Всем привет.
Я тоже против около политических и тем паче
межнациональных боданий,
когда речь заходит о проблемах инвалидов на постсоветском пространстве.
Ведь проблемы на самом деле весьма сходные,
о бщие, так сказать родовые.
Чтобы не быть голословным,
цитую статью из украинских сми за декабрь 2011.
Если с той поры, что-то кардинально улучшилось, то...
В любом случае, под некоторыми строчками
из данной публикации,
российские инвалиды могут подписаться, как под своими, наболевшими.
Нельзя сказать, что создание
безбарьерной среды встало и стоит на месте,
но и темпы развития не слишком то впечатляют.
Так что наверно лучше делиться конкретным опытом,
чем подначивать друг друга.
Не стоит ждать, когда в московском метро
погибнут слепые, чтобы внедрить очень простые правила
помощи незрячим пассажирам.
Так же, как и киевских архитекторов
можно уговорить проектировать пандусы с нормальным углом наклона и т.д.
Ещё лучше было бы организовать межгосударственную общественную структуру,
типа какой-нибудь комисссии по разработке единых стандартов.
И не только ради сочетания опыта,
но и для солидности воздействия на местные бюрократические структуры.
Впрочем, это уже другой разговор.
*
В Киеве инвалиды не живут, а выживают
5 декабря 2011.
Часто ли на столичных улицах, в транспорте или на концертах вы видите людей
с
ограниченными способностями?
3 декабря в мире отмечали День инвалидов. В Украине зачастую о людях с
особыми
потребностями вспоминают раз в год. По данным Всемирной организации охраны
здоровья (ВООЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид. Выходит, что 700
миллионов человек по независимым от них причинам (либо от рождения, либо в
момент жестокого стечения обстоятельств, утратив здоровье) обрели то, что на
самом деле делает их духовно сильнее многих здоровых людей. Они борются
каждое
мгновенье своей жизни с тем, чтобы доказать, что их проблема лишь
физиологична.
Они также личности, поэтому видеть в них их недостаток, прежде всего, глупо.
Ведь они вытащили несчастливый билет, в отличие от вас. Но это ни в коем
случае
не делает вас лучше их. К сожалению, о потребностях таких людей, больше
духовного, нежели материального характера, чиновники и общество вспоминает
лишь
по случаю "красного дня календаря", чтобы ровно на следующий день забыть об
их
существовании на год - до следующего Дня инвалидов.
Инвалиды практически изолированы от общества
Часто ли на столичных улицах, в транспорте или на концертах вы видите людей
на
инвалидных колясках, незрячих с тростями или провожатыми, усердно
жестикулирующих глухонемых? Да, иногда видим, но мало. Но это вовсе не
означает,
что таковых у нас нет. В одном только Киеве людей с особыми потребностями -
именно так уважительно на Западе принято называть инвалидов, проживает более
140
тыс. человек. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в
действительно европейский город, комфортный не только для здоровых людей,
ничтожно мало. Да и многое из того что сделано, инвалиды называют сущим
кошмаром. Сразу видно, что это создавали те, кто даже не пытался
воспользоваться
своими придумками. Результатов от деятельности городских чиновников, в
частности, нашумевшей программы "Безбарьерная среда", практически ноль.
- Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно
похвалить
власть, - сетует глава общественной организации Центр реабилитации
инвалидов-спинальников "Возрождение АРС" Иван Марусевич. Единственное, что
можно
назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким
полом.
Но опять-таки добраться до такого транспортного средства у
инвалидов-колясочников практически нет возможности.
Для получения квалифицированного ответа на вопрос о перевозке людей с
ограниченными возможностями обращаемся к Валерию Липецкому, главе Киевской
городской организации работодателей-перевозчиков "Столица":
- Во-первых, не стоит путать понятия частный транспорт и коммунальный.
Прекрасно
известно, что частники перевозят за раз максимум двух инвалидов, причем
второй
зайдет внутрь транспортного средства только с доброй воли водителя. Также не
забывайте о том, что маршрутки для перевозки инвалидов, использующих
коляски, не
предназначены. Коммунальный же транспорт, особенно троллейбусы, в которых
достаточно пространства, способны комфортнее и дешевле перевозить людей с
ограниченными возможностями. Наружной рекламы на транспорте становится все
меньше, так как действительно она часто мешала обзору пассажиров на местах.
Мы
будем работать над этим вопросом.
В пресс-службе киевского метрополитена заверили, что в скором времени все
станции метрополитена будут оснащены всем необходимым для комфортного
передвижения в нем людей с ограниченными функциями.
По словам г-на Марусевича, пандусы, устраиваемые в домах, во-первых, сами по
себе неудобны, а во-вторых, съехав по пандусу, инвалид тут же сталкивается с
препятствиями в виде бордюров, так - что впору расшибиться в лепешку. Ужасны
и
разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых
обошлось Киеву в 80 тыс. грн. Их Марусевич вообще назвал "тренажерами для
самоубийц" - настолько они крутые.
Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи -
опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве - всего лишь шесть
перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не
всегда
исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а
платформы
"подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами
отправления на тот свет.
- Если программа "Безбарьерная среда" слабенько выполняется для
колясочников, то
для слепых ее и вовсе никто даже не пытается выполнять, - говорит глава
управления киевской городской организации УТОС Василий Шупик. Понимаете,
пандус,
который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых
(в
Киеве их около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в
городе почти ничего не сделано. 5--6 звуковых светофоров на такой мегаполис,
как
Киев, - это не решение проблемы. Одна из самых наболевших проблем для
слепых --
сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство
Общества, по словам г-на Шупика, предлагало городским властям ввести в
действие
специальные устройства на общественном транспорте, чтобы подъезжая к
остановке,
автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы и звуковые маячки
над
входами в метро, магазин, аптеку, почту, которые издавали бы ту или иную
мелодию, и слепому, таким образом, было бы проще ориентироваться в
пространстве.
"Легче мне не станет и тебе не станет..."
Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим, по словам г-на
Шупика,
есть разве что в киевском метрополитене. Так, сейчас инвалида по зрению 1-й
группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой
едет один, то его встречает контролер, садит на эскалатор, внизу его
провожают к
первому вагону, садят в него, спрашивая, на какую станцию нужно, и там его
тоже
встречают и сопровождают на эскалатор -- словом, выводят из "подземки".
Правда,
нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после
того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых -- люди попадали
между
вагонами поезда, а не в двери.
Получается, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы? Иначе,
видимо,
к власть имущим не доходит. Конечно, не они ведь не могут передвигаться по
городу без посторонней помощи, не они теряются средь бела дня в центре
столицы,
не они не в состоянии сесть на нужный им троллейбус-автобус или добраться до
той
же почты, чтобы получить свою мизерную пенсию...
Стоит пройтись по улицам Киева, и сразу же станет предельно ясно, насколько
сложно людям, использующим инвалидную коляску либо имеющим иные
ограничивающие
функции, ощущать все блага цивилизации. Таким людям крайне сложно
перемещаться с
одного края улицы на другой. Часто во избежание пробок, особенно на
центральных
улицах столицы, светофоры работают в режиме, когда движению автотранспорта
отведено в 4-5 раз дольше времени, чем для передвижения пешеходов. В таких
случаях автомобили едут дорогами 60-80 секунд, пешеходы же в ускоренном
темпе
должны преодолевать свой путь за 15-20 секунд. Из этих цифр становится ясно,
что
обычному пешеходу приходится бегать трусцой на переходах, что же говорить о
людях с ограниченными возможностями?..
Проблематична и ситуация с подъездами к различным учреждениям. Большинство
банков, в которых не будем забывать, инвалиды получают пенсии, также не
оборудованы подъездными комплексами. Радует то, что большинство аптек таки
соорудили подъезды к своим входам, как и превалирующая часть киевских
супермаркетов. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что эти
конструкции
планировались скорее для магазинных тележек, нежели для инвалидов. Но все
равно,
позитивный момент в этом есть, так как все стороны в этом вопросе довольны.
- Все относительно новые станции метрополитена, такие как "Демеевская",
"Голосеевская", "Васильковская", "Бориспольская", "Вырлица" оснащены всеми
вспомогательными устройствами для инвалидов на колясках. На остальных
станциях
также планируются модернизации, которые будут помогать людям с ограниченными
возможностями. Часто проблема возникает от того, что это противоречит
архитектурным планам станции; однако мы обязательно оснастим все станции
необходимыми приборами для людей, имеющих инвалидность, - заявила глава
пресс-службы киевского метрополитена Надежда Шумак.
2012-й станет для инвалидов "роковым"?
Весьма пессимистические прогнозы по обеспечению инвалидов в следующем 2012-м
году "Киянам.Обозреватель" очертил депутат Киеврады от фракции "Республика
Киев"
Алексей Давиденко:
- В вопросе обеспечения киевлянам повезло больше всех. На уровне города уже
не
первый год действует программа "Турбота", средства на которую, слава Богу,
выделяют вовремя и в полном объеме. Это и материальная помощь, технические
средства реабилитации (коляски, протезы, костыли), машины и т. п., -
рассказывает Давиденко. Добавьте к этому государственные программы,
курируемые
Министерством труда и социальной политики - выходят киевляне-инвалиды
получают
помощь из двух источников. Теперь о грустном: если в Киеве "Турбота"
действует,
а мы рассчитываем, что будет действовать и в дальнейшем, то на
государственном
уровне все будет не так гладко. Реформа социальной политики жизнь инвалидов
лишь
усложнит, а для доказательства своих потребностей придется еще и побегать.
Пример тому, если раньше на Киев, строго по количеству зарегистрированных
инвалидов выдавались машины и средства реабилитации, а до обращения за ними
хранились на "складах", то теперь нужно будет пройти МСЭК (комиссиию),
получить
ваучер, собрать из госфонда инвалидов кучу справок, "заказать" нужное ему
средство и ждать поступления. Бюрократия полнейшая!
Чистой воды издевательством можно назвать и сообщение КГГА о программе
"празднования" 3 декабря Дня инвалидов. Этот день чиновники намерены
отметить...Спартакиадой, на которой более 100 спортсменов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, дефектами слуха и больные детским
церебральным
параличом, будут соревноваться между собой в 6-ти видах спорта: настольный
теннис, дартс, волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкоатлетическая эстафета.
А
вот о перспективах развития материально-технической базы Центров
реабилитации
инвалидов, помощи семьям, остро нуждающимся в колясках, костылях и
дорогостоящем
лечении - ни слова. Конечно же, хвалебные оды и слова сочувствия инвалидам
будут
еще адресованы и не раз. Вот только помогут ли эти слова (кстати, не всегда
искренние) решить хоть часть проблем, вопрос риторический.
kiyany.obozrevatel.com
*
с уважением:
Юрий.