[TIFLO] МЫ СПОРИМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, А ЕВРОПЕЙЦЫ - О РАВЕНСТВЕ

МЫ СПОРИМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, А ЕВРОПЕЙЦЫ - О РАВЕНСТВЕ
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА, Севр
Зато мы разгоняем облака
Во французском Севре прошел Международный форум прессы, занимающейся образованием.
Идея встречи принадлежит четырем журналистам крупнейших французских газет.
Оказалось, что проблемы, стоящие перед европейцами, в корне отличаются от наших
- российских.
Равенство и братство
Журналистам, приехавшим на форум, показали так называемый проблемный район Франции
- городок Corbeil-Essonnes, расположенный к югу от Парижа, продемонстрировав
всю образовательную цепочку: детский сад-начальная школа-средняя школа (колледж
и лицей) и, наконец, - университет. В городке живет 22 тысячи жителей:
из них 30% безработных, а 60% принадлежат к малообеспеченным слоям общества.
В начальной школе имени Пикассо учатся дети 72 этнических групп, среди которых
много чернокожих, арабов и китайцев. Большинство детей - из малообеспеченных
семей. Очевидно, что в такой ситуации проблема неравенства в образовании,
ставшая главной на форуме, - естественна. Она типична и для Европы в целом.
Из впечатлений о школах: поразило, что везде в коридорах развешаны рисунки детей
- то в стиле Мондриана, то в манере Матисса (им дают такие задания); в
коридоре множество веселых и смешных портретов Чаплина. А рядом целый фотостенд
с текстами, посвященный великому комику.
На уроке геометрии для 12-летних дети все делают на компьютерах. Учитель бегает
между столами и проверяет задания. Две девочки-негритянки, несмотря на присутствие
толпы журналистов, тянут руки: они уже выполнили задания и хотят, чтобы их оценили.
На нас не обращают внимания: все заняты делом. В этой школе дети могут
находиться до 18.30 вечера.
В rолледже тоже все посвящено идее социального сглаживания: есть специальные
классы для нефранкоговорящих, для тех, кому нужна дополнительная подготовка,
или для детей, имевших проблемы в начальной школе. Тут много работают с родителями:
раз в месяц вместе обсуждают проблемы детей (приглашают на чай с кексом).
В результате родители начинают приходить в школу с удовольствием (до этого многие
не понимали, зачем их детям учиться - многие неграмотны). Как сказала
одна учительница, когда не знаешь, что будешь есть вечером, трудно думать об
образовании. Для детей устраивают экскурсии в Версаль, в музей Орсэ, в театры
(многие из них никогда не были в Париже), походы в лес Фонтенбло, в горы. Походы
- для того чтобы укрепить отношения учеников, показать, что <вместе мы
преодолеем религиозные и финансовые трудности>.
80-90% детей, поступивших в лицей, становятся бакалаврами. Он в городе один,
а колледжей - 4.
PISA - это не победа образовательной системы
В контексте описанного вполне понятно, что успехи стран, победивших в международном
исследовании образовательных достижений PISA, подверстаны именно к <успехам>
в достижении равенства. Именно Финляндия, никогда не отличавшаяся высокими научными
или технологическими достижениями (кроме, может быть, телефона NOKIA),
достигла наивысших успехов в PISA - исследовании, в котором, с точки зрения наших
специалистов, проверяется совсем не то, чему учат в нашей школе. Именно
в Финляндии (об этом делал доклад на форуме профессор Университета Юваскюля Юни
Валиярви) огромное внимание уделяется равенству школьников: в одном классе
учатся и одаренные, и неспособные дети; здоровые и тяжелые инвалиды. Это делает
общество здоровым. Частные школы составляют всего 5% и существенной роли
не играют. Как сказал профессор, в Финляндии очень трудно найти плохую школу,
и для родителей неважно, куда отдать ребенка. Ну а кроме того, в этой стране
учитель - уважаемый человек. Все они окончили университет и имеют masters degree
(наивысшую квалификацию). Успех приносит и децентрализация образования,
что дает возможность учителям быть более свободными в выборе учебников и программ.
А на другом конце Земли...
Директор института образовательного планирования ЮНЕСКО, Хуан Карлос Тедеско,
продемонстрировал в своем докладе, что на противоположном от Финляндии полюсе
(в смысле равенства) находятся Бразилия и вообще страны Латинской Америки. Они
хотят найти хотя бы минимальный уровень равенства в образовании. Там бедные
ходят в школы для бедных, а богатые, окончив частные школы, продолжают образование
в частных же университетах. При этом школа не может одна преодолеть
это неравенство. Это - общегосударственная задача.
О преодолении неравенства говорил даже директор самого элитарного французского
университета - Science Po - Ричард Дескоинз. (Уж туда-то всегда было невозможно
попасть простому смертному.) Так вот, даже в Высшую школу политических наук детей
будут отбирать в том числе и в проблемных зонах!
Нам бы ваши заботы
Идеи равенства, справедливости ошибочно кажутся нам "малоактуальными". Сегодня
у нас обсуждают реформу образования, сокращение финансирования, происходящее
<благодаря> 122-му закону, ЕГЭ, стандарты; угрозу отказа от традиционного для
России академизма. Всех волнует, что высшее образование de facto перестает
быть бесплатным. Просто мы пока не доросли до их проблем, находимся на другом
историческом этапе. А они, как всегда, не повторяют наших ошибок (зато мы,
в нашей реформе образования, копируем их). Мы спорим о содержании образования
и прочей "ерунде", а они боятся неравенства. А потому не стоит нам расстраиваться
и по поводу результатов PISA: они оценивали не образование детей, а уровень социальной
справедливости. Для Европы сегодня главное - решить проблему равенства
образовательных возможностей, которое снизит угрозу социальной напряженности
в обществе.
Портал создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям РФ
Inauka.ru
конец таблицы
Выпуск листа на новом месте: 906