[TIFLO] Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым
Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым
21.07.2010
В советские годы основным подходом к обучению детей-инвалидов в спецшколах было
трудовое воспитание. Что изменилось за последние 20 лет и чему сегодня нужно
учить детей с нарушениями здоровья, об этом в интервью
РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики Российской Академии
Образования Николай Малофеев.
- Николай Николаевич, как и почему менялись системы образования детей-инвалидов
в разных странах в последние десятилетия?
- На протяжении ХХ столетия специальная школа менялась, ориентируясь на требования
рынка труда. Наиболее отчетливо это происходило в СССР и Германии - странах,
чьи государственные системы специального образования ставили своей целью "производство
полезных членов общества". Принимая все расходы по содержанию спецшкол
на себя, государство заботились, чтобы их выпускники были способны впоследствии
возвратить деньги в казну. Потому-то столько внимания и в Германии, и у
нас уделялось урокам труда, допрофессиональной подготовке.
Молодой человек с интеллектуальными проблемами после школы мог рассчитывать получить
место, на которое не шли его нормально развитые сверстники, как правило,
это был малоквалифицированный труд.
К концу 1970-х годов в странах благоденствия спрос на неквалифицированный труд
резко упал, да и нанимать на него предпочли иммигрантов. Ниши на рынке труда,
под которые спецшкола прежде готовила своих подопечных, исчезли. Цели и смыслы
обучения детей с недостатками умственного развития и прочими нарушениями
пересматриваются, такого ребенка перестают "натаскивать" на овладение несложными
трудовыми операциями. Отныне основная задача - давать ему социальные навыки,
обеспечивать эмоциональное развитие.
- Как должно строиться обучение в спецшколе в таком случае?
- Необходимы иные образовательные стандарты и учебники. Нет смысла мучить умственно
отсталого ребенка усвоением знаний, которыми во взрослой жизни он никогда
не воспользуется. Целью образования детей с отклонениями в здоровье, в наиболее
общем смысле, является введение их в культуру - они по разным причинам
выпадают из образовательного пространства, но остается культура. Культура в данном
случае понимается нами как система ценностей (частных, семейных, государственных).
Взрослея и присваивая эти ценности, ребенок сможет реализовать свои личные устремления.
Он научится брать на себя посильную ответственность за близких,
занимать активную жизненную позицию в обществе.
По заказу Минобрнауки РФ наш институт разрабатывает специальный федеральный государственный
стандарт. Он должен стать базовым инструментом реализации конституционных
прав на образование детей с отклонениями.
- Каким должен быть этот стандарт?
- Предложенная Институтом концепция подразумевает несколько целей.
Во-первых, стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство
всех детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить
саму возможность определения ребенка как "необучаемого".
Во-вторых, стандарт должен гарантировать не только получение образования детям
с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным
программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны обучаться
в условиях массовой школы. Соответственно в предлагаемой концепции разработаны
четыре варианта специального стандарта, впервые включающие как ее отдельный вариант
- формы систематической специальной поддержки ребенка, получающего
цензовое начальное образование в среде своих здоровых сверстников в те же календарные
сроки.
В-третьих, для ребенка, как правило, имеющего ограничения контактов с миром,
важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но
и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и
приспособленным в реальной каждодневной жизни.
- Развивает ли социальные навыки инклюзивное обучение? В последние годы это считается
ведущей тенденцией:
- Да, но инклюзия показана не всем. Для многих её синонимом является волшебное
слово "пандус" - но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно
организовать физический доступ в обычную школу, чтобы он мог успешно там учиться.
Интеграция, инклюзия - это ведущая тенденция развития образовательных услуг для
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны стремиться к созданию
условий, чтобы такие дети, подростки, студенты - если они способны, если они
хотят - имели возможность посещать обычные (от детского сада до вуза) образовательные
учреждения.
Тем не менее, не следует закрывать хорошо зарекомендовавшие себя специальные
детские сады и школы. Конечно, я говорю об учреждениях шаговой доступности.
Не дело, когда ребенок-инвалид изымается из семьи и направляется в учреждение,
находящееся от его дома в десятках, а то и сотнях километров.
Что касается формирования социальных навыков, на мой взгляд, дело не в месте
обучения, а в соответствующем возможностям ребенка стандарте и квалификации
педагогов.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
Выпуск листа на новом месте: 5491
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru