Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-06-06

[TIFLO] Незрячие музыканты Сибири

"Наша жизнь" N4, 2005г.

Они - гордость ВОС

Музыканты от Бога. Среди инвалидов по зрению их немало. Природа как бы компенсирует
свою жестокость, наделяя людей, лишенных зрения, удивительным музыкальным талантом.
Те, о ком пойдет речь в этих зарисовках, ветераны ВОС. В течение многих лет они
дарили и дарят людям свое искусство.

Николай Овчинников

Впервые я увидел его на Маланинском фестивале в 1994 году. Педагог, композитор,
общественный деятель, он преподавал в Томском музыкальном училище. Был удостоен
высокой правительственной награды - ордена Дружбы народов. Он давал тогда интервью
Новосибирскому телевидению. Запомнился его рассказ о себе: "Мои детские годы
прошли в небольшой кузбасской деревне, в которой я в трехлетнем возрасте из-за
болезни навсегда лишился зрения. Довольно рано научился играть на двухрядной
гармонике. В восемь лет впервые выступил на сцене местного клуба. Моя жизнь основательно
изменилась после встречи с прославленным слепым баянистом Иваном Маланиным, который
приезжал к нам с концертами. Он рассказал, что в Новосибирске есть специальная
школа для слепых, и обещал меня туда устроить. Слово свое сдержал. Годы учебы
были трудными, ведь они пришлись на военное время. Но в памяти сохранился не
только драматизм тех лет, но и самоотверженный труд педагогов. Моими первыми
музыкальными наставниками были супруги Лужины, Агния Александровна и Николай
Васильевич. Благодаря им я освоил музыкальную грамоту, овладел техническими навыками
игры на баяне и фортепьяно. В 18 лет стал музыкальным работником в одном из железнодорожных
клубов Кузбасса. Очень хотелось учиться".

В 1951 году он становится студентом музыкального училища и знакомится со своей
будущей женой Тамарой Макаровной. После окончания училища его как отличника рекомендуют
для дальнейшего обучения в Свердловской консерватории. Но надо было содержать
семью, и он едет работать в Новосибирскую спецшколу. Спустя год ему сообщили,
что в Томском музучилище открывается отделение теории музыки. Его принимают сразу
на третий курс. Получив второй диплом с отличием, возвращается в Новосибирск.
Здесь к этому времени открылась своя консерватория, и Николай поступает в класс
музыковедения и композиции. После окончания консерватории, его пригласили в Томское
музучилище в качестве преподавателя и заведующего отделением теории музыки. Более
200 специалистов воспитал слепой музыкант. Высокий уровень их подготовки позволил
заговорить о школе педагога Овчинникова. Блестящие лекции, неординарные трактовки
музыкальных произведений, фанатичная преданность музыке, работоспособность, энциклопедическая
образованность - отличительные черты выдающегося педагога. Уже одно то, что музыкант
учился у Овчинникова, делало ему имя.

Сочинять музыку Николай Федорович начал еще в детстве. За время учебы в училище
и консерватории сложился его композиторский стиль: светлое, радостное восприятие
мира, певучесть мелодии, яркость и красочность гармонии. Среди его сочинений
- пьесы для фортепьяно и других музыкальных инструментов, но ему самому ближе
жанр вокальной музыки - песни, романсы. Он написал их немало - на стихи А. Пушкина,
Л. Татьяничевой, А. Дементьева, Н. Рубцова, а также восовских поэтов - Н. Силкова,
Г. Еремеева, А. Притчиной. Томичи до сих пор помнят его цикл "Они завоевали Победу",
написанный к 25-летию Великой Победы.

В последнее время Николай Федорович Овчинников руководит хором незрячих Томска.
В ноябре 2004 года ему исполнилось 75 лет.

Александр Панченко

Музыкант, чьим творчеством наслаждаются тысячи новосибирцев, родился в День святого
Валентина. Жители огромного города дарят любовь и тепло своему кумиру, разменявшему
восьмой десяток лет.

Судьба такая же, как и у многих слепых ребятишек. В три года заболел корью,
получил осложнение, лишился зрения. Отец умер рано. Так что рос со словом "безотцовщина".
Лишь в 1948 году сестры узнали о Новосибирской школе для слепых детей. В 14 лет
Александр стал первоклассником. После окончания семилетки устроился летом в пионерский
лагерь баянистом. На заработанные деньги купил билет до Глазова, чтобы учиться
в средней школе. Потом - Новосибирское музыкальное училище. Работа аккомпаниатором
и художественным руководителем в клубе "Юность", затем - в трамвайно-троллейбусном
тресте, в постройкоме, клубе Сибсельмаша, клубе им. Станиславского. Лишь в
1978 году его пригласили работать на УПП. Он создавал хор в селе Верхняя Тула
(там располагался цех N 2 Новосибирского УПП), руководил хорами первичных организаций.
Много хлопот и забот было у Александра Елисеевича - подбор репертуара, работа
с солистом, кружком баянистов. А сколько стихов и песен сам сочинил! А как звучал
баян в руках великого труженика!

Его поэтическая душа творца до сих пор раскрывается в мелодичном голосе инструмента.
Только настоящий музыкант может заставить его быть таким откровенным. Это про
Панченко сказано - в его руках баян, как живой. Участники самодеятельности, с
которыми работал и работает Александр Елисеевич, отзываются о нем тепло, с благодарностью:
"Свои светлые мысли и чувства он передает тем, кто трудится рядом с ним. Споешь
его песню, как будто тебе снова восемнадцать лет. Он умеет находить путь к сердцам
людей. Они тянутся к нему".

Есть у Панченко несколько тетрадей стихов, басен, эпиграмм собственного сочинения.
Бывший Президент Ассоциации "Интеграция" Сергей Андреевич Григоров хотел их издать,
но не успел. Сейчас Панченко руководит хором первичной организации Светлое творчество
замечательного музыканта продолжает радовать людей.

Александр Полудницын

Баянист-виртуоз - ровесник ВОС. 13 апреля ему исполнилось бы 80 лет. Родился
в селе Огнева Заимка Черепановского района Новосибирской области. Он вспоминал:
"Зимними вечерами в нашей горнице собирались подруги мамы и пели песни, то грустные,
то веселые под балалайку нашего односельчанина. Запала она мне сильно в душу.
Много раз я просил отца купить балалайку, но он не решался. Однажды я сам смастерил
из досок нечто подобное и бренчал целыми днями. Наконец отец съездил в Новосибирск
и привез настоящую. Я не расставался с ней целыми сутками, даже что-то импровизировал.
В 11 лет меня отвезли в Новосибирск, в интернат для слепых. Там прекрасный педагог
Николай Васильевич Лужин научил меня игре на баяне. Этот музыкальный инструмент
и стал для меня смыслом жизни". Школьный товарищ Полудницына Трофим Касека говорил:
"Шурик вставал в шесть утра и играл на лестничной площадке, до звонка на подъем".

Школьные годы были заполнены до отказа. Лавина впечатлений. Жадно вбирал все,
что мог дать Новосибирск, театральный и музыкальный. В городе работали многие
эвакуированные творческие коллективы. Вспоминал курьезный случай. Известный дирижер
Мравинский был членом комиссии, которая набирала артистов в концертно-эстрадное
бюро при Ленинградской консерватории (бюро впоследствии стало базой для Новосибирской
консерватории). Юный Саша Полудницын исполнял "Польку "Рахманинова. Мравинский
его остановил: <Шура, ты в этом месте не так играешь>. - <Что вы понимаете в
этом, ведь вы же дирижер, а не баянист>, - ответил Шура. В 1950 году состоялась
новая встреча Полудницына с Мравинским. Он представил Полудницына так: <Мой первый
критик. Сказал, что я ничего не понимаю в музыке>.

В 1957 году Александр Полудницын стал победителем конкурса Шестого Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1958 году награжден дипломом Всесоюзного
конкурса артистов эстрады, в 1960-м он - лауреат Всесоюзного конкурса артистов
эстрады, в 1969-м - один из лауреатов фестиваля русской народной песни. В 1977
году ему присвоено звание "Заслуженный артист России".

Когда его спрашивали, где он берет материал для своих программ, он отвечал: <Много
езжу по Сибири, слушаю старинные песни, частушки, записываю мелодии, обрабатываю
их, сохраняя народную основу>. А про свой уникальный музыкальный инструмент рассказывал
так: <Я специально ездил заказывать его в Вятку к очень известному мастеру Николаю
Федоровичу Самоделкину. Баян 20-регистровый, многотембровый, готово-выборный.
А первый баян изготовил мастер из Казани Сметанин, второй - московский мастер
Вершинин. В третьем баяне мастер соединил, на первый взгляд, несоединимое - напевы
флейты, гармони, органа, виолончели>.

В энциклопедии Полудницын назван не только как исполнитель, аранжировщик, но
и как композитор, интерпретатор. Заслуженный деятель искусств Григорий Иванов
отмечал: " В его обработках нет ничего лишнего, все логично, без претензий на
оригинальность. Все свежо, искренне, по-своему. Это музыкант большой культуры,
кругозора и размаха". Руководитель Сибирского хора, а потом и хора имени Пятницкого
Валентин Левашов так отозвался об Александре Полудницыне: <Это прекрасный музыкант,
чувствующий тончайшие оттенки мелодии. Мне особенно нравятся песни в его интерпретации.
И вот почему. Песня при всей своей локальности оказывает прямое влияние на мысли
и чувства людей. Не случайно в человеческой памяти те или иные исторические события
часто ассоциируются с песней. Она звучит для них как наша история, несущая в
себе заряд гуманизма, гражданственности, патриотизма. И Александр Полудницын
делает это бережно и безупречно".

Пропаганде русских народных песен Полудницын отдал всего себя. Фирма "Мелодия"
выпустила более 60 пластинок с его произведениями. Он награжден медалями "За
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовое отличие",
большим количеством знаков и грамот.

Леонид Бобров

исполнительный директор РООИ" ИРИС"
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 886

   2005-06-06 17:55:11 (#379673)

[TIFLO] НАЁМНАЯ ТЯГА К ЗНАНИЯМ

ОБРАЗОВАНИЕ . НАЕМНАЯ ТЯГА К ЗНАНИЯМ
Автор: Полосу подготовила Алена РЯБОВА

Вступительные экзамены в вузы сдают "суррогатные" абитуриенты
"Мне предложили поступить в университет. Пришли в общежитие и
предложили.
Еще и пообещали за это сумму денег. Операция простая: найдут похожего
на
меня (и готового платить) абитуриента, дадут мне его документы и
отправят
в нужный вуз на нужный экзамен. Если сдам не ниже "четверки",
абитуриент
поступит. А мой труд оплатят наличными сразу после объявления оценки.
И
запишут в "умники" - так называют студентов, зарабатывающих деньги на
экзаменах".
Девушка, которая мне все это рассказала, на этом бизнесе собаку съела.
Зовут ее Татьяной, как покровительницу студентов. Таня выглядит
гораздо
моложе своих двадцати восьми, и это позволяет ей уже много лет сдавать
за
абитуриентов математику и физику. На математике "умники" зашибают
хорошо.
Притом девочки получают около 500 долларов за экзамен - на сотню
больше,
чем мальчики. Ценится женский ум в точных науках. По собственному
признанию Татьяны, она сдает (и притом успешно) до 70 экзаменов в год
и
может себе позволить ездить на "девятке". Теперь вот сколотила вместе
с
парой друзей собственную контору: и цены сами устанавливают, и с
абитуриентами договариваются, и "умников" по общагам МГУ собирают. За
что
и получают 30-50 процентов от стоимости каждого "заказа".
За тест по русскому языку в Пищевой университет (МГУПП) Таня
предложила
мне 150 долларов, за тест по английскому в Плехановскую академию -
200.
Летом ставки растут, но и проверяют в вузах тщательнее. А тут
всего-навсего централизованное тестирование. Еще Таня сказала, что на
сочинении в РГГУ летом можно заработать порядка 600 долларов. Только
перед
тем, как меня вербовать, надо проверить мою подготовку. Я должна
прийти в
нужное время в нужное место и написать прошлогодний вариант теста в
том же
вузе.
Я перед проверкой не готовилась - будь что будет. Местом встречи
оказалась
простая институтская аудитория. За партами - шестеро мальчиков в
очках, а
на кафедре - огромный черный кейс. Тут из-за кейса высунулась ушастая
голова с прической-"ежиком" и спросила пароль:
- Какой предмет?
- Русский тестом!
Кейс открылся. "Ежик" нырнул туда практически целиком и извлек пачку
листов. "Это самый сложный тест, а сделать нужно за час", -
предупредил
серьезно. После чего обратился к мальчикам: "Ну что, начнем с
математики
или с физики?".
"Самый сложный тест" занял тридцать пять минут. "Ежик" тут же проверил
ответы и подошел с цифровым фотоаппаратом: "Не моргай".
Тут мне привиделась большая и сочная халява. Ну в самом деле - малой
кровью зарабатываешь неплохие деньги да еще и делаешь доброе дело!
Стало
обидно за друзей, которые окончили школы с медалями, а теперь сидят на
студенческом пайке. Однако моего энтузиазма никто из них не разделил.
Кому
некогда, кому страшно, кто-то просто напрягаться не хотел. А лучшая
подруга вообще сразу вынесла вердикт: "Тебя поймают, посадят в тюрьму
и
отчислят из университета".
За что отчислят-то? Татьяна вон рассказывала, ее тоже в студенческие
годы
ловили. Написала объяснительную, и все. Неужели законодательство
учитывает
такие способы левого заработка?
Оказывается, учитывает. И неважно, сдаешь ты чужой экзамен за деньги
или
по доброте душевной, выручая подругу. Согласно части 3 статьи 327
Уголовного кодекса РФ, за подлог документов дают от трех до шести
месяцев
тюрьмы либо до двух лет исправительных работ. В лучшем случае штраф -
80
000 рублей.
Веселенькая перспектива. А тут еще познакомилась с аспирантом Иваном,
которого поймали, когда он уже сидел в аудитории и спокойно писал
математику. Дали полгода условно. Теперь он никому не советует таким
образом зарабатывать деньги: "Если надумаешь, то проси не меньше 500
долларов. Я только за адвоката тысячу отдал". В общем, жажда наживы у
меня
пропала быстро.
А через месяц позвонила Таня. Предложила встретиться, чтобы показать
моего
"двойника". Точнее, целый лист с фотографиями тех, кого подобрали по
сходству со мной (неслучайно меня "Ежик" снимал на "цифру"). Шесть
девочек
анфас и в профиль. Между ними действительно было что-то общее. Но со
мной
- ровно ничего. Таня пояснила: "Ты думаешь, там эксперты-криминалисты
абитуриентов проверяют? Обычные бабушки-дедушки".
Я ткнула в первую попавшуюся физиономию. Давать телефон абитуриентки
Татьяна не захотела, но мне удалось его подглядеть. Вернувшись домой,
я
тут же набрала номер клиентки. Трубку взяла мама. Можно ли встретиться
с
дочкой? Гм... Есть одно обстоятельство: девочка даже не знает, что
она,
быть может, скоро поступит в университет! Родители сами нашли
"умников" и
оплатили услуги. Решили дочке на окончание школы подарок сделать. А по
русскому у нее вообще-то твердая "тройка"...
Вот это да. Я вспомнила, как тоже была абитуриенткой - бесконечные
учебники-тетрадки, явления во сне Пушкина Александра Сергеевича и
других
классиков русской литературы... А тут кто-то вовремя нашел Татьяну,
купил
"умника" и курил себе бамбук до самого сентября. Все 33 удовольствия в
режиме свободного доступа, хотя вроде тюрьма полагается.
Я обзвонила руководителей приемных комиссий московских вузов: знают ли
они
о таком процветающем "бизнесе"? И поняла, что вообще-то могла бы
поступать
за кого-то безбоязненно.
Раиф УСМАНОВ, МСХА им. Тимирязева:
- Каждый год такие случаи бывают. Попадаются от 2 до 6 человек на
поток. В
основном это приезжие из северных краев, из-за Урала - якуты, ненцы.
Они
друг на друга очень похожи. Но "подсадные" ведут себя неадекватно:
нервничают, оглядываются. Если кого-то ловим, возвращаем ему
документы, и
он забывает дорогу в наш вуз. Ну иногда грозим милицией, но не
вызываем.
Евгений КОМАРОВ, МГУЛ:
- Попадаются 1-2 человека за сезон. Заставляем их писать
объяснительные и
отпускаем. Обычно пишут, что решили другу помочь. Ну зачем в милицию
заявлять? Тем более если заявишь - сам пожалеешь: будешь туда каждый
день
ходить, как на работу.
Валентина ИЛЬИНА, МГУПП:
- Да мы во дворе не успеваем объявления срывать "Помощь в
поступлении"! В
прошлом году поймали 15 таких "подсадных уток". Нарушителей сразу
сдаем в
милицию.
Лариса ПРОХОРОВА, РГСУ:
- Мы очень бдительные, к нам не идут. Система охраны работает четко, и
случаев задержания не было.
От себя замечу: звонила я не куда попало, а туда, куда Татьяна и ее
"умники" дорожку давно протоптали. Напомню: подлог документов -
уголовно
наказуемое деяние. Значит, проблема "левого" поступления должна быть в
поле зрения органов правопорядка. Однако везде ответы: "Это не по
нашей
части", "Мы такой ерундой не занимаемся", "Пришлите факс, мы подумаем,
куда вас направить...", "Почему вы задаете мне такие провокационные
вопросы?"...
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по образованию Московской
городской Думы:
- Самый радикальный способ борьбы с этим явлением - отменить экзамены.
Я,
например, считаю, что вступительные испытания - это вообще атавизм.
Человек хочет учиться в вузе, а перед ним ставят такие высокие
препятствия. Чем выше забор, тем больше в нем щелей. Поэтому все, кто
может, ищут нелегальные пути поступления.
"Дублеры" на экзаменах - проблема не системы образования. Это проблема
правоохранительных органов, они должны заниматься своим делом. Если
осуществляется какая-либо преступная деятельность, если она поставлена
на
поток - значит, правоохранительные органы у нас не работают.
"Новая газета" N 40
06.06.2005

С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург,

e-mail: tislamo***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 885

   2005-06-06 11:18:32 (#379500)