Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Глобализация и демократия Поразительные события произошли за последние 15 лет, голова идёт кругом, надо осмыслять новую историческую реальность. Много умных людей тоже ломают голову, и пока нет общепринятой трактовки происшедшего. Я плотно обратился к Хайдеггеру за ответом. Дело в том, что Мартин Фридрихович вобрал в себя и переосмыслил идеи предшествующих мыслителей Нового Времени, прежде всего классиков немецкой философии, и при всём своём скептицизме по отношению к Максу Веберу или Зигмунду Фрейду освоил также социологию и психоаналитику истории. Отмежевываясь – он от многих из них отталкивался, «снимал» их в своём философствовании (смотри особенно §§ 10 и 11 его фундаментального трактата «Бытие и Время» /1927/). Ключ к пониманию истории Нового Времени, и в том числе продолжающейся истории последних десятилетий – в понятии субъектности. Субъектность – это почти равнобожие, это способность человека быть сотворцом мира по образу и подобию Божьему. Искра субъектности в человеке – от Бога. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Естественно, субъектность глушится нищетой, экономической зависимостью от общины, от государства, от того или иного главначпупса. Субъектность (свобода) свойственна экономически-самодостаточному человеку, хотя само по себе стремление-воля к свободе и готовность пожертвовать жизнью ради собственного самоутверждения уже есть признак избранности и предпосылка самодостаточности. Соотношение господства (субъектности) и рабства (недосубъектности) исследовал Гегель в «Феноменологии духа», и важно знать, что верхушечная субъектность недостаточна для субъектизации общества, основанного на нищете и эксплуатации низов. Взрыв низовой субъектности – вот локомотив Истории. Новое Время (модерн) началось почти шесть столетий назад после того, как в силу ряда исторических обстоятельств в Западной Европе сложилась «критическая масса» низовой субъектности в лице богатых горожан (буржуев). Произошел взрыв предприимчивости, сравнимый со взрывом Сверхновой в астрономии. В вихре этого взрыва мы живем поныне Этот взрыв – стремление к обретению субъектности. Наряду с географической экспансией и научно-техническим прорывом и появлением наций и национальных государств, а также гражданского (буржуазного) общества и политических партий как форм самоорганизации низовой субъектности, появились четыре главных «изма» Нового Времени, отражающих разные пути обретения субъектности. Либерализм – субъектность для самых достойных, национализм – субъектность для «своих», анархизм – субъектность для каждого, наконец коммунизм – субъектность для всех («свободное развитие каждого - условие свободного развития всех»). И есть магистраль порыва к субъектности, и есть завихрения и обратные движения, приводящие к десубъектизации большинства ради вампирства немногих. Вампирство, мародерство, шкурность торжествуют ныне в нашей России. Мифический прообраз того, что с нами сейчас происходит, - преклонение древних евреев, только что выведенных Моисеем из египетского плена, перед Золотым Тельцом. Бесовщина! Вот в такой системе координат я пытаюсь анализировать оголтелый натиск либерального глобализма, начавшийся после падения оплота коммунизма – Советского Союза. Казалось – один из четырех «измов» (либерализм в его социал-дарвинистской, то есть людоедской форме) не имеет соперников, побеждает. Глобализация-мондиализация за последние 15 лет наступала вроде бы неудержимо. Однако остальные три «изма» (национализм, анархизм и коммунизм) успели за эти 15 лет перегруппироваться и встали поперек либерализма. Анархисты стали ударной силой движения антиглобалистов, националисты в ряде стран (Индия, Малайзия и т.п.) сумели начать прорыв в постиндустриализм, а исламисты организовали масштабный террор против цитаделей либерализма. Наконец, коммунисты в Китае обеспечили просто фантастический рывок в мировые лидеры. В целом глобализация, которую Юрий Васильевич Крупнов предлагает называть мироизацией, продвинула субъектизацию и, следовательно, демократию. Не унификация (которая, конечно, имеет место), а повышенное сбережение своей этнической и конфессиональной идентичности. Не стандартизированная Единая Европа (хотя евро или бюрократы Брюсселя – на виду), а «Европа регионов». Свет и тени переплетены, но тренд – к свету. И поэтому надо принимать реалии нового, а не зарывать голову в пески старого. В сущности, обо всех этих проблемах рассуждает европарламентарий Джульетто Кьеза, известнейший итальянский журналист и ценитель советского опыта, которого я знаю более 15 лет. Он бывал на собраниях нашего Российского Народного Фронта и стремился понять, чего же мы хотим. Когда я говорил ему об идеях Петра Аркадьевича Столыпина, он врубался с трудом, а когда я ссылался на опыт нэпа и на провозглашенный Бухариным лозунг «Обогащайтесь!», то он удовлетворенно кивал головой, и мы с ним рассуждали о роли кооперации в социально-экономической жизни. Он – левый по взглядам, и крушение Советского Союза огорчило его, мне кажется, не меньше, чем меня. Вот интервью Анна Серафимовой с Джульетто Кьеза «Демократию нельзя экспортировать – депутат Европарламента отвечает на вопросы нашего корреспондента» (Завтра, Москва, июль 2005 года, № 27 /607/, стр. 5 http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/05/607/51.html). Наши позиции, как легко убедиться, во многом совпадают: "ЗАВТРА". Не являются ли итоги референдумов во Франции и Голландии предтечей тотального разрушения единой Европы? Джульетто КЬЕЗА. Я не разделяю тревог относительно судьбы Европы и оцениваю голосование французов и голландцев положительно. В данном случае люди голосовали не "за" или "против" новой конституции. Проект евроконституции - 400 страниц. Миллионы людей во Франции и Голландии эту конституцию просто не читали. За что или против чего тогда они голосовали? В основном они голосовали "за" или "против" той Европы, которую они знают. Обыкновенные люди, простые граждане - это не специалисты, не политологи, они не разбираются в политических хитросплетениях. Да, во Франции, Голландии в СМИ была развернута широкая дискуссия по поводу конституции. И это - очень положительный момент. Г-н Ширак, хотя он консервативный человек, сделал широкий и смелый шаг: он обратился к народу. Слава Богу. Молодец, что так поступил. А народ ему сказал: "Извини, дорогой, но мне не нравится то, что сделано". Такое обращение к мнению народа - большое продвижение вперед. На сегодня во Франции и Голландии люди об общей Европе знают намного больше, чем в Германии, Италии, где договор по новой конституции был подписан парламентами. А во Франции, Голландии граждане читали, писали, рассуждали на эту тему. В итоге решили: нет. Но это "нет" - не конституции, которую большинство голосовавших не читало, а той Европе, которая строилась все эти годы. Люди недовольны результатом. Если они отвечают "нет", это надо учитывать. Чем люди недовольны? Здесь ответ простой и ясный: европейцы старой Европы таким образом отвечают, что не хотят терять те завоевания, социальные в том числе, которые имели до сих пор. Между прочим, очень значительные завоевания, создававшиеся в течение целой эпохи. А все, что происходило в последнее время в Европе внутри европейского союза, было борьбой между двумя тенденциями. Одна тенденция - это построение мирным путем нового государственного союза, способного решить серьезные проблемы общества, которые нельзя решить на уровне национальных государств. Такие проблемы есть. Поэтому нужно создать государство на другом уровне. Но что это значит? Значит, что практически все институты демократии, которые существовали до сих пор, теряют влияние. Влияние поднялось на другой уровень, где демократии нет. Это серьезная проблема. При всей критике недостатков буржуазной демократии надо сказать, что в Италии была серьезная демократия, и она действовала. Но парламент Италии теряет влияние и делегирует решение на другой уровень, где никакой демократии нет. В результате власть переходит из рук народа в руки технократии. А там превалируют теневые интересы мощных структур: банки, финансы и так далее. В результате создается Европа, очень похожая на Америку. Недемократичная и конкурентоспособная - вернее, которая хочет быть конкурентоспособной и которая поэтому отказывается от всех социальных завоеваний. Логика здесь проста: в Америке эффективная экономика, выше производительность труда и нет социального обеспечения людей. Давайте следовать Америке… А потом люди задумываются: подождите, мы не хотим лишиться бесплатного медицинского обеспечения. Но в Америке нет бесплатного медицинского обеспечения. Ну что, вы хотите, чтобы мы были хуже? Ведь надо быть конкурентоспособными. Понятно, где здесь ловушка. Ловушка в том, что эти технократические круги хотят повторить американскую модель и перестроить Европу на американский манер. Но Европа не может быть Америкой, потому что у европейцев другая история, другие традиции. Поэтому и возникло очень сильное сопротивление американизации Европы. То, что произошло во Франции и в Голландии, тормозит американизацию Европы. Такое голосование - это не плохо, а хорошо. Означает ли это, что Европа будет разрушена? Нет. Это означает, что в Европе усиливается борьба за сохранение европейских ценностей. Европа умирать не будет. Чем осложнялась ситуация? Тем, что в 2004 году, когда я избрался в парламент, произошло сильное расширение европейских границ. В состав Европы вошли 10 новых стран. Многие из них вышли прямо из советского опыта. Они вошли в Европу в определенном смысле не под эгидой Европы, а под эгидой Америки, особенно это касается трех балтийских государств, Польши. И не случайно Америка настаивала, чтобы эти страны немедленно были включены в НАТО. И они действительно немедленно вошли в НАТО. Почему? Потому что НАТО живет под эгидой Америки. И Америка таким образом диктовала курс. Скажем откровенно: Америка завоевала руководящие слои этих государств, она управляла ими. И когда они вошли в состав Европы, они взяли с собой в багаже все американские идеи. Я по опыту работы в Европарламенте могу сказать: депутаты, которые представляют эти страны, имеют иное представление о Европе, нежели мы. В итоге Евросоюз очень сильно ослабел. "ЗАВТРА". Каковы шансы Берлускони остаться у власти? Д.К. Остаться у власти Берлускони сейчас очень сложно, невероятно сложно. Он уже исчерпал себя и это видно: он сильно проиграл региональные выборы и находится в нелегком положении, тем не менее, здесь не всё так явно. Итальянские оппозиционные силы совершенно не подготовлены. У них нет идеи. И самый серьезный риск, который мне видится, это то, что через год на выборах Берлускони потерпит поражение, но на его месте будет берлусконизм без Берлускони, чего я опасаюсь, поскольку Берлускони- явный противник для всех, население его не любит. Но когда придут к власти бывшие коммунисты, левые демократы - у них же нет другого видения ситуации. Мне кажется, они ничего пока не могут предложить. Важно видеть ситуацию открытыми глазами. Сапатеро в Испании тоже социалист. Но Сапатеро сразу, с самого начала стал демонстрировать, что он может отстоять свои идеи, даже когда Америка давит на него очень сильно. Он принял решение после победы на выборах вывести своих солдат из Ирака. А в Италии коалиция левых сил не обещает, что после победы выведет войска. Вот в чем разница. Они связаны между собой, они все принадлежат к одной партии - партии олигархии. Они создали мажоритарную бипартийную систему, когда между левыми и правыми больше сходства, чем разницы. Так пока не везде: во Франции еще не видно этой тенденции, в Германии тоже нет, там сохранилась традиция значительного различия между двумя партиями, в Великобритании сходная ситуация. Но вот в Италии эта тенденция явно видна, в Америке тоже, где разделение на две партии производит одновременно сближение двух монументальных сил. Сближение к центру, где все кошки - серые, не видно никакой разницы. Всё в этой ситуации зависит от народов: захотят ли они, смогут ли они сохранить свою власть, или уже готовы делегировать ее олигархии: правой или левой - не важно? В Италии такая опасная тенденция налицо, и я смотрю на это не без волнения. Кризис демократии на Западе сейчас очень силен. И особенно в Америке - самом первом в историческом смысле демократическом государстве, которое теряет все характеристики реальной демократии. Трудно определить будущее в таких условиях. Мы находимся в центре масштабного кризиса, какого не было в течение, наверное, трех веков. В современном мире идет борьба идей. Где с одной стороны есть идея построения новой международной демократической архитектуры через реформирование прежних институтов, а с другой стороны - явное давление недовольной Америки, которая говорит: "Мы не хотим никакой новой структуры. Мы сами являемся новой империей и будем диктовать правила игры всему миру". Кто в этой ситуации выиграет? К сожалению, в нынешней ситуации у Америки больше шансов выиграть. Но в то же время она переживает глубочайший кризис, и глобальная ситуация может очень скоро развернуться на сто восемьдесят градусов. К сожалению, я не вижу в Америке президента, способного сказать правду своему народу. Выход из этого тупика в таком случае один - война. Америка будет начинать новую войну. Затем следующую. Если это не поможет - третью. И будет переходить из состояния одной войны в следующую. "ЗАВТРА". На чьей территории? Д.К. Скорее всего, следующим объектом войны Америки будет Иран. Там война будет вестись по иной модели, чем в Ираке. Иран в два раза больше Ирака, и вести там войну будут не так, как в Ираке. Даже господа Болтон и Вулфовиц, самые радикальные теоретики империи, не думают, что можно захватить Иран. Они хотят бомбить, сломать Ирану голову, и только после того, как он будет находиться в состоянии коллапса, они найдут и поставят в правительство нужных им людей. Приблизительно так было в Югославии. А вот Ирак был ошибкой Буша и его сотрудников. Они думали, что всё там будет просто. Оказалось - нет. Так что модель войны в Иране не будет повторять иракскую. Да, там погибнет 2-3 тысячи американцев. Ну что ж? Те, кто планирует и начинает войны, в их число не войдут. Иран нужен Америке надолго - возможно, навсегда. У них нет другого выхода: задолженность США такого порядка, что они никогда не смогут по ней рассчитаться помимо войны. Многие интересуются в связи с голосованием и разногласиями в Европе: умирает ли евро? Не умирает. Потому что даже Америка этого не хочет. Конечно, они хотят ослабить Европу, чтобы держать ее в подчинении и пользоваться ее ресурсами. Последние два года, когда доллар падал, евро был для США спасением. Доллар упал на 22-23%, и американцы таким образом уменьшили свой внешний долг. Таково было соглашение с Центральным банком Европы. А вот китайцы, например, не согласились ревальвировать юань. Девальвируете доллар? Пожалуйста, но не за наш счет. Видите, какая разница? "ЗАВТРА". В чем причины ненависти Запада к России - со стороны ПАСЕ, например? Д.К. Это не вопрос ненависти. Помните, Бжезинский в 1987 году писал, что Россию надо убрать со сцены? Если Россия не сможет защитить себя, именно это и произойдет. Американцы смотрят на мир другими глазами. Они считают себя хозяевами. Они видят, что единственный возможный противник - это Китай. Они сохранили разные варианты поведения. Один вариант - попытка захватить Китай и интегрировать его в мировой рынок. Но это невозможно - это не маленькая страна. Более того, это не культура, которая находится в состоянии шока, как это было в России. Россия колонизирована психологически. До того как была колонизирована экономически, она психологически была завоевана. А Китай - нет. Его не завоевали. И ошибочно даже думать, что можно колонизировать всех одновременно в XXI веке. Да, в свое время Англия колонизировала огромную Индию. Но это был совершенно другой исторический период. Индия была разделена разными внутренними силами: этническими, социальными, - которые ослабили страну. Поэтому колонизаторы ее сумели завоевать. Но сейчас в мире другая ситуация. Китай сам умеет развиваться. Страна ничего никому не должна. И это самое важное. Кто им что давал? Капиталы? Нет. Капиталы свои. Говорят, что там нарушаются права человека - существует смертная казнь. Глупость! Смертная казнь существует и в Америке. Поэтому если китайцы не уважают права человека, то американцы не уважают их точно так же. Там единая партия? Да. Но демократия не существует в единственном числе и виде. У каждого народа могут быть свои формы народовластия. А американцы хотят экспортировать собственную демократию, как они ее понимают. Но можно экспортировать только тот товар, который у тебя есть. А у американцев демократии уже давно нет. Они экспортируют не демократию, а войну под видом демократии. Лучше сказать так: они экспортируют войну. А после говорят, что это - демократия. Так было в Ираке. Повторю: в Америке очень глубокий кризис. Они покупают и потребляют намного больше, чем производят. По этой причине - в задолженности. Они не могут остановить этот процесс, потому что экономика Америки базируется на потреблении. Всё американское общество - это общество потребления сверхвысокого уровня. Китайцы повторяют эту модель. Тоже создают общество потребления. По-китайски. Но американцев - 300 миллионов, а китайцев - миллиард 300 миллионов. И Китай развивается в 2 раза быстрее, чем Америка. Что делать? Использовать системы ограничения экспорта Китая нельзя, потому что если это сделать, то и ответно станут выстраивать систему ограничений. Самое уязвимое место Китая - энергия. На Ирак китайцы пока не нашли ответа. А когда Китай - миллиард 300 миллионов человек - не будет иметь энергии, чтобы его заводы продолжали работать, что будут делать китайцы? Просить других: дайте нам. А те ответят: не дадим. И что будет? Простая ситуация с понятным ответом. Вообще есть еще один, главный кризис, который все политические руководители мира стараются не замечать. Это - война, которую мы все вместе ведем против природы. Эта война - самая страшная. Поскольку мы находимся уже на такой фазе, когда под сомнением стоит существование природы, какой она была в истории человечества. Современная наука в широком смысле слова говорит, что если такое развитие мира будет продолжаться, то мы уже в середине этого века окажемся в ситуации, когда практически все фундаментальные экосистемы перестанут работать. Это воздух, мировой океан, системы фауны и флоры. Такой угрозы не существовало никогда в истории человечества, и такой угрозы никто не предвидел. Когда Америка и Китай вместе взятые будут потреблять 60% энергии всего мира, что делать остальным? Если баррель нефти будет стоить 90, 100, 110 долларов, развитие остановится. А когда развитие остановится, будет война. Широкомасштабная, мировая, ее сложно будет ограничить или удержать в рамках. Прогнозы говорят, что у нас есть около 25 лет, чтобы остановить это сумасшествие, не больше. Поэтому уже сейчас надо садиться за столы и серьезно обсуждать эти проблемы. Америка, Европа, Япония, Россия, Китай, Индия должны сесть за стол переговоров и четко сказать: мы понимаем, что ресурсы ограничены, надо их разумно разделить. И надо думать о том, чтобы ограничивать потребление. Это означает гигантские изменения в жизни всего человечества. Придется менять привычки, свободное время, стиль жизни, даже система ценностей, от любви до ненависти - всё должно быть изменено. Как сегодня сказать человеку: не пользуйся автомобилем? Сказать миллионам людей в той же Москве - садитесь на метро? Такие изменения не могут произойти в один день - будет трагедия. Люди начнут убивать друг друга за право потреблять. Здесь должны сыграть особую роль средства массовой информации, особенно телевидение. Но телевидение сегодня живет рекламой и исполняет сейчас прямо противоположные функции. Оно внушает чуть ли не каждую минуту: "Потребляй это! Потребляй то!" То есть - двигайтесь дальше к всеобщему сумасшествию. Наши потомки наверняка будут смотреть на нашу жизнь, как на жизнь сумасшедших. Это в случае, если нашими потомками не станут мухи, тараканы - лишь они способны выжить в такой экологии. "ЗАВТРА". Вы недавно были в Китае. Чем была вызвана поездка? Д.К. Все дискуссии относительно глобализации до сих пор шли в Европе и Америке. Но если разговор относительно будущего планеты ведется в Америке и Европе - значит это делается в интересах Америки и Европы. А остальные где? Их нет. Поэтому я посчитал, что надо включить в дискуссию и другие страны. Немедленно. Надо включить в это серьезнейшее обсуждение Китай и Индию. Мы, по существу, не знаем их позиции. А они, более-менее зная наши позиции, не верят нам, потому что видят своими глазами, как мы себя ведем. Они грамотные люди, и всё понимают. Вот и получается: мы их не знаем, а они нам не доверяют. И правильно делают, кстати. Как изменить ситуацию? Начинать обсуждение. Поэтому я связался с вице-мэром Харбина. Там руководители - разумные люди, они хорошо прореагировали на мою инициативу, заинтересовались: давайте поговорим. В Харбине - 10 миллионов жителей, в городе видно гигантское развитие. Совершенно новый город отстроен. Регион стратегически очень важен: близко Россия - все ресурсы. Китай - 70 миллионов человек около границы. Северная Корея - атомная бомба. Японское море - граница с Японией. Там люди умные, знающие. Но их видение, знание мира ограничено. Поэтому, если смотреть на перспективу, то видно, что между нами нужен мост. Нужно садиться и начинать обсуждать насущные проблемы. Начинать это постепенно и последовательно, потому что не существует одного-единственного решения. Каким бы умным ни был руководитель того же Китая, но он не может в одиночку решать судьбу миллиарда 300 миллионов человек. И судьбу 143 миллионов русских нельзя решить одному человеку. Руководители, даже самые умные, не в состоянии этого сделать. Эта культурная революция должна быть миллионная, а не нескольких человек. Но для этого нужно всё начинать практически с нуля». Проблемы обозначены правильно, умные люди в человечестве всегда были и есть, и наша Правая Вера, вбирающая в себя системы ценностей и представлений мировых религий, прозрения великих философов и открытия современных наук, призвана стать столь же глубинной идеологией постиндустриализма, как социализм- идеологией индустриализма. Если социализация является почвой субъектизации, то субъектизация является двигателем социализации. Шествие свободы в мире продолжается, и прав Господь – «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Псалтирь /Псалом Асафа/ 81:6).
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||