[TIFLO] РЕКОМЕНДАЦИИ2-х общественных слушаний

РЕКОМЕНДАЦИИ
2-х общественных слушаний
<Профессиональное образование: тенденции и риски>.
Москва, Государственная Дума ФС РФ
15 июня 2005 г.
В связи с нарастанием социальной напряженности в образовательном сообществе и
обществе в целом, вызванной, главным образом, действиями Правительства РФ, в
соответствии с основными положениями декларации <Образование - для всех> участники
2-х общественных слушаний рекомендуют:
1. Президенту Российской Федерации:
Наложить мораторий на любые решения и действия Правительства РФ, федеральных
министерств и ведомств (включая перечисленных ниже), способные привести к ограничению
конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей
в этой области.
2. Правительству Российской Федерации:
Отменить (отказаться от принятия) концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:
- приватизацию образовательных учреждений в любой форме;
- изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на автономные
учреждения (АУ) и государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО);
- финансирование профессионального образования по средством ваучеров (ГИФО),
выдаваемых по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ);
- отмену или сокращение налоговых льгот для образовательных учреждений, издательств,
выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и культурой, а также
инвесторов образования;
- принудительную (без одобрения региональными властями и коллективами) передачу
на бюджеты регионов (вместо федерального финансирования) профессиональных учебных
заведений;
- принудительную <бакалавризацию всей страны> под предлогом присоединения к
Болонскому процессу;
- конкурсный отбор студентов при переходе от бакалавриата к магистратуре;
- разделение ВУЗов на категории, если оно приведет к уменьшению финансирования
региональных ВУЗов и ограничению их прав на подготовку специалистов и (или магистров).
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:
- создание системы государственной поддержки образования, в том числе
путем отказа от политики искусственно созданного профицита федерального бюджета;
- сохранение действующих и восстановление в полном объеме утраченных налоговых
льгот для образовательных учреждений и инвесторов образования;
- увеличение финансирования образования, заработной платы педагогических работников,
стипендий обучающихся и студентов - не менее чем в 1,5 раза в течение 2005 года,
а затем - в соответствии с требованиями декларации <Образование - для всех>;
- восстановление федеральных гарантий оплаты труда и всех других социальных
гарантий и льгот работникам образования, отмененных или урезанных с 1 января
2005 г. по ФЗ N 122;
- приравнивание до 2008 года работников образования к государственным гражданским
служащим по уровню оплаты труда и социальных гарантий;
- сохранение в федеральной собственности и на федеральном финансировании всех
профессиональных учебных заведений по реестру на 1 января 2004 г. Возвращение
в федеральную собственность переданных в регионы учреждений НПО и СПО, за исключением
случаев, когда передача осуществлялась по их просьбе и с согласия региональной
власти;
- добровольность участия ВУЗов в Болонском процессе;
- запрет на сокращение числа бесплатных (бюджетных) мест в ВУЗах, ССУЗах и ПТУ;
- сохранение в полном объеме существующей системы льгот для поступающих в ВУЗы
и ССУЗы детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, инвалидов и участников
боевых действий, военнослужащих, целевого набора (прежде всего для детей из сельской
местности), а также расширение внеконкурсного приема победителей олимпиад и других
категорий граждан с высокими творческими достижениями;
- создание дополнительных гарантий реализации права на образование для детей,
оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами, в
том числе путем квотирования учебных мест, специальных стипендий и системы социальных
образовательных кредитов в профессиональных учебных заведениях;
- установление государственных гарантий получения первого рабочего места в том
числе путем:
квотирования рабочих мест для молодых специалистов и других выпускников учебных
заведений;
системы налоговых льгот организациям, активно использующим их труд;
финансирования программ общественных работ с использованием труда молодежи.
В этих целях на базе профильного Комитета Совета Федерации как наименее политизированного
органа федеральной власти создать рабочие группы, представляющие широкие круги
образовательного сообщества.
4. Средствам массовой информации:
Создать условия для проведения широкой дискуссии между сторонниками официальной
и альтернативных концепций реформирования профессионального образования.
5. Политическим партиям и общественным объединениям:
Обсудить предложение Российского Форума <Образование - для всех> о созыве чрезвычайного
съезда сторонников защиты отечественного образования и принять решение о целесообразности
участия в таком съезде.
Рекомендации приняты на общественных слушаниях в Государственной Думе РФ 15 июня
2005 года.
В слушаниях приняли участие представители более 30 общественных организаций,
в том числе:
- профсоюз работников народного образования и науки РФ;
- российская ассоциация профсоюзных организаций студентов;
- ассоциация негосударственных ВУЗов России;
- национальный союз негосударственных ВУЗов;
- ассоциация негосударственных ССУЗов России;
- союз директоров средних специальных учебных заведений;
- всероссийский фонд образования;
- институт национальных проблем образования;
- общероссийское общественное движения <В защиту детства>;
- общественное движение <Родительская забота>;
- думская фракция <Коммунистическая партия Российской Федерации>;
- думская фракция <Родина>;
- представители независимых депутатов;
- комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ.
Выпуск листа на новом месте: 927