Нужны ли финансовому сообществу социальные программы и нефинансовая
отчетность?
Социальные программы финансового сообщества и их влияние на основную
деятельность компаний оказались в центре внимания участников круглого
стола "Корпоративная благотворительность и социальное инвестирование.
Успешные модели и опыт", прошедшего в Ассоциации российских банков.
Начальник отдела рекламы и благотворительных программ управления
общественных связей АКБ "Росбанк" Анна Плотникова, ссылаясь на данные
Форума Доноров и собственные исследования банка, заявила, что россияне
оценивают оказание помощи детям как приоритетное направление
благотворительности. Она рассказала о грантовой программе "Новый день",
которую компания реализует совместно с Детским фондом ООН (UNICEF) и
Российским отделением Британского благотворительного фонда Charities Aid
Foundation (CAF Россия). В рамках программы на конкурсной основе
финансируются проекты, направленные на помощь детям. А. Плотникова считает,
что партнерство с некоммерческими организациями имеет большое значение для
социальных программ бизнеса. UNICEF разделяет риски и затраты, связанные с
реализацией программы. CAF Россия управляет программой, что существенно
снижает административные издержки. Что касается основного бизнеса компании,
то программа "Новый день" способствует укреплению репутации и позитивного
имиджа банка. Кроме того, она играет роль "щита" от "благотворительного
рэкета" и помогает налаживать партнерские отношения с местными
администрациями в регионах присутствия "Росбанка": представители органов
власти входят в Наблюдательный совет программы. А.Плотникова рассказала
также о программе поддержки частных пожертвований "Право помогать есть у
каждого". В ней может принять участие любой сотрудник банка, перечислив
деньги в пользу одной из заранее отобранных благотворительных организаций.
Каждое пожертвование, вне зависимости от его размера, удваивается за счет
корпоративных средств компании. Прежде чем попасть в список
благополучателей НКО проходит финансовую и юридическую проверку "Росбанка".
Каждый сотрудник получает отчет о том, как были потрачены его деньги. Таким
образом, банк гарантирует своим работникам, что их средства пойдут по
назначению, а не в карман мошенникам. Эта программа, по словам Анны
Плотниковой, решает проблему текучки кадров, повышает лояльность
сотрудников и служит делу сплочения коллектива. В дальнейших планах банка -
развитие волонтерских инициатив сотрудников. В отличие от представительницы
"Росбанка" директор пресс-службы банка "Возрождение" Сергей Муравьев
отстаивал более прагматичный подход в деле реализации социальных проектов.
По его мнению, при низком уровне капитализации банковского сектора в
России финансовые компании должны руководствоваться не социальным эффектом,
а PR-дивидендами. С. Муравьев рассказал о телепроекте банка к 60-летию
Победы. Начиная с февраля, документально-исторический сериал, который
повествует о вкладе городов и предприятий Подмосковья в победу на
фашистской Германией, транслируется на телеканале ТВЦ. Затраты банка
(производство многосерийного фильма и покупка эфирного времени) оказались
значительными, несмотря на большие скидки, предоставленные телекомпанией.
Зато отдача от этих инвестиций выражается не только в укреплении репутации
банка и повышении узнаваемости корпоративного брэнда. С. Муравьев сообщил,
что телепроект позволил привлечь новых клиентов. Кроме того, работа над
сериалом позволила наладить отношения с чиновниками: администрация
Московской области и муниципальные органы власти ряда городов приняли
участие в подготовке съемок. Руководитель отдела корпоративной культуры и
социальной политики Агентства социальной информации Екатерина Волкова
считает, что финансовое сообщество должно обратить внимание на
нефинансовую отчетность. По ее мнению, отечественные банки - закрытые и
непрозрачные компании, однако в скором времени им потребуется доступ к
иностранным заемным средствам. Чтобы заслужить доверие западных инвесторов,
им придется быть более транспарентными. Е. Волкова подчеркнула, что
социальная отчетность - это цикличный процесс. Ее цель - поиск баланса
интересов всех заинтересованных сторон и самого бизнеса. Социальная
отчетность позволяет скорректировать социальную стратегию компании, снизить
нефинансовые риски, информировать целевую аудиторию о своей социальной
ответственности и укрепить репутацию. Все это в конечном итоге служит
увеличению капитализации бизнеса. Генеральный директор Благотворительного
фонда "Московский благотворительный резерв" Владимир Куимов пригласил к
сотрудничеству представителей компаний и банков. "Московский
благотворительный резерв" был создан как фонд местного сообщества в 2000
году при участии Ассоциации российских банков и CAF Россия. Фонд местного
сообщества - новая модель филантропии как для России, так и для всего
мира. Основной принцип его работы - объединение усилий коммерческого
сектора, НКО и органов власти для решения наиболее острых социальных
проблем конкретной территории. В этом году фонд начал программу
"Московский округ - территория партнерства", в рамках которой планируется
привлечь различные компании для реализации социальных программ в различных
округах столицы. В обмен на финансовое участие фонд обещает донорам
информационную и рекламную поддержку. Острая дискуссия участников круглого
стола разгорелась по поводу освещения благотворительной и социальной
деятельности компаний в прессе. Одни считают, что проплаченные публикации в
СМИ - это "путь в никуда", другие, что это - "нормальная практика". Сами
же журналисты заявляют: "дайте интересную для нашей аудитории новость, и
мы опубликуем ее бесплатно".
Источник: агентство социальной информации
Выпуск листа на новом месте: 916