Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Глеб Смирнов

Венера Денискина

ГЛЕБ СМИРНОВ

"Школьный вестник" N6, 2005г.

В этом году исполняется 75 лет Глебу Александровичу Смирнову - видному разработчику
нотописи для слепых.

Родился Глеб Александрович 8 июня 1930 года в г. Серпухове Московской области.
Зрение потерял в 13 лет после тяжёлой травмы, полученной во время Великой Отечественной
войны от взрыва мины. С 1943 по 1947 год учился в Московской школе для слепых
детей. В 1951 году с отличием закончил Московское музыкальное училище имени Октябрьской
революции, где обучался по классу баяна. Высшее образование получил в Музыкально-педагогическом
институте имени Гнесиных, которое также окончил с отличием. Ему была присвоена
квалификация музыковеда и преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. После
вуза руководил кружком баянистов и оркестром народных инструментов при МГП ВОС.

Я познакомилась с Глебом Александровичем Смирновым в августе 1969 года в Пятигорском
санатории ВОС <Труженик>, где отдыхали в это же время и другие незрячие москвичи.
Среди них был музыкант Геннадий Иванович Шамин. Компания подобралась весёлая
и интересная.

На общих прогулках я (студентка математического факультета) с интересом слушала
беседы Глеба Александровича с Геннадием Ивановичем о музыке, о незрячих музыкантах,
о необходимости усовершенствования записи нот (нотописи) по системе Брайля для
незрячих. Эти два человека замечательно сочетали отдых и лечение с творческой
работой. Все, с кем они общались и кто искал с ними общения, знали, что каждый
день после обеда Глеб Александрович и Геннадий Иванович работают над книгой и
отвлекать их до ужина ни в коем случае нельзя.

Вся наша честная компания терпеливо ждала вечера, когда Глеб Александрович принадлежал
нам, а не книге. Его доброжелательность, юмор, мастерство рассказчика, обширные
познания в различных областях истории, литературы, искусства буквально покоряли
окружающих.

Закончился отпуск. Я уехала в свой город и на время потеряла из виду Глеба Александровича.

Следующая наша встреча состоялась через несколько лет в Москве, когда я уже начала
работать в научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических
наук СССР. Тогда, адаптируя учебники математики массовой школы для слабовидящих
детей, я часто бывала в издательстве <Просвещение>, где Глеб Александрович с
1958 года руководил изданием нотно-музыкальной литературы в нотописи рельефно-точечным
шрифтом.

Наши короткие встречи не только давали мне возможность пообщаться с очень интересным
человеком, но и всегда обогащали меня, профессионально занимающуюся тифлологией,
новыми знаниями о проблемах незрячих. Именно от Глеба Александровича я узнала
о состоянии и проблемах музыкального образования незрячих, о специфических трудностях
издания нотной литературы для них, о необходимости продолжения работы по совершенствованию
нотописи для тех, кто не может читать плоскопечатные ноты, то есть нотописи рельефно-точечным
шрифтом. Оказалось, что существующая система нотных знаков не позволяет записывать
по системе Брайля многие партитуры, и незрячие музыканты при наличии нотописи
для слепых всё же оказываются ограниченными в своих возможностях (как в записи
своих произведений, так и в записи рельефно-точечным шрифтом музыкальных произведений,
написанных нотописью для зрячих). Кроме того, специфические трудности испытывают
в работе преподаватели музыки и зрячие диктовщики нот инвалидам по зрению.

Для справки замечу, что нотная система Луи Брайля (который был музыкально одарённым
человеком и до создания своей системы письма сам страдал от невозможности чтения
плоскопечатных нот и их записи в доступной для незрячих форме) была опубликована
в Париже в 1834 году, после чего быстро распространилась по другим странам. С
тех пор нотная система для незрячих непрерывно развивается и совершенствуется.
Это, в свою очередь, расширяет возможности незрячих в профессиях, связанных с
музыкой. Незрячие музыканты придают настолько большое значение разработке и унификации
рельефно-точечной нотописи, что периодически собираются на международные конференции,
где делятся своим опытом записи музыкальных произведений и дополняют систему
новыми знаками.

Изданное в десятый раз в 1979 году руководство <Нотная система Брайля>, которое
Глеб Александрович написал совместно с З.И. Шаминой и Г.П. Клевезалем, многие
вопросы адаптации нотной литературы для незрячих оставило без ответа. Более того,
у зрячего педагога (или просто человека с музыкальным образованием, диктующего
ноты незрячему) возникало множество трудностей в процессе совместной работы.

Незрячим музыкантам не только России, но и всего мира нужна была дальнейшая разработка
и унификация системы нотописи, которая, в частности, позволяла бы записывать
незрячим современную музыку.

О такой нотописи мечтал и Глеб Александрович Смирнов. Но дело в том, что человек,
который взялся бы за такой труд, должен был в совершенстве знать существующую
нотопись для слепых, нотопись для зрячих, хорошо ориентироваться в том, как развивается
плоскопечатная нотопись, иметь глубочайшие знания по теории музыки, иметь личный
опыт записи рельефно-точечным шрифтом музыкальных произведений различной сложности
и т.д., и т.п.

Таким образом, для реализации этой мечты незрячих музыкантов нужен был человек
с уникальными знаниями и уникальным опытом. Человеком, отвечающим всем этим требованиям,
являлся, да и является, сам Глеб Александрович. Именно от его знаний, терпения,
скрупулезности зависела успешность предстоящей работы. И Глеб Александрович взялся
за благородный, но изнурительный труд по совершенствованию, унификации и систематизации
нотописи для слепых.

В 1988 году в издательстве <Просвещение> вышла его книга <Запись нот по системе
Брайля>, которая представляет первую часть руководства для зрячих музыкантов,
работающих со слепыми. В ней Глеб Александрович описал отдельные нотные знаки
и привёл примеры их употребления, изложил способы записи нотных произведений.
При написании книги он опирался, прежде всего, на вышеупомянутое руководство,
которое, в свою очередь, основывалось на достижениях отечественной и зарубежной
издательской практики. Кроме того, Глеб Александрович учёл пожелания незрячих
музыкантов и рекомендации Центральной республиканской музыкальной секции при
Центральном правлении Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС), членом которой
он стал с 1963 года, а с 1972 года (после кончины Геннадия Ивановича Шамина)
и по настоящее время является её бессменным председателем.

Вторую часть книги специалистам пришлось ждать долго. Причины кроются не только
в сложности самой работы, но и в трудной экономической ситуации в стране. Благодаря
усилиям самого Глеба Александровича книга была издана Информационно-полиграфическим
комплексом <Логос> ВОС.

Не передать моё восторженное волнение, когда в 2002 году я держала в руках наконец-то
изданную вторую часть книги Г.А. Смирнова <Запись нот по системе Брайля>. В отличие
от первой части, в ней рассматриваются специальные обозначения и специфические
формы нотации для различных инструментов - клавишных, духовых, ударных, струнных,
- в вокальной и теоретической литературе, приводятся необходимые методические
рекомендации для совместной работы зрячего диктовщика с незрячим музыкантом,
излагаются некоторые новейшие приёмы нотации современной музыки.

В книге нашли отражение некоторые унифицированные обозначения, выработанные в
последние годы Международной комиссией по нотной системе Брайля при Всемирном
совете слепых (членом которой Глеб Александрович является с 1982 года), а также
достижения отечественной нотно-издательской практики последних лет.

Материал второй части (как и первой) Глеб Александрович логически связал с материалом
книги <Нотная система Брайля>, которую он написал со своими ныне покойными наставниками,
коллегами, единомышленниками З.И. Шаминой и Г.П. Клевезалем. Текст книги иллюстрируется
плоскопечатными нотными примерами (по пятилинейной системе), каждый из которых
даётся одновременно в изображении по Брайлю.

Глеб Александрович скромно адресует свой труд зрячим музыкантам, работающим со
слепыми. Однако названия разделов пособия (<Клавишные инструменты>, <Оркестровые
инструменты>, <Вокальная музыка>, <Теоретические работы, специальные обозначения
в различных изданиях>, <Методические замечания по репродуцированию плоскопечатных
нот шрифтом Брайля>) свидетельствуют о том, что книга может быть использована
значительно шире, чем указал автор. Диапазон её влияния на процесс получения
инвалидами по зрению профессионального образования и их профессиональную деятельность
в сфере музыки переоценить невозможно.

Все три книги (первая в соавторстве и вторая, состоящая из двух частей) представляют
собой огромный вклад в тифлопедагогическую практику. Их использование позволяет
повысить качество музыкального образования инвалидов по зрению, способствует
абилитации, реабилитации и интеграции незрячих специалистов в различных областях
музыки в открытое общество. Рельефно-точечная нотопись открывает незрячим доступ
практически к любым музыкальным произведениям, а главное - расширяет сферу приложения
знаний и умений незрячих композиторов, музыкантов-исполнителей, преподавателей
музыки, музыкальных редакторов и других специалистов.

Незрячие, чья профессиональная или досуговая деятельность связана с рельефно-точечной
нотописью, рядовые члены ВОС, учёные-тифлологи вправе гордиться тем, что такая
уникальная работа выполнена именно в России. Система нотописи для слепых в изложении
Глеба Александровича Смирнова представляет огромный интерес для незрячих всего
мира. С помощью Центрального правления ВОС надо сделать труды Глеба Александровича
достоянием незрячих других стран.

А между тем, даже у нас в стране многие люди, как инвалиды по зрению, так и зрячие,
не имеют возможности приобрести книги Г.А. Смирнова в личное пользование. Первые
две давно разошлись, а последняя была издана по заказу и на средства Министерства
культуры, поэтому весь её тираж в соответствии с разнарядкой был строго распределён
по школам и библиотекам для слепых. В открытой продаже этой книги, к сожалению,
не было вообще.

Кто-то из читателей может сказать, что многие нотные знаки Глеб Александрович
позаимствовал у своих коллег. Это так. Глеб Александрович этого и не скрывает.
Более того, в предисловии к книге он даёт длинный список специалистов, которым
он выражает <глубокую благодарность и признательность за советы, предложения,
товарищеское участие, поддержку и помощь в работе> над нотописью. Со словами
признательности он обращается ко всем членам Центральной республиканской музыкальной
секции при ЦП ВОС, редакторам и нотным переводчикам издательства <Просвещение>,
редакторам издательства <Музыка> и <Советский композитор>, исполнителям, преподавателям
Московской и Киевской консерваторий, института им. Гнесиных, Московского института
культуры, Донецкого МПИ, Харьковского института искусств. Даже без перечисления
имён этот список говорит об обширных контактах Глеба Александровича, о его коммуникабельности,
об умении увидеть и обобщить ценный опыт, не забывая при этом о носителях этого
опыта.

В нём удивительно сочетается большая работоспособность и умение отдохнуть от
трудов праведных, серьёзность и балагурство, требовательность и мягкость. Мне
хочется рассказать вам об одном эпизоде, который характеризует Глеба Александровича
как добрейшего человека. Однажды сошлись наши дороги в Геленджикском санатории
<Солнечный берег>. Глеб Александрович отдыхал там с женой Светланой Тимофеевной.
Гуляя по набережной, они услышали жалобное мяуканье. В кустах обнаружили маленького,
дрожащего от холода котёнка. Они принесли его в свою комнату, отогрели и начали
выхаживать заморыша. Глеб Александрович кормил его, а по вечерам, уходя пообщаться
со знакомыми, брал малыша с собой, благо тот целиком умещался на его ладони),
восхищался его мурлыканьем и очень огорчался из-за плохого аппетита котёнка.
Когда выяснилось, что котёнок безнадёжно болен, Смирновы продолжали любить своего
пушистого найдёныша и ухаживать за ним. Как же был огорчен Глеб Александрович,
большой и сильный человек, когда котёнок умер.

Я сердечно поздравляю заслуженного работника культуры РСФСР Глеба Александровича
Смирнова с 75-летием! Желаю всего самого светлого и доброго человеку, чей труд
обогатил тифлопедагогику и позволяет расширить возможности незрячих в профессиях,
связанных с музыкой.

Дорогой Глеб Александрович! Редакция журнала <Школьный вестник>, членом редколлегии
которого Вы являетесь много лет, присоединяется к этим поздравлениям и желает
Вам доброго здоровья и дальнейших творческих успехов!

Выпуск листа на новом месте: 946

Ответить   Sat, 25 Jun 2005 08:36:12 +0400 (#390730)