Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2010-07-21

[TIFLO] Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым

Малофеев: школа должна учить ребенка-инвалида быть независимым
21.07.2010

В советские годы основным подходом к обучению детей-инвалидов в спецшколах было
трудовое воспитание. Что изменилось за последние 20 лет и чему сегодня нужно
учить детей с нарушениями здоровья, об этом в интервью
РИА Новости
рассказывает директор Института коррекционной педагогики Российской Академии
Образования Николай Малофеев.

- Николай Николаевич, как и почему менялись системы образования детей-инвалидов
в разных странах в последние десятилетия?

- На протяжении ХХ столетия специальная школа менялась, ориентируясь на требования
рынка труда. Наиболее отчетливо это происходило в СССР и Германии - странах,
чьи государственные системы специального образования ставили своей целью "производство
полезных членов общества". Принимая все расходы по содержанию спецшкол
на себя, государство заботились, чтобы их выпускники были способны впоследствии
возвратить деньги в казну. Потому-то столько внимания и в Германии, и у
нас уделялось урокам труда, допрофессиональной подготовке.

Молодой человек с интеллектуальными проблемами после школы мог рассчитывать получить
место, на которое не шли его нормально развитые сверстники, как правило,
это был малоквалифицированный труд.

К концу 1970-х годов в странах благоденствия спрос на неквалифицированный труд
резко упал, да и нанимать на него предпочли иммигрантов. Ниши на рынке труда,
под которые спецшкола прежде готовила своих подопечных, исчезли. Цели и смыслы
обучения детей с недостатками умственного развития и прочими нарушениями
пересматриваются, такого ребенка перестают "натаскивать" на овладение несложными
трудовыми операциями. Отныне основная задача - давать ему социальные навыки,
обеспечивать эмоциональное развитие.

- Как должно строиться обучение в спецшколе в таком случае?

- Необходимы иные образовательные стандарты и учебники. Нет смысла мучить умственно
отсталого ребенка усвоением знаний, которыми во взрослой жизни он никогда
не воспользуется. Целью образования детей с отклонениями в здоровье, в наиболее
общем смысле, является введение их в культуру - они по разным причинам
выпадают из образовательного пространства, но остается культура. Культура в данном
случае понимается нами как система ценностей (частных, семейных, государственных).
Взрослея и присваивая эти ценности, ребенок сможет реализовать свои личные устремления.
Он научится брать на себя посильную ответственность за близких,
занимать активную жизненную позицию в обществе.

По заказу Минобрнауки РФ наш институт разрабатывает специальный федеральный государственный
стандарт. Он должен стать базовым инструментом реализации конституционных
прав на образование детей с отклонениями.

- Каким должен быть этот стандарт?

- Предложенная Институтом концепция подразумевает несколько целей.

Во-первых, стандарт должен гарантировать введение в образовательное пространство
всех детей вне зависимости от тяжести их проблем и, таким образом, исключить
саму возможность определения ребенка как "необучаемого".

Во-вторых, стандарт должен гарантировать не только получение образования детям
с тяжелыми нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным
программам, но и оказание им специальной помощи, если они способны обучаться
в условиях массовой школы. Соответственно в предлагаемой концепции разработаны
четыре варианта специального стандарта, впервые включающие как ее отдельный вариант
- формы систематической специальной поддержки ребенка, получающего
цензовое начальное образование в среде своих здоровых сверстников в те же календарные
сроки.

В-третьих, для ребенка, как правило, имеющего ограничения контактов с миром,
важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но
и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и
приспособленным в реальной каждодневной жизни.

- Развивает ли социальные навыки инклюзивное обучение? В последние годы это считается
ведущей тенденцией:

- Да, но инклюзия показана не всем. Для многих её синонимом является волшебное
слово "пандус" - но не каждому, кто сидит в инвалидном кресле, достаточно
организовать физический доступ в обычную школу, чтобы он мог успешно там учиться.

Интеграция, инклюзия - это ведущая тенденция развития образовательных услуг для
лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны стремиться к созданию
условий, чтобы такие дети, подростки, студенты - если они способны, если они
хотят - имели возможность посещать обычные (от детского сада до вуза) образовательные
учреждения.

Тем не менее, не следует закрывать хорошо зарекомендовавшие себя специальные
детские сады и школы. Конечно, я говорю об учреждениях шаговой доступности.
Не дело, когда ребенок-инвалид изымается из семьи и направляется в учреждение,
находящееся от его дома в десятках, а то и сотнях километров.

Что касается формирования социальных навыков, на мой взгляд, дело не в месте
обучения, а в соответствующем возможностям ребенка стандарте и квалификации
педагогов.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Выпуск листа на новом месте: 5491
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 21:13:54 (#1143593)

[TIFLO] Госуслуги через интернет

Желание пользоваться госуслугами через интернет поделило россиян на три примерно
равные части
20.07.2010 в 17:04,
обновлено 20.07.2010 в 17:54
список из 1 элементов уровня вложенности 1
GZT.RU
конец списка уровня вложенности 1

Опрос
Фонда <Общественное мнение> показал, что примерно каждому 10-му россиянину уже
приходилось
пользоваться
услугами государственных учреждений или служб через интернет.

Еще около 26% респондентов хотели бы воспользоваться такой возможностью. Таким
образом, уже сейчас реальная и потенциальная аудитория проектов, связанных
с
развитием
<электронного правительства>, составляет более трети населения, считает ФОМ.

47% россиян внутри этой трети считают, что решать проблемы через интернет удобно.
28% отмечают, что это должно экономить время, 15% ссылаются на свое нежелание
стоять в очередях, сообщает
ИТАР-ТАСС.

Не стремятся пользоваться
услугами
<электронного правительства>, по данным опроса, 35% респондентов. Они либо не
умеют пользоваться компьютером и интернетом, либо у них нет необходимости
в
использовании
госуслуг. Только 8% опрошенных в этой группе считают, что пользоваться госуслугами
через интернет рискованно. 2% отмечают, что о система получения услуг
через интернет не отлажена и будет работать неэффективно.
http://www.gzt.ru/topnews/society/-zhelanie-poljzovatjsya-gosuslugami-cherez-/315809.html?subscribename=subscribe&category=-zhelanie-poljzovatjsya-gosuslugami-cherez-&date=200710

Выпуск листа на новом месте: 5490
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 18:46:26 (#1143447)

[TIFLO] День правовых знаний

1 сентября П. Астахов предлагает провести День правовых знаний
20.07.2010 МОСКВА

С соответствующим предложением Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
Павел Астахов обратился к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко.
П. Астахов призвал министра дать поручение региональным министерствам, департаментам
и комитетам образования провести совместно с региональными уполномоченными
по правам ребенка открытый урок, направленный на повышение правовой грамотности
школьников. День правовых знаний приурочен к 20-летию ратификации Россией
Конвенции ООН о правах ребенка. "Знание ребенком своих прав, умение ими пользоваться,
а также реализация права ребенка на участие в защите своих прав способствуют
развитию системы защиты прав детей", - говорится в телеграмме Астахова к Фурсенко.
Как отметил детский омбудсмен, урок необходимо построить так, чтобы
дети не только получили знания о своих правах, но и могли высказать собственное
мнение об их реализации. В большинстве школ правовую культуру начинают
прививать не с начальных классов; при этом знание своих прав и обязанностей,
умение соблюдать права окружающих, знание законов, по которым живут общество
и государство, по мнению Астахова, для школьников так же важны, как умение пользоваться
компьютером или знание иностранного языка. Кроме того, уполномоченный
отметил, что во всех образовательных учреждениях страны должны быть вывешены
тексты уставов, правил внутреннего распорядка детских образовательных учреждений,
органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с
указанием способов связи с ними), которые защищают права ребенка. Необходимо,
чтобы детям были доступны не только контакты органов образования, но и комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений ОВД по делам
несовершеннолетних, органов социальной защиты, региональных уполномоченных по
правам ребенка, говорится в обращении П. Астахова.
asi.org

Выпуск листа на новом месте: 5489
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 06:02:33 (#1142761)

[TIFLO] книга "Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский конте

Вышла книга "Повышение доверия к некоммерческим организациям: российский контекст"
20.07.2010 МОСКВА

Агентство социальной информации и Центр развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург)
выпустили книгу "Повышение доверия к некоммерческим организациям:
российский контекст". Издание представляет собой собрание практик, апробированных
российскими некоммерческими организациями, которые стремятся к повышению
доверия, общественной поддержки и большей устойчивости. В сборнике три раздела,
соответствующие трем основным направлениям работы, нацеленной на повышение
доверия. Разделы посвящены открытости и прозрачности сектора, саморегулированию
НКО и PR-деятельности. Эти три темы определяли работу двух конференций,
посвященных повышению доверия к НКО. Первая состоялась в Москве в феврале 2009
года, вторая - в Санкт-Петербурге в апреле 2010 года. За год с небольшим,
который прошел между двумя этими конференциями, многие организации использовали
в своей работе новые практики и рекомендации, предложенные экспертами.
В этом сборнике - наиболее интересная часть кейсов, присланных со всей страны.
В приложении - подборка статей, написанных экспертами специально для этой
книги на основе выступлений на конференции "Повышение доверия к некоммерческим
организациям: российский контекст" (Санкт-Петербург). Бумажная версия (500
экземпляров) будет распространяться с начала августа Центром развития некомерческих
организаций. Электронная версия книги доступна здесь.
asi.org

Выпуск листа на новом месте: 5488
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 05:55:56 (#1142758)

[TIFLO] Республиканский бюджет должен помочь НКО Бурятии создать эндаументы?

Республиканский бюджет должен помочь НКО Бурятии создать эндаументы?
20.07.2010 УЛАН-УДЭ

Председатель регионального общественного фонда "Общество без барьеров" Эржена
Будаева обратилась с открытым письмом к заместителю председателя правительства
Бурятии Андрею Полосину в своем официальном блоге на сайте "Байкал-Daily" (http://www.baikal-daily.ru/blog/68/12357/).
Она рассказала о деятельности организации
и основных проблемах фонда. В рамках проектов, проводимых фондом, в Улан-Удэ
созданы две экспериментальные площадки инклюзивного образования на базе школ
N4 и N65, к этому списку подключилась средняя школа N47. Представители фонда
вошли в республиканскую комиссию по приемке городских объектов (площадью свыше
1 тыс. 500 кв. метров), градостроительный совет Улан-Удэ, комиссию по переводу
объектов из жилого в нежилое. Основные проблемы фонда - отсутствие финансовой
помощи со стороны местных властей, зависимость от выигранных грантов, неясный
статус работников общественной организации, непонимание властями и спонсорами
сути работы фонда, направленной, прежде всего, на обучение людей, поддержку целевых
программ и общественных организаций, помогающих инвалидам. Кроме того,
организация нуждается в микроавтобусе с подъемником. Будаева предлагает создать
в Бурятии фонд местного сообщества, который будет заниматься администрированием
конкурсов грантов социальной тематики и аккумулировать средства на гранты, принять
Закон о государственном заказе для НКО и проработать вопрос о выделении
целевого капитала для НКО из республиканского бюджета (ежегодно для одной организации
на конкурсной основе).

Эржена Будаева, Галина Горбатых (Региональный общественный фонд "Общество без
барьеров") телефон: (3012) 45-46-63
asi.org

Выпуск листа на новом месте: 5487
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 05:49:52 (#1142750)

[TIFLO] Темная история

Темная история
20.07.2010

Евгения Бодрова

Пока участники тендера борются в суде за право помочь инвалидам, последние вот
уже четыре месяца вынуждены обходиться без индивидуальных помощников. В такой
ситуации находятся около пятисот слепых и слабовидящих Павлодарской области.
При этом обделенными остались не только инвалиды, но и их индивидуальные помощники.

Зарплату соцработники не видели с начала года. Жалуются: фирма, выигравшая прошлогодний
тендер, платила нерегулярно, вместо 150 долларов оклада на руки
давали 20. Теперь новая проблема - тендерный спор и вовсе остановил работу помощников.

Чиновники разводят руками. Причем признают: согласно закону можно было обойтись
и без тендера, заключив трудовые договоры напрямую с соцработниками. Почему
ранее так не поступили, госслужащие ответить не смогли. Пока решение суда не
вступит в законную силу, инвалиды будут вынуждены обходиться без индивидуальных
помощников. Между тем участники тендера не намерены уступать друг другу. Инвалиды
просят отменить тендеры и провести монетизацию льгот. Чтобы на счет каждого
слабовидящего поступали деньги, и он сам оплачивал услуги помощника. Поменять
схему чиновники планируют только со следующего года.

Stan.TV
+Видео
http://invak.info/content/view/11017/1/

Выпуск листа на новом месте: 5486
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-07-21 01:32:10 (#1142691)