Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Индийская Йога


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 128

Индийская Йога

Никто не знает, что думал Шива о йоге и для чего ее создал. Многие думают что знают, некоторые даже это утверждают… Мы приблизительно знаем, что думали о Йоге Патанджали и Гхеранда, а также наши современники Свами Сатьянанда Сарасвати  Шри Тирумалай Кришнамачарья и другие. Тем не менее, точно отразить, что есть ЙОГА даже для наших современников, мы можем лишь приблизительно, основываясь на их книгах, или книгах записанных с их уст. Но, прочитав даже книги великих йогинов – понятия, изложенные в них попадают подобно семенам в наш вспаханный и удобренный грунт внутренних суждений и понятий, и уже всходят на этом обширном поле, часть которого находится в нашем Сознательном (у некоторых даже  Осознанном), а большая часть в Бессознательном. Говорят, что часть Бессознательного намного больше и есть много техник и направлений, связанных с попытками освоить, заглянуть, воспринять или просто обозначить существование того, что за пределами восприятия.

Самое удивительное, что на этом внутреннем поле даже Сознательного отражается уже не реальность (как некоторые любят заблуждаться, не имея склонности к интроспекции: «я говорю, как оно есть!») а переломленная через органы восприятия и наложенная на систему «узнавания», на основе прошлого опыта и суждений авторитетов (или не авторитетов, что впрочем, не принципиально, главное наличие хоть какой то предыдущих сведений на данную тему) информация. Ведь здесь же произрастают всходы фантазий и собственных суждений, символов Бессознательного. И важнейшим умением практикующего становится «ВИВЕКА», способность распознать и отличить хотя бы для себя реальность, хотя и переломленную органами восприятия и собственные суждения. Ведь усиливая свое тело как инструмент познания, человек, не обладающий Вивекой становится махровым эгоистом и неким монстриком для окружающих. (слово монстр слишком большой символ, для такого маленького объекта, как погруженный с собственные суждения «йожик»
:-) ).

Мы общаемся вербально, но воспринимаем образами и понятиями, шаблонами. Таким образом, мы хоть и общаемся с помощью одинаковых слов, но говорим как бы о разных вещах, иногда диаметрально противоположных. Как говорил незабвенный Хуан Матус «…нас всегда запутывают слова». В итоге прийти к единому пониманию йоги возможно как правило, лишь поверхностно, на уровне слов. А те, кто находят соответствие на уровне понятий, могут даже объединяться в йогатусовки, группы и другие объединения, и критерием «свой-чужой» будет служить некий набор фраз и понятий используемых лидером объединения, для обозначения собственных внутренних структур и понятий (субмодальностей). Но это никак не приближает нас к пониманию йоги (хотя  дает временное пристанище и спокойствие, что как этап познания мира - тоже неплохо), ибо лишь собственный опыт может погрузить нас в тотальное молчание и поможет воспринять, а позже, при наличии острого ума и облечь в слова пережитый опыт. Те, кто боятся проверить все на себе, так и остаются на уровне разговоров: «…понять, что же есть ниродхах до конца невозможно…». А может, просто не пробовали всерьез? Ведь погрузившись в саму Йогу, «тотальное молчание» придется брать на себя ответственность и переживать заново все, по сути, говоря заново «создавать» для себя Йогу, так как прежние понятия будут отметены. Ведь не зря в каждом из нас живет часть Творца. Думать, что кто то только с темной кожей, с длинной линией парампары, а на худой конец просто индус загадочной внешности с четками в руках может рассказать что есть Йога – это миф. Но какой красивый и уютный… Впрочем ведь у каждого свой путь… По большому счету мы все время живем мифами. Например, мифом «я». Некоторые психологи, например, утверждают, что никакого «я» и нет, так как все что мы отождествляем с собой, является процессом, при чем постоянно меняющемся. С другой стороны видящие точно воспринимают нечто, что переходит из одной реинкарнации в другую и является, по сути, ядром существа, вокруг которого и образовываются коши (оболочки), включая физическое тело. Думаю, что противоречия тут и нет. Все что существует – разумно. Все дело в том, с чем себя отождествлять…

Набор символов и концепций отождествления иногда может ограничиваться бессмертной сущностью, а иногда человек отождествляет себя не только с телом, умом, домом и родственниками, а также и с неодушевленными предметами вокруг себя, а порою и с системами а также  идеями, зачастую не отдавая себе отчет, откуда идеи «пришли» и «куда идут». Часто мы принимаем идеи, которые нас окружают с самого детства, не задумываясь об одной весьма интересной особенности нашего Мира. Как сказал один умный человек «все в этом мире относительно».

Однажды беседуя со своим знакомым, мы затронули тему йоги. Мой знакомый сказал, что это не исконно «наше», что мы христиане и нам чуждо все восточное. Я прямо опешил… Но при чем тут религия? (это первое, что подумал я) и второе что я подумал - мой знакомый видимо плохо знает историю Христианства. Ничего не имею против ни одной религии, ибо в идеальном варианте последователь любой религии и идеальный йог – по сути ничем отличаться не будут. А если они и отличаются сейчас, значит до идеальной формы еще далеко. Просто,  христианское учение в свое время также пришло к нам с Востока, прижилось, видоизменилось и настолько осело у нас, что для многих стало «нашим»… и как по мне, оно такое же «наше» как йога, впрочем восприятие дело субъективное...

Многие из нас в своем восприятии и суждениях опираются на внешние шаблоны и идеи, навязанные извне, зачастую не анализируя факты. Осознание… нам все так надо осознавать для того, что бы приблизиться к восприятию Мира таким, какой он есть.

Любая идея, попадая внутрь нашего сознания, адаптируется и оседает в наших понятиях-концепциях, а после интегрируется в общую картину Мира или же отбрасывается сознанием и все равно оседает, но уже где-то в подсознании. Осев в подсознании, она все равно будет иметь влияние на восприятие и действия человека. Йога, система уходящая корнями на Восток, уже давно прижилась в нашем обществе, адаптировалась (и продолжает адаптироваться) и, причудливо изменяясь, вплетается в жизнь славян, европейцев, американцев.  И сейчас ни у кого не возникает сомнений, что ту Хатха йогу, которую преподают у нас славян, у американцев, у европейцев и ту, которая преподавалась в Индии, скажем во времена Патанджали или еще более древние в Индии, нельзя полностью отождествлять. Да, это восточная система, именно оттуда она пришла.  Но сейчас Хатха Йога такая же «индийская система» как карате - «японское единоборство», христианство «религия евреев», или что бы понятнее было, приведу более грубое сравнение как картошка, кофейные зерна, шоколад, помидоры – «древнеамериканские продукты питания». Все эти явления, вещи давно переплелись, интегрировались у нас.

Мы все  родом с Планеты Земля. И существенной разницы между людьми, проживающими на разных континентах нет. Да, конечно существуют некоторые отличия, но ведь это зависит от приоритетов нашего восприятия. То есть – хотим мы видеть различие или наоборот видим ЕДИНСТВО всего. А ведь приоритеты восприятия – это то, что каждые уважающий себя йог выбирает сознательно. Если в попытке дать оценку данной статье вы пытаетесь вспомнить, что же об этом говорили известные и признанные авторитеты йоги – вы опираетесь на приоритеты, навязанные извне. Если пытаетесь, например, логически рассмотреть информацию – вы склонны к творчеству, свободе и сами выбираете приоритеты восприятия. Кроме того, я не отождествляю себя полностью с данным телом или умом, имея более широкий опыт восприятия. И если я расставлю на карте планеты маленькие флажки в местах прошлых реинкарнаций,  то тогда вопрос о принадлежности МЕНЯ к славянам, ариям, дравидам и т.д. выглядит весьма «притянутой за уши» идеей. Бесчисленные воплощения сроднили меня со многими территориями Земли, и отождествить себя с каким-то одним не представляется возможным…

На данный момент неизменными в Йоге остались промежуточные и конечные точки в практическом освоении системы. Например, состояние унмани (безмыслия), или читта вритти ниродхах (непорождение волнений ума), или конечная цель Самадхи (слияние субъекта с объектом созерцания, в итоговом понимании – слияние с Абсолютом). С другой стороны нельзя не заметить адаптативных изменений диетологии йоги, с учетом нашего климата или изменения асан, в следствии развития более глубокого понимания необходимости адаптировать практику согласно индивидуальным особенностям или попытки создания универсальных последовательностей, не несущим негативного (без необходимости индивидуальных коррекций) влияния  вообще. Возникает различение и понимание, что не все методы, известные в йоге могут одинаково успешно использоваться ВАТА и КАПХА типами или людьми с различными нарушениями в позвоночнике.

На данный  момент, как я вижу, колоссальная часть знаний, привнесенных в йогу людьми Запада, формирует  и создает современную Йогу, также как традиционная индийская продолжает развиваться внутри Индии. Да, да, там тоже она не остается неизменной, так как возникает новые стили и в Индии. Неизменной остается, пожалуй, лишь Раджа Йога, так как эволюция ума происходит не так быстро. С другой стороны, вспоминая о цепи реинкарнаций, меня коробит от словосочетания «люди Запада» и «люди Востока».

И мы всего лишь помним о том, что Хатха Йога когда-то была с полуострова Индостан, Гималаев и Тибета. Большинство преподавателей, которые сейчас ведут свою деятельность у нас, это люди, которые уже обучались у преподавателей Запада и Востока в одинаковой мере. Кто-то пытается следовать традициям натхов, или следовать новым Западным стилям или следовать именно «традиционным» индийским Хатха-йогическим стилям, которые впрочем, нередко создавались в IXX или ХХ веках, то есть они также «традиционны» как и те системы, которые возникают в наше время. Большое разнообразие методических подходов, видимо, спровоцировано реальной необходимостью адаптации и индивидуализации подхода. И что бы не говорилось сторонниками традиционной или йоги новых течений, теперь Йога принадлежит, пожалуй, уже целой планете.
А если взять и рассмотреть глубже – то каждому из нас. Ибо для того, что бы понять Йогу – мы вынуждены ее заново создавать, по крайней мере, для себя.


С уважением, Анатолий Пахомов.


ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное