Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кулинарная книга Йоги


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 127

Кулинарная книга Йоги

В сегодняшнем выпуске мы немножко отвлечемся от асан, дыхания и т.п. и поговорим про питание. Данный статью подготовила инструктор Киевской школы Йоги - Лариса Шайгородская.

Кулинарная книга йоги: вегетарианские рецепты для здорового тела и разума. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.

Это великолепное издание было подготовлено специалистами центра «Шивананда-йога Веданта». Издатели сопроводили рецепты красочными иллюстрациями, а главы  - предварительными статьями. Мои опасения насчет практичности предлагаемых рецептов оправдались сразу же. Во всяком случае, я не знаю, где искать маце, тамари, водяной кресс, порошок кароба, черную патоку… По кулинарной своей темности я даже названий таких не слышала и представления не имею, насколько пострадает блюдо, если попытаться обойтись без названных продуктов, и можно ли их заменить чем-то менее экзотичным. Но… Все равно периодически листаю «Кулинарную книгу йоги» и испытываю при этом огромное удовольствие (книгу делали с любовью, и это чувствуешь прямо-таки подушечками пальцев). К тому же трудноисполнимость рецептов компенсируется чудесно и вдохновенно написанными статьями о йогическом питании и образе жизни, в целом. К примеру, ни в какой другой книге мне не встречалось столь полное и толковое описание продуктов в соответствии с гунами.

Саттва, раджас и тамас в еде

Как известно из ведической литературы, все в природе подчинено действию трех первичных сил (гун):
- саттва (благость, ясность, чистота),
- раджас (страсть, энергия, движение),
- тамас (невежество, косность, инертность).

Согласно «Кулинарной книге йоги» к продуктам типа раджас относятся лук, чеснок, редька, кофе, чай, табак, пряные и соленые продукты, продукты с искусственными химическими добавками, полуфабрикаты, белый сахар, острые специи. Все эти продукты усиливают в человеке похоть, гнев, жадность, склонность к насилию и эгоизм. В общем, получите в результате беспокойства и дисбаланс, а на глобальном уровне - разногласия, раздор и войны.

Мясо, рыба, яйца, алкоголь, грибы, уксус, а также все несвежие, грязные, консервированные продукты, незрелые или испортившиеся фрукты, продукты, подвергнутые брожению, засолке, многократной кулинарной обработке, продукты, жареные во фритюре – все это относится к тамасической еде, т.е. пище, делающей человека унылым, вялым и ленивым. Такое питание усиливает хронические болезни и депрессии, заполняет ум мраком.

Зерновые, бобовые, орехи, семена, фрукты, овощи, травы, мед, молоко и молочные продукты относятся к гуне благости - саттва. Они увеличивают жизненную силу, выносливость, здоровье и радость, делают сознание чистым и спокойным, устраняют усталость.
Однако нужно иметь в виду, что саттвическая пища, принятая «на бегу», уже становится раджастической, а обжорство даже невинные свежие фрукты превращает в источник тамаса.
Кстати, склонность к тем или иным продуктам ведическое знание объясняет соответствующим состоянием сознания. Так, люди раджастического типа не представляют своей жизни без кофе, сахара и всяких там остростей-соленостей, люди, находящиеся под действием тамаса, яро противятся всяческим ограничением на употребление мяса и алкоголя. Но зато изменения в сознании ведут к изменению во вкусовых предпочтениях.
Понятно, что йогам рекомендуется саттвическое питание. Разумеется, переход на благостную «диету» должен быть плавным и постепенным – никакого насилия. Скорее всего, тело, очищенное практикой йоги, само подскажет, от каких продуктов  и привычек стоит отказаться – главное, услышать этот внутренний голос мудрости.

Принципы здорового питания

Вот некоторые принципы, которых рекомендуют придерживаться специалисты центра «Шивананда-йога Веданта»:
- всегда начинайте прием пищи с благодарности за нее, помните Бога,
- в одиночестве ешьте в тишине, в кругу семьи и друзей – в атмосфере миролюбия,
- не ешьте в состоянии злобы и расстройства (принцип этот, кстати, обоснован и физиологически – гланды, оказывается, выбрасывают ядовитые вещества, когда мы сердиты, и эти яды попадают в кровоток),
- избегайте слишком горячей и слишком холодной еды (это чревато расстройством желудка),
- не используйте слишком сложные комбинации продуктов, простая в приготовлении и по составу еда – наилучшая диета,
- ешьте умеренно (обжорство приводит к перегрузке органов пищеварения, делая их уязвимыми перед болезнями, и, кстати, в классическом источнике знаний о йоге –Упанишадах, говорится буквально следующее: «оставь желудок незаполненным на одну четверть»),
- ешьте медленно и с наслаждением,
- каждый прием пищи должен содержать, по крайней мере, одно сырое блюдо, чтобы поддержать щелочную среду крови,
- не пейте во время еды (запивание приводит к разбавлению желудочного сока, что влечет за собой расстройство желудка и прочие неприятности),
- ешьте только тогда, когда действительно хотите есть, остерегайтесь ложного голода, если не проголодались к очередному приему пищи – голодайте до следующего,
- немного лимона и меда полезно утром для подпитки организма энергией и очистки крови,
- после еды не следует хвататься за тяжелую умственную и физическую работу,
- хорошо бы после еды 10 мин. посидеть в ваджра-асане (т.е. - на пятках, соединив бедра и колени вместе),
- не создавайте вокруг диеты много суеты, если думать о еде слишком много – это приводит к проблемам в здоровье,
- попробуйте один день в неделю голодать, голодание помогает удалению из организма токсинов и дает отдых органам.

Голодание

Голоданию в книге посвящена отдельная подробная статья. Утверждается, что в процессе голодания физическая энергия, которая обычно направляется на пищеварение, идет на восстановление и оздоровление организма.
Не следует путать голодание с голодом. Голодание – это пост, предпринятый добровольно для определенной цели (очистка, здоровье, духовное просветление). Голодание – довольно простой способ усилить сознание, развить способность к концентрации и укрепить силу воли. Голодание, как известно, рекомендуют все религии мира. Согласно ведическому знанию, голодать нужно в каждый 11-ый день восходящей и нисходящей луны, т.е. дважды в месяц (11-ый день на санскрите называется экадаши, календарь экадаши без труда можно найти в Интернете). Если соблюдать полное голодание слишком сложно, попробуйте в эти дни хотя бы просто перейти на легкую пищу (фрукты и овощи).
Невозможно получить полноценную пользу от голодания, если сознание все время будет возвращаться к мыслям о еде, не поддавайтесь - обратите свой разум к возвышенному. Как можно больше отдыхайте и расслабляйтесь, по возможности старайтесь проводить дни голодания в одиночестве.

Книга описывает также методику щадящего голодания – голодания на соке, дается и подробная инструкция выхода из длительного голодания.   
Авторы предостерегают, приводя список возможных побочных эффектов. Как известно, во время голодания человек может становиться слишком чувствительным. Это вполне закономерно, поскольку голодание очищает эмоциональную сферу так же, как и физическую. Нужно только не позволять эмоциональной неуравновешенности превращаться в силу, определяющую наше поведение.
 
Приготовление еды для гостей

Процесс приготовления пищи дисциплинирует человека и учит делать хорошее для других. Традиционно считается, что пища должна быть предложена с любовью всем гостям, даже если они прибыли незваными. Один из принципов йоги гласит: «Гость является Богом», и он – единственная живая, одухотворенная реальность.
В сущности, приготовление еды для гостей – это и есть бескорыстное служение, практика, столь важная для достижения успеха в йоге. Любовь и самоотдача очищают сознание, помогают нам понять мир и счастье. Мудрый человек с благодарностью принимает любого гостя со словами: «Прошу к столу».

Книга наполнена многочисленными цитатами из высказываний уважаемых йогов современности – Свами Шивананды и Свами Вишну Деванта, а также из ведических текстов, приводится даже текст молитвы перед приемом пищи на санскрите с переводом на русский:

Brahmaarpanam brahmahavir
Brahmaagnau brahmanaa hutam
Brahmaiva tena gantavyam
Brahmakarmasamaadhinaa

Поедание пищи есть Брахма
Жертва (сама пища) есть Брахма
Человек (едок), который приносит жертву (пищу), есть Брахма, и (желудочный) огонь, при помощи которого пища усваивается, тоже есть Брахма
Таким образом, видя Брахму повсюду в действии, человек достигает Божественного состояния (Брахмы).

Если вам по каким-либо причинам не нравится эта молитва, найдите или придумайте другую. Главное, как мне кажется, здесь – сама эманация благодарности, отправляемая вами в пространство перед приемом пищи и после него, как, впрочем, и в любой другой час существования.

С уважением, Лариса Шайгородская.


ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное