский язык - к кыпчакской группе тюркских языков. Религия караимов - караизм - исповедание одного лишь Ветхого Завета Священного Писания (Библии). Служба велась в основном на древнетюркском караимском языке. Ветхий Завет был переведен на него не позднее ХI века (2, стр. 111). Жили караимы преимущественно в горной части Крыма, в округе их крепости Кырк-Ер (Джуфт-Кале), в Феодосии (Кефе), Старом Крыму (Солхат), Евпатории (Гезлёв) и других районов полуострова. С 1246 года часть попала на запад Украины (Галич, Луцк) по приглашению князя Данилы Галицкого. С 1398 года - в Литву, после похода князя Витовта, который переселил несколько сот караимов для охраны замка и границы государства. С присоединением Крыма к России караимы расселились по ее территории. Религия караимов признавалась государством самостоятельной, и в паспортах указывалось "вероисповедания караимского". Материальная культура и быт были восточными. Традиционно занимались земледелием (садоводством), скотоводством, военным делом, ремеслом, торговлей. Караимы никогда не торговали спиртными напитками, не участвовали в игорном и другом бизнесе, противоречившем их религиозным и нравственным установкам. По этой же причине все состоятельные караимы были щедрыми благотворителями и среди караимов никогда не имелось нищих. В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму - 5 тысяч. Действовало 20 храмов - кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 - в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названное в честь царя и с его согласия (1, стр. 212). Полноправные граждане России караимы пользовались неизменным покровительством монархов. Среди караимов были члены Государственной Думы, Государственного Совета, Городские головы, судьи, высшие офицеры, дипломаты, выдающиеся ученые и известные врачи. Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России Х1Х - начало ХХ вв. В Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М. Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С. Шапшала, был воспитателем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного "Лошадью столетья" (8, стр. 34-35). Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками "Дукат", "Ява". Наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства (8, стр. 19-20). В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу - один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве (8, стр. 25). Особенно привлекала караимов во все времена - военная карьера. В российской армии до революции в процентном отношении караимы были на первом месте среди кадровых офицеров /более 500 офицеров караев/ (1, стр. 213). Были караимы адмиралы, генералы, полковники. В гражданскую войну многие погибли, оставшиеся в живых вынуждены были покинуть Родину. Так образовалась община караимов во Франции, в основном из кадровых офицеров. В эмиграции оказались генералы Хаджи и Я.Кефели, полковник И.Безикович и др. В Крыму после 1920-х годов общественная и религиозная жизнь караимов замерла. Здания кенас стали использоваться не по назначению. В центре Киева и сейчас недалеко от Золотых ворот возвышается красивое здание кенасы, построенное по проекту известного архитектора Городецкого - но там размещается Дом актера. Ныне действующие храмы остались только в Тракае и в Вильнюсе. По переписи 1989 года, в бывшем СССР было зарегистрировано 2803, а в Крыму - 898 караимов (2, стр. 3). По данным 1997 года на Украине - 1100 человек, в том числе в Крыму – 800 (3, стр. 7). В Москве - 300, Петербурге - 100, Литве – 300 (1, стр. 215). С начала 1990 года в Крыму начали воссоздавать национальные организации. В Симферополе, Феодосии, Евпатории, Бахчисарае, Ялте - действуют караимские национально-культурные общества и три религиозные общины. Ассоциация Крымских караимов "Крымкарайлар" объединяет в настоящее время девять религиозных обществ. За пределами Украины, существуют общества караимов в Литве, Польше, Москве, Петербурге, Париже. У караимов древняя тысячелетняя история, самостоятельная религия, самобытная культура, но об этом знают не многие или принимают на веру утвердившиеся в советской исторической литературе искаженные представления. В последние годы, особенно в связи с объявленным ООН десятилетием коренных народов, появились научные и популярные публикации, освещающие проблемы этногенеза, обрядов, обычаев, языка, особенностей вероисповедания Крымских караимов-тюрков. В этом заслуга прежде всего самих носителей культуры и хранителей исторической памяти караев: С.Кушуль, Л. Ефетова-Габай, Б. Леви, С. Мангуби, Я. Бараш, Г. Ялпачик, М. Хафуз, А. Фуки, Ю. Полканов, М. Казас, М. Сарач и др. Одним из первых начал профессионально собирать материал по истории крымских караимов в советское время известный краевед А.И. Полканов (1884-1971 гг.). Этот широко образованный человек заведовал в 1930-е годы Крымохрисом, Краеведческим и художественным музеями в Симферополе. Его стараниями было сохранено после революции значительное количество памятников искусства, книг, документов. В годы немецкой оккупации (1941-1944 гг.) А. Полканов вновь спас исторические и художественные ценности, уникальные книги и документы библиотеки "Таврика". А. Полканов - автор более ста работ по истории, археологии, этнографии Крыма. К сожалению, его научное наследие практически не изучается. Для нас особенный интерес представляют оригинальные рукописи о караимах. Работе помешала война и депортация крымских татар. Собирать и публиковать материалы о караимах, близких по крови к депортированному народу, не представлялось возможным. Обстановка изменилась только в конце 80-х годов. Стало возможным опубликовать рукопись А. Полканова, написанную более полувека назад (1). Рукопись дополнена новыми данными и справочным материалом, редкими фотографиями из личных архивов. В подготовке издания участвовали А. и Ю. Полкановы, В. Козлов, А. Баранов, В. Кутайсов. Ю.А. Полканов (1935, г. Симферополь) - доктор геолого-минералогических наук, академик Академии Технологических наук Украины, лауреат государственной премии Украины в области науки и техники - известный в Крыму караимовед. Он автор серии работ по этногенезу, обрядам, обычаям, фольклору и особенностям вероисповедания караев (3, 4,5 и другие). Руководит научным центром Ассоциации крымских караимов. Поддерживает и помогает всем, кто проявляет интерес к истории караимов. За вклад в развитие культуры караимского народа Крымский Республиканский фонд культуры наградил его Премией имени И. Казаса (1997 г.). Несомненный интерес представляют работы В.А. Кутайсова - кандидата исторических наук, зав. отделом античной и скифской археологии Крымского филиала Института археологии национальной Академии наук Украины. Он автор более 80-ти научных работ. Среди них значительная работа о жизни и деятельности Евпаторийского Городского головы - С.Э. Дувана (5). Крымский Республиканский фонд культуры наградил В. Кутайсова Премией имени И. Казаса, за вклад в области просвещения, тюркологии и истории караимского народа (1995 г.) . Значительный вклад в сохранение и развитие караимской культуры внес академик М.С. Сарач - член Российской Академии естественных наук. Объединив усилия караимов Москвы, Петербурга, Крыма, Литвы, специалистов по караимике, он создал два тома Караимской народной энциклопедии. В основу первого тома легла работа М.С. Шапшала "Караимы в Крыму, Литве и Польше", и фотоматериалы из личных архивов (6). Второй том энциклопедии посвящен религии Крымских караимов - от шаманизма до философско-религиозного учения Анана Бен Давида. Посвящение гласит: "Посвящается памяти всех кто, согласно заветам Иисуса Христа, Магомета и Анана, не забывал нуждающихся" (7). Академик М. Сарач также главный редактор и спонсор вышедшего к 850-летию Москвы труда "Караимы и Москва". Это - уникальная книга. Материалы готовила Московское "Культурно-просветительное общество" караимов во главе с президентом М.М. Казасом (8). Михаил Семенович Сарач (1910 год, Москва) принадлежит к одному из самых старинных караимских родов, которые до революции обладали миллионным состоянием: золотыми приисками, фабриками, соляными промыслами, земельными угодьями, родовым поместьем в Крыму. В Париже М. Сарач получил юридическое образование, занимается исследованиями по караимике. За работы по дохазарскому периоду истории, этническому происхождению крымских караимов и религии в 1995 году ему присвоено звание академика Российской Академии естественных наук (8, стр. 30-31). Академик М. Сарач много лет возглавляет караимскую общину в Париже, активно помогает караимам России и Крыма. В 1994 году учрежден фонд имени М. Сарача. На его средства издается в Москве на русском языке газета "Караимские вести". Она несомненно, объединяет и просвещает караимов России и Крыма. В работах названных авторов освещается не только этническая история народа и религия, но рассказывается и о наиболее известных караимах, обогативших культуру своего народа и внесших значительный вклад в многонациональную культуру России и Крыма. В культурной жизни России Х1Х - начала ХХ вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И. Дуван-Торцов, композитор С. Майкапар, московский архитектор Н. Арабаджи, дипломат М. Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и другие. Творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале ХХ века была очень интенсивной. Перечень авторов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа (8, стр. 20). Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности. Выдающимся ученым, дипломатом, последним Гаханом - духовным и светским главой караимов был Хаджи Серия Хан Шапшал (Сергей Маркович, 1873-1961 гг.). На основе собранных им материальных и духовных ценностей караимского народа, создал в г. Тракае музей караимов. С. Шапшал был выдающимся в России ученым - тюркологом. Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича Дувана (1870-1957 гг.), одного из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии. Выдающимся караимским просветителем, педагогом и поэтом был Илья Ильич Казас (1833-1912). И. Казас был высокообразованным человеком - знал 11 языков, из них 4 – древних (9, стр. 23), работал в течение восемнадцати лет в Симферопольской мужской гимназии, основал несколько караимских школ в Симферополе, редактировал выходивший в Одессе караимский журнал "Давул" ("Барабан") и Симферопольскую газету "Таврида". Известным общественным и государственным деятелем был караим Соломон Самойлович Крым (1867-1936 гг.). Ученый-агроном, благотворитель и патриот, он много сделал для развития экономики и культуры Крыма. С. Крым был членом Государственного Совета и Государственной Думы Российской империи, возглавлял Таврическое губернское земство. С. Крым был инициатором создания и фактическим основателем Таврического университета. В советской истории о С. Крыме упоминается только как о главе краевого Правительства в период Гражданской войны, соответственно негативно, кратко и извращенно. Его роль в создании Таврического университета была отражена в очерке А.М. Маркевича в 1919 г. (10, стр. 11-42). Затем об этом как бы забыли и только в 1993 г. в "Очерках истории Симферопольского государственного университета" впервые в разделе "Создание Таврического университета" профессор П.И. Гарчев привел фактические материалы, освещающие деятельность С. Крыма по созданию университета (11, стр. 10-37). Других сведений о деятельности С. Крыма в советской литературе не было, пришло время напомнить о нем, особенно в связи с предстоящей 80-й годовщиной Симферопольского университета. Литература. 1. Полканов А.И. Крымские караимы/караи - коренной малочисленный тюркский народ Крыма. Париж, 1995. – 245 стр. 2. Ялпачик Г.С. Русско-караимский разговорник. Симферополь, 1993. - 112 стр. 3. Полканов Ю.А. Караи-крымские караимы тюрки. Симферополь, 1997. -149 стр. 4. Полканов Ю.А. Крымские караимы. Бахчисарай, 1994. - 89 стр. 5. Дуван С.Э. "Я люблю Евпаторию"…: Слово и дело Городского головы. Под общей редакцией М.В. Кутайсовой, В.А. Кутайсова. Евпатория: Южногородские ведомости, 1996. -178 стр. 6. Караимская народная энциклопедия. Под общей редакцией М.С. Сарач. Том 1. - Москва: Карайлар,1995. - 246 стр. 7. Караимская народная энциклопедия. Под общей редакцией М.С. Сарач. Том 2.- Париж, 1996.-169 стр. 8. Караимы и Москва. Издание посвящено 850-летию Москвы. Под общей редакцией М.С. Сарач.- Москва: Госатомнадзор России, 1997.- 88 стр. 9. Бараш Я. Педагог, просветитель, поэт Илья Ильич Казас /1833-1912/ // История в лицах.- Симферополь: АНООНК, 1997. - стр. 23-25. 10. Известия Таврического Университета. Книга 1. - Симферополь, 1919.- 70 стр. Очерки истории Симферопольского государственного университета (1918-1939). Под общей редакцией проф. В. Г. Сидякина. - Симферополь: Таврида, 1993.- 414 стр. А теперь обратимся к беседе Риты Болотской с Михаилом Казасом: – В чем суть споров? – Нас часто «записывают» в евреи. Почему? Да смотрят – имена ветхозаветные: Моисей Авраамович, Соломон Исаакович, Эсфирь Яковлевна… К тому же внешнее сходство… Но караимы, при всем уважении к евреям, – другой народ. Мы – потомки хазар, а точнее, племен, пришедших с Алтая во II веке нашей эры на дикие земли от низовьев Волги до Крыма. С племенами-соседями наши предки создали там обширное Хазарское царство. Хотя караимы селились преимущественно в Крыму, главным городом был Джуфт-Кале (старое написание: Чуфут-Кале). – Откуда же ветхозаветные имена? Хазары признавали иудаизм? – Не иудаизм, а лишь Ветхий Завет! Это произошло в VIII веке благодаря философу и проповеднику Анан бен Давиду – его учение легло в основу нашей религии: караимизма… Караимы не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. Иисус Христос и Магомет по караимской вере – пророки Бога. Сходство с иудаизмом – относительное, не так ли? – Правда, что исповедующим караимизм позволительно молиться в любом храме – и православном, и мусульманском? – Да. Если нет поблизости караимского храма – кенасы – можно зайти в любой. Главное – искреннее обращение к Богу. В караимизме нет ритуала отпущения грехов – каждый молит сам за себя. Высший критерий во всем – совесть. Кроме того, приверженец караимизма не обязан принимать на веру все религиозные постулаты, имеет право сомневаться, выдвигать аргументы «за» и «против», с чем-то не соглашаться… /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Анан Бен Давид исповедовал одного единого Бога, к которому обращаются все правоверные независимо от конкретного языка и конкретных ритуалов, с помощью которых они обращаются к Всевышнему. Караимизм – одно из морей Великого океана Правой Веры/ – Если уж о религии можно спорить, представляю, каков волюнтаризм на бытовом уровне! – Ну зачем же – волюнтаризм. Свобода мнений. И старики, и молодые вправе отстаивать свою точку зрения – но аргументированно. И уважительное отношение к религии сохраняется. Спорить – не значит отрицать. – Вернемся к вопросу о происхождении. Накануне второй мировой войны Германия вдруг провела несколько собственных экспертиз этнических корней караимов… – Духовный глава караимов того времени, ученый-тюрколог Серайя Маркович Шапшал, живший в Литве, обратился в рейхсканцелярию с просьбой провести экспертизу. Почему? Шапшал осознавал, что война неизбежна, предвидел, какую горькую участь готовят фашисты евреям… В III рейхе провели исследования и пришли к выводу: караимы – тюркского происхождения. И нас не коснулся холокост. – Почему после революции 1917 года караимы бросились из России врассыпную? – Репрессий боялись – среди караимов хватало людей зажиточных. В то время на территории Российской империи жило более 13 тысяч караимов. 12 человек значились официальными миллионерами. Почти вся табачная промышленность в Петербурге, Риге, Харькове создавалась на караимские деньги. Толковые люди были, ухватистые, предприимчивые. При этом не забывали помогать менее состоятельным. Во всех городах, где жили караимы, существовали общественные фонды, при поддержке которых земляки могли учиться, лечиться, даже жениться!.. К высшему образованию стремились и юноши, и девушки. Среди караимов было много ученых, а позже кандидатов и докторов наук. – Караимы считались и выдающимися воинами. За то и в Литву были привезены великим князем Витовтом, так ведь? – В XIV веке караимы действительно слыли смелыми воинами. Витовт вывез в Тракай более 400 караимов вместе с семьями, взял в личную охрану – с тех пор в Тракае существует караимская община. Открыта кенаса, работают школа, ресторан, единственный в мире этнографический караимский музей. Тракайские караимы – их сейчас около 300 человек – живут, по старинному обычаю, в домах с тремя окнами на улицу: одно – Богу, второе – Витовту, третье – для всех добрых людей… И в личной охране русских царей тоже служили караимы: это пошло с Екатерины II, которую однажды спас от гибели караим по фамилии Джигит – остановил сорвавшегося в галоп коня императрицы, за что удостоился серебряного рубля… – Говорят, караимский язык сохранился благодаря тому, что в Литве даже в советское время работала кенаса и на караимском шло богослужение? – В какой-то степени это так. Хотя еще полвека назад в Крыму были места, где наши соплеменники общались исключительно по-караимски, толком не знали русского. Это Бахчисарай, отдельные районы Евпатории... Но ассимиляция делает свое дело. – Что сейчас в Джуфт-Кале, родовом гнезде караимов? – Ничего. И никого. Мертвый город. Последний караим покинул Джуфт-Кале в 1878 году. Там невозможно жить, иссякла вода. На местном кладбище могилы в 15 слоев… Для всех караимов, куда бы ни забросила судьба, Джуфт-Кале – святое место. – Правда, что большинство караимских фамилий совпадает с географическими названиями Алтая? – Да! Столько веков минуло с тех пор, как наши предки ушли оттуда, а получается, фамилии караимов – готовый путеводитель по Алтаю. Есть фамилия Шапшал – и перевал. Фамилия Танатар – и озеро; Саускан – поселок Саусканиха; Кумыш – река Кумыш; Камай – поселок Камай; Курук – река Курукуль… Собственно, у караимов не так много фамилий в обиходе – не более тридцати. – Говорят, благодаря московским караимам у вашего народа есть то, о чем большинство немногочисленных народов лишь мечтают: собственная энциклопедия в нескольких томах! – Точнее, благодаря помощи наших спонсоров, в частности французского караима Михаила Семеновича Сарача (к сожалению, недавно он ушел из жизни). Вышло шесть томов, на подходе заключительный, седьмой. В каждом – несколько тем: происхождение, религия, история, язык, культура, обряды и обычаи… Очень много фотографий – публикуем снимки и ныне живущих, и прадедов, прапрадедов. Караимы – большие любители родословных, помнят всех своих до пятого колена. Да что уж там – нас столько, что реально знать каждого в лицо!.. К примеру, в 2002 году мы провели в Москве международный съезд караимов – самый крупный из всех, что были. Собрались в концертном зале Федерации мира и согласия – комитет межрегиональных связей и национальной политики Москвы помещение оплатил, сотрудники этого комитета вообще наши первые помощники во всех начинаниях, – так вот, собрались караимы из России, Англии, Германии, Франции, США и два дня просто знакомились. Рассказывали, чем живут, чем дышат, чем дети заняты… – Сейчас старинные караимские обычаи еще живы? – Там, где есть кенасы – в Евпатории и Тракае, сохраняется религиозный обряд бракосочетания. Это целый ритуал: часть проводится в храме, другая – дома. Знаю, в какой-то момент этого действа молодых обязательно ставят на шкуры, посыпают монетами и зерном… А в старину кульминацией обряда были скачки жениха с друзьями по Джуфт-Кале: на лошадях, под вечер, с факелами в руках… Думаю, красиво было. – Какие черты национального характера вы бы назвали отличительными? – Как ни странно, противоположные. Вспыльчивость и, если так можно сказать, чтоб никого не обидеть, тугодумие – вернее, неспешность в принятии решений... Можем взорваться из-за пустяка, но отходим быстро. И при этом жизненных решений с пылу с жару не принимаем, берем «тайм-аут», чтобы все получше взвесить. – Слышала, вы утверждаете, будто прототип Остапа Бендера – караим Илья Леви? – Утверждаем. Илья Ильф – один из авторов «Двенадцати стульев» – жил в Москве по адресу: Остоженка, дом 5. Там же, этажом ниже, жил караим Илья Леви (по матери – Майтоп) – невероятно колоритная личность, человек, изучавший в университете риторику (отсюда знаменитые бендеровские афоризмы), игравший на многих музыкальных инструментах, обожавший антиквариат, постоянно поминавший своего отца – турецкоподданного и, наконец, фонтанировавший идеями, ненавидевший любую рутину! Ильф и Леви дружили, об этом не раз вспоминали их современники… В 30-х Леви эмигрировал. Сначала в Турцию, потом – в Германию, а конец жизни провел в Америке. Насколько мне известно, все время жутко ностальгировал по России. Как, впрочем, и все уехавшие караимы. Все очень тоскуют по России и считают своим долгом хоть раз в жизни показать потомкам Крым, Джуфт-Кале… Знаменитые караимы: Анна Павлова (по отцу Шамаш) – великая балерина, Самуил Майкапар – композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории, Серайя Шапшал – ученый-востоковед, автор труда «История тюрков-караимов в Крыму, Литве и Польше», Авраам Фиркович – археолог, историк, Илья Пигит – основатель и владелец табачной фабрики «Дукат», Абрам Зурна, Самуил Габай и Абрам Капон – основатели табачной фабрики «Ява», Семен Кальфа – профессор, офтальмолог, сподвижник Филатова, один из создателей Глазного института в Одессе, Сергей Юткевич – кинорежиссер, Степан Дудник (Мичри) – народный художник СССР, Нина Воронина (в девичестве Арабаджи) – автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке, Марина Кумыш – олимпийская чемпионка по волейболу, Александр Майкапар – музыкант, Илья Симанчук – журналист, писатель. «Таныш болсун! (Давайте знакомиться!)» - под этим девизом приводится адрес: Московское культурно-просветительское общество караимов; председатель – Михаил Казас; тел: (095) 308-5168. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Каждый народ – цветок Божьего сада. Надо всячески почитать свой род и свой народ и фиксировать в Панлоге всех соплеменников, все слова русского языка, все обычаи и обстоятельства нашей русской жизни, истории. Подвижнически ведет эту работу мой друг Олег Анатольевич Платонов, который позволил мне пользоваться его материалами и фундаментальными справочными томами для насыщения моего Панлога. Каждая книга Олега Анатольевича – как крик души, как искреннее Слово о русском народе и его непростой судьбе (http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/platonov_oa.html). И не только о своём русском народе должны думать мы, русские, а о всех народах человечества, и особенно о тех, кто веками живет с нами в одном геополитическом доме Великой Святой Руси и вносит прямой вклад в наш русский генофонд и в нашу уникальную русскую культуру и цивилизацию.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||