Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ТРИ МИЛЛИОНА ПОДПИСЕЙ ПОСТУПИЛО В АДМИНИСТРАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . ТРИ МИЛЛИОНА ПОДПИСЕЙ ПОСТУПИЛО В АДМИНИСТРАЦИЮ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
Автор: Анна ШАМБУРОВА

Необъявленный всероссийский референдум учителей состоялся. Эту
беспрецедентную акцию власть пока игнорирует
Учителя устали от эксплуатации энтузиазма. Вполне дежурная профсоюзная
акция неожиданно для организаторов переросла в событие всероссийского
масштаба.
5 апреля этого года делегаты пятого съезда профсоюза работников
народного
образования и науки РФ направили президенту РФ обращение от работников
образовательной сферы.
Одновременно с обращением профсоюз вынес ультиматум правительству: в
случае непринятия правительством мер работники образовательной сферы
готовы провести всероссийскую акцию протеста. Акция намечена на 12
октября. Профсоюзные работники отослали обращение по регионам. Обычная
ежегодная плановая схема профсоюзной работы: провели съезд, написали
обращение, направили президенту, пригрозили акцией, отослали в
региональные отделения. И вдруг...
С мая в профсоюз стали стекаться подписи. К началу июня подписались
свыше
двух с половиной миллионов работников образования. Подписи продолжают
поступать.
3 июня десятки тысяч подписных листов вдогонку к обращению профсоюз
был
вынужден направить в администрацию президента.
Текст обращения был опубликован на сайте профсоюза. Там же публикуются
постоянно обновляющиеся данные о количестве подписей.
Массовая консолидация образовательного сообщества беспрецедентна и для
истории образования, и для учительского мира. В России серия протестов
учителей в девяностых носила стихийный и локальный характер. В 1997
году
задолженность государства перед работниками образования составила 9,7
триллиона рублей. В самой большой акции протеста - забастовке с 13 по
17
января 1997 года - участвовали 511 164 учителя. В 2005 году подписей
под
обращением уже около 3 миллионов.
Поражает тотальное замалчивание готовящейся акции. Никто, кроме
учителей,
не знает о протесте. Министерство образования молчит.
Вот дайджест последних новостей от Минобразования (на 22 июня):
15 июня 2005 г. министр А. Фурсенко выступил в Госдуме в рамках
"Правительственного часа".
6-7 июня 2005 г. министр А. Фурсенко принял участие в работе
двусторонней
межправительственной комиссии России и Мексики (г. Мехико).
26 мая 2005 года министр А. Фурсенко принял участие в совещании по
вопросам образовательной реформы у президента В. Путина.
12 мая 2005 года министр А.Фурсенко встретился с ректорами
гуманитарных
вузов.
15 апреля 2005 года министр А. Фурсенко выступил перед организаторами
и
участниками учредительной конференции молодежного движения "Наши".
Ни слова об акции.
20 июня из администрации президента в профсоюз пришел ответ: все
подписи и
обращение направлены в Министерство образования. Вчера, 22 июня,
пресс-служба министерства еще была "не в курсе" и ни о каких письмах
не
слышала. В администрации президента ответили, что всяких разных
обращений
много, а о съезде ничего не знают.
Единственное малозаметное сообщение на 80 строк об ультиматуме
учителей
опубликовала газета "Первое сентября". Частично о сборе подписей
сообщили
региональные информагентства. На федеральный уровень информацию не
пускают. Все это свидетельствует как минимум о растерянности власти.
Миллионы подписей - не просто крик о помощи. Фактически это
образовательный референдум.
"Делегаты съезда заявляют, что не могут мириться с таким проведением
реформ, которое ведет к дальнейшему углублению дифференциации в
доходах
населения, деградации человеческого потенциала и как следствие к росту
социальной напряженности в обществе".
Обращение выносит приговор не только реформам, но и политике
государства.
Образовательное сообщество ставит вопрос, который даже в терминах не
появляется в правительстве, - о политике в области доходов населения.
"Настаиваем на включении в Программу социально-экономического развития
России на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) раздела о политике
в
области доходов населения, предусматривающего не только меры по борьбе
с
бедностью и совершенствованию адресной поддержки отдельных групп
населения, но и порядок повышения доходов работников образования".
В 1996 году одного миллиона подписей против войны в Чечне хватило,
чтобы
ее остановить. Интересно, хватит ли 3 миллионов голосов, чтобы
остановить
войну против образования и собственного народа. Судя по реакции
власти -
не хватит. Пока Кремль реагирует молчанием на этот необъявленный, но
фактически состоявшийся референдум.
P.S. Акцию учителей поддержали работники культуры и студенчество.
Обращение от студенчества тоже было направлено в администрацию
президента
в начале мая. Они требуют сохранения бесплатного образования, льгот
для
учащихся вузов и увеличения стипендии.
В России средняя зарплата учителя составляет 49% от средней зарплаты
по
стране. Учителя пытаются выжить, в то время как государство наживается
за
счет образования и науки. В федеральном бюджете 2006 года на нужды
образования выделено 154,5 млрд рублей. В 2006 году образование должно
заплатить государству налог на землю в размере 160 млрд рублей. С 2003
года доля расходов на образование в ВВП стала снижаться. Образование
входит в системный кризис. Кризис образования приводит к кризису
государства. Учительское сообщество решило высказаться.
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Трудности в проведении реформ, а во многих случаях и негативное их
восприятие обусловлены явным пренебрежением разработчиков программ
реформирования к обострившимся проблемам населения в условиях
всесторонних
преобразований, происходящих в стране, а также к созданию условий для
заинтересованного включения различных его групп в проведение реформ.
Делегаты съезда заявляют, что не могут мириться с таким проведением
реформ, которое ведет к дальнейшему углублению дифференциации в
доходах
населения, деградации человеческого потенциала и как следствие к росту
социальной напряженности в обществе.
Делегаты констатируют, что проведенная с 1 января 2005 года индексация
заработной платы работников образования лишь отчасти компенсировала
увеличение стоимости жизни за 2004 год. Вместе с тем тарифы и цены
платных
услуг только за январь-февраль 2005 г. повысились на 24 процента, и
рост
их продолжается. Во многих регионах тарифы на оплату
жилищно-коммунальных
услуг уже превысили платежеспособный спрос населения. Нельзя считать
нормальной ситуацию, когда учителя, воспитатели и даже преподаватели
вузов
вынуждены отдавать на оплату жилья и коммунальных услуг до 60-70
процентов
своего заработка. Нельзя надеяться и на то, что механизм
предоставления
адресных субсидий в условиях резкого снижения уровня социальных
гарантий
большинства населения может быть эффективным.
Убеждены, что нерегулируемый рост стоимости жизни негативно отзовется
прежде всего на положении работников образования, других бюджетных
отраслей, заработная плата которых постоянно искусственно сдерживается
из-за мифической угрозы раскручивания инфляции в стране.
По нашей оценке, непринятие решения в 2005 году об адекватной
компенсации
потерь в доходах работников образования уже к следующему году приведет
к
реальному обесцениванию их заработков не менее чем на треть.
Поэтому считаем вправе настаивать на проведении в 2005 году повторной
индексации заработной платы в объеме не менее чем в 1,5 раза.
Одновременно полагаем, что федеральная власть должна нести
ответственность
за обеспечение реального роста зарплаты в образовании во всех регионах
России, учитывая недостаточность доходной базы и дотационность
большинства
из них.
Настаиваем на включении в Программу социально-экономического развития
России на среднесрочную перспективу (2005-2008) раздела о политике в
области доходов населения, предусматривающего не только меры по борьбе
с
бедностью и совершенствованию адресной поддержки отдельных групп
населения, но и порядок повышения доходов работников образования.
Предложенное правительством РФ в предыдущем варианте этой программы
40-процентное повышение заработной платы в бюджетной сфере за три
года - к
2008 году - было расценено работниками образования как издевательство,
учитывая, что в последние годы рост цен и тарифов платных услуг
составлял
в среднем не менее 25 процентов в год.
Приходится констатировать, что, видимо, только Ваше вмешательство
заставило правительство заняться переработкой программы с целью
усиления
ее социальной направленности.
Делегаты, подтверждая заинтересованность в повышении
конкурентоспособности
России в мировой экономике, выражают обеспокоенность тем, что в стране
нарушены условия воспроизводства рабочей силы, являющейся основой
обеспечения экономического роста и развития государства. И 57-е место
России в рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала,
во
многом обусловленное низкими доходами населения, подтверждает это.
Зарплата в образовании должна наконец соответствовать реальным
затратам на
воспроизводство работника - учителя, преподавателя - в соответствии с
социальной значимостью их труда, должна предусматривать средства на
содержание их детей. Сегодня же эти затраты в 2,5-3 раза выше
зарплаты,
фактически выплачиваемой в отрасли.
Делегаты съезда подтверждают, что поэтапное решение этой задачи в
условиях
происходящих в социальной сфере реформ является стратегическим
приоритетом
деятельности профсоюза.
Задачу обеспечения доступности качественного образования никогда не
решить
в массовой школе, пока нищим и обездоленным остается учитель. Не
решить и
проблему подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на
рынке труда, пока преподаватель вуза, техникума, ПТУ не будет ощущать
по
отношению к себе реальную заботу и уважение государства.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Делегаты съезда призывают Вас быть инициатором проведения
ответственных
консультаций между правительством РФ и профсоюзом с участием
представителей Федерального собрания по вопросам повышения не менее
чем в
два раза заработной платы работникам образования в период до 2007
года.
Принято на V съезде профсоюза
работников народного образования и науки РФ
5 апреля 2005 года
КОММЕНТАРИИ
Сергей КУЗИН, руководитель Московского профсоюза работников
образования:
- Для нас главное - не проведение акции, а угроза этой акцией. Только
так
мы можем добиться улучшения жизни учителей и работников образования.
Нас
упрекают: "Зачем вы раскачиваете лодку? У нас стабилизация, мы
выстраиваем
вертикаль власти". Это, конечно, хорошо - вертикаль. Но, извините,
учителям нужно жить. Им иногда не на что купить себе лишнюю пару
колготок.
Если правительство не выполнит требований, то мы намерены выйти на
улицу.
- Однако обращение - компромиссно. Вы противоречите сами себе. В
письме
сказано, что затраты на жизнь в три раза выше зарплаты, выплачиваемой
в
отрасли, и одновременно требуете увеличения зарплаты "хотя бы в 1,5
раза".
Это похоже на прошение милостыни.
- Уже были упреки в адрес профсоюза. Но это свойство учительского
сообщества - компромиссность и мягкость. Ну и что, если бы мы
запросили
индексации зарплаты в пять раз? Какой следующий шаг? Правильно -
забастовки. К чему это приведет? Вряд ли учителя выйдут на улицу - в
них
развито чувство долга. Они говорят: как же мы бросим ученика? Поэтому
выдвигать жесткие требования бесполезно. Мы избрали другую тактику,
действенную: кропотливой работой добиваемся повышения зарплаты
учителей.
За прошлый год она фактически выросла на 37%. Это только благодаря
профсоюзу и прошлогодней акции протеста. Только так, постепенно, шаг
за
шагом, мы можем рассчитывать на улучшение жизни.
Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по образованию Московской
городской Думы, заслуженный учитель РФ:
- Многие считают, что первая реакция на обращение учителей от
президента
уже последовала.
На прошедшем во вторник в Кремле балу выпускников президент сказал:
"Такие
понятия, как общее образование и так называемое полное среднее, были
идентичными, чтобы именно оно - общее среднее образование - было и
обязательным, и бесплатным". С чем связано это заявление президента?
- В целом это позитивная инициатива, и мы давно добиваемся общего
среднего
бесплатного образования. Но заявление президента совершенно не связано
с
обращением учителей. Главное в обращении - это вопрос финансирования,
а
президент ни слова об этом не сказал. Его заявление - всего-навсего
реакция на недовольство в стране бесконечными попытками
коммерциализации
образования. Увы, все это - только декларация. Президента либо не
подготовили его референты, либо он сделал очередное заявление, за
которым
ничего реального не стоит. Ведь в Конституции РФ прописано, что
обязательным является только девятилетнее образование. Чтобы ввести
обязательное общее среднее, то есть одиннадцатилетнее образование,
необходимо "вскрывать" Конституцию. Может быть, президентская
администрация действительно собралась пересматривать Основной закон. И
будет это делать под предлогом введения обязательной бесплатной
одиннадцатилетки. Но тогда, уверен, это только предлог. Если и будут
пересматривать Конституцию, а процедура эта очень трудоемкая, то,
конечно,
ради политических перспектив - у президента идет к концу второй срок.
А
ввести по факту обязательную одиннадцатилетку можно, как мы это делаем
в
Москве, и не трогая Основной закон. Добавлю, что без радикального
увеличения финансовой поддержки учительства и образования в целом, о
чем и
говорится в обращении профсоюзов, все образовательные инициативы
бессмысленны.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . "ЭТА РЕФОРМА - АКТ СУИЦИДА"
Автор: Подготовила Анна ШАМБУРОВА

Эдуард ДНЕПРОВ, академик Российской академии образования, министр
образования РФ в 1990-92 гг.:
- Эдуард Дмитриевич! Учителя фактически вынесли приговор реформам.
Каковы
последствия этого референдума?
- Власть не только глупа, она политически тупа. Последствия этой акции
несравнимы с январскими событиями после монетизации. Несколько
миллионов
людей готовы выйти на улицу. Я думаю, что если власть не примет меры,
указанные в обращении, то ей придется туго. Чтобы привести людей в
такое
состояние, надо быть настоящим деструктором. За такие дела министров
надо
мгновенно катапультировать из кресел. Проводить сейчас задуманную
образовательную реформу - акт суицида.
- После 2004 года сменились не только личности в министерствах, но и
социальный курс. Проводимая реформа в образовании - всего лишь часть
этой
политики?
- Социальный курс и личности не сменились, они лишь обнажились после
2004
года. Уже с 2003-го правительство начало готовить пакет антисоциальных
реформ. В социальной сфере это постановление о ГАНО (постановление о
создании Государственных автономных некоммерческих организаций. -
А.Ш.),
которое было принято в 2003 году. Потом был составлен драконовский
план в
Министерстве финансов по отношению к образовательным учреждениям. Все
делалось за спиной, за закрытыми дверьми. Все узнали об этом позже,
когда
122-м законом правительство приговорило к смерти образование, науку,
культуру. Из закона об образовании выбросили все финансовые
обязательства
государства. Власть расписалась... я даже не знаю в чем - мне не
хватает
литературных слов, чтобы это выразить...
- Выразите, пожалуйста. К чему приведет постановление о ГАНО? К чему
ведет
образовательная реформа?
- При смене статуса образовательного учреждения на образовательную
организацию работники этого учреждения теряют все, что они имели.
Государство не несет никакой субсидиарной ответственности, учреждения
можно банкротить. А затем приватизировать. Перекладывать заботы на
плечи
населения и в итоге вводить платное образование. Власть относит
образование к сфере услуг. Такого нет нигде в мире! Везде образование
поддерживается государством. А у нас превращают школу в
парикмахерскую.
Это ненормально. Везде в мире государство все время увеличивает свое
участие в образовании. Конечно, понятно, что Кудрин - не Витте. Но в
последнее время ясно, что он просто фискальный маньяк. Он не знает
общемировой закономерности: страна, в которой заработная плата учителя
ниже средней по стране, неспособна к развитию. Поэтому мы имеем
видимость
роста, но не имеем даже видимости развития.
- Вы можете назвать примеры стран, по схеме которых у нас сейчас идет
реформа? Что стало с этими странами?
- У нас своя схема, уникальная. Даже в Латинской Америке, Польше,
Украине
зарплаты учителей несравнимы с нашими. Первые финансовые вклады в
Японии,
в Германии, в "азиатских тиграх" начались со вкладов в образование.
Нас
можно сравнить лишь с африканскими странами, которые остались за
порогом
развития. Наша схема похожа на африканскую. Если смотреть, сколько мы
расходуем на одного ученика средней школы в процентах к подушевому
ВВП, то
мы стоим на предпоследнем месте в мире - перед Зимбабве.
- А говорят, что наше образование - самое лучшее...
- Это миф. Материал, который преподается, и методики преподавания
отстали
на две цивилизационные эпохи. Потому что и методики, и материал
разрабатывались в тридцатых годах. Тогда мы переходили от аграрного
строя
к индустриальному. А сейчас мы живем в постиндустриальной эпохе. За
два
года нашей работы над стандартами мы на 20% облегчили программу и на
30%
обновили материал. Но Фурсенко по синдрому новой метлы отбросил это
дело.
Самое страшное - его непрофессионализм становится социально опасен.
Это
выразили учителя своим протестом.
- Учителя выразили этот протест на двух листах бумаги, и для себя они
просят очень мало. Как вы считаете, почему работники образования так
мягки
в своих требованиях - увеличить зарплату всего в 1,5 раза?
- Вы задали снайперский вопрос. Он обнажает всю пропасть между
обезумевшей
от жиру безнравственной властью, высокопоставленной чиновничьей
мразью,
олигархами типа Адамова, с одной стороны, и народом, учительством - с
другой. Все эти люди у власти - маргиналы. Маргиналы не несут
ответственности ни перед историей, ни перед страной, ни перед народом.
Это
пена, которая появилась на крутом повороте истории. Их интересует
только
короткий рубль. Понятий об историческом развитии у Грефа, Кудрина нет.
Мы
все знаем, откуда генетические корни у этой шоблы. А учителя растут из
других корней, из российской интеллигенции. И главное понятие у этой
интеллигенции - совесть и долг. Поэтому они запросили для себя так
мало.
Потому что средняя заработная плата по стране составляет 7 637,4
рубля.
Средняя зарплата в образовании - от дошкольников до профессора -
примерно
50% этой суммы. Увеличивая вдвое зарплату, учителя просто поднимаются
до
средней по стране. Они считают, что не имеют права просить больше. В
отличие от власти, которая не имеет права, но грабит все больше и
больше.
Тотально и обвально проводя целый блок неподготовленных социальных,
точнее, антисоциальных реформ. И это провал.
- Провал для власти? Или реформ?
- На самом деле это провал для власти. Патологическая жадность и
стремление к наживе неизбежно ведут к краху. Но меня провал власти
мало
интересует, меня интересуют системный кризис и крах страны. Политика
власти привела к разграблению экономики, и государство понесло потери,
превышающие урон в Великой Отечественной войне. Теперь осталось
разграбить
нетронутое "социальное эльдорадо" - научные учреждения, вузы,
здравоохранение. Я сочувствую, что вам придется жить в этой стране.
Ведь
если будет продолжаться такая политика, то к 2050 году у нас не будет
России, а будут разрозненные регионы колониального характера, сырьевые
базы.
"Новая газета" N 44
23.06.2005

С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург,

e-mail: tislamo***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 939

Ответить   Thu, 23 Jun 2005 12:49:39 +0600 (#389629)