вып. #2774 *Головокружительная бездна свободы & на таинственных путях Промысла даже зло может обернуться добром* -05-10/III/12-
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
Отправлено:
09-Mar-2012 20:07
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
(К сожалению, с большим запазданием, отправляю
выпуск, посвященный некоторым из тем первой седмицы Великого Поста.
В то время как к концу подходит уже вторая...)
> Согласно Книге Бытия, пока человек
был в Эдеме, тварь не противилась ему. Сын Земли и Неба,
он трудился для всего мироздания, над которым был поставлен.
Поэтому Творец одарил его силами, превосходящими всю природу,
а живое единение с Богом должно было постоянно питать и развивать
эти силы. То, что до Грехопадения Первочеловек говорит с Богом
лицом к лицу, означает его полную открытость Божественному.
> Но если человек был бы
не в состоянии избрать иной путь, кроме следования
воле Божией, если бы он вынужден был следовать добру,
то он являлся бы жестко запрограммированным механизмом,
марионеткой, а не богоподобным существом. Тем, что движение
к Богу и совершенству не зависело бы от его
воли, человек принижался бы до уровня бессловесных.
> Поэтому Библия и христианство
так настойчиво подчеркивают значение нашей свободы. И это
отнюдь не догматическая, недоступная разуму истина: трудно спорить
с тем, что без свободы человек едва ли был бы человеком.
Это признают даже такие поборники детерминизма, как Спиноза,
Маркс и Фрейд.
> Библия с самого начала указывает
на необходимость для человека делать выбор. Об этом
постоянно говорят Отцы Церкви и все христианские учители{}.
Суммируя их положения, С. Франк пишет:
> "Согласились бы мы, чтобы Бог
с самого начала создал нас такими, чтобы мы автоматически,
сами собой, без размышления и разумного свободного решения,
как эта река, исполняли Его веления? И был ли бы
тогда осуществлен смысл нашей жизни? Но если бы мы автоматически
творили добро и по природе были бы разумны, если бы
всё вокруг нас само собой и с полной принудительной очевидностью
свидетельствовало о Боге, о разуме и добре, то всё
сразу стало бы абсолютно бессмысленным, ибо "смысл" есть
разумное осуществление жизни, а не ход заведенных часов.
Смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин
нашего "я", а наше "я" немыслимо без свободы, ибо свобода,
спонтанность, требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя
предполагает, что не всё идет гладко, "само собой", что есть
нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении
преград. Царство Божие, которое получалось бы "даром" и было бы
раз навсегда предопределено, совсем не было бы для нас Царствием
Божиим, ибо в нём мы должны быть свободными соучастниками
божественной славы, сынами Божиими, а тогда мы были бы
не то что рабами, а мертвым винтиком какого-то необходимого
механизма"{}.
> Таким образом, в процессе человеческого
развития должна была существовать возможность пойти по ложной
дороге, по-своему оценить себя и свое положение в мире.
> Пользуясь данной ему свободой, человек
не только изменил своему призванию, но оказал ему сознательное
сопротивление. Библия изображает это в виде посягательства на плоды
"Древа Познания добра и зла", а мотивом нарушения заповеди
называет желание людей "быть как боги".
> В свете ветхозаветной терминологии
"познание добра и зла" может быть истолковано как власть
над миром"/10/. Но это не та
власть, которая была изначально дана человеку Богом, а власть
автономная, утверждающая свои цели и свои мерила
для жизни и мысли.
> Конкретно Первородный грех можно
представить в виде попытки человека, повлиять на природу,
используя данные ему силы в одних лишь своекорыстных целях. Сам этот
акт "первой в истории магии" привел к внутренней переориентации
человека и внес разлад во всё его существо.
> Роковая черта была перейдена: человек
осознал, что он свободен, что может действовать вопреки
Богу. Головокружительная бездна раскрылась перед ним, и тот,
кто был создан стать борцом с Хаосом, стал его рабом.
Путь к Древу Жизни был закрыт. Законы, властвующие в природе,
овладели человеком, гармония духа и плоти была нарушена, между
Небом и Землей разверзлась пропасть...
<.....>
> Богословие связывает эту тайну
единомножественности ноосферы с учением о богоподобии человека.
Подобно тому как единство Сущего открывается в предвечном
саморазличении Троицы, так и человек в его идеальном состоянии
объемлет в себе ипостаси отдельных индивидуумов. "Существует
только одна человеческая природа, - говорит В. Н. Лосский, - общая
всем людям, хотя она и кажется нам раздробленной грехом и разделенной
многими индивидами"{}.
> Каким бы путем ни совершился
антропогенез, постиг ли этот таинственный переворот одно существо
или несколько - "Адам" как таковой остается единым.
> Мы все пребываем в этом
единстве и в нём увлечены на ложный путь. Сущность
Грехопадения - не в чьей-то отдельной вине, а во всеобщем
человеческом отпадении, ибо, как говорит апостол Павел, в нём
(то есть Адаме) "все согрешили" (Рим 5,12). Именно
поэтому мы несем на себе печать трагического разрыва бытия
и можем сознавать себя участниками Грехопадения. Оно совершилось
на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но охватывающем
весь вид в целом. Поэтому каждый рождающийся в мир человек
причастен греху, будучи "клеткой" общечеловеческого духовного организма.
> Тем не менее как в космогенезе
силы Хаоса не в состоянии были прервать процесс становления,
так и человек не целиком покорился демонизму и злу.
Извращение путей не привело к его окончательной гибели.
В нём сохранился здоровый корень, жажда совершенства и познания,
стремление к добру, тоска по Богу. В этой неполной
утрате первоначальных даров и заключен залог дальнейшего поступательного
движения Адамова рода.
> Да, поистине жизнь наша - "юдоль
плача" и "лежит во зле", но даже и в этом
несовершенном и скорбном мире осуществляет свою созидательную
цель божественный Логос. Само страдание, сама дисгармония вызывают
в человеке протест, побуждают искать пути их преодоления.
В борьбе и преодолении куется человеческий дух.
> Христианство не считает страдание
добром. Христос утешал страждущих и исцелял болящих. Но на таинственных
путях Промысла даже зло может обернуться добром. Недаром многие мыслители
говорят, что только в "пограничных ситуациях", перед лицом
смерти, отчаяния и страха выявляется подлинная человеческая сущность.
Величайшие победы духа рождены были в горниле страданий. На этом
пути Бог не оставляет человека одиноким, укрепляет его, озаряя
его труд и борьбу светом Откровения. И наконец, творящий
Логос Сам входит в мировой процесс, соединяясь с Адамом
через Воплощение. Он страждет и умирает вместе с ним,
чтобы привести его к пасхальной победе.
> "Мужайтесь - Я победил мир",
- говорит Христос. "Победа, победившая мир, - вера наша!" - восклицает
Церковь устами апостола Иоанна, прозревавшего Царство Божие.
> Только Бог созерцает творение в его
бесконечной красоте. Мы же, живущие на земле лишь краткий
миг, не в состоянии охватить всю грандиозность замыслов
Творца. Такова основная мысль Книги Иова. Однако, даже ограниченные
рамками своего бытия, мы в какой-то степени предвосхищаем Грядущее
как сознательные соучастники вселенской драмы, в которой
человек, проходя через борьбу, страдания и поиски, возвращается
в дом Отчий...
> Первое искушение человека было для него
пробным камнем: Адам внял голосу Змея и захотел идти его путем
богопротивления. Но и после этого великого разрыва, когда врата Рая
закрылись, связь Неба и Земли не прервалась. Бог продолжал
присутствовать в жизни человека, который в сумраке своих блужданий
не уставал искать Его.
> /10/.
Библейская идиома "добро и зло", как правило, есть синоним
"всего на свете". "Для евреев, - справедливо отмечает
голландский библеист Ренкенс, - познание означает вещь практическую,
в том или ином смысле творческую: познать вещь, произнести
ее имя - означает осуществить над ней свое подлинное
влияние, поставить ее под свою власть. Это хорошо объясняет
тот факт, что знание различия между добром и злом
может быть только сверхчеловеческой привилегией" (Н. Renckens.
La Bible et les Origines du Monde. Tournai,
1964. P. 178).